Капкан токсичной продуктивности: как мы стремимся провести каждое мгновение с пользой

«Вы можете действительно отдыхать, но только тело будет наслаждаться этим. Ваш ум? Почти никогда. Вы все равно будете думать о том, что делать после отдыха, или просто задумываться об уведомлении по электронной почте, которое только что прозвучало. Ваши чувства? Они тоже не изменятся — чаще всего вы будете чувствовать тревогу, понимая, что кто-то там работает над достижением своих целей, пока вы просто лежите в постели», — так описывает состояние токсичной продуктивности бухгалтер из Джакарты Андре Нахра Ихсанти в статье на LinkedIn.
Сегодняшний тренд подталкивает к мысли, что свободное время должно быть тоже наполнено продуктивностью: будь то хобби, саморазвитие или новые проекты. Если еще несколько лет назад Илон Маск озвучил традиционную идею трудоголизма, заявив в соцсети X (бывший Twitter; соцсеть заблокирована в России), что «никто еще не изменил мир, работая по 40 часов в неделю», то похоже, что к 2025 году концепция поменялась. Современный тренд не подразумевает «не делать ничего, кроме работы» — теперь «надо постоянно делать что-то», неважно, платят за это или нет.
Сегодня все больше людей сталкиваются с тем, что даже отдых может вызывать чувство вины и тревогу из-за непрекращающегося стремления к достижению целей. В основе «токсичной продуктивности» лежит идея о том, что каждую минуту своего времени нужно посвящать полезному («продуктивному») занятию. Если человек читает «легкую» книгу или идет на прогулку, то он попросту теряет ценное время. Все виды отдыха и расслабления, которые не приносят немедленного результата или не способствуют достижению конкретной цели, начинают восприниматься как потеря времени.
Вы пришли на концерт с коллегами, думая о карьере, саморазвитии или удачных фото для соцсетей, а время, проведенное там, оправдываете как важную часть профессиональной жизни. Осторожно — это яркий пример того, как работает «токсичная продуктивность»: каждое действие воспринимается через призму «я должен использовать это время максимально эффективно», даже если на самом деле ваша подлинная глубинная потребность — просто насладиться моментом.
Идея о том, что каждая минута должна быть заполнена чем-то «полезным», легко превращает нас в людей, которые не могут остановиться. Сама мысль о том, что можно быть, а не делать, кажется неудобной и непродуктивной в культуре, пропагандирующей вечную занятость.
Ситуация только усугубляется
Исследования, опубликованные в Harvard Business Review в конце 2024 года, подтверждают, что многие люди по всему миру продолжают сталкиваться с трудностями в поддержании баланса между профессиональной и личной жизнью. Проблемы с перегрузками и стрессом только усугубляются: согласно ежегодному глобальному опросу Expedia, 62% работников по всему миру не чувствуют, что у них достаточно свободного времени. Многие работодатели ожидают от своих работников абсолютной лояльности (к примеру, опрос аналитиков первого года Goldman Sachs показал, что они работают более 95 часов в неделю и спят пять часов в день).
Исследование Atlassian выявило, что 78% респондентов испытывают перегрузку из-за постоянных рабочих встреч, а 67% сотрудников на уровне директора и выше вынуждены работать сверхурочно. 76% респондентов чувствовали себя опустошенными после рабочих дней, а 80% считали, что они работали бы более продуктивно с меньшим количеством встреч и совещаний.
Исследование 2024 года, проведенное финтех-компанией Sorbet, выявило, что в среднем работники в 2023 году брали всего лишь 10 дней отпуска за год. Отчет о глобальных трендах в сфере талантов фирмы Mercer за 2024-й (в котором участвовали более 12 000 респондентов) демонстрирует, что 82% сотрудников находятся в зоне риска выгорания. Сорок процентов опрошенных сотрудников считают, что выгорание — это неотъемлемая часть успеха.
В России же 72% сотрудников компаний получают звонки по работе в личное время — этому способствует «гибкий график», так как он гнется в обе стороны, и этим многие пользуются. «Раньше считалось, что перерабатывают те, кто сидит в офисе до восьми или десяти часов вечера. Теперь люди уходят с работы в восемь, а потом продолжают работать допоздна из дома», — объясняет партнер «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн.
Парадоксально, но все это происходит в условиях постоянной гонки за продуктивностью. Страх отставания и отказ от отдыха становятся частью повседневной жизни, несмотря на понимание того, что такой стиль работы ведет к истощению.
«Как инструктор по психологии Гарвардской медицинской школы и терапевт, который лечит тревогу и депрессию, я встречала огромное количество людей, проявляющих признаки токсичной продуктивности», — пишет доктор Натали Кристин Даттило. К примеру, студент-медик признался Даттило, что он не чувствует, что работает достаточно усердно, если не находится на грани нервного срыва. Генеральный директор одной компании рассказала, что испытывает приступы паники, когда забирает детей из школы, так как теряет на это драгоценное время. Разработчики же жаловались Даттило, что иногда пропускают прием пищи, потому что боятся отстать от других.
Что подпитывает токсичную продуктивность
В XIX веке в США случилась золотая лихорадка, начавшаяся с открытия больших месторождений вблизи Сакраменто в 1848 году. Некоторые исследователи считают, что это явление и стало отправной точкой для «культуры западной токсичной продуктивности». Люди без сна и отдыха «охотились за кладом». «Упорный труд отличается от трудоголизма. Вовлеченные работники находят радость и удовлетворение в своей работе. Личность трудоголика полностью связана с работой, тогда как трудолюбивый человек привносит свою личность в работу», — писал журнал Vogue несколько лет назад в статье под названием «Трудоголизм и токсичная продуктивность вышли из моды».
Тренд не уходит, но видоизменяется. Многие современные работники выросли в среде, где тяжелый труд приравнивается к добродетели, а отдых — к лени, размышляют авторы Harvard Business Review. Культура, в которой самооценка людей зависит от их достижений, только закрепляет эту мысль.
С другой стороны, в чем проблема, если у человека плотное расписание, наполненное полезностями? Большое количество работы можно расценить как востребованность и карьеру, занятие по сценической речи придаст уверенности, а пилатес и психолог — внимание к связке Mind and body… Конечно, как и в любых отношениях, есть и здоровый вид привязанности к работе, саморазвитию, улучшению — словом, продуктивности. «Здоровая продуктивность» имеет примерно такие маркеры: реалистичные цели, сохранение work-life баланса, возможность спокойно делать перерывы, наслаждаться свободным временем и ценить качество больше, чем количество.
Городской университет Нью-Йорка провел опрос сотрудников с полной и частичной занятостью. Результаты показали, что 55% респондентов считают, что уделять слишком много времени работе — допустимо (это скорее «позитивное явление»). Они склонны выполнять поручения вне рабочих мест и рабочего времени.
Нет ничего плохого в том, чтобы часть времени провести в активной деятельности, но основной капкан «токсичной продуктивности» — отсутствие стратегического планирования и мышления, предупреждает коуч, сооснователь академии коучинга 5 Prism Леонид Лубочкин. «Мозг и тело слишком заняты решением задачи здесь и сейчас и не остается времени подумать: для чего здесь и сейчас я так занят? — говорит он. — Вы также «заражаете» окружающих. Особенно если вы руководитель».
Действительно, прессинг со стороны работодателя играет важную роль — во многих компаниях по миру до сих пор поощряются дополнительные часы в офисе или «на связи». Эксперт напоминает, что члены команды будут брать пример и чересчур загружать себя, иначе многим в команде будет казаться, что они недорабатывают, ведь их босс так много всего успевает. «Скажем, он не просто занимается делами компании, но и в «свободное время» транслирует через соцсети рассказы, как продуктивно провел выходные, — приводит пример Леонид Лубочкин. — Если остальные так не делают, то будут выглядеть бездельниками».
Боясь столкнуться с собственными мыслями и эмоциями, люди иногда находят утешение в бесконечном заполнении своего времени деятельностью, избегая важных, но сложных тем — например, налаживание личных отношений с близкими: «Порой люди занимают все свое время работой, чтобы не уделять время семье, например. Работа становится привычным и приятным времяпрепровождением, а тот же отпуск с семьей иногда воспринимается как тяжелое испытание, если человек не привык к паузам в своем ритме жизни», — говорит Лубочкин.
«Человек никогда не покидает состояния «рабочей эйфории», при котором главным смыслом физических упражнений или посещений концерта является перезагрузка перед работой», — пишет обозреватель New York Times Эрин Гриффит. Таким образом, отдых становится частью рабочего плана: человек едет в отпуск, чтобы быть более продуктивным после, в отпуске он может читать специализированные книги, чтобы «прокачать» себя, может слушать лекции, но не для удовольствия, а чтобы с пользой провести время.
«Токсичная продуктивность» лишает нас радости от ежедневных банальных и непродуманных поступков, заставляет заниматься полезным слишком много и слишком долго, обычный разговор с коллегами за кофе становится чем-то, что ворует время и возможности, подтверждают специалисты института Ньюпорта.
Клинический психолог Кэтрин Эскуэр говорит, что «токсичная продуктивность дает краткосрочную возможность не думать о других проблемах и даже на время получать дофамин».
Получается, что от «токсичной продуктивности» так сложно избавиться, потому что ее может питать сразу несколько глубоких и крепких корней, как психологических, так и происходящих извне.
Токсичная продуктивность у молодежи
Установки в отношении работы зачастую схожи внутри одной возрастной группы и отличаются как раз в зависимости от поколения, рассказывает кандидат психологических наук, автор книги «Делай как коуч» Ольга Рыбина. Бэби-бумеры думают: «я живу, чтобы работать», поколение Х — «я работаю, чтобы жить», а поколение Y — «я должен работать, чтобы получать от этого удовольствие».
«Поколение Y готово к тяжелому труду, но им обязательно должен нравиться сам процесс, — рассказывает Рыбина. — Интересно, что, образно говоря, маникюр для них — это личное время и отдых («я же занимаюсь собой»), а вот поколение Z скорее относит уход за ногтями к графе «дела/задачи» (я же занимаюсь необходимыми делами), это уже не отдых».
Возможно, поэтому 98% сотрудников поколения Z напрямую испытывают симптомы выгорания, 23% молодых сотрудников заявляют, что сталкиваются с «невообразимым стрессом», а 48% — что чувствуют себя опустошенными (по сравнению с только 40% более старших коллег). То есть примерно все работники нового поколения, только начав карьерный путь, уже чувствуют, что перегружены.
Казалось бы: зачем молодежи вообще много работать, накопленный капитал их родителей просто огромный? Только американские зумеры унаследуют почти $100 трлн. Но надо понимать, что 90% представителей Gen Z живут в странах с развивающимися экономиками (каждый пятый — в Индии). Им только предстоит «зарабатывать». Влиятельность, успешность и гедонизм — это то, что объединяет зумеров по всему миру, «они гораздо более амбициозны, чем вы думали», пишет коммуникационное агентство BCW в своем отчете.
По мере того, как поколение Z заканчивает колледж и выходит на свою первую взрослую работу, социальные сети все больше рассказывают о продуктивности. К примеру, есть популярный хештег #LawTok, где студенты-юристы снимают ролики о том, как они составляют огромные конспекты и чувствуют себя виноватыми, если прерывают учебу утренней прогулкой. Приложение Notion, позволяющее структурировать рабочие процессы, завирусилось на TikTok (более 50 млн просмотров). Молодые люди используют его для планирования: от расписания в школе до просмотра фильмов в кино. Задача — полностью убрать из списка дел свободное «лишнее» время.
Некоторые молодые люди дошли до того, что не могут разрешить себе читать: «Зачем читать 300 страниц, если информацию можно получить гораздо быстрее?» — объясняет природу проблемы автор бестселлера New York Times про продуктивность Нил Пател. Однажды Пател даже предложил своей аудитории «променять книги на блоги и инфографику в соцсетях» для повышения продуктивности.
«Токсичная продуктивность» — ахиллесова пята нашего поколения? — спрашивает себя же представительница поколения Z. — Даже в свободное время, садясь за видеоигры, я не могу отпустить мысли. Думаю о том, что, мне сейчас лучше: ответить на имейлы или разложить белье? И перестать уже терять время». Она убеждена, что это проблема знакома многим ее сверстникам. «Если я не буду успевать за трендами, то моя будущая карьера просто вылетит в трубу», — делится переживаниями девушка.
Соцсети — главный амбассадор того, что пользователи не могут отстать от себя. Ведь тогда есть риск отстать от других: «Многие онлайн-инфлюенсеры продвигают токсичную продуктивность, распространяя превратное мнение о том, что каждый момент нашей жизни должен быть продуктивным. Социальные сети заполнены влогами и видео пользователей, демонстрирующих свои ежедневные графики, списки дел, диеты и прочие подобные материалы, которые могут заставить любого потребителя такого контента почувствовать себя виноватым, что он хочет расслабиться», — пишет Medium.
«Есть инфлюенсер, за которой я наблюдаю в Tiktok, но каждый раз после я чувствую, будто никогда за ней не успею. За один день она и бегает, и встречается с друзьями, и живет полной жизнью после учебы», — рассказывает выпускница UCLA Monica Tudon. «Могу легко напомнить вам, что соцсети — это отредактированная версия действительности», — делится безотказным приемом карьерный коуч Кэти Каприно. Ее метод прост: спросите себя, сколько селфи вы сделали, прежде чем опубликовать одну фотографию? «Цензуру прошла самая лучшая, верно?» — наводит на мысль Каприно.
Психолог Ольга Рыбина советует сделать две вещи, чтобы защитить себя от негативного влияния соцсетей: во-первых, прямо по будильнику выходить из виртуального мира (каждый заранее определяет для себя, может ли он себе позволить 5 минут или два часа в день). А во-вторых, смотреть только на тех людей, которые приносят позитивные эмоции, а не «подталкивают» к действиям и эмоциям с негативной коннотацией.
Тело само выберет время отдыха — хотите вы или нет
Высока вероятность, что придет час расплаты, рассчитываться придется снижением продуктивности и, в конце концов, здоровьем. Закон Йеркса — Додсона выявляет связь между эффективностью сотрудника и его уровнем стресса. Согласно этому закону, существует оптимальный уровень стресса, при котором продуктивность человека максимальна. Если уровень стресса слишком низкий, человек может не быть достаточно мотивированным и сосредоточенным. Если же стресс слишком высок, это может привести к перегрузке, тревоге и снижению производительности. По данным Slack, сотрудники, которые чувствуют себя обязанными продолжать решать рабочие задачи после окончания рабочего дня, демонстрируют на 20% более низкие показатели производительности. Они также испытывают сильный стресс и почти в два раза более низкую удовлетворенность общей обстановкой.
Ведущий популярного подкаста «Искусство быть здоровым» (The Art of Being Well) и автор книг-бестселлеров доктор Уилл Коул предупреждает, что «если вы не будете отдыхать, то ваше тело само выберет время отдыха, когда вы не сможете работать физически. Нет ничего плохого в том, чтобы быть успешным, продуктивным и профессиональным, но это становится проблемой, когда происходит за счет вашего здоровья».
Писательница и эксперт в печатном бизнесе Брин Донован всю жизнь вставала в 5 утра, «чтобы втиснуть еще одно занятие в свой день». Благодаря этому, считает Донован, она и поступила в колледж: «Приемная комиссия была впечатлена тем, что я хорошо училась и много работала. Но в моей голове этот сценарий закрепился как единственный возможный путь к успеху и даже выживанию», — говорит она.
Брин советует вместо убеждения «чтобы быть успешным и в безопасности, надо постоянно и много работать» принять новое, которое будет звучать так: «Я могу добиться еще большего успеха, если буду наслаждаться жизнью». Возможно, Донован готова изменить убеждения и график, потому что уже всего добилась (ведь она сама говорит, что не попала бы в колледж и не сделала бы, скорее всего, такую карьеру, если бы изначально не жила по законам Hustle culture (культуры достигаторства. — Forbes Life). Но главное, что она успела вовремя остановиться.
«Я был готов пожертвовать своим физическим и ментальным здоровьем до тех пор, пока я думал, что могу восстановиться позже», — рассказал основатель Dogster, предприниматель и инвестор из Калифорнии Тэд Рейнголд, когда болезнь уже вмешалась в его планы. Он также говорил, что основатели стартапов должны заранее решить, чем они готовы пожертвовать, а чем — нет. «У каждого будет свой список критических тем, но каждый рискует лишиться многого, и будет более комфортно, если он будет заранее знать, что он готов потерять».
Узнав о диагнозе, он сконцентрировался на своей семье и борьбе с онкологией. К сожалению, инвестор из Кремниевой долины не смог преодолеть болезнь, но успел написать серию постов, в которых говорил о том, что не чувствует FOMO, несмотря на то, что лежит больной (хотя всю жизнь до этого был трудоголиком). «Я просто доволен тем, что жив и проживаю свою жизнь. У меня больше нет «важнейшего списка дел». Сама по себе жизнь и есть весь наш список дел», — подвел итог предприниматель.
Как избежать токсичной продуктивности?
Вот несколько советов, которые помогут вам избежать пагубного влияния токсичной продуктивности:
- Время без экранов. Постарайтесь выделять время в течение дня, чтобы отдыхать от устройств. Это может быть медитация, прослушивание музыки или просто небольшой отдых — эти моменты помогают избавиться от чувства вины за отсутствие продуктивности.
- Установите личные границы. Создайте правила, которые будут способствовать вашему благополучию. — Не использовать телефон во время еды. — Делать перерывы каждые два часа интенсивной работы. — Определить время для общения с близкими. — Спать минимум шесть часов в сутки. — Находить время для отдыха и развлечений, которые помогут вам расслабиться.
- Ограничьте влияние социальных сетей. Постарайтесь не попасть под влияние культуры чрезмерной продуктивности, которая преобладает в социальных сетях. Если просмотр постов вызывает у вас чувство вины или тревоги из-за того, что другие делают больше, может быть полезно сделать паузу и отвлечься.
- Будьте терпимы к себе. Признание того, что не всегда можно быть на пике своей продуктивности, поможет избежать чувства вины. Иногда нужно просто остановиться, отпустить ситуацию и дать себе шанс на отдых. Ведь иногда самое продуктивное, что мы можем сделать, — это ничего не делать.
- Займитесь самоанализом. Попробуйте задавать себе вопросы каждое утро или неделю, чтобы понять, зачем вы делаете то, что делаете. «Большинство людей, находящихся на «колесе продуктивности» или в так называемом «парадоксе продуктивности», действуют на автопилоте», — отмечает Исра Насир, автор книги«Токсичная продуктивность: верните свое время и эмоциональную энергию в мире, который всегда требует большего». «Автопилот — большая проблема, потому что у нас нет самосознания. Мы не проверяем себя регулярно».