Сам себе дирижер: как в Большом театре прошел год под руководством Валерия Гергиева

Первого декабря 2023 года в Белое фойе Большого театра вошел Валерий Гергиев, главный дирижер, художественный руководитель и директор Мариинского театра, музыкальный продюсер, бизнесмен. В этот день постановлением премьер-министра Михаила Мишустина Валерий Гергиев стал директором Большого театра. Сбылась мечта, о которой Гергиев впервые сказал на встрече с премьер-министром Виктором Черномырдиным в 1995 году. На воплощение ушло без малого 30 лет.
«Я работал в Мариинском театре с Гергиевым 10 лет назад. Тогда я понял: как бы его ни звали в Мюнхен, в Вену, в Лондон, в Нью-Йорк, Москва для него важнее других городов», — говорит Forbes источник в Большом театре.
В день, когда Михаил Мишустин подписал распоряжение назначить Гергиева директором Большого театра, он уволил предыдущего директора Владимира Урина по собственному желанию (годом ранее Мишустин продлил контракт с Уриным на пять лет, до 2027-го, но в 2022 году Урин в числе 17 деятелей культуры подписал письмо, осуждающее «спецоперацию»*). Согласно приказу министра культуры Ольги Любимовой Гергиев вступил в должность генерального директора Большого театра с 2 декабря 2023 года сроком на пять лет по совместительству на 0,5 ставки. По опубликованным на сайте Минкульта данным, в 2020 году ежемесячный оклад директора Большого театра составлял 700 666 рублей. Данных за более поздний период на сайте нет.
В Белом фойе разыгрывался финал комбинации, начатой в марте 2022-го, когда Владимир Путин на встрече с молодыми деятелями культуры озвучил давнюю идею Гергиева — воссоздать дирекцию Императорских театров, когда-то объединявшую театры двух столиц, и назначить его директором. «Известия» 15 ноября 2023 года сообщили, что, по данным их источника, о назначении Гергиева на пост директора Большого объявят на Санкт-Петербургском международном культурном форуме в ноябре. Но объявления на форуме не последовало. Источники Forbes объясняли это тем, что маэстро не может выбрать, где он будет служить директором, а где совместителем. Восстановить императорскую дирекцию не позволяет президентский указ 1991-го, определивший уникальный статус Большого и подчинивший театр председателю правительства.
Но Большой давно готов отражать атаки. После революции Большой неоднократно пытались ликвидировать. Когда в 1922 году Политбюро приняло решение театр закрыть, нарком просвещения Анатолий Луначарский писал Ленину: бюджет театра при царском режиме составлял до миллиона рублей в год, «а в 1922 году государство планирует потратить на театр всего 144 000 золотых рублей, то есть менее шестой части прежних расходов. Артисты получают менее 20% прежних заработков, при этом сохранено и многомиллиардное имущество этого театра в замечательном порядке, с каким вряд ли может сравниться даже лучший склад ВСНХ». Важный аргумент наркома: «Мы имеем театр, о котором и до сих пор еще идут хвалебные отзывы представителей иностранных держав и иностранной прессы, позволяем каждый вечер двум тысячам людей, в том числе 500 рабочим, проводить время в теплом и светлом помещении, слушая хорошую музыку».
В начале 1990-х, как рассказывал директор Владимир Коконин в интервью «Коммерсанту», были попытки приватизировать Большой театр. Он тогда кинулся в Кремль к Ельцину — так появился указ президента России 1991 года «Об особо ценных объектах национального наследия России». Как пишет в книге «Хроники Большого балета» журналист, балетный критик Татьяна Кузнецова, в 1990-е «театр задыхался в тисках хронического безденежья». Историческое здание разрушалось, пожарная инспекция и технадзор отказывались выдавать разрешение на открытие сезона, и Большой открывался для артистов и публики на свой страх и риск. В 1995 году Валерий Гергиев, с 1988 года главный дирижер, а с 1996-го художественный руководитель — директор Мариинского театра, впервые высказал идею воссоздать дирекцию Императорских театров под его началом.
Анализируя творческий путь Валерия Гергиева и Мариинского театра, музыкальный критик Дмитрий Ренанский пишет: «Для Гергиева «лихие девяностые» — эпоха первоначального накопления репутационного капитала». В 1992 году Гергиев дирижировал «Отелло» Верди в Метрополитен-опере. В 1995-м он занял свой первый заграничный пост, став дирижером Роттердамского филармонического оркестра. С 1997-го выступал на фестивале в Зальцбурге. Специально для него Метрополитен-опера ввела должность главного приглашенного дирижера. В 1998-м Мариинский театр гастролировал на сцене Метрополитен-оперы. Личный бренд Гергиева успешно продвигал и русскую музыку, и Мариинский театр. Валерий Гергиев сформулировал это так: «В Нью-Йорке ли я или в Зальцбурге, я продолжаю работать на Мариинский театр». Ренанский отмечает, что в 1990-е европейские и заокеанские импресарио предпочитали приглашать на масштабные гастроли не подрастерявший былую респектабельность Большой, а амбициозный Мариинский.
Большой театр в 1990-е вышел из подчинения Минкульта, получил прямое финансирование из бюджета (но платили с большой задержкой и не все обещанное) и предпринимал отчаянные попытки заработать: от предложения художественного директора Владимира Васильева всем мировым театрам оперы и балета в один день дать спектакль в пользу Большого до переоборудования лож бенуара для VIP-посетителей (ложи с барами и холодильниками можно было абонировать на сезон). По данным «Коммерсанта», первым ложу снял глава Столичного банка сбережений Александр Смоленский за $64 000. Так театр искал средства, чтобы поставить одну-две премьеры в сезон. Руководство Большого ездило в Париж, в штаб-квартиру ЮНЕСКО, просило помочь собрать $350 млн на строительство новой сцены и будущую реконструкцию исторического здания. К лету 1998 года государство недоплатило в бюджет Большого театра 54 млн рублей.
В августе 2000 года Путин подписал указ «О Государственном академическом Большом театре России», где в трех пунктах вернул Большой театр в подчинение Минкульта, учредил должность генерального директора, упразднив художественного и исполнительного директоров, и определил 2001 год началом реконструкции здания театра. Премьер Михаил Касьянов (включен в реестр иноагентов) своим указом назначил первого гендиректора — Анатолия Иксанова.
Директор Иксанов развернул активную деятельность: начал борьбу за бренд Bolshoi за границей, возбудил судебные процессы против компаний-двойников, гастролировавших под видом Большого, сменил агентство, представляющее интересы театра, взялся за завершение строительства Новой сцены и вспомогательного корпуса, организовал гастроли труппы по стране. Директор-менеджер понял, что театру, замершему в своем развитии («Известия» в 2001 году называли Большой «театром-музеем позапрошлого века»), как воздух нужны современные спектакли. Увеличилась господдержка, возник попечительский совет, пул спонсоров. В Большом начали ставить Дмитрий Черняков, Алексей Ратманский. Была восстановлена традиция заказывать партитуры композиторам: Леониду Десятникову, Илье Демуцкому. Театр стал давать восемь-десять премьер в сезон.
Зачем Валерию Гергиеву Большой театр
В феврале 2005 года в Большой театр на премьеру комической оперы Верди «Фальстаф» пришел экс-президент России Борис Ельцин, вспоминает в разговоре с Forbes бывший замдиректора Большого. Показавшись в центральной ложе, Ельцин сорвал овацию перед спектаклем. На банкете в честь премьеры, подробно описанном в светской хронике «Коммерсанта», состоялся диалог, который хроникеры не подслушали, но его хорошо запомнил замдиректора. По его воспоминаниям, Ельцин спросил директора Иксанова: «Толя, а что с реконструкцией?» — «Денег не дают», — отвечал Анатолий Иксанов. Ельцин покосился на другого участника банкета, Алексея Кудрина, министра финансов: «Кудрин, а ну-ка иди сюда. У тебя денег нет на Большой театр? А ты на что их тратишь?» 15 марта 2005 года в Большой театр приехал президент Путин. Прошелся по театру и в 211-м хоровом зале открыл совещание с министрами. Обсуждали реконструкцию сразу двух театров — Большого и Мариинского. Заявленные суммы — 25 млрд рублей на реконструкцию Большого и 12 млрд на новую сцену Мариинского — называл неоправданно завышенными министр экономического развития и торговли Герман Греф. Министр культуры Александр Соколов требовал «сокращать аппетиты». «У правительства, пожалуй, самая сложная задача», — говорил министр торговли (как цитировала «Российская газета»). «У вас задача самая простая — дать денег», — говорил президент. Обсуждая Мариинский театр, Путин сказал, что ему неясно, как проект Мариинки-2 выиграл французский архитектор Доминик Перо, если реализация его идеи стоит почти в три раза больше предложенного конкурсной комиссией лимита $100 млн. Но, писала «Российская газета», убедительного ответа Гергиев дать не смог. По результатам совещания с 2 июля 2005 года историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию. Новый Большой театр открылся в октябре 2011 года. По данным Счетной палаты, реконструкция обошлась в 35,4 млрд рублей.
За год до окончания реконструкции Большого, в 2010 году, Валерий Гергиев вновь поднял тему дирекции Императорских театров. Но не нашел понимания ни в министерстве, ни в правительстве. Минкульт не одобрял инициативу слияния. «По своему устройству, по принципам работы Большой и Мариинский — совершенно разные театральные организмы. Это понимала и дирекция Императорских театров. Большой и Мариинка, несмотря на творческие пересечения, перетекания, всегда развивались по-разному, — объясняет Forbes бывший министр культуры. — Какие бы мощные фигуры ни работали в театре, Большой никогда не превращался в театр Покровского или в театр Светланова или Григоровича. А вот Кировский, Мариинский театр в последние 50 лет персонифицируют с фигурой, стоящей во главе, — с Темиркановым, с Гергиевым».
В мае 2013 года после восьми лет строительства открылась вторая сцена Мариинского театра, Мариинка-2. Счетная палата в 2012 году выявила нарушения при строительстве на сумму более 290 млн рублей, а при проверке в 2013-м — «факты нанесения ущерба государственному бюджету». «Так, в результате представления недостоверных сведений о фактической стоимости поставляемого оборудования и включения их в сметную документацию Дирекцией сверх фактических затрат на его приобретение, которые составили 35,5 млн рублей, было перечислено 19,1 млн рублей», — сообщается на сайте Счетной палаты, а информация об аудите Мариинского театра после 2013 года отсутствует. Реконструкция исторического здания Мариинского не началась до сих пор.
В 2013 году Валерий Гергиев заявил «Известиям», что, получив три зала — историческую Мариинку, Мариинку-2 и Концертный зал, будет собирать за вечер 5000 зрителей. По данным пресс-службы Мариинского театра, в этот период дирижер давал в России порядка 240 спектаклей и концертов в год. Вместе с международными гастролями число выступлений маэстро доходило до 300–400 в год. Так, в 2004-м Гергиев выступил сначала на вечере открытия сезона в Метрополитене, а через два дня дал концерт открытия в Карнеги-холле, на что никто не отваживался прежде. В 2014 году в рейтинге радиостанции Classic FM Гергиев возглавил топ-100 самых востребованных дирижеров мира. Его работоспособность стала легендой.
После 2022 года, когда о прекращении сотрудничества с Гергиевым объявили Карнеги-холл в Нью-Йорке, Венский филармонический оркестр и Мюнхенский филармонический оркестр, у Гергиева осталась только российская часть его музыкальной империи — Мариинский театр с тремя площадками в Санкт-Петербурге и сценой во Владивостоке, Владикавказский оперный театр и филармония. Строится культурный кластер в Кемерове. Валерий Гергиев — декан факультета искусств Санкт-Петербургского университета, председатель Международного конкурса имени Чайковского, председатель Всероссийского хорового общества, худрук Московского Пасхального фестиваля и акционер компании — производителя индейки «Евродон».
По мнению музыкантов оркестра, Большой театр — лучший подарок, который мог сделать своему давнему другу Валерию Гергиеву президент. «Последние 100 лет Большой — главный театр страны. По его постановкам судят о художественном уровне страны. Это театр мирового класса, он входит в клуб лучших театров наравне с Метрополитен-оперой, Королевской оперой Лондона, Парижской оперой, Ла-Скала и Венской оперой», — говорит Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству. Как формулировал в 2011 году накануне открытия Исторической сцены председатель исполкома попечительского совета Большого театра Александр Будберг: «Большой — это то, что наша Родина может предъявить вместе с улыбкой Гагарина и знаменем над Рейхстагом всему миру. То, что будет «принято к оплате» по любому гамбургскому счету».
В 2023-м по результатам проверки Счетной палаты Большой был успешной организацией. Выполнил госзадание, представив восемь премьер. Посещаемость составила 90%. Было показано 717 спектаклей и концертов. Общий объем бюджетных средств, полученных в 2023-м, — 6,7 млрд рублей. Театр заработал 4 млрд рублей, около 38% от общего объема доходов.
Музыка и спектакли
В служебном буфете Большого шутят: у Геннадия Янина, который исполняет роль Злой феи Карабос в балете «Спящая красавица», спрашивают: «Ты что, берешь уроки дирижирования?» — «С чего вы взяли?» — «А почему кистями так трясешь?» В шутке — намек на дирижерскую манеру Гергиева, ожидание и настороженность артистов и музыкантов. «Это попытка дирижера наполнить фразу качеством, созиданием и вниманием. Это отказ от механистичности исполнения, стремление к ансамблевому музицированию, попытка увеличить напряжение в оркестре, — делится впечатлениями от работы с Гергиевым первая скрипка и концертмейстер Большого Александр Калашков. — Управление оркестром без насилия». Калашков вспоминает, как в советское время играл с дирижером Гергиевым на концерте увертюру из «Руслана и Людмилы». «Он тогда не показал последний аккорд. Это был тест для оркестра: насколько внимательно смотрят музыканты. Многие этого не заметили и сыграли дальше», — объясняет музыкант дирижерскую манеру Гергиева.
Музыканты в оркестре сравнивают приемы Гергиева с управлением гоночным болидом. По их мнению, Гергиев опытный и очень рискованный гонщик: «У него мощный инструментарий для управления ситуацией. Он слышит всех в оркестре и на сцене. Ему достаточно легкого кивка, чтобы восстановить внутреннюю связь, заставить оркестр генерировать энергию, которую выдает дирижер. А энергетика Гергиева — мощнейшая».
За год не все музыканты сталкивались с Гергиевым на репетициях и выступлениях. Те, кто участвовал в концертах Пасхального фестиваля (на две недели театр командировал туда около 50 музыкантов оркестра), рассказывают, как выходили на сцену, не зная, что будут играть. Решение, что исполнять, маэстро может принять уже на сцене, и часто это не то произведение, ноты которого лежат на пюпитрах. Оркестр должен играть по памяти, в стрессовой ситуации. В Мариинском театре музыканты, справляющиеся с такими задачами, попадают в гергиевский состав оркестра. У них повышенные гонорары и ненормированный график. В Большом пока гергиевского состава нет. «Играть с Гергиевым для музыкантов — челлендж. Он доверяет оркестру очень непростые задачи. Те, кто выступает с маэстро, чувствуют себя элитой в театре. Укрощая Большой, Гергиев опирается на лояльный ему оркестр», — объясняет музыкальный менеджер, директор одного из московских театров.
Новый, 2025 год оркестр Большого начал с расширения состава (на сайте театра на момент публикации вывешены 26 вакансий). Оркестр, как и все творческие сотрудники театра, получил новогоднюю премию. Как узнал Forbes, музыкантам заплатили 9 окладов, премии в оркестре от 800 000 рублей и выше.
По госзаданию на 2024 год, которое театр получил от министерства, Большой должен был создать восемь премьерных спектаклей. Театр отчитался о 14 премьерах. Но, по словам театрального менеджера, давшего анонимный комментарий Forbes: «Все это мишура и вид активной деятельности». За премьеры выдаются гастрольные спектакли Мариинки с оркестром и хором Большого театра. Как пишет музыкальный обозреватель «Независимой газеты» Марина Гайкович, «что «Хованщина», что «Руслан и Людмила», что «Иван Сусанин» — старые спектакли Мариинки. А иной раз просто пение в сборных из разных постановок (в том числе балетных) декорациях, что зрителю пытаются выдать за акт художественного прочтения».
По мнению театрального менеджера, много лет проработавшего в Большом, за год руководства Гергиевым он перестал быть оперным театром. По его словам, на сцене театра теперь идут не спектакли, а концерты в костюмах. «К театру это не имеет отношения. Нет осмысленного действия, мысли режиссера, актерской работы. Я вижу певцов, которые выходят и не знают, куда встать. Не знают, в какую сторону идти, — говорит менеджер. — В декабре смотрел «Евгения Онегина» Юрия Темирканова 1982 года, спектакль, который привезли из Мариинки и объявили премьерой в Большом. Но сегодня это — прошлое театра. Красивая картинка в подсвеченных театральных декорациях».
По сути, гергиевская премьера в театре состоялась только одна — новая постановка оперы Верди «Риголетто». Дирижер-постановщик — Валерий Гергиев, режиссер-постановщик — Джанкарло дель Монако. «Я смотрела первый спектакль, — пишет музыкальный критик Екатерина Бирюкова в «Коммерсанте». — Не исключаю, что сам Валерий Абисалович в тот момент тоже его видел впервые. Впрочем, ему к такому опасному вождению не привыкать». Критики отмечают: оркестр и солисты разошлись кардинально, музыкальное действие то и дело провисало на протяжении спектакля. Но несколько музыкальных фрагментов во втором действии критики признали виртуозными.
«Если повезет, в театре можно услышать выдающееся исполнение. А если за пультом маэстро Гергиев — публика гарантированно принимает на ура любое действие», — объясняет театральный менеджер. «Гергиев, без сомнения, великий дирижер, мировая фигура, — говорит музыкант оркестра. — Но он непредсказуем. Все делается «из-под волос», на коленке». Музыканты рассказывают: играли «Саламбо» Мусоргского, было полторы репетиции. Вышла халтура. На «Чародейку», которую ждали 10 лет, — две с половиной репетиции. По мнению оркестрантов, Гергиеву жалко тратить время на репетиции. «Он хочет подготовить спектакль за один раз с 11:00 до 23:00. Но это так не работает. Получаются проходные постановки. Вот «Риголетто» не получился», — говорит собеседник Forbes.
По мнению музыкального менеджера, Гергиев осознает: «Сегодня его личный бренд сильнее бренда Большого театра. Но в отличие от ситуации с Мариинским театром в 1990-е на бренд Большого Гергиев не работает». По его мнению, для Гергиева — руководителя Большого есть только один критерий эффективности — деньги. С начала его директорства театр трижды повышал цены на билеты. Самый дорогой билет на вечерний балет на Исторической сцене сегодня стоит 50 000 рублей. На оперу, которой дирижирует Гергиев, до 35 000 рублей.
Смена ориентиров и перспективы
Театральный менеджер, много лет работающий с Валерием Гергиевым, говорит, что его принципы просты: решения директора не обсуждать, вопросов не задавать, исполнять задания качественно, быть готовым работать в любое время дня и ночи. Например, ждать до трех часов ночи в приемной директора, чтобы утвердить состав на утренний спектакль. Если по каким-то причинам утвердить состав ночью не удается, в гримерке, как рассказывают источники Forbes в театре, могут, например, сидеть три Ярославны из «Князя Игоря» в костюмах и гриме и ждать, кого из них вызовут.
Ждать приходится и зрителям. Так, вечером 31 декабря более полутора тысяч зрителей стояли у дверей Большого. Двери были закрыты. «Мы решали задачу: как одновременно вывести из зала 1500 человек и запустить 1500 человек», — рассказывает менеджер Большого. Гергиев, не привыкший тратить время впустую, запланировал дирижировать утренним «Щелкунчиком» в прямом эфире Первого канала, затем в 16 часов — запись гала-концерта классической музыки с оркестром (шла в эфире Первого канала 1 января), а вечером маэстро вновь дирижировал «Щелкунчиком». Чтобы уложиться в расписание, балет, традиционно начинавшийся 31-го в 18 часов, перенесли на 19 часов. Но все равно не успели — запись гала затянулась. Поэтому пришедшие на вечерний спектакль зрители стояли на улице, недоумевая, почему театр закрыт. «За считаные мгновения мы организовали потоки в гардеробе и на выходе. Зрители гала выходили через боковые двери театра, в то время как зрители «Щелкунчика» заходили через центральный вход, — с гордостью рассказывает менеджер Большого. — Спектакль начался всего с 40-минутной задержкой». Для поклонников Валерия Гергиева это действительно «всего 40 минут». Для публики Мариинского театра закрытые перед началом спектакля двери в театр не такая уж и неожиданная история, но для Большого, где к балету особенное отношение, — событие исключительное.
Впрочем, музыканты оркестра утверждают: «Большой больше не театр балета». Балетные критики прогнозируют, что балет остановится в развитии. Летом 2024 года в театре прошла мировая премьера балета «Буря» Юрия Красавина в постановке Вячеслава Самодурова. Балет заказывал и планировал предыдущий директор Большого Владимир Урин. Новый директор сократил бюджет спектакля со 125 млн рублей до 60 млн рублей, рассказали Forbes источники в Большом. По мнению балетного обозревателя «Коммерсанта» Татьяны Кузнецовой, «Буря», скорее всего, последняя мировая премьера Большого: «Власть переменилась. Судя по многолетней ситуации в Мариинском театре, гендиректор Гергиев не любит тратить время, силы и деньги на балет».
О своей тревоге за судьбу Большого балета заявил в интервью ТАСС 97-летний хореограф Юрий Григорович. Маэстро беспокоился, что балет «Щелкунчик», показанный 43 раза подряд (из них восемь так называемых целевых спектаклей, выкупленных спонсорами по цене в среднем около 50 млн рублей за каждый), теряет первозданность и чистоту своей художественной истории. А кордебалет, выступающий нон-стоп (в отличие от солистов у кордебалета нет второго состава), калечит себе ноги. Как сказал Григорович, «их ноги, если хотите, и есть русский балет. И я бы здесь не прельщался никакими экономическими выгодами. Им же танцевать и дальше. Нужно обеспечить их жизнь и после «Щелкунчика». Волнения Григоровича театр оставил без ответа.
Театр не ответил на запрос Forbes о том, сколько денег принес Большому марафон «Щелкунчиков». Сбербанк отказался раскрывать итоги аукционов билетов на балет «Щелкунчик». Многочисленные сообщества зрителей, жаждущих попасть на балет, в Telegram отмечали, что Большой выкладывал билеты на сайт накануне спектакля в 12 часов дня. Схема зала с билетами открывалась и мгновенно подвисала, балетоманы в чатах винили спекулянтов, которые, резервируя билет, в тот же момент искали покупателя, чтобы оформить с подлинными паспортными данными. Вскоре временной лимит оформления и покупки выбранного на сайте билета был сокращен до 5 минут. В первую очередь выкладывали места по 50 000 рублей в партере (до 40% партера в продажу не поступало, поскольку было зарезервировано театром для учредителей театра, попечителей и спонсоров). Число компаний — спонсоров театра в 2025 году — 22. 10 бизнесменов входят в попечительский совет театра. Те, кто внес благотворительное пожертвование, 10 млн рублей в год, могут абонировать ложи. Договор заключается на 11 месяцев с оплатой 1,25 млн рублей в месяц за ложу бельэтажа и 2,7 млн рублей в месяц за ложу бенуара. Все бизнесмены-попечители и компании-спонсоры имеют до 10 билетов на каждый спектакль. Несмотря на весь ажиотаж, как отмечали музыканты оркестра в разговоре с Forbes, в зале всегда оставались свободные места. Директора московских театров, наблюдавшие за продажей билетов, оценивают ее как ошибку менеджмента.
«Стратегия разместить «Щелкунчик» Большого всюду — на Первом канале, в кино, и лишить театр флера исключительности, недоступности убивает бренд Большого», — говорит музыкальный менеджер.
Вдогонку «Щелкунчикам» дирекция запланировала балеты на весь январь 2025 года (о качестве их исполнения волновался Юрий Григорович) и с февраля переключилась на оперы. В Большом запланированы фестивали Верди, Мусоргского, Вагнера, спектакли, очевидно, привезут из Мариинского театра. О новых постановках Большого сообщений нет.
Московские театральные менеджеры оценивают ситуацию как трагическую: «Большой театр уничтожается. Несмотря на то что Валерий Абисалович не получил разрешения объединять Большой и Мариинский театры, ситуация такова».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.