К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новая цель Сергея Брина: зачем сооснователь Google финансирует исследования аутизма

Сергей Брин (Фото  Lionel Hahn / Getty Images)
Сергей Брин (Фото Lionel Hahn / Getty Images)
Сооснователь Google Сергей Брин продолжает свои усилия в благотворительности в тех направлениях, которые тесно связаны с его личной историей. Он уже инвестировал более $1,5 млрд в исследования болезни Паркинсона, $75 млн — на изучение биполярного расстройства, а теперь сосредоточился на аутизме, финансируя не только фундаментальные научные исследования, но и активно вкладываясь в фонды и стартапы, которые разрабатывают новые методы терапии

26 марта 2024 года на государственной арене засветилось имя  Николь Шэнэхэн (бывшая жена сооснователя Google Сергея Брина. ― Forbes Life). Она стала партнером Роберта Ф. Кеннеди-младшего по предвыборной кампании и кандидатом в вице-президенты. В тот день и в последующих публичных выступлениях Шэнэхэн подробно рассказала об аутизме, диагностированном у ее маленькой дочери,  и связала его с вакцинацией, через которую девочка прошла еще в младенчестве. Никаких доказательств тому, что вакцины провоцируют аутизм, нет, но женщина транслировала эту теорию на протяжении пяти месяцев, пока длилась их с Кеннеди-младшим предвыборная кампания.

«Дочка приоткрыла мне завесу тайны, ― заявила Шэнэхэн в выпуске одного подкаста на следующий день после того, как приняла номинацию. ― Что касается моей поддержки Бобби Кеннеди, это и привело меня к сегодняшней цели ― в финансовом, духовном плане и, возможно, в чем-то еще».

Бывший муж Николь Шэнэхэн и отец их дочери, сооснователь Google Сергей Брин, ни о ребенке, ни об убеждениях жены публично никогда не высказывался. Как бы там ни было, в начале 2022-го команда миллиардера по благотворительным проектам стала искать способы помочь людям с аутизмом. Потратив два с лишним года на планирование и выделив на исследования аутизма почти $50 млн, теперь Брин запускает новую инициативу под названием «Координация исследований в области аутизма» (Aligning Research to Impact Autism), через которую будет финансироваться научная работа по поиску причин расстройства, а также методов его лечения. Бюджет проекта в долгосрочной перспективе пока не определен, однако, по мнению источника, знакомого со стратегией Брина в сфере благотворительности, цифра намного превысит уже выделенную сумму в $50 млн. Первая программа в рамках инициативы называется IMPACT Network, и ее целью является создание сети центров по уходу за пациентами с аутизмом и поиск соответствующих исследователей, которые будут работать вместе и координировать клинические испытания. Прием заявок на регистрацию в сети планируется открыть в ближайшие несколько месяцев.

 

Сосредоточенность Брина на аутизме ― самый последний шаг по выделению внушительных пожертвований на изучение расстройств центральной нервной системы (ЦНС). Все делается в рамках специальной программы CNS Quest, подчеркивает Экемини Райли, имеющая ученую степень в молекулярной хирургии и помогающая в управлении профильными инициативами. Как Forbes сообщал ранее, изначально Брин жертвовал средства на фундаментальные исследования болезни Паркинсона (с тех пор прошло уже больше десяти лет), а затем с 2022-го занялся биполярным расстройством. Пусть с прессой седьмой человек в списке богатейших людей мира почти не общается и посторонних в личную жизнь не пускает, все три недуга ― болезнь Паркинсона, биполярное расстройство и аутизм ― затронули его собственную семью. Так, в минувшем декабре в возрасте 76 лет скончалась мать миллиардера, которой двадцать с лишним лет тому назад диагностировали болезнь Паркинсона. Кроме того, в редком интервью от 2010 года Брин говорил, что из-за генетической мутации, унаследованной от матери, тоже имеет повышенный риск этого заболевания.

«Это работа для меня очень личная, потому что начинается она с болезни Паркинсона, а у меня обнаружена мутация G2019S в гене LRRK2, ― сообщил Брин в электронном письме для Forbes. ― В результате открыт новый вариант гена GBA1, который повышает риск возникновения болезни Паркинсона у людей африканского происхождения. Еще я оптимистично настроен на аналогичные открытия, благодаря которым улучшится уход за людьми с биполярным расстройством и аутизмом».

 

Из сделанных Брином за прошлый год благотворительных отчислений на сумму почти $900 млн (это почти вдвое больше пожертвований в 2023-м и четверть от совокупных $3,9 млрд, выделенных за всю жизнь) около половины пошло на проекты, связанные с CNS Quest. Также миллиардер с недавних пор финансирует стартапы и венчурные фонды, специализирующиеся на коммерческих решениях и методиках лечения. В подобные предприятия он успел вложить свыше $600 млн, в том числе приблизительно $400 млн за один только 2024-й. И хотя любая прибыль пойдет в счет повторных инвестиций либо будет жертвоваться некоммерческим организациям ― это еще один способ стимуляции прогресса.

В исследования болезни Паркинсона (тяжелого дегенеративного заболевания, которым по всему миру страдает 10 млн человек) Брин вложил уже $1,75 млрд, то есть больше, чем кто-либо другой. Бизнесмен ― один из нескольких людей на планете, пожертвовавших столь огромную сумму на борьбу с одним-единственным заболеванием (в число остальных входят Билл Гейтс, Мелинда Френч Гейтс и Уоррен Баффет, финансирующие научную деятельность с целью искоренения полиомиелита, а также покойный магнат из сферы недвижимости Гарри Хелмсли и его вдова Леона, за счет которых идут исследования в области сахарного диабета 1-го типа). Упорство и готовность к сотрудничеству, с которыми сооснователь Google занимается благотворительностью, уже начинают окупаться.

В ноябре 2023 года ученые, работающие в рамках совместной программы Брина и Фонда Майкла Джея Фокса под названием «Координация научной работы по изучению болезни Паркинсона» (Aligning Science Across Parkinson), обнаружили вариант того самого гена, о котором Брин говорил в электронном письме и из-за которого в четыре раза повышается риск возникновения болезни среди пациентов африканского происхождения. А в августе прошлого года Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств опубликовало письмо, где призывает ученых и изготовителей лекарственных препаратов при раннем диагностировании болезни Паркинсона делать ликворограмму (анализ спинномозговой жидкости) по методике, разработанной в том числе на деньги инициативы Брина.

 
Researchers funded by the Brin-backed Parkinson’s initiative ASAP traveled to Rome from more than a dozen countries last year to share ideas and talk about their research (Фото Miranda Perry)

Помимо всего прочего, миллиардер активно спонсирует изучение биполярного расстройства, серьезного психического недуга, которым во всем мире страдает порядка 40 млн человек. В 2022 году Брин и две четы состоятельных супругов ― у них всех есть родственники с биполярным расстройством ― обязались выделить в ближайшие пять лет по $50 млн каждый фонду под названием «Прорывные открытия для успешного развития при биполярном расстройстве» (Breakthrough Discoveries for Thriving with Bipolar Disorder, или BD2 для краткости). По состоянию на сегодняшний день, Брин успел пожертвовать на изучение расстройства $75 млн.

К началу 2022-го команда предпринимателя уже планировала сместить основной фокус на аутизм. В октябре прошлого года стартовал мягкий запуск «Координации исследований в области аутизма». С самого начала проект делал упор не только на фундаментальные исследования, к которым финансирование обычно тяготело всегда, но и на потенциальные методики терапии и способы лечения. «Исходя из опыта с другими нашими инициативами, мы поняли, что важно финансировать оба аспекта параллельно и установить полный цикл обратной связи между научными изысканиями и клиническими испытаниями вроде разработки процедур, поиска лекарств и методик терапии», ― отмечает Райли, одна из ключевых лиц программы. В случае с аутизмом данный пункт особенно важен, ведь это просто нейрологическая особенность, а не болезнь, которую нужно лечить.

Руководительница добавляет, что с целью повышения качества ухода за людьми с аутизмом, которым это требуется, на ближайшие несколько лет у инициативы намечены большие планы, включая разработку количественной оценки нарушений языковой, социальной и сенсорной функций.

«Мне бы хотелось, чтобы у каждого человека со сложными нарушениями нейроразвития типа аутизма была возможность вести во взрослом возрасте полноценную жизнь, реализовывать свой потенциал и жить в окружении, где они чувствуют себя безопасно, видят, что их уважают и принимают такими, какие они есть», ― объясняет преподавательница психиатрии в Йельской школе медицины Катажина Хаварска, которая изучает ранние признаки аутизма и пообщалась с Forbes о начинаниях Брина.

Чтобы приблизиться к цели Брина по совершенствованию методов лечения, команда бизнесмена стала финансировать фармацевтические компании. В конце 2021 года Брин вложил посевной капитал в Catalyst4, пожертвовав ценные бумаги Alphabet и Tesla общей стоимостью свыше $450 млн. Фонд представляет собой некоммерческую организацию особого типа 501(c)(4), которой разрешены лоббистская деятельность и владение целыми коммерческими предприятиями. В 2023-м миллиардер выделил для Catalyst4 еще $615 млн.

 

В портфель Catalyst4 входит контрольный пакет акций биофармацевтической фирмы MapLight, занимающейся поисками новых способов лечения болезней мозга и аутизма. Сейчас в ее активе имеется препарат-кандидат во второй фазе клинических испытаний для помощи при «недостаточности социальной коммуникации» у некоторых пациентов с аутизмом. Также фонд вложился в стартап Stellaromics, который генерирует для разработчиков лекарственных средств подробные трехмерные карты генетической активности в срезах тканей; компанию Capsida Biotherapeutics, специализирующуюся на ранних стадиях генной терапии; и фирму Octave Bioscience, работающую над усовершенствованными типами лечения нейродегенеративных заболеваний, начиная с рассеянного склероза. Как утверждает один источник, знакомый с благотворительной деятельностью Брина, важный принцип, которым Catalyst4 руководствуется при взаимодействии с портфельными организациями, заключается к том, чтобы наряду с инвестициями в капитал давать «благотворительные» деньги (зачастую примерно 25% от совокупного объема вложенных средств).

Вдобавок ко всему остальному, Catalyst4 опосредованно держит акции еще в ряде стартапов через несколько инвестиционных фондов. Крупнейшая такая доля находится в специальном фонде венчурной фирмы The Column Group: посевной капитал выделен совместно с Фондом Саймонсов, который основали покойный менеджер хедж-фондов Джим Саймонс и его жена Мэрилин ― сейчас данные активы оцениваются примерно в $200 млн. На эти деньги оформляются инвестиции в фирмы на ранних этапах развития, занимающиеся поиском лекарственных средств, разработкой вакцин, а также методик генной и клеточной терапии для лечения неврологических заболеваний.

Известный биохимик Роберт Цянь, преподаватель Калифорнийского университета в Беркли и по совместительству консультант в The Column Group, стоявший у истоков фонда, говорит, что инструмент создавался с учетом большой терпимости Брина к риску, и этим он сильно отличается от других благотворителей и венчурных инвесторов. «Работать с человеческим мозгом чрезвычайно сложно, потому что внутрь никак не забраться, ведь так? Не хвататься же за скальпель, ― рассуждает ученый. ― Это к тому, что период с момента первоначального вложения капитала в решение проблемы до момента, когда проект клинических исследований начинает окупаться, скорее всего, дольше, чем готово ждать большинство инвестиционных фондов».

В случае с такими амбициозными целями, как у Брина, «должно быть очевидно кое-что еще, ― добавляет эксперт. ― То, что в итоге тебе повезет».

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+