История Lardini: как семейный итальянский бренд превратился в международную компанию

Андреа Лардини родился в городке Монторо, расположенном недалеко от Филоттрано — родины компании Lardini. Получив в 19 лет диплом компьютерного эксперта, Андреа решил продолжить свое образование на инженерном факультете. Но позже он все-таки выбрал карьеру в мире моды, открыв с братом и сестрами семейное ателье. Изначально компания отшивала изделия для больших модных домов, но вскоре начала создавать коллекции под собственным брендом.
С 2011 года Андреа Лардини занимает должность члена Комитета Pitti во Флоренции, а также активно участвует в управлении одной из самых престижных выставок мужской моды. Он был избран президентом регионального консульства Конфиндустрии текстильной одежды, принимал участие в борьбе с контрафактной продукцией в Италии, а в 2015-м получил степень в области инженерного менеджмента. В интервью Forbes Life исполнительный директор Lardini рассказывает об особенностях производства и социально-экологических инициативах компании.
— Lardini — семейный бренд. Как вы развиваете такую компанию, в том числе и в России?
— Нашей компании уже 47 лет. Мы с братом начали свое путешествие по миру в очень молодом возрасте и с большими амбициями. Когда-то случайно познакомились в России с таким же итальянцем. Нам было очень интересно узнать о местных традициях, российском рынке и характере людей. Ваш менталитет достаточно близок итальянцам. И вот тогда, около 20 лет назад, мы открыли здесь первый магазин, началось завоевание рынка, но на тот момент даже не могли мечтать о возможности стать частью огромной семьи Bosco.
У нас семейный бизнес из четырех человек: двух братьев и двух сестер. Я — старший брат и занимаюсь всем, что касается производства, руковожу компанией. Одна из сестер специализируется на различных административных вопросах, второй брат работает со стилем и тканями. И последняя сестра отвечает за качество. Такой дружный тандем существует уже на протяжении многих лет.
48 лет назад у нас еще не было собственного бренда, но было ателье, которое занималось пошивом одежды для известных модных домов: Armani, Versace и других. Сейчас компания мало того что производит одежду под собственной маркой, она продолжает сотрудничать с другими домами моды, шьет для Louis Vuitton и Ferragamo. У нас всегда было желание донести до мира, что значит качество Lardini, и передать окружающим страсть, с которой делаем свою работу.
— Сейчас из-за геополитической обстановки модная индустрия переживает кризис. Как вам удается удерживать лидерские позиции? Есть какие-то инструменты, которые помогают в этом?
— Надо сказать, что у нас хорошее соотношение цены и качества, команда бренда не испытывает каких-либо серьезных трудностей. Проблемы больше коснулись сегмента люкс. Сложная геополитическая обстановка и неуверенность в завтрашнем дне — все очень сильно сказалось прежде всего на самом дорогом сегменте.
Конечно, у нас, как у любой компании, тоже случаются непростые моменты, но нам удается их преодолеть с помощью специальных социальных амортизаторов. Также очень помогает богатая история марки. А вообще я иногда говорю: «Когда слишком сложно, можно засунуть голову в песок, как делают страусы, и переждать бурю».
— Lardini использует в своем производстве немало инноваций. Расскажите, в чем они заключаются?
— Мы наиболее сильны в производстве пальто, жакетов и костюмов, здесь кроется ноу-хау Lardini. Например, в коллекции есть линия Easy Wear — непринужденная, неформальная, предназначенная прежде всего для путешествий. В ней используется много технологичных материалов, удобных именно для поездок. Они не мнутся, одежду легко положить в чемодан и достать такой же безупречной. Вокруг этого мы создаем и весь остальной ассортимент.
Сейчас появилась еще одна категория-бестселлер — трикотаж. Наш секрет пошива пальто и пиджаков мы перенесли на вязаные изделия, стараемся использовать эксклюзивные виды пряжи и тканей. Покупаем у поставщиков и всегда персонализируем их, как бы закрепляя за собой. Например, материал становится эксклюзивом в плане рисунка и цветового решения. Иногда речь идет о каких-то едва уловимых деталях, но именно они играют решающую роль, потому что подчеркивают индивидуальный стиль. Это может проявляться в типе вязки трикотажа, которую мы подбираем, исходя из особенностей коллекции. То есть это рисунок, цвет, толщина и вес модели.
Многое зависит и от того, какой мы хотим видеть коллекцию в целом. Конечно, стараемся делать универсальные изделия, чтобы они были востребованы на разных рынках — в странах как с жарким, так и умеренным климатом. Регулярно предлагаем базовые предметы гардероба — переработанную классику, но с инновационными решениями. Большое внимание уделяем и подбору изделий в рамках целостного образа. Мы задумали конкретный стилевой подход — тот, что транслирует видение бренда. Считаем, что так должен выглядеть мужчина: для его безупречного вида всегда используем материалы премиального качества. Например, в пальтовых тканях и трикотаже — кашемир, тонкая шерсть в смеси с шелком, а в футболках и рубашках — натуральный хлопок и лен.
Компания придерживается стратегии устойчивого развития, это касается двух направлений: с одной стороны, она направлена на защиту окружающей среды, а с другой — на социум. Что касается эко-курса: в компании уже 10 лет используются солнечные панели, которые вырабатывают 45% электроэнергии для разных производственных процессов. Кроме того, сейчас предприятие построено таким образом, что 95% обрезков ткани, остающихся после пошива изделий, перерабатываются. Это тоже вклад в круговую экономику и очень хороший показатель.
— Какие социальные и экологические инициативы развивает Lardini?
— В 2023 году Lardini получил важный сертификат о равных возможностях для женщин и мужчин, которые создаются в компании. Все имеют абсолютно одинаковые права с точки зрения карьерного роста и зарплат. Это касается и белых воротничков, и рабочих. Существует специальный контракт с сотрудниками, предполагающий премирование по результатам работы и показателям присутствия на рабочем месте. Также мы оказываем различные виды поддержки, например в постпандемийный период, достаточно сложный для многих, в контракт входила психологическая помощь.
Как уже было сказано, компания находится в маленьком городке, где проживает всего 10 000 человек, и все друг друга знают. Мы активно развиваем его в разных сферах, в том числе оказываем помощь школам и организовываем спортивные мероприятия. Стараемся, чтобы работа компании положительно сказывалась на развитии города и его жителей. Также оказываем и индивидуальную финансовую помощь нуждающимся. Нет какого-то общего правила, мы рассматриваем все случаи.
— Символ бренда — минималистичный образ цветка. Как он появился?
— В 1970-е мой дядя носил похожий цветок. Тогда особенно были популярны костюмы и пиджаки, поэтому он часто прикалывал на одежду что-то по типу броши с бутоном. И однажды, работая над коллекцией, подумал, что важно создать отличительный знак бренда. Что-то очевидное и узнаваемое. Так и возник этот цветок Lardini. Дядя был романтичным человеком, бутон стал символом такой натуры.
— Как вы создаете коллекции? Подстраиваетесь под особенности рынка, например российского?
— Российским мужчинам нравится итальянский стиль и вкус. Они не возражают, когда им что-то рекомендуют. Существует некая универсальная концепция Lardini, применимая ко всем рынкам. Команда не хочет навязывать какой-то определенный лайфстайл. Наша задача заключается в том, чтобы мужчины и женщины в одежде бренда могли рассказать свою историю и всегда оставались собой. Наши изделия должны помогать их самовыражению.
Каждый сезон, прежде чем начать создавать коллекцию, мы выбираем тему. Естественно, отталкиваемся от исследования рынка, на котором присутствуем, и от потребности целевой аудитории. Всегда нашим основным бизнесом был пошив мужской одежды, но сейчас мы развиваем и женскую линию. При создании руководствуемся теми же принципами и философией. Одна из последних линий была вдохновлена американским миром, но это не привычный всем стиль кантри, а скорее культурные и философские аспекты, например джаз, который тоже ассоциируется с этой страной.