К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бриллиант за 50 млн рублей и «Коллайдер» в Суздале: новости арт-рынка

Бриллиант огранки Triple Excellent (Alrosa)
Бриллиант огранки Triple Excellent (Alrosa)
На гонконгские торги Christie’s выставил картину Баския за $16 млн, британская галерея Тейт сокращает сотрудников, в музее-заповеднике «Петергоф» начнут использовать искусственный интеллект.  Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости рынка: Sotheby’s готовит сделку с галереей Pace, коллекционеры выбирают что подешевле

На рынке современного искусства массовый спрос все сильнее смещается в сторону более доступных произведений. Об этом свидетельствует отчет портала Artprice по итогам продаж за 2024 год. Из общего объема в $1,9 млрд большинство совершенных сделок пришлось на работы дешевле $5000, в то время как продажи работ по ценам от $50 000 и выше упали за год на 21%. Два основных вывода Artprice в отношении сегмента современного искусства: настороженное отношение коллекционеров к дорогим работам и рост региональных рынков, в первую очередь — китайского и индийского. 

Новостной портал Artnet вводит в оборот новый арт-термин. На рынке искусства голубыми фишками принято называть произведения самых престижных и дорогостоящих авторов вроде Энди Уорхола, Клода Моне или Фрэнсиса Бэкона, инвестиции в которые представляются как минимум безопасными и, весьма вероятно, прибыльными. Покупатели такого искусства, как правило, состоятельные коллекционеры в возрасте. В противовес им Artnet называет искусство, которое сейчас особенно популярно среди миллениалов, красными фишками. Чаще всего это броские работы с налетом технологичности: если объекты, то неотличимые от дорогих игрушек или гаджетов (вроде фигурок KAWS), а если плоскостные изображения, то красочные и созданные с привлечением искусственного интеллекта или в формате NFT-арта. Своего рода мостиком между мирами голубых и красных фишек Artnet предлагает считать произведения Такаси Мураками и Джеффа Кунса. К новой категории можно отнести художников, успешно балансирующих между традиционным и криптоискусством, поп-артом и искусством «уличной волны». В качестве примеров авторы Artnet также приводят Бэнкси, создателя нашумевшего золотого куба в нью-йоркском Центральном парке Никласа Костелло, Beeple и NFT-эксперименты Дэмиена Херста. 

Художник Kaws с фигурками своих «Компаньонов» (Kaws)

По данным Artnews, аукционный дом Sotheby’s планирует заключить инвестиционную сделку с мегагалереей Pace, в результате которой появится отдельная структура. Источники портала подчеркивают, что речь идет о новой бизнес-модели. Заинтересованность Pace в сделке объясняется финансовыми трудностями галереи в связи с возросшими за последнее время накладными расходами. Помимо филиалов по всему миру она вынуждена содержать дорогостоящую штаб-квартиру в Челси (район Нью-Йорка), открытую в 2019 году. Аренда только одного этого пространства обходится почти в $8,5 млн в год. Переговоры между Pace и Sotheby’s, как утверждают источники Artnews, велись с переменным успехом еще с начала пандемии. 

 

Предстоящие аукционы: бриллиант за 50 млн рублей и Баския за $16 млн

Christie’s продолжает продвигать творчество Жан-Мишеля Баския на азиатском рынке. Первые шаги в этом направлении были сделаны в начале 2020-х годов, когда аукцион приберегал для гонконгских торгов самые эффектные работы художника. Эта тактика быстро принесла плоды. В 2021 году за рекордные для региона $42 млн на отдельных торгах был продан «Воин» 1982 года. Для предстоящего аукциона, намеченного на 28 марта, Christie’s выбрал двухметровое полотно 1984 года под названием «Субботняя ночь», которое оценили в $13–16 млн. Торги впервые будут проходить одновременно с ярмаркой Art Basel Hong Kong. Также Christie’s планирует выставить картину Пьера Огюста Ренуара «Прогулка на берегу моря» (1892) с эстимейтом в $2,5–3,5 млн и «Ясновидение» (1962) Рене Магритта, оцененное в  $2–3 млн. 

Жан-Мишель Баския, «Субботняя ночь» (Christie’s)

Московский аукционный дом отметит 25-летие юбилейными торгами, которые пройдут 20 марта. На продажу будет выставлено под 200 лотов от икон и фарфоровых фигурок конца XIX века до работ шестидесятников и современных авторов, таких как Павел Пепперштейн и Олег Кулик. Одним из топ-лотов считается «Колокольня церкви Шамбон-сюр-Лак» Марка Шагала, эстимейт которой аукционисты разглашают коллекционерам только по специальному запросу. В 2–4 млн рублей оценена «Улочка в Остдюнкерке» Ивана Похитонова, а «Георгины» Георгия Савицкого — в 10–20 млн рублей.

 

Аукционный дом Vladey запланировал на 22 марта торги «Три ЧК», то есть распродажу работ из трех частных собраний. С молотка пустят 26 произведений с богатой выставочной историей. Главным хитом аукциона организаторы считают «Натюрморт с водкой» Леонида Пурыгина (€30 000–40 000). Работу Игоря Макаревича «Сотбис», отсылающую к знаковому для отечественного арт-рынка, первому и единственному аукциону Sotheby’s в CCCР 1988 года, аукционисты оценили в €15 000–20 000. К числу топ-лотов также относятся «Голова с чашкой» Олега Целкова и «Деньги» Оскара Рабина (эстимейт каждой: €25 000–35 000).

Игорь Макаревич «Сотбис» (Vladey)

С 19 по 21 марта алмазодобывающая компания «Алроса» проведет ежегодный аукцион инвестиционных бриллиантов из коллекции Alrosa Diamond Exclusive. С молотка пустят несколько десятков драгоценных камней. В подборке преобладают крупные бесцветные бриллианты круглых и фантазийных огранок от 3 до 10 карат. Главным лотом аукциона станет 10-каратный круглый бриллиант огранки Triple Excellent. Он был создан из добытого в 2019 году в Якутии алмаза возрастом 350 млн лет. Стартовая цена лота превышает 50 млн рублей. Суммарная оценочная стоимость выставляемых на торги лотов составляет порядка 1 млрд рублей. 

Прошедшие аукционы: неудачные торги Phillips

Из трех аукционных домов, которые проводили в первой половине марта лондонские торги, посвященные модернизму и современному искусству, самые слабые результаты продемонстрировал Phillips. Суммарная выручка составила £12,2 млн, то есть на треть меньше самых осторожных ожиданий аукционистов. Перед началом с торгов без объявления причин были сняты два топ-лота: работы Ле Корбюзье и Лучо Фонтаны. Несмотря на то, что новых владельцев нашли 90% лотов, большинство из работ уходили с молотка либо по нижней планке эстимейта, либо дешевле. Главная неудача — оставшаяся непроданной «Сидящая обнаженная» (1964) Пабло Пикассо, предварительно оцененная в £1,5–2 млн. Топ-лотом вечера стал масштабный триптих Джоан Митчелл под названием «Канада II» (1975), ушедший за £2,2 млн. 

 
Пабло Пикассо, «Сидящая обнаженная» (Phillips)

Искусство в регионах: «Коллайдер» в Суздале, красноярская ярмарка Scan Fair 

Творческое сообщество «Мира» под руководством бизнесмена и мецената Дмитрия Разумова продолжает наращивать свое присутствие в Суздале. На выходных рядом с Александровским монастырем в отреставрированном купеческом доме начала ХХ века открылась новая выставочная площадка, получившая название «Коллайдер». Внутреннее пространство переоборудовали во вместительный мультимедиа-колодец (12х5 метров) с зеркальным полом и потолком, а также масштабным цифровым экраном по периметру. Выставочное пространство дополняет расположенный рядом старинный деревянный сарай, в который можно попасть по венецианскому мостику. Но если в самом «Коллайдере» планируют показывать цифровое искусство, то пристройка оборудована под экспонирование физических работ. Новое пространство открылось выставкой Максима Свищева «Диджитал тесто». В своих скульптурах и компьютерной графике художник размышляет о том, куда может завести человечество увлечение новыми технологиями. Куратором «Коллайдера» стал Андрей Бартенев, уже отвечающий за выставочную программу суздальского «Ларца». Одновременно с открытием «Коллайдера» прошла презентация первого выпуска альманаха «Мира Illustrated», посвященного коллекции сообщества «Мира», которая на сегодняшний день насчитывает более 40 000 единиц. Сопутствующая выставка «Белые пятна, черные дыры» проходит в Мира центре до 27 апреля.

Максим Свищев, «Диджитал тесто» (Мира)

У квартирной галереи Murmure, созданной в 2023 году Екатериной Карцевой, появилось собственное онлайн-издание, которое рассказывает о современном искусстве сквозь призму женского вклада. На сайте освещаются выставочные проекты женщин-художниц, публикуются посвященные им экспертные статьи и колонки. Кроме того, новое медиа работает как онлайн-представительство галереи Murmure. На сайте уже есть персональные страницы художниц Елены Ковылиной и Ольги Тобрелутс. 

Вторая Сибирская ярмарка современного искусства Scan Fair пройдет в Красноярске с 25 по 29 июня этого года. Организаторы принимают заявки до 4 мая. К участию приглашаются независимые авторы и арт-группы, творческие объединения и коммерческие галереи из Сибири, Урала и Дальнего Востока. В этом году на ярмарке появится новый раздел, посвященный промышленному дизайну, так что заявки ждут и от независимых дизайнеров и коллективов, которые создают мебель, светильники и другие предметы интерьера. В прошлом году по итогам первой ярмарки Scan Fair было продано свыше 100 работ на общую сумму более 3 млн рублей.

Судьба шедевров: найденный под Парижем эскиз Делакруа

Написанный маслом эскиз с изображением львов недавно признали работой Эжена Делакруа. Специалисты аукционного дома Daguerre Val de Loire обнаружили живопись в гостиной дома во французском городке Тур при стандартной процедуре оценки имущества. По словам аукционистов, подобных набросков Делакруа почти не осталось в частных руках, так как все они уже осели в музейных коллекциях. Авторство художника подтверждается экспертным заключением и архивным упоминанием работы в бумагах Ли Джонсона, умершего в 2006 году специалиста по наследию Делакруа. На предстоящие торги Daguerre Val de Loire набросок будет выставлен с эстимейтом в $325 800.

Эскиз работы Эжена Делакруа (Daguerre Val de Loire)

Музейные новости: $1,5 млн от Google.org, искусственный интеллект в «Петергофе» 

Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA) получил $1,5 млн от Google.org, благотворительного подразделения корпорации Google, на финансирование предстоящей ретроспективы Рут Асавы. Открытие выставки запланировано на 5 апреля. Это будет первая крупная посмертная ретроспектива художницы, умершей в 2013 году, инициатора создания San Francisco School of the Arts. 

 
Работы Рут Асавы (David Zwirner)

По данным Financial Times, английская галерея Тейт решила сократить порядка 40 сотрудников (это примерно 7% от общего штата). Как сообщают источники издания, это решение призвано «устранить нехватку финансов, которую многие музеи испытывают после пандемии». Судя по всему, Тейт решила выйти на уровень безубыточности перед планируемым расширением, которое потребует новых затрат. Этим летом пройдут масштабные торжества по случаю 25-летия Тейт Модерн, вскоре начнутся работы по реконструкции ливерпульского филиала и музея-студии Барбары Хепуорт в Сент-Айвсе, которым также управляет Тейт.

Музей-заповедник «Петергоф» и компания «Сбер» договорились о сотрудничестве в сфере цифровых технологий, которые планируется внедрять в музейные практики, чтобы посетители музея смогли использовать современные технологии и сервисы, в том числе на основе искусственного интеллекта. О каких именно практиках идет речь, пресс-релиз не сообщает. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+