Найти свой стиль: как инфлюенсеры и блогеры развивают модную индустрию

Ксения Дукалис
Кино, драма, эклектика, комфорт и винтажный Dior
Я начала интересоваться модой еще в детстве, когда проводила время на даче с бабушкой. Я часто смотрела телеканал Fashion TV, где транслировали модные показы, и MTV, на котором всегда было много шоу с моделями. Затем я начала покупать журналы, из которых вырезала различные вещи — одежду, аксессуары — и фотографии, чтобы собирать альбомы-аппликации. И кстати, когда в детстве меня спрашивали, кем я хочу быть, отвечала, что модельером. Даже пыталась шить наряды куклам из фрагментов ткани.
Я бы назвала свой стиль «эклектичный и практичный шик». В моих образах всегда очень много разных элементов с точки зрения текстур и фактур. Я люблю работать с разными фасонами, экспериментировать с эпохами. И мне нравится соединять все эти элементы так, чтобы при этом мне было максимально удобно. Меня редко можно увидеть в платье, которое будет выглядеть сексуально, но при этом сковывать мои движения. Для меня очень важно, чтобы любой образ был комфортным, но ярким, привлекал внимание. Главные элементы моего гардероба — это пиджаки и необычные сумки. У меня большая коллекция винтажных сумок, особенно я люблю Dior времен Гальяно. Для меня это не просто аксессуары, а произведения искусства.
Я практически никогда не хожу на офлайн-шопинг. Последний раз ездила к коллекционеру выкупать винтажный пиджак Yves Saint Laurent 1982 года. И то пришлось поехать лично только потому, что продавец переживал, что пиджак мне не подойдет и я его верну. Я всегда все покупаю онлайн. Можно сказать, что я профессиональный инженер-геодезист по работе с маркетплейсами. Я всегда найду на любом сайте то, что мне нужно, и правильно выберу без примерки. Неважно, это вещи из США или из Сибири, одежда или аксессуары. Последняя моя сумка Dior ехала ко мне из Техаса — я все шучу, что это вещь из коллекции Долли Партон. Потому что она очень розовая, вся в фурнитуре, суперъяркая.
Я работаю с Лизой Гардер — она мой друг, единомышленник и стилист. Я впервые смогла с кем-то сработаться, потому что мы обе понимаем роль искусства и культуры в образах. Мы разговариваем на одном языке, и она помогает мне с экспериментами.
Российский бренд, который я всегда рекомендую, Nouveau Riche. Они аутентичные и веселые. Для базы могу взять вещи в Limé — во-первых, всегда могу найти у них одежду своего размера; во-вторых, нравится их развитие как бренда, как они уделяют внимание искусству и культуре. Люблю IronBy моей подруги Насти Мироновой. Она очень хорошо работает с лекалами и фасонами, это редкость. Который сезон ношу свои куртки от Red September.
Я пристально слежу за тем, как креативные директора переходят из бренда в бренд и меняют его. Восхищаюсь Миуччей, Дрисом и Хейдером — живые легенды. Нравится Kevin Germanier, он просто гений апсайкла. За многими брендами я слежу как маркетолог, а не покупатель. Например, за Dsquared.
Основная идея моего контента о моде — создавайте тренды, а не следуйте им. Нужно очень четко осознавать, почему и зачем вы покупаете ту или иную вещь. Для меня шопинг — это всегда вдумчивый процесс. Например, я люблю Dior именно периода Гальяно, потому что его стиль не повторит никто и никогда. Он настоящий бунтарь, который создавал уникальные модели. Я когда-то нашла сумку Hardcore буквально за копейки, но сегодня на ресейле она стоит уже $14 000.
Я советую своей аудитории смотреть на тренды с холодной головой. Лучше найти героев из любой плоскости культуры, чьи образы вдохновляют, чтобы постепенно выстраивать собственный стиль на их примере. И ни в коем случае не нужно бояться ресейла.
Вика Чума
Кройка и шитье, пипидастр «минимализм и быт», Азия и природа
Мне было четыре года, когда мне подарили лакированные туфельки красные и черные. Красные — с брошками, черные — с бантиками. Заграничные. Их вручили для меня моей маме вместо оплаты за аренду комнаты в нашей квартире. Тогда мне многое подарили: например, пижамку с разноцветной зеброй. Я отказывалась расставаться с ней, даже когда она стала мне мала.
Я научилась читать тоже в четыре года, книг детских было немного, и мама заодно вручала мне модные журналы — мама шила модное и себе, и нам с сестрами. Я поглощала стиль и пролистывала выкройки с обидой, что не могу это сшить, журналы с вязаньем изучала уже с практикой — связала в пять лет коврик размером с ладошку и гордо повесила над кроватью. Так все и началось, но там еще впереди много «крючков», на которые меня захватила мода.
Когда мне было шесть, мама сшила мне бриджи с принтом «турецкий огурец» (пейсли), а потом костюм-топ с плетеными боками и юбку на лето. Потом было бархатное платье с золотыми крылышками на плечах, к третьему классу на Новый год мне сделали пятнистое велюровое платье с мехом и перчатками, а в шестом классе — широкие штаны со звездами. Моя мама была моим любимым дизайнером. Мои сестры — лучшие стилисты и визажисты моего детства.
Я смешиваю какую-либо эпоху с современными веяниями какой-либо страны, убираю погрешности с помощью пипидастра «минимализм и быт». Сочетание цветов лучше брать из искусства или из документальных фильмов про природу.
Шопинг мне нравится в поездках — так познаешь часть культуры и изучаешь локальные тренды. Катаюсь я много, наверное, и шопинга поэтому достаточно. Онлайн я люблю смотреть мебель — тоже мода, хоть и не нательная.
Стилист у меня есть только на телевизионных программах, где поток выпусков — это тяжелая работа, и столько одежды мне просто не нужно. Наше видение с этим стилистом на сегодня совпадает, мы родились с ней в один день, кстати. Зритель должен узнавать о течениях, веяниях, ситуациях и лицах — и на основе знаний он сможет себя поставить в какое-то место на конвейере модной индустрии.
Мне важно рассказать то, что моды касается косвенно, но вдохновляет на создание собственного стиля: направление в архитектуре, жизнь художницы из Японии, женщины гангстеров 1920-х — все это не расскажет вам о том, какие джинсы выбрать в этом сезоне, но научит видеть искусство во всем, а значит, воспитывать искусство в себе самом. Так вы создаете свой собственный стиль — в знаниях.
Я пристально слежу за всем, что происходит в Азии. Классные тренды задают ребята в RedNote. Вы меня спросили об этом в марте 2025-го, но и через год я вам отвечу, что Париж меня больше не интересует, однако уважаю его как почтенного старичка. Если составляете свой образ, то сначала идея, потом стиль, а уже после мода. Если получилось с первым и вторым, третье искать не надо, это уже вы сами. Но слишком не надейтесь на свое новаторство, мы все же живем в третичном мире — мы перерабатываем вторичное.
Главные советы, которые я даю своей аудитории: шерсть, кожа, хлопок — этого достаточно для гардероба; вы не то, что вам транслирует поп-культура, вы хотите эту сумку, потому что вам все говорят, что ее невозможно не хотеть; дома тоже одевайтесь хорошо.
Ксения Чилингарова
Юбилей отца, «прадизм», максимализм и студенты
Мще в детстве я любила перебирать мамины платья. Помню, один раз увидела по телевизору рекламу: это было очень дорогое платье, и у меня случилась какая-то обсессия. Мне казалось, что это запредельной красоты вещь. У папы был юбилей, и мама втихаря купила мне это платье. Но папе не понравилось, он сказал, что я в таком ходить не буду. Поэтому меня раздели, заменили платье на рейтузы и отправили на день рождения. Я так рыдала, что до сих пор помню это платье с пышной юбкой.
Я сторонник движения «прадизма». Я считаю, что Prada — это не просто бренд, а целое движение. Это первый бренд, который я очень сильно полюбила и до сих пор люблю. Я очень долго мечтала о какой-то вещи этого бренда, у меня появились деньги, и я в Нью-Йорке пришла в бутик, в котором чувствовала себя буквально Кэрри Брэдшоу. Купила себе платье и чувствовала себя невероятно счастливой. Потом я в какой-то момент поправилась и платье продала, потому что решила, что больше никогда в него не влезу. Но все-таки надо было его сохранить для коллекции. На протяжении многих лет у руля Prada остается Миучча Прада. Да, сейчас в команде также есть Раф Симонс, и это тоже прекрасно. Но главное, что в этой марке я чувствую стабильность, пока другие дизайнеры ходят из бренда в бренд. На мой взгляд, и Prada, и Miu Miu — это главные трендсеттеры сегодня.
Я максималист, который любит цвет. Цвет передает эмоцию, он связан с нашим внутренним миром. Я куда больше поклонница Матисса, чем Пикассо, который про линии и формы. Я не фанат абсолютной эклектики. Для меня все равно важна сдержанность.
Как часто я хожу на шопинг? Хотелось бы реже. Посмотрела спектакль «Мадам Бовари» и поняла, что вообще пора с этим завязывать. На какое-то время завязала, но затем «Остапа снова понесло». Когда есть съемки и интересные проекты, я работаю со стилистами. Например, уже очень много лет сотрудничаю с Викторией Гок. У нас полное взаимопонимание и симбиоз. Недавно у меня случился очень интересный тандем со стилистом Софией Philosofiya. София решила каталогизировать мой гардероб, это большое дело, мы пока не закончили, но на правильном пути.
Я в каком-то смысле ретроград, очень давно дружу с Андреем Артемовым, и мне нравится его бренд WOS. Также люблю Вику Газинскую, она тоже моя подруга. Мне симпатичен Ushatava, нравится массмаркет Limé. Есть некоторые вещи, которые меня беспокоят, но у них классная команда, и с точки зрения развития массмаркета все хорошо. Хорошие кампейны у Planta Rosa, очень симпатичный бренд Sorelle. Ребята нашли свою собственную нишу и идут в правильном направлении.
Я пока не нащупала, что рассказываю о моде через свои каналы, двигаюсь очень нативно. Кто-то говорит, что нужно больше личного, кто-то, наоборот, за экспертное. Но я же все-таки не историк моды, не стилист, не фешен-редактор. Я достаточно давно часть модной индустрии, но мне сложно описать свою роль. Мне нравится все, что вызывает эмоции, и об этом я стараюсь говорить. О том, что не улетает в пустоту, а оседает и запоминается. Есть много проходящих новостей, сплетен, а я хочу говорить о фундаментальной красоте.
Помимо Prada, мне очень нравится Marni. То, что делает дизайнер Франческо Риссо. Алессандро Микеле — очень глубокий дизайнер, он про смыслы. Niccolò Pasqualetti — очень интересный бренд, вдохновленный искусством минимализма. Слежу за Симоной Роша, Николасом Скарсгардом, который сейчас стал финалистом LVMH. И обязательно слежу за институтами — например, IFM Paris, Saint Martins и нашими студентами из Высшей школы экономики.
Стас Ферберс
«Золотая» Москва нулевых, готика, женские сумки и нетривиальный крой
Я начал интересоваться модой примерно в 2008–2009 году, возможно, даже раньше. В то время я учился в кадетском корпусе, и по выходным отец забирал меня в город. Иногда мы ездили в казино, и если он выигрывал, могли заглянуть, например, в клуб «Дягилев» или в «Оперу». Тогда на входе еще стояли длинные очереди с фейс-контролем, и люди там были потрясающе одеты. Сейчас мно- гое из той эпохи возвращается — те же футболки Dolce & Gabbana со стразами, кеды Balenciaga — еще до времен Демны Гвасалии, вещи Philipp Plein. Это выглядело эффектно, но я тогда даже не подозревал, что вся эта одежда стоит в десятки раз дороже обычных вещей.
Наверное, первым брендом, который попал в поле моего зрения, был именно Dolce & Gabbana. В целом мне всегда нравились бренды, связанные с так называемыми «золотыми годами» Москвы.
У меня есть четкие геометрические предпочтения. У меня покатые плечи и длинная шея, и мне это не очень нравится. Я работаю над этим в зале, но также компенсирую с помощью одежды — выбираю вещи с объемными плечами и высоким воротником. В целом мой силуэт строится в виде перевернутого треугольника: либо длинные вещи «в пол», либо четкое разделение объемных верха и низа. Люблю готическую тематику — длинные пальто с массивными плечами и высокими воротниками, кожаные бомберы. В принципе кожа — один из моих любимых материалов.
В стилизации мне всегда важны детали: цепи и другие украшения, очки (это отдельная страсть), аксессуары на брюках, сумки — в основном женские модели. Я не вижу ничего странного в том, чтобы носить женские сумки. Мужские модели либо неудобные (те же кросс-боди, в которые ничего не помещается), либо слишком громоздкие (рюкзаки и дорожные сумки). А женские сумки позволяют объединить функциональность и эстетику.
Мой гардероб всегда меняется и живет: что-то продаю, что-то отдаю, что-то покупаю. Но все вещи я осознанно интегрирую в свой стиль. Покупки делаю и офлайн, и онлайн — зависит от категории товара и цены.
Из локальных брендов я слежу за «Синим всадником» — малоизвестный, но крутой. Karpov Studio — потрясающая одежда из кожи, семейный бизнес, ручная работа. Limé — хороший массмаркет. Ushatava — один из немногих российских брендов, создающих уникальный дизайн.
Главная идея моего контента: мужчины тоже могут одеваться стильно. Это важно и в бизнесе, и в личной жизни. В России есть немало брендов, которые позволяют одеваться нетривиально.
Сейчас сильное влияние на глобальные тренды оказывают: Miu Miu и Prada — мощные стилизации (особенно у Лотты Волковой), Phoebe Philo — одноименная марка бывшего кретивного директора, Celine — бренд с интересной подачей классических вещей, Saint Laurent — их последняя коллекция была потрясающей, Gentle Monster — делают крутые рекламные кампании и магазины.
Три базовых совета по стилю: поймите, что вам идет и что не идет. Это можно сделать только экспериментируя, без оглядки на чужое мнение. Понимайте, как ваш образ влияет на качество жизни. Одежда — это инструмент самовыражения, и от того, как вы выглядите, зависит многое.
Если мода вам интересна, изучайте ее. Необязательно сразу бежать к стилисту. Смотрите на образы, пробуйте сочетания, ходите в магазины — даже без цели купить что-то.
Яся Ишанкулова
Спорт, Carhartt, секонд-хенды и свобода самовыражения
Мое увлечение модой началось еще в детстве. Я всю жизнь занималась спортом, была в сборной, и там есть такая штука: каждые год-два тебе выдают спортивную форму Forward — стандартную, одинаковую для всех. Мы постоянно носили ее на соревнованиях. Жили мы на базе, где были только дом, зал и магазин — все, больше ничего. Маленький закрытый поселок, где особо не поэкспериментируешь со стилем.
Когда уезжала на соревнования в другую страну, тоже всегда была в этой форме. В какой-то момент это стало для меня рамками, из которых хотелось вырваться. Примерно в 14 лет мои творческие порывы стали сильнее, и мне захотелось выделяться. Когда у меня был выходной, я ездила в Москву и старалась одеваться максимально необычно, чтобы привлекать внимание. Это была не столько мода, сколько просто любовь к нестандартным, интересным вещам с каким-то особенным кроем или смыслом.
С брендами в детстве я была знакома на базовом уровне — знала adidas, Nike, Lacoste, Ralph Lauren. А более осознанное знакомство с модой началось через casual и околофутбольную эстетику. Тогда я узнала про Burberry, Stone Island, Fred Perry, Lyle & Scott. Позже я познакомилась с Carhartt — и до сих пор этот бренд мне близок. Нравится его философия, эстетика. Можно сказать, что именно с него началось мое более глубокое погружение в тему.
Я всегда одеваюсь так, как чувствую себя в конкретный день. У меня, конечно, есть база гардероба — кепки, рубашки, майки на тонких бретелях. Но для меня важно, чтобы одежда соответствовала моему внутреннему состоянию. Если я проснулась и хочу чувствовать себя сексуальной, я подбираю образ под это настроение. Если одежда не совпадает с внутренним ощущением, день идет насмарку.
Совершаю покупки я чаще всего спонтанно. В последнее время я почти всегда хожу по магазинам офлайн, и 99% моих покупок — это винтаж и секонд-хенды. Раз в месяц случаются порывы срочно обновить гардероб.
Люблю кластер «Корпус 7» в Китай-городе, а из «секондов» — «Неликвид», «Фуфло», «Оригами», «Ассорти», «Ресэшка». В Revintage заглядываю периодически, очень люблю Kostrov Studio. Иногда захожу в «Столичный гардероб» или «Фамилию» за базой. Из российских брендов мне нравится Ushatava. У Planta Rosa мне очень зашли бомберы, но один из них стоит 170 000 рублей — пока я не готова к таким тратам.
В своих социальных сетях я рассказываю про свободу в моде. О том, что тренды — это не главное. Сегодня в моде юбка-баллон, а завтра что-то другое, но важно находить свою айдентику и носить то, в чем тебе комфортно. Это именно то, что я хочу передать через свои видео.
В разрезе глобальной моды в последнее время стараюсь быть в теме, знаю про громкие показы, смотрю разборы красных дорожек у Рогова. Но чтобы прямо следить за кем-то пристально — нет.
Три совета, которые я хотела бы дать своим подписчикам: не загоняйте себя в рамки «правильных» сочетаний; экспериментируйте — иногда вещи, которые выглядят так, что вы в жизни не надели бы их вместе, оказываются крутым сочетанием; не бойтесь пробовать новое.
Над съемкой работали:
Фотограф: Илья Вартанян
Стилисты: Татьяна Фомченко, Лиза Гардер
Продюсер: Виктория Воронцова
MUAH: Екатерина Долгова, Таисия Прилепская
Ассистент Фотографа: Влад Якущенко — L.A. Assistance
Ассистенты стилиста: Семен Филюшин, Настя Ким, Кристина Логунова