Цена независимости: как сегодня работают частные театры Санкт-Петербурга

В конце 1940-х годов в Нью-Йорке появились театры, которые отрицали принципы бродвейской системы: прокат на площадке одной и той же постановки до тех пор, пока не иссякнет зрительский интерес. Традиционный спектакль создается с акцентом на максимальную зрелищность и громкие имена артистов. Но в послевоенный период в американский театр пришло новое поколение зрителей, которому был интересен режиссерский эксперимент и новая драматургия. Так молодые актеры, режиссеры и драматурги, например Теннесси Уильямс, чья пьеса «Лето и дым» была поставлена в 1952 году в театре The Circle in the Square Theatre, стали работать вне Бродвея.
В 1954 году в офф-Бродвейском Theatre de Lys состоялась американская премьера «Трехгрошовой оперы» Брехта, хотя сам автор еще в 1948 году был вынужден покинуть США. Когда начали коммерциализироваться и успешные внебродвейские театры, для определения маленьких, независимых, некоммерческих сценических площадок возник термин «офф-офф-Бродвей» — так стали называть, например, площадки в кофейнях в Гринвич Виллидж.
Российский «офф-Бродвей»
Как и офф-бродвейские проекты, российские независимые театры возникли из стремления актеров, режиссеров и драматургов-новаторов к самореализации и эксперименту. В России, попав в труппу большого государственного театра, молодые актеры не сразу получают шанс проявить себя в заметной роли, часто оказываются в творческом простое, а независимые проекты и негосударственные театры дают им такую возможность.
Сегодня частные театры предлагают зрителю режиссерский эксперимент и новую драматургию, актуальную проблематику, особую доверительную интонацию, участие в проектах молодых и признанных звезд из разных трупп, а также домашнюю атмосферу и близких по духу людей в зрительном зале.
«Негосударственные театры начали появляться на волне перестройки, во второй половине 1980-х в разных городах. Но именно в Санкт-Петербурге это сложилось в уникальное движение, — рассказывает театровед Александр Платунов. — Во многом благодаря таким людям, как Слава Полунин, который организовывал первые уличные акции и фестивали, где участвовали молодые группы».
Громко прозвучали негосударственные театры в начале 1990-х на Фестивале свободных искусств в театре-фестивале «Балтийский дом», когда за театральную программу отвечал режиссер Андрей Могучий, за выставочную — художник Тимур Новиков, а за музыкальную — композитор и музыкант Сергей Курехин. Санкт-Петербургский Союз театральных деятелей (СТД) в этот период начал проводить фестивали негосударственных театров или «негосов», как их стали называть. Так возник по-прежнему действующий фестиваль «Рождественский парад», на котором выступают «негосы» со всей страны.
«На молодые театры сразу обратили внимание театроведы во главе с профессором Львом Гительманом, — рассказывает Александр Платунов. — Интерес научного сообщества, конечно же, поддерживал начинающих. Движение множилось: в какой-то момент театров-негосов была уже пара сотен в городе». В зависимости от успеха форма организации позволяла им разбегаться или собираться в новые команды, чего не могут позволить себе государственные театры.
Архипелаг театров
По мнению театроведа, сегодня можно уверенно говорить о полусотне действующих коллективов, среди которых Театр имени Андрея Миронова, театр «За Черной речкой», «Комик-трест», «Лицедеи», «Особняк». Значимость движения так велика, что с середины 2000-х Комитет по культуре Санкт-Петербурга, председателем которого в то время был народный артист России Николай Буров, начал выдавать негостеатрам гранты на постановки на конкурсной основе.
Многие из нынешних государственных театров начинались как независимые студийные проекты. Театр «Суббота», отметивший 55-летний юбилей, был изначально театром-студией. В 1987 году основан «Приют комедианта», один из первых частных театров на постсоветском пространстве. Его создателем стал актер и режиссер Юрий Томошевский. В 1999 году театр стал первым государственным театром России без постоянной труппы.
В независимых проектах начинали свой путь многие нынешние звезды. «Свое первое признание и первые награды на фестивалях негостеатров получали такие люди, как Андрей Могучий, Антон Адасинский, Виктор Крамер, Григорий Козлов, Григорий Дитятковский, Юрий Бутусов, — рассказывает критик Алексей Платунов. — В негосударственном Театре на Крюковом канале первая слава пришла к Константину Хабенскому, Михаилу Трухину и Михаилу Пореченкову».
«В 2010-е пришло время театров-студий, образовывавшихся из курсов, только что выпущенных Театральной академией и не желавших разбегаться, — «Этюд-театр» (ученики педагога Вениамина Фильштинского), театр «Цехъ» (ученики режиссера Анатолия Праудина), «Городской театр» (ученики режиссера Сергея Черкасского)» , — рассказывает член Комиссии по негосударственным театрам Комитета по культуре Санкт-Петербурга, театральный критик Алексей Пасуев.
«Негосударственные театры в Петербурге — это большой архипелаг, состоящий из маленьких островков. Драматический театр, театр кукол, театр для детей и подростков, современный танец, инклюзивные проекты — почти все виды театрального искусства представлены в негосударственном сегменте», — говорит театральный критик и редактор «Петербургского театрального журнала» Евгения Тропп.
По ее мнению, «негосам», которые существуют на малых бюджетах, не под силу только оперы. Сегодня государственный и негосударственный театральные секторы подпитывают друг друга. «Актеры, режиссеры, художники часто работают параллельно в гостеатрах и в независимых коллективах», — говорит Тропп.
Как устроены «негосы»
На сегодня около 20 негосударственных театров в Санкт-Петербурге имеют свои площадки, предоставленные мэрией города и СТД. Критик Алексей Пасуев отмечает: положение негосов улучшилось недавно, прежде своя сцена была только у единиц. Площадкой для такого театра может быть, например, помещение в жилом доме в центре города или небольшой бывший кинотеатр.
Так, например, Театр-антреприза имени Андрея Миронова располагается в бывшем доходном доме архитектора Константина Розенштейна, в помещении, где когда-то работал кинотеатр под разными названиями, а затем студия ленинградского телевидения. Камерный театр Малыщицкого — в доходном доме Бориса Фукса 1915 года постройки, в помещении бывшего кинотеатра «Рампа». Театр «Особняк» — в пристройке клуба-столовой Кооперативного дома совторгслужащих, построенном в 1932 году.
Не все театры мирно уживаются с жильцами своих домов. Так, площадка «ON. Театра» в доме на улице Жуковского, 18 была закрыта из-за жалоб. Бездомные театры арендуют сцену, в том числе у независимых театральных площадок, таких как «Скороход», Zal 3, «Третье место», «Катакомбы Петрикирхе». По мнению критика Алексея Пасуева, взаимная поддержка негосударственных театров — залог выживания.
Грант от города можно получить, подав заявку в Комиссию по негосударственным театрам при Комитете по культуре Санкт-Петербурга. «Раз в год мы рассматриваем поданные театрами заявки на государственные субсидии и голосуем, большинство получают поддержку в той или иной степени. Понятно, что полностью финансовые затраты коллективов эти суммы не покрывают. Как правило, они тратятся на выпуск премьер и поддержку уже идущего репертуара», — объясняет Пасуев.
На аренду помещения и на зарплаты сотрудникам театры зарабатывают сами. «Продажа билетов, краудфандинг, личные средства организаторов — все идет в дело, — рассказывает Алексей Пасуев. — Союз театральных деятелей помогает некоторым коллективам найти помещение с более-менее невысокой арендой, пишет обращения арендодателям, договаривается, ручается, объясняет, что это не коммерческая аренда, что тут должны быть другие условия, как и у мастерских художников».
Независимый театральный проект как бизнес-модель
Девелоперы, развивающие проекты общественных пространств, все чаще обустраивают на объектах небольшие театрально-концертные площадки. Недавнее открытие в Петербурге — проект «Узел», который застройщики представляют как «мультижанровый black box в центре Петербурга, место для спектаклей, концертов, читок, лекций, кинопоказов». «Узел» находится в общественно-культурном пространстве «АТС» в конструктивистском здании бывшего Некрасовского телефонного узла на улице Некрасова.
Проект открылся моноспектаклем Дмитрия Волкострелова «Горький/Толстой. Воспоминания». Программный директор площадки, театровед, доцент РГИСИ Юлия Клейман сообщила Forbes, что в ближайшее время на сцене «Узла» состоятся премьеры независимых театров «Тру», Lusores, творческого объединения Mader not, а также гастроли театров из других городов. «Надеемся увидеть гастрольные проекты площадки MON (Казань), «Сельского театра драмы и комедии в Фомихе», «Театра. Док» (Москва), «Пространства Внутри» (Москва)», — рассказывает Клейман.
В «Узле» около 80 мест, билеты стоят от 1200 рублей. Исполнительный продюсер площадки Андрей Юрченко говорит, что проект должен зарабатывать: «Задача-минимум — до конца года выйти на самоокупаемость. С театрами-резидентами у нас долевые отношения в выручке с продаж билетов. Но проект готов принимать и другие коллективы на условии коммерческой аренды пространства, не ограничиваясь только спектаклями».
Концерты, съемки, кинопоказы, лекции и мастер-классы — инвестор заинтересован и в целевом трафике площадки, и в аудитории с доходом выше среднего, которая интересуется современным искусством. Показатели по росту общей посещаемости площадки заложены в договоренности с инвестором.
«Узел» находится в так называемом «квартале писателей» — это улицы Некрасова, Маяковского, Жуковского, Белинского, где сосредоточены самые популярные бары города. В 2022 году на углу улицы Маяковского и Манежного переулка продюсер Артем Балаев открыл кабаре «Шум» — проект, который наследует традиции знаменитого кабаре Серебряного века. По его словам, в основе бизнес-модели «Шума» лежит идея привлекать на свою площадку независимые камерные театральные проекты.
«Мы, как правило, адаптируем спектакли к нашему формату: у нас модное место, где можно выпить бокал шампанского, съесть что-то вкусное и посмотреть высокого уровня театральный продукт, если так можно сказать, такого в городе больше нет», — говорит продюсер Балаев. В гостиной кабаре 30 мест, билет за столик может стоить от 1500 до 4000 рублей, и на 90% спектаклей, по словам продюсера, распроданы все места.
Сейчас продюсер думает о новой театральной площадке на 100 мест: «У нас уже есть опыт, мы знаем, что такое качество. Мы, например, боролись, чтобы заполучить к себе на площадку спектакль Single («Один на Луне»), поставленный группой «Типа театр», — рассказывает Балаев. Продюсер говорит, что при производстве собственных спектаклей вложения доходят до 200 000 рублей. Вложения зависят, в частности, от уровня актеров. Так, в «Шуме» есть спектакли лауреатов премии «Золотая Маска», но гонорары у артистов небольшие.
Что посмотреть в негосударственных театрах
Главная особенность независимых театральных проектов в негосударственных театрах в том, что спектакли недолго держатся в репертуаре, прокатываются ограниченное количество раз, поэтому рекомендовать что-то даже на несколько месяцев вперед довольно сложно.
Из того, что сегодня можно увидеть в «негосах» Санкт-Петербурга, Алексей Пасуев рекомендует спектакль «Дон Кихот» режиссера Влада Фурмана в Антрепризе им. А. Миронова с дуэтом актеров Анвара Либабова и Сергея Курышева, спектакль в жанре психологического триллера «Вчерашний чай» режиссера Вики Бессмертной в театре «Особняк», спектакль «Крум» режиссера Петра Шерешевского в Камерном театре Малыщицкого.
«Под руководством режиссера Петра Шерешевского этот театр превратился в место притяжения, — отмечает Евгения Тропп. — К примеру, премьера «Три» (коллективное сочинение по мотивам «Трех сестер») раскуплена до конца сезона».
Алексей Пасуев отметил также спектакль «Красный фонарь» Дмитрия Крестьянкина в «Театре в Театральном музее». Другие эксперты советуют посмотреть в этом театре недавнюю премьеру режиссера «Еще один, Карл». Евгения Тропп считает одной из лучших постановок сезона «Историю старой квартиры» режиссера Наталии Лапиной на новой площадке Городского театра на Галерной улице. Алексей Пасуев рекомендует в нем же спектакль «Дни Савелия» в постановке Наталии Лапиной, как «хороший пример семейного спектакля на негосударственной площадке».
Как отмечают эксперты, негосударственные театры и независимые проекты ориентируются не только на искушенных театралов и любителей эксперимента, но и создают спектакли для семейного просмотра, детской и подростковой аудитории. Юлия Клейман советует спектакли «Театрального проекта 27» (возрастные ограничения 8+, 10+,12+). У проекта своя площадка на территории завода «Арсенал».
Артем Балаев рекомендует серию концертов-трипов «Больная тема» на своей площадке кабаре «Шум». А также театральный сериал, основанный на диалогах Платона, и спектакль «Гиппиус. Непредвиденное» режиссера Фамила Джавадова с актрисой БДТ Варварой Павловой.