К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От Петра I до коней на Манежной площади: главные работы Зураба Церетели

Выставка президента Российской академии художеств Зураба Церетели (Фото Александра Курова / ТАСС)
Выставка президента Российской академии художеств Зураба Церетели (Фото Александра Курова / ТАСС)
22 апреля в Москве на 92-м году ушел из жизни Зураб Церетели, президент Российской академии художеств. Forbes Life вспоминает ключевые работы скульптора, без которых уже сложно представить облик многих городов

Уроженец Тбилиси, родившийся в 1934 году, Церетели уже в 1970–1980-е годы стал главным художником Министерства иностранных дел СССР, преображая облик советских посольств за рубежом. Кульминацией его ранней карьеры стало назначение главным художником XXII Олимпийских игр в Москве в 1980 году. А для современного поколения он, прежде всего, президент Российской академии художеств, бессменно возглавлявший ее с 1997 года. Несмотря на государственную должность, заниматься творчеством и преподавать он не переставал.

Церетели был известен своим монументальным и узнаваемым стилем, сочетающим элементы авангарда, реализма и народного искусства. Его работы отличаются масштабностью, яркими красками и часто посвящены историческим и мифологическим сюжетам.

Творчество Зураба Церетели снискало расположение властей, особенно мэра Москвы в 1992-2010 годах Юрия Лужкова. В то же время москвичи не всегда принимали его масштабные работы, порой ставя под сомнение их художественную ценность. Несмотря на критику, памятники Церетели со временем стали неотъемлемой частью городского ландшафта Москвы и других городов, своеобразными символами эпохи. В галерее Forbes Life — его самые известные произведения. 

Автобусные остановки в Абхазии, 1960-1970-е годы
DR

Автобусные остановки в Абхазии, 1960-1970-е годы

​​В 1960-х годах молодой Зураб Церетели работал над художественным оформлением курорта Пицунда, создавал мозаики на морскую тему. Но одним курортом Церетели не ограничился. Остановки для общественного транспорта по эскизам художника были построены в Гаграх, Пицунде и Новом Афоне и до сих пор функционируют.

Немного сюрреалистические постройки выполнены из бетона и отделаны цветной мозаикой. Каждый объект имеет определенную форму: осьминог, петух, рыба, волна, дельфин, ракушка. Сейчас остановки требуют реставрации, а часть серьезно пострадала во время войны.

Монумент «Дружба навеки», Москва, 1983 год
Сергей Киселев·АГН «Москва»

Монумент «Дружба навеки», Москва, 1983 год

200-летие русско-грузинского Георгиевского трактата увековечила колонна-памятник «Дружба навеки». Символ дружбы между русским и грузинским народами в 42 м состоит из букв русского и грузинского алфавита, которые складываются в слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство».  С литературной частью Церетели помогал поэт Андрей Вознесенский.

Монумент «Добро побеждает зло», Нью-Йорк, 1990 год
DR

Монумент «Добро побеждает зло», Нью-Йорк, 1990 год

В 1990 году перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке появился достаточно скромный по размерам памятник «Добро побеждает зло» авторства Зураба Церетели. На постаменте возвышается Георгий Победоносец, попирающий дракона. Основание скульптуры сделано из частей российских и американских ракет, уничтоженных в соответствии с договором между СССР и США о сокращении ядерных вооружений. Памятник стал символом окончания холодной войны.

«Монумент Победы», Москва, 1995 год
DR

«Монумент Победы», Москва, 1995 год

Взметнувшийся ввысь обелиск в виде солдатского штыка, пронзает небо над Парком Победы на Поклонной горе. На его острие парит богиня Ника, крылатая вестница триумфа. Этот монумент, воздвигнутый к 50-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне, сделан по проекту Зураба Церетели, работавшего совместно с архитекторами Леонидом Вавакиным и Владимиром Будаевым.

Стоит отметить, что долгие годы, начиная с 1980-х, конкурсы на лучший проект мемориального комплекса Победы ни к чему не приводили. А результаты первого вообще были аннулированы из-за «сковавших творческую фантазию жестких рамок».

Памятник Петру I, Москва, 1997 год
Сергей Ведяшкин·АГН «Москва»

Памятник Петру I, Москва, 1997 год

Кажется, что почти все памятные даты были закреплены за Церетели. Его самый обсуждаемый (и прямо скажем, заметный) памятник был открыт на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала 5 сентября 1997 года в честь празднования 850-летия Москвы (при этом его официальное название «В ознаменование 300-летия российского флота»).  В СМИ писали, что первоначально это была статуя памятника Христофору Колумбу, который не приобрели США, но эти слухи автором опровергались.

Фонтанный комплекс на Манежной площади, Москва, 1997 год
Артем Геодакян·ТАСС

Фонтанный комплекс на Манежной площади, Москва, 1997 год

В 1997 году Манежная площадь обрела комплекс из 12 фонтанов, созданных по проекту Зураба Церетели. Главный фонтан — «Гейзер» с четырьмя конями, символизирующими времена года (москвичи называют скульптуру — «Кони»).

Вдоль фонтанного пространства расположились другие скульптуры, отсылающие к русским сказкам и басням: хитрая Лиса и простодушный Журавль, Царевна-лягушка с Иваном-царевичем, Царевна Лебедь, старик и Золотая рыбка, сказочная Жар-птица, печальная Аленушка и таинственная Русалка.

Особое место занимает фонтан «Часы мира», увенчанный образом Георгия Победоносца, пронзающего змея. Он — часть стеклянного купола, освещающего подземный торговый комплекс «Охотный ряд».

Скульптура «Юрий Лужков – дворник», 2002 год
DR

Скульптура «Юрий Лужков – дворник», 2002 год

Мэра Москвы Юрия Лужкова называли главным покровителем Церетели. Скульптор создал два его скульптурных портрета — мэр в образе дворника и спортсмена, играющего одновременно в футбол и теннис.

Более известной и обсуждаемой работой стал Лужков в образе веселого дворника с метлой. Скульптура была доступна для всеобщего обозрения во дворе Московского музея современного искусства на Петровке. В 2011 году столичная власть поменялась и памятник перенесли в Галерею искусств Зураба Церетели на Пречистенке. «Я и раньше представлял его дворником — человеком, который убирает город. А когда узнал, что он в 16 лет дворником работал, еще смелее начал лепить этот образ», — рассказывал Церетели в интервью.

«Слеза скорби», США, 2005 год
Getty Images

«Слеза скорби», США, 2005 год

В Бейонне, штат Нью-Джерси, на территории бывшего военного терминала возвышается монументальное творение — 30-метровая бронзовая башня, которую будто разрывает зияющая рана. В ней, словно застывшая слеза, находится 12-метровая никелированная капля. «Слеза скорби» — памятник жертвам терактов 11 сентября 2001 года — официальный дар правительства России Соединенным Штатам.  

Цветочный цикл «Я садовником родился», 2010-е годы
Dario Cantatore·Getty Images

Цветочный цикл «Я садовником родился», 2010-е годы

Многие живописные работы Церетели были не менее монументальны, чем скульптурные. Разнообразна была и тематика, но мы вспомним его любимые букеты из серии «Я садовником родился». Яркие, праздничные, декоративные картины — это не выверенные натюрморты, а гимн жаркому грузинскому лету. Некоторые цветы узнаваемы, другие — совершенно условны. Любимым растением самого Церетели был солнцеподобный подсолнух, который он часто включал в свои красочные композиции.

«Аллея правителей», 2017 год
Василий Кузьмиченок·АГН «Москва»

«Аллея правителей», 2017 год

Одна из последних масштабных работ Церетели. Бюсты правителей России — от Рюрика до первого президента России Бориса Ельцина (включая даже членов Временного правительства) — установлены в сквере в Петроверигском переулке.

Сначала были представлены 33 бюста русских князей и царей, несколько месяцев спустя добавилось еще семь советских деятелей. В октябре 2024 году Аллею перенесли на территории старинной усадьбы Василия Татищева в Болдино Московской области.

Эмальерное искусство, 1980—2020-е годы
DR

Эмальерное искусство, 1980—2020-е годы

Обычно технику перегородчатой эмали связывают с кропотливым ювелирным искусством, но Зураб Церетели стал первым в мире эмальером-монументалистом. Эмалями художник занимался всю жизнь. Он использовал медные листы большого формата, по контурам рисунка прокладывал проволоку, а затем в получившиеся перегородки закладывал эмаль. Тематика разная — портреты, натюрморты, философские аллегории, евангельские сюжеты. Средний вес произведений составляет 20 кг.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+