Баския за $30 млн и разбирательства из-за «Носа» Джакометти: новости арт-рынка

Новости рынка: кто останется с «Носом» Джакометти и во сколько обошлось нападение на «Сикстинскую Мадонну»
Аукционные продажи современного искусства по итогам прошлого года сократились на 27%. Их объем упал с $956 млн в 2023 году до $698 млн в 2024-м. Об этом свидетельствует новый отчет Hiscox. Составленный аналитиками компании рейтинг 100 художников, показывающих самые успешные результаты на мировых торгах, возглавили Яеи Кусама и Франсуа-Ксавье Лаланн. Кусама сохраняет за собой пальму первенства второй год подряд. В 2024 году суммарные аукционные продажи ее работ составили $58,8 млн. Лаланн совершил впечатляющий рывок с 34-й на вторую строчку с продажами в объеме $52,8 млн. В топ-10 оказалось больше женских имен: кроме Кусамы туда вошли Сесили Браун (седьмое место с $13,4 млн), Линетт Ядом-Боакье (девятое место с $10,4 млн), Клод Лаланн (десятое место, $9,7 млн). Хуже всего в прошлом году ситуация обстояла со свежими работами, созданными за последние два–три года. Если сравнивать с 2023 годом, их продажи упали на 64%. Аналитики Hiscox сравнивают сегодняшнюю ситуацию на рынке современного искусства с тем, что происходило после скандального банкротства банка Lehman Brothers в 2008 году. На рынке практически иссякло предложение работ с оценкой от $10 млн и выше.
Осенью 2022 года два экоактивиста из движения Letzte Generation приклеили себя к «Сикстинской Мадонне» в Дрездене. Изначально ущерб, нанесенный раме, был оценен музейщиками в €5000, а недополученная прибыль из-за временного закрытия музея — еще в €7000. Год спустя прокуратура Дрездена приняла решение дополнительно оштрафовать каждого из участников инцидента на €1500. После серии обжалований решения прокуратуры к 2024 году размер штрафа снизился сначала до €600, а затем до €300 с человека. Финальная общая стоимость нанесенного ущерба составила €5500. На днях оба активиста были полностью помилованы после выплаты всех компенсаций.
Гонконгский криптомагнат Джастин Сан и музыкальный и телевизионный продюсер Дэвид Геффен (№335, $8,6 млрд) продолжают судиться из-за скульптуры Альберто Джакометти «Нос». Сан купил ее на торгах Sotheby’s в 2021 году за $78,4 млн. В своем иске к Геффену, поданному в феврале этого года, он утверждает, что его бывший арт-консультант организовала перепродажу без его ведома, а все сопутствующие документы — просто подделка. Сан требует возврата работы или частичного возмещения ущерба. Согласно иску, сделка предполагала обмен скульптуры на две картины общей стоимостью в $55 млн с доплатой в размере $10,5 млн. На днях Геффен подал встречный иск, в котором требует окончательно признать его законным владельцем работы. По словам адвокатов Геффена, на момент продажи скульптуры Сан остро нуждался в деньгах, а впоследствии понял, что продешевил. «К счастью, большинство разумных людей прекрасно понимают, что раскаяние — не повод для расторжения сделки, но только не Джастин Сан», — говорится в 100-страничном документе. Из встречного иска Геффена стало известно, что Сан инвестировал порядка $30 млн в криптоплатформу Дональда Трампа World Liberty Financial. Считается, что такие вложения позволяют донорам лоббировать свои бизнес-интересы в Белом доме.
Предстоящие торги: Неизвестный на Bonhams, Магритт c eBay взлетел в цене
Аукционный дом Bonhams проводит очередные торги под названием «Бунтарский дух», посвященные работам нонконформистов. На продажу в общей сложности выставлено более 80 произведений. Торги идут до 7 мая. Среди лотов особое место занимает группа работ Эрнста Неизвестного из частного итальянского собрания. Представители Bonhams отмечают, что их продажа приурочена к 100-летию со дня рождения художника, которое отмечается в этом году. Самым большим эстимейтом из этой подборки обладает созданная в 1973 году бронза «Без названия», оцененная в €2000–4000. В секции живописи топ-лотами считаются картина Дмитрия Краснопевцева «Без названия» и полотно Бориса Свешникова «Угловой дом» с одинаковым эстимейтом в €30 000–40 000.
В $20–30 млн Christie’s оценил картину Жан-Мишеля Баския под названием «Беби-бум». Композицию из трех фигур с нимбами, в которых аукционисты видят самого художника и его родителей, выставят на продажу в Нью-Йорке 14 мая. Помимо автобиографического сюжета высокий эстимейт объясняется датировкой. Работа была создана в 1982 году, большинство картин Баския, написанных в этот период, уходят с молотка за рекордные цены. Так, например, картина «Без названия» в 2017 году была продана на Sotheby’s за $110,5 млн. «Беби-бум» впервые был показан публике в 1982 году на выставке в нью-йоркской Fun Gallery. Работа экспонировалась на ретроспективах художника последних двух десятилетий, включая выставки в Бруклинском музее (2005 год), Фонде Байелера (2010 год) и в Фонде Louis Vuitton (2018–2019 годы). На протяжении долгого времени владельцем картины был знаменитый издатель и коллекционер Питер Брант.
Рисунок Магритта, купленный за $1580 на eBay, теперь может принести своему владельцу сумму в 100 раз больше. Речь идет о рисунке «Без названия», выполненном бельгийским сюрреалистом шариковой ручкой и цветными карандашами на листе бумаги. Композиция изображает три шахматные фигуры, очертания которых теряются в облаках. Датировка на листе отсутствует. По словам специалистов американского аукциона Rago/Wright со штаб-квартирой в Нью-Джерси, похожие образы можно увидеть на законченном полотне Магритта 1930 года под названием «Благовещение», которое хранится в лондонской галерее Тейт. В Rago/Wright оценили рисунок художника в $150 000. С таким эстимейтом он будет выставлен на продажу 21 мая.
Для майских торгов Sotheby’s приберег подборку из 15 работ, принадлежавших арт-дилеру Даниэлле Люксембург. Их суммарная оценочная стоимость составляет $30 млн. Свою карьеру Люксембург начинала как глава открытого в середине 1980-х представительства Sotheby’s в Израиле, а затем несколько лет возглавляла Еврейский музей в Вене. В начале 2000-х она торговала искусством вместе с Симоном де Пюри, легендарным аукционистом, инициатором аукциона Sotheby’s в Москве. Даниэлла Люксембург и Симон де Пюри — создатели и совладельцы аукционного дома Phillips, de Pury & Luxembourg, который сейчас известен как Phillips. Начиная с 2009 года Люксембург переквалифицировалась в галериста. Из ее коллекции Sotheby’s выставляет на продажу преимущественно работы корифеев итальянского современного искусства. Топ-лотом стала датированная 1963 годом работа Лучо Фонтаны «Конец Бога» с эстимейтом в $12–18 млн. Также с молотка пустят произведения Микеланджело Пистолетто, Александра Колдера, Класа Олденбурга.
Ярмарки: в Гостином Дворе открылась 22-я «Арт Москва», Catalog не состоится
В Гостином Дворе с 23 до 27 апреля проходит 22-я ярмарка «Арт Москва», собравшая под одной крышей антикваров, галереи современного искусства, ювелиров и дизайнеров. Помимо российских, в программе заявлены участники из-за рубежа. Например, в разделе классического искусства принимают участие частные коллекционеры из Германии и США. В этой секции представлены произведения выдающихся отечественных художников: Виктора Васнецова, Константина Маковского, Ивана Айвазовского, Василия Сурикова, Петра Кончаловского, Михаила Ларионова, Константина Коровина.
На стенде Suslov Fine Arts антиквариат от эпохи ампира до Наполеона III показывают вперемешку с предметами коллекционного дизайна и произведениями современного искусства. Из антиквариата в экспозиции будут представлены парадные предметы мебели и бронзы. Уникальные изделия Императорского фарфорового и стеклянного заводов выставлены на стенде антикварной галереи «На Кутузовском, 22». Художественная галерея «Москва» подготовила персональный проект к 100-летию со дня Эрнста Неизвестного, собрав живописные работы мастера из его главных циклов.
В разделе современного искусства работы из экспериментальной серии Ольги Тобрелутс «Транскодированные структуры» можно увидеть на стенде Pogodina Gallery. Экспозиция Inna Khegay Gallery составлена из работ художников четырех разных поколений. В рамках фотопроекта «Капсулы времени» произведения классика соцрелизма Таира Салахова, классика репортажной фотографии Александра Бородулина соседствуют с произведениями мастера перевоплощений и художественной мистификации Влада Мамышева-Монро и молодой художницы Марии Хегай. Галерея «Март» показывает проект «Алфавит» Михаила Молочникова и Светланы Валуевой.
В рамках «Арт Москвы» отдельные работы из своего собрания демонстрирует коллекционер Роман Бабичев. Подготовленная им экспозиция под названием «Люди в искусстве XX века» посвящена частной жизни русского человека в 1900–1960 годы. Отдельно на ярмарке показывают подборку произведений из московского Фонда Андрея Чеглакова, в которую вошли произведения Валерия Кошлякова, Тимура Новикова, Дмитрия Гутова, Нестора Энгельке, Владислава Мамышева-Монро.
Организаторам ярмарки современного искусства |сatalog|, которая проходит в Москве дважды в год, не удалось найти подходящую площадку для весеннего выпуска. Официальное заявление по этому поводу на днях появилось в соцсетях Ассоциации галерей (АГА), которая выступает инициатором проекта. «Мы были полностью готовы к запуску, но, к сожалению, ни одна из площадок, которые мы рассматривали, в полной мере не отвечает потребностям и ценностям нашего проекта», — говорится в сообщении. С момента своего основания в конце 2023 года ярмарка традиционно проходила в типографии Ивана Сытина на Пятницкой улице. Сейчас пространство закрыто на реконструкцию. В заявлении АГА также говорится о том, что в этом году ярмарка все же пройдет в осенне-зимнем сезоне. Точные даты и новое место проведения пока не сообщаются.
Фестиваль A-S-H объявил участников, Noôdome запустил спецпроект «Среда созидания»
Ежегодный городской фестиваль современной культуры Art-Space-Hopping (A-S-H) на этот раз пройдет в Москве с 22 по 25 мая. Его программа развернется на более чем 110 городских локациях от мастерских художников до арт-галерей, кафе и других пространств. Среди участников уже заявлены галерея fābula, ЦТИ «Фабрика», мастерские Aacademy 19 и проект LOBBY Moscow. Гостям фестиваля предложат посетить студии Андрея Бергера, Ивана Новикова, Дарьи Гитманович, Славы Нестерова, Оли Махно, Кристины Павловой. В бильярдной «Круглый шар» пройдет персональная выставка Михаила Добровольского, а в «Новом Пространстве» покажут проект Анны Тараровой. Полный состав участников опубликован на сайте фестиваля.
В клубном пространстве Noôdome стартовал спецпроект «Среда Созидания». Это альманах, первый выпуск которого состоит из четырех примеров изменения культурной и социальной среды. Для Noôdome, который уже пять лет существует в формате закрытого клубного сообщества, новый проект стал попыткой выхода на более широкую аудиторию. На презентации проекта амбассадор Noôdome и соучредитель фонда «Новые коллекционеры» Марина Лошак вкратце анонсировала Биеннале частных коллекций, которая уже насчитывает 67 участников, и пройдет с июня по октябрь 2025 года. Организаторы позиционируют ее как «совместное высказывание» культурных институций, работающих по всей России. Все они представят выставочные, издательские и просветительские проекты, «в которых коллекционер определяется как знаковая фигура для истории искусства и формирования культурного ландшафта». В рамках биеннале в московском фонде In artibus на днях открылась выставка «Под одним небом» с живописными и графическими работами французских и русских художников из коллекции Инны Баженовой.
Музейные новости: Боттичелли в Мичигане, ИИ в Прадо, новый директор в «Гараже»
Вашингтонская Национальная галерея искусства (NGA) запустила программу «По всей стране» (Across the Nation), в рамках которой одалживает шедевры из своего собрания музеям из 10 других штатов. NGA берет на себя все транспортные расходы, монтаж и информационное сопровождение выставки. В Музее «Анкориджа» на Аляске показывают картины Джорджии О'Киф и Марка Шагала, а «Женщины с гвоздикой» Рембрандта уже обосновалась в Художественном музее Денвера. Тондо Сандро Боттичелли «Поклонение Богоматери младенцу Христу» в ближайшие дни отправится в Мичиган.
Мадридский Прадо решил использовать ИИ-технологии для подсчета людей, животных и других деталей на картинах из своего собрания. Для этого совместно с испанским техно-стартапом Sherpa.ai был запущен проект «Пересчет в Прадо» (Counting the Prado). Специальный алгоритм обучают для идентификации и подсчета самых разных элементов. Цель инициативы — предложить свежий взгляд на знакомые шедевры, сосредоточившись на количестве фигур или предметов в них. С помощью нового алгоритма эксперты музея могут предложить посетителям сайта решить необычные математические задачки. Например, глядя на знаменитую картину «Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей картинной галерее в Брюсселе» кисти Давида Тенирса младшего, зрителям предлагается угадать, сколько работ из коллекции герцога достанется каждому человеку из его свиты, если разделить их между ними поровну.
Новым директором музея современного искусства «Гараж» назначена Дарья Котова, сменившая в этой должности Антона Белова. Котова работала в музее с 2010 года. Тогда она присоединилась к команде Белова в должности специалиста по связям с общественностью. В 2014 году она возглавила департамент развития, маркетинга и рекламы. С 2021 года начала руководить эндаумент-фондом «Гаража». По ее инициативе была проведена реструктуризация программы лояльности, основана программа патронства, реализован ряд маркетинговых кампаний и партнерских проектов.
Новые выставки на «Винзаводе» и в Выксе
На «Винзаводе» 22 апреля прошел очередной вечер вернисажей, во время которого большинство галерей-резидентов представили новые выставки. В пространстве Vladey открылась персональная выставка Влада Кулькова «Волшебный фонарь». В новой серии художник продолжает экспериментировать с приемами абстрактного искусства, черпая вдохновение в наблюдении за природными явлениями. Галерея pop/off/art открыла подготовленную совместно с петербургской Anna Nova Gallery выставку Петра Дьякова. Для столичной публики она станет первым масштабным знакомством с творчеством художника, который превратил пространство галереи в тотальную инсталляцию. Проект Retreat объединят объекты, видео, живопись и скульптуру, в которых преобладает центральный для творчества Дьякова образ человеческих рук. При этом в новых работах художника стало гораздо больше отсылок к природе. На московской площадке нижегородской галереи Futuro можно увидеть проект Евгении Тут «Ветреный полдень». Художница продолжает исследовать возможности соавторства человека и алгоритма.
В Музее истории ВМЗ в Выксе (Нижегородская область) 6 мая откроется вторая выставка четырехчастного цикла «Путевые заметки». Проект знакомит широкую публику с произведениями из частной коллекции Анатолия Седых (председатель совета директоров Объединенной металлургической компании) и его жены Ирины (председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие»). Вторая часть цикла с подзаголовком «Перекресток» обращена к теме выбора и формирования траектории коллекционера, исследующего пространство современного искусства. В проекте представлены работы авторов разных поколений и художественных направлений — от нонконформистов второй половины XX века до современных художников. В экспозицию вошли работы Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова, Евгения Михнова-Войтенко, Евгения Рухина, Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Ирины Затуловской, Ирины Кориной, Виталия Пушницкого, Влада Кулькова и других авторов.
С 30 апреля и до 29 мая в выксунском Культурном центре «Волна» будет работать выставка «Следы труда», подготовленная совместно с фондами MaxArt и «ОМК-Участие». Проект объединит работы 13 художников, которые через живопись, скульптуру и арт-объекты исследуют тему труда и его эстетизацию в современном искусстве. В число участников выставки вошли Александра Гарт, Владимир Логутов, Кирилл Манчунский, Дима Филиппов.