Говорит Чубакка: как Джордж Лукас изменил отношение к звуку в кино

Звукорежиссеры собирают интересные фактуры звуков со страстью коллекционеров. Ведь их можно использовать для создания неожиданных образов. Хруст льда в луже с успехом может выполнить роль трескающегося стекла батискафа под водой. Звук стоматологической бормашины со звуками открывающейся дверцы медицинского шкафчика на роликах могут звучать как шаги или движения робота. Звуки вызывают ассоциации.
Для своего первого фильма из серии «Звездных войн» (1977) режиссер Джордж Лукас пригласил звукорежиссера Бена Бёрта и сразу дал ему задание оживить персонаж вуки. Это народ, который живет на планете Кашиик и отличается необыкновенными способностями к механике. В фильме это был Чубакка, сокращенно Чуи.
На разработку голоса и языка Чуи у Бена Бёрта ушла большая часть года. Он искал животное, которое издавало бы достаточно выразительные вокальные звуки, подходящие для вуки.
Претендентов было много, но Бёрт выбрал молодого медведя по имени Пух. Если присмотреться к строению головы Чуи, то можно заметить сходство с головой медведя. Звукорежиссер выбрал медвежонка не только за это сходство. Бёрт уже представлял себе голос персонажа и нашел именно то, что искал. Голос Пуха записывали целый день в вольере, провоцируя его на различные реакции. Нужно было создать подобие осмысленной речи, поэтому нужны были разнообразные звуки, похожие на интонированную речь.
Особенно хорошо медвежонок реагировал, когда ему показывали хлеб. Ему нравилось лакомство, и он издавал урчание, когда его ел. Из записанных вариантов голоса молодого медведя Пуха и составлен язык, на котором разговаривает Чуи. Голос медвежонка — это тоже фоновый звук.
Фоновые звуки запоминаются вместе с ассоциациями, которые они вызывают. На высоте 3000 метров, где находится пик горнолыжного курорта Чимбулак, мне пришлось испытать прикосновение легких белых облаков. Оказалось, что белые пушистые облака — это не мягкие «белокрылые лошадки» из песенки в мультфильме, а скопление мельчайших и очень острых яростных льдинок. Возникло ощущение, будто тысячи ос хотят вонзить в меня свои жала, но ломают их об меня с легким звуком крошечных стеклянных копий. Мне тут же вспомнился звук из нашей студийной фонотеки под названием «звон хрустальной люстры» — такой же легкий, острый и мертвенно холодный.
Этому звуку из фонотеки несколько лет, но при прикосновении облаков к моим рукам на высоте в 3000 метров над уровнем моря я тут же вспомнила и этот звук, и образ из романа Гессе, и фрагмент фильма, на котором работала.
В романе Германа Гессе «Степной волк» есть такие слова: «Подлинный человек, пройдя через людские страдания, пороки, ошибки, страсти и недоразумения, прорывается в вечность, в мировое пространство», которое в романе связано с холодной хрустальной и прозрачной ясностью. Души Моцарта, Генделя и других великих обитают в этой холодной вечности.
Ну, а мы в эфире обитаем,
Мы во льду астральной вышины Юности и старости не знаем,
Возраста и пола лишены...
Холодом сплошным объяты мы, Холоден и звонок смех наш вечный...
В фильме «Прикосновение» (1989) режиссера Аманжола Айтуарова есть эпизод, где слепая девушка влюбляется и происходит чудо — она прозревает. Героиня впервые видит голубое небо, и в этот момент слышит легкий хрустальный перезвон вечности. Там, наверху, где астральный холод, все известно о природе человеческой души, о любви и о предательстве. Девушка, как и человек из романа Гессе, прошла через страдания и ошибки, и вот теперь она слышит хрустальную ясность астральной тишины. Девушку предает любимый и она погибает. Тайм-код: 00.49.15–00.49.33.
Очень часто фоновый звук применяется в создании саспенса. Митта пишет: «Режиссер, который ввел в обиход этот термин, — Альфред Хичкок. Он назвал саспенсом “самое интенсивное представление о драматической ситуации, которое только возможно”. ...Он как-то сказал, что, когда сочиняет истории, его больше всего волнуют не характеры, а лестницы, которые скрипят... Лестницы, которые скрипят, могут обрушиться под героем. Это чувство он и назвал “саспенс”».
В этом все дело. Режиссер в фильме показал, что лестница скрипела, когда на нее наступали, а значит, она неисправна, подпилена, надломилась от старости, не важно, что именно с ней случилось, а важно только то, что зрителю донесли эту волнующую подробность, и он начинает ждать, что герой наступит на сломанную ступеньку и с ним случится непоправимое. Это ожидание самого страшного и есть саспенс.