К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ключи и коды глобального Юга: как ярмарка Art Dubai стала мировым трендсеттером

Ральф Хури, иммерсивная инсталляция. (Фото Инны Хегай)
Ральф Хури, иммерсивная инсталляция. (Фото Инны Хегай)
18-я по счету международная ярмарка современного искусства Art Dubai 2025, прошедшая в апреле, подтвердила свои амбиции центра альтернативного нарратива глобального Юга. Более 130 галерей из 40 стран мира представляли современное искусство как связующее звено между природой, наукой и культурным сознанием. Forbes Life рассказывает, чем запомнилась ярмарка

Одна из стратегических задач Art Dubai 2025 — продвижение художников глобального Юга из Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. Свою политику организаторы ярмарки называют «деколонизацией арт-рынка» и полицентризмом, вступая в диалог с западоцентричными нарративами. Как сообщила пресс-служба Art Dubai, 45% художников ярмарки— представители глобального Юга, на их работы пришлось более 60% продаж. За последние пять лет работы эмиратских художников подорожали на 120%, а локальные коллекционеры (ОАЭ, Саудовская Аравия) обеспечивают 50% покупок (по данным ArtTactic). 

От каллиграфии к алгоритмам 

 Art Dubai 2025 — не просто ярмарка, а культурный алгоритм, где песок пустыни стал цифровым полотном, а вода — метафорой жизни. Ярмарка — часть программы комплексных инвестиций в «новую формулу устойчивого развития», включая экологические инициативы, социальные и культурно-туристические программы (до 2030 года будет вложено свыше $40 млрд). Цифровые произведения, созданные по заказу различных институций, переходят от «технологического восторга» к этически осознанным практикам. Они становятся катализатором социальных изменений и поисков новых культурных кодов эпохи антропоцена.

2025 год отмечен большим количеством междисциплинарных комиссий и коллабораций в специальных проектах Art Dubai. Так, Ouchhh Studio (Стамбул) показала зеленые технологии как искусство в ИИ-инсталляции MotherEarth («Мать-Земля»), преобразующей данные о качестве воздуха, уровне CO2, влажности или изменениях температуры в визуальную цветовую поэзию. Отражая поступающие данные, каждые 10 минут алгоритм генерирует новые паттерны. 

 
Проекты Ouchhh Studio: ИИ-инсталляция «Мать-земля»; Real-Time Immersive AI EEG. (Фото Инны Хегай)

Другой проект Ouchhh Studio в разделе цифрового искусства — иммерсивная инсталляция Real-Time Immersive AI EEG, преобразующая с помощью датчиков ментальную активность и эмоции зрителей в визуальные образы, — была создана по заказу шейха Абу-Даби для культурного центра на острове Саадиятт. А в рамках Dubai Public Art Ouchhh Studio проецировала на самое высокое здание мира, Burj Khalifa («Башня Халифы», 163 этажа, 828 м высотой), как на огромный экран, данные о потреблении воды в ОАЭ в реальном времени. 

Эмиратский художник Мохаммед Казем в проекте Directions (Merging) — «Направления» («Слияние») — превращает арабскую вязь в цифровые волны. Его инсталляция, созданная в сотрудничестве со швейцарским банком Julius Baer, визуализирует GPS-координаты океанских течений, связывая наследие бедуинов с Big Data. Работа стала символом ярмарки и продавалась за $150 000–$200 000. 

 
Мохаммед Казем, «Направления» («Слияние»). (Фото предоставлено Artist and Gallery Isabelle, Dubai·Art Dubai)

В партнерстве с арт-кварталом Alserkal Avenue (бюджет проекта — $500 000) мексиканский художник Гектор Самора создал серию сайт специфик (предметно-ориентированное искусство) перформансов с терракотовыми объектами. А дубайский коллектив Hybrid Xperience представил ИИ-калейдоскоп, где зрители визуализируют мечты с помощью нейросети, обученной на местных сказках. На проект в секции Art Dubai Digital в первые два дня пришли посмотреть 5000 посетителей ярмарки.

Помимо него искусство на ярмарке продавали еще в четырех разделах:
Contemporary, где ведущие галереи мира выставляли современное искусство от «голубых фишек» до начинающих авторов. Modern — с фокусом на художников XX века. Digital — новаторская платформа, посвященная цифровому искусству, NFT и ИИ. И Bawwaba — проект, нацеленный на новые имена глобального Юга. 

Bawwaba: искусство как инструмент социальных перемен 

Специальная секция Bawwaba — дебютная платформа для художников, работающих на стыке локального и глобального. В этом разделе, название которого переводится с арабского как «врата, портал», были представлены 10 персональных выставок произведений, созданных за последний год или задуманных специально для Art Dubai.

 

Куратор секции Мирьям Варединис (Швейцария) задалась вопросом: «Как представить новые формы сосуществования людей и планеты?» Среди самых интересных — проекты из Нигерии, Бангладеш и Чили, которые исследуют постколониальные процессы, миграцию и экологическую справедливость. 

На стенде дебютанта ярмарки, галереи Blueprint12 (Нью-Дели), были распроданы почти все текстильные работы бангалорского художника, работающего под псевдонимом Kaimurai. Галерея Secci из Милана привезла мозаику ливанского художника Омара Мисмара, экспонировавшуюся в основном проекте в Арсенале на Венецианской биеннале в 2024 году. 

Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

Art Dubai Modern: архивы будущего 

Кураторы раздела искусства ХХ века Магали Арриола (Мексика) и Нада Шабоут (США) раскрывают влияние культурных связей между Западной Азией, Северной Африкой и постколониальными регионами по всему миру. В фокусе внимания — Латинская Америка, представленная работами венесуэльца Дарио Перес Флореса 1960–70-х годов, чьи полотна в экспозиции галереи Mark Hachem переосмысливают арабские орнаменты сквозь призму латиноамериканской истории и миграций XIX века. Так исторически сложилось, что большие общины арабов, особенно ливанцы и палестинцы, мигрировали в Латинскую Америку, где воспринимали новую культурную идентичность. 

Дарио Перес Флорес, «Прохроматический No.1172». (Фото предоставлено Art Dubai Mark Hachem Gallery)

Общая черта художников глобального Юга — эксперименты в беспредметном искусстве. Многие абстракционисты, такие как Хусейн Мади, Бахман Мохассес, Мехди Муташар и The New Vision Group, опираются на национальное наследие. Творчество мозамбикско-итальянской художницы Бертины Лопес представлено на стенде галереи Richard Saltoun. Ее работы, основанные на сочетании фигуратива и абстракции с текстильными мотивами, были созданы во время войны за независимость Мозамбика от Португалии, которая длилась 10 лет, с 1964 по 1974 годы. Поражают экспрессией и драматизмом картины ливанца Набиля Кансо, привезенные Agial Art Gallery из Бейрута. 

Работа Набиля Кансо (Фото Инны Хегай)

Одни из самых дорогих произведений ярмарки — огромные четырехметровые полотна 1960-х годов (стоимостью $2,65 млн и $1,5 млн) иранского художника Бахмана Мохассеса на стенде ведущей галереи Дубая Leila Heller Gallery, отметившейся сразу в трех выставочных разделах. 

 
Работы художника Бахмана Мохассеса. Leila Heller Gallery. (Фото Инны Хегай)

Art Dubai Contemporary: глобальные и местные

На стендах ведущих международных галерей было заметно более многочисленное по сравнению с предыдущими выпусками Art Dubai присутствие художников из Индии, Ирана, Ирака, Ливана, Сирии, Палестины. 

Galleria Continua, демонстрирующая объект Аниша Капура стоимостью $600 000, выставила также работы индийского скульптора Субодха Гупты и камерунского художника Паскаля Мартинэ Тайу. Галерея Perrotin, как всегда, привезла работы Такаси Мураками (цена $450 000). Galerie Krinzinger выставила неординарные работы индийской художницы Миту Сен с антиколониальной и антиинституциональной риторикой. Ее «Молись, жертва» была продана мумбайской галереей Chemould Prescott Road за $24 000. 

Работа Такаси Мураками (Галерея Perrotin) и Аниша Капура (Галерея Continua). (Фото Инны Хегай)

Современное индийское искусство, переживающее подъем на фоне бурного экономического роста, вызывает повышенный интерес покупателей. Русские коллекционеры тоже не обошли стороной этот тренд, приобретая ключевые работы, например, 23-частный полиптих «Когда небо плыло под водой» (2025, стоимость $65 000) из натуральных пигментов и золота индийской художницы Аниндиты Бхаттачарьи на стенде Threshold Art Gallery из Нью-Дели. 

«Когда небо плыло под водой» художницы Аниндиты Бхаттачарья. Threshold Art Gallery. (Фото Инны Хегай)

Галерея Experimenter (Мумбай, Калькутта) наряду с художниками из Индии, Пакистана, Афганистана, Бангладеш, Шри-Ланки выставила француза Жюльена Сегара. В первые же часы после открытия было продано более 80% экспозиции. Приянка Раджа, основательница Experimenter, рассказала Forbes Life, что это был лучший день за почти 20-летнюю историю ее участия в Art Dubai. 

 
Работа Жюльена Сегара. Галерея Experimenter. (Фото Инны Хегай)

Галерея Lawrie Shabibi показала инсталляции Мэнди Эль-Сайег, британской художницы с палестино-китайскими корнями, где солнечные панели создают узоры, напоминающие текстиль. The Third Line из Дубая представляет искусство принцессы Аль Мазру, исследующей гендерные роли с помощью традиционных арабских орнаментов. 

Компания A.R.M. Holding, главный спонсор выставки, подтвердила приобретение работ в корпоративную коллекцию на сумму $275 000, в том числе произведений Раны Бегум из Бангладеш в галерее The Third Line и француженки Кристин Сафа в галерее из Нью-Йорка Bortolami, впервые участвующей в выставке. 

Ayyam Gallery (Дубай), специализирующаяся на художниках из Сирии, выставила объекты суфийского мистика Али Каафа (живет и работает в Берлине) из обожженной ручной бумаги и абстрактную скульптуру, отсылающую к пластике Ренессанса.

Объекты Али Каафа. Ayyam Gallery. (Фото Инны Хегай)

На стенде Zawyeh Gallery монументальные многофигурные фризы из дерева и кожи (метафора коллективной памяти, преобразования и выживания) классика современного палестинского искусства Набиля Анани были проданы за $650 000 и $125 000.

 
Фризы Набиля Анани. Zawyeh Gallery. (Фото Инны Хегай)

Art Dubai Digital: Дубай в авангарде цифровых технологий 

Секция Art Dubai Digital в 2025 году демонстрирует сдвиг от NFT к более сложным формам цифровой культуры: генеративное искусство, искусственный интеллект, иммерсивные инсталляции и блокчейн-проекты. Всего за один год благодаря развитию ИИ и иммерсивных технологий цифровое искусство стало качественно другим, эмоционально захватывающим, сенсорно вовлекающим зрителей. Это одновременно и восхищает, и пугает, поднимая вопросы этических границ в творчестве. 

Андреа Креспи,
«Первый триллионер, но это не человек» (Фото Инны Хегай)

Куратор секции Гонсало Эрреро Деликадо представил концепцию «После технологического возвышенного», где исследовал, как художники в своих практиках используют ИИ, виртуальную и дополненную реальность (VR и AR) и другие технологические достижения для изучения экологических, социальных и политических проблем. «Сейчас все внимание приковано к искусственному интеллекту. Но мы должны смотреть не только на технологии, но и на то, что пытается сказать эта среда, на такие темы, как предвзятость ИИ и алгоритмы стирания истории; визуальный активизм и протестное искусство», — говорит  Гонсало Эрреро Деликадо.

Дуэт из Нью-Йорка Breakfast выставил кинетическую скульптуру Carbon Wake, которая активируется только «зеленой» энергией из возобновляемых источников (продана за $98 000 в криптовалюте). Итальянец Якопо ди Серра поднял вопрос коммерциализации экологической повестки: в инсталляции Retreat художник использовал 30 переработанных экранов, чтобы показать таяние ледников в Альпах. 

Кинетическая скульптура «Углеродное приглашение к завтраку» (Фото Инны Хегай)

Как сообщила пресс-служба ярмарки, новый проект Фонда LIAN купил работу корейского цифрового художника DeeKay по цене $250 000. Платформа TAEX предпринимательницы Инны Баженовой запустила новые «зеленые NFT» как ответ на «кризис доверия» криптоискусству. Теперь 10% от продаж NFT идут на климатические инициативы. По прогнозам, к 2030 году цифровое искусство займет 40% рынка, NFT трансформируются в «климатические сертификаты», и более 50% проектов Дубая будут использовать возобновляемые и переработанные материалы. 

 

Вектор развития: закодировать будущее 

Art Dubai 2025 отражает глобальный сдвиг: смещение геополитических полюсов на фоне экономического кризиса. Интерес к искусству глобального Юга растет, цифровые форматы становятся мейнстримом, а ОАЭ укрепляют статус культурной столицы MENA. 

ОАЭ не просто адаптируются к мировым трендам, а формируют их. За счет поддержки региональных художественных практик, интеграции технологий и экологических инициатив Дубай создает модель, где искусство становится инструментом переустройства мира. Благодаря своей открытости, мультикультурному контексту и устойчивой государственной поддержке он формирует арт-хаб, этно-экосистему, которая объединяет юг и север, традицию и новую цифровую реальность. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+