Ключи и коды глобального Юга: как ярмарка Art Dubai стала мировым трендсеттером

Одна из стратегических задач Art Dubai 2025 — продвижение художников глобального Юга из Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. Свою политику организаторы ярмарки называют «деколонизацией арт-рынка» и полицентризмом, вступая в диалог с западоцентричными нарративами. Как сообщила пресс-служба Art Dubai, 45% художников ярмарки— представители глобального Юга, на их работы пришлось более 60% продаж. За последние пять лет работы эмиратских художников подорожали на 120%, а локальные коллекционеры (ОАЭ, Саудовская Аравия) обеспечивают 50% покупок (по данным ArtTactic).
От каллиграфии к алгоритмам
Art Dubai 2025 — не просто ярмарка, а культурный алгоритм, где песок пустыни стал цифровым полотном, а вода — метафорой жизни. Ярмарка — часть программы комплексных инвестиций в «новую формулу устойчивого развития», включая экологические инициативы, социальные и культурно-туристические программы (до 2030 года будет вложено свыше $40 млрд). Цифровые произведения, созданные по заказу различных институций, переходят от «технологического восторга» к этически осознанным практикам. Они становятся катализатором социальных изменений и поисков новых культурных кодов эпохи антропоцена.
2025 год отмечен большим количеством междисциплинарных комиссий и коллабораций в специальных проектах Art Dubai. Так, Ouchhh Studio (Стамбул) показала зеленые технологии как искусство в ИИ-инсталляции MotherEarth («Мать-Земля»), преобразующей данные о качестве воздуха, уровне CO2, влажности или изменениях температуры в визуальную цветовую поэзию. Отражая поступающие данные, каждые 10 минут алгоритм генерирует новые паттерны.
Другой проект Ouchhh Studio в разделе цифрового искусства — иммерсивная инсталляция Real-Time Immersive AI EEG, преобразующая с помощью датчиков ментальную активность и эмоции зрителей в визуальные образы, — была создана по заказу шейха Абу-Даби для культурного центра на острове Саадиятт. А в рамках Dubai Public Art Ouchhh Studio проецировала на самое высокое здание мира, Burj Khalifa («Башня Халифы», 163 этажа, 828 м высотой), как на огромный экран, данные о потреблении воды в ОАЭ в реальном времени.
Эмиратский художник Мохаммед Казем в проекте Directions (Merging) — «Направления» («Слияние») — превращает арабскую вязь в цифровые волны. Его инсталляция, созданная в сотрудничестве со швейцарским банком Julius Baer, визуализирует GPS-координаты океанских течений, связывая наследие бедуинов с Big Data. Работа стала символом ярмарки и продавалась за $150 000–$200 000.
В партнерстве с арт-кварталом Alserkal Avenue (бюджет проекта — $500 000) мексиканский художник Гектор Самора создал серию сайт специфик (предметно-ориентированное искусство) перформансов с терракотовыми объектами. А дубайский коллектив Hybrid Xperience представил ИИ-калейдоскоп, где зрители визуализируют мечты с помощью нейросети, обученной на местных сказках. На проект в секции Art Dubai Digital в первые два дня пришли посмотреть 5000 посетителей ярмарки.
Помимо него искусство на ярмарке продавали еще в четырех разделах:
Contemporary, где ведущие галереи мира выставляли современное искусство от «голубых фишек» до начинающих авторов. Modern — с фокусом на художников XX века. Digital — новаторская платформа, посвященная цифровому искусству, NFT и ИИ. И Bawwaba — проект, нацеленный на новые имена глобального Юга.
Bawwaba: искусство как инструмент социальных перемен
Специальная секция Bawwaba — дебютная платформа для художников, работающих на стыке локального и глобального. В этом разделе, название которого переводится с арабского как «врата, портал», были представлены 10 персональных выставок произведений, созданных за последний год или задуманных специально для Art Dubai.
Куратор секции Мирьям Варединис (Швейцария) задалась вопросом: «Как представить новые формы сосуществования людей и планеты?» Среди самых интересных — проекты из Нигерии, Бангладеш и Чили, которые исследуют постколониальные процессы, миграцию и экологическую справедливость.
На стенде дебютанта ярмарки, галереи Blueprint12 (Нью-Дели), были распроданы почти все текстильные работы бангалорского художника, работающего под псевдонимом Kaimurai. Галерея Secci из Милана привезла мозаику ливанского художника Омара Мисмара, экспонировавшуюся в основном проекте в Арсенале на Венецианской биеннале в 2024 году.
Art Dubai Modern: архивы будущего
Кураторы раздела искусства ХХ века Магали Арриола (Мексика) и Нада Шабоут (США) раскрывают влияние культурных связей между Западной Азией, Северной Африкой и постколониальными регионами по всему миру. В фокусе внимания — Латинская Америка, представленная работами венесуэльца Дарио Перес Флореса 1960–70-х годов, чьи полотна в экспозиции галереи Mark Hachem переосмысливают арабские орнаменты сквозь призму латиноамериканской истории и миграций XIX века. Так исторически сложилось, что большие общины арабов, особенно ливанцы и палестинцы, мигрировали в Латинскую Америку, где воспринимали новую культурную идентичность.
Общая черта художников глобального Юга — эксперименты в беспредметном искусстве. Многие абстракционисты, такие как Хусейн Мади, Бахман Мохассес, Мехди Муташар и The New Vision Group, опираются на национальное наследие. Творчество мозамбикско-итальянской художницы Бертины Лопес представлено на стенде галереи Richard Saltoun. Ее работы, основанные на сочетании фигуратива и абстракции с текстильными мотивами, были созданы во время войны за независимость Мозамбика от Португалии, которая длилась 10 лет, с 1964 по 1974 годы. Поражают экспрессией и драматизмом картины ливанца Набиля Кансо, привезенные Agial Art Gallery из Бейрута.
Одни из самых дорогих произведений ярмарки — огромные четырехметровые полотна 1960-х годов (стоимостью $2,65 млн и $1,5 млн) иранского художника Бахмана Мохассеса на стенде ведущей галереи Дубая Leila Heller Gallery, отметившейся сразу в трех выставочных разделах.
Art Dubai Contemporary: глобальные и местные
На стендах ведущих международных галерей было заметно более многочисленное по сравнению с предыдущими выпусками Art Dubai присутствие художников из Индии, Ирана, Ирака, Ливана, Сирии, Палестины.
Galleria Continua, демонстрирующая объект Аниша Капура стоимостью $600 000, выставила также работы индийского скульптора Субодха Гупты и камерунского художника Паскаля Мартинэ Тайу. Галерея Perrotin, как всегда, привезла работы Такаси Мураками (цена $450 000). Galerie Krinzinger выставила неординарные работы индийской художницы Миту Сен с антиколониальной и антиинституциональной риторикой. Ее «Молись, жертва» была продана мумбайской галереей Chemould Prescott Road за $24 000.
Современное индийское искусство, переживающее подъем на фоне бурного экономического роста, вызывает повышенный интерес покупателей. Русские коллекционеры тоже не обошли стороной этот тренд, приобретая ключевые работы, например, 23-частный полиптих «Когда небо плыло под водой» (2025, стоимость $65 000) из натуральных пигментов и золота индийской художницы Аниндиты Бхаттачарьи на стенде Threshold Art Gallery из Нью-Дели.
Галерея Experimenter (Мумбай, Калькутта) наряду с художниками из Индии, Пакистана, Афганистана, Бангладеш, Шри-Ланки выставила француза Жюльена Сегара. В первые же часы после открытия было продано более 80% экспозиции. Приянка Раджа, основательница Experimenter, рассказала Forbes Life, что это был лучший день за почти 20-летнюю историю ее участия в Art Dubai.
Галерея Lawrie Shabibi показала инсталляции Мэнди Эль-Сайег, британской художницы с палестино-китайскими корнями, где солнечные панели создают узоры, напоминающие текстиль. The Third Line из Дубая представляет искусство принцессы Аль Мазру, исследующей гендерные роли с помощью традиционных арабских орнаментов.
Компания A.R.M. Holding, главный спонсор выставки, подтвердила приобретение работ в корпоративную коллекцию на сумму $275 000, в том числе произведений Раны Бегум из Бангладеш в галерее The Third Line и француженки Кристин Сафа в галерее из Нью-Йорка Bortolami, впервые участвующей в выставке.
Ayyam Gallery (Дубай), специализирующаяся на художниках из Сирии, выставила объекты суфийского мистика Али Каафа (живет и работает в Берлине) из обожженной ручной бумаги и абстрактную скульптуру, отсылающую к пластике Ренессанса.
На стенде Zawyeh Gallery монументальные многофигурные фризы из дерева и кожи (метафора коллективной памяти, преобразования и выживания) классика современного палестинского искусства Набиля Анани были проданы за $650 000 и $125 000.
Art Dubai Digital: Дубай в авангарде цифровых технологий
Секция Art Dubai Digital в 2025 году демонстрирует сдвиг от NFT к более сложным формам цифровой культуры: генеративное искусство, искусственный интеллект, иммерсивные инсталляции и блокчейн-проекты. Всего за один год благодаря развитию ИИ и иммерсивных технологий цифровое искусство стало качественно другим, эмоционально захватывающим, сенсорно вовлекающим зрителей. Это одновременно и восхищает, и пугает, поднимая вопросы этических границ в творчестве.
Куратор секции Гонсало Эрреро Деликадо представил концепцию «После технологического возвышенного», где исследовал, как художники в своих практиках используют ИИ, виртуальную и дополненную реальность (VR и AR) и другие технологические достижения для изучения экологических, социальных и политических проблем. «Сейчас все внимание приковано к искусственному интеллекту. Но мы должны смотреть не только на технологии, но и на то, что пытается сказать эта среда, на такие темы, как предвзятость ИИ и алгоритмы стирания истории; визуальный активизм и протестное искусство», — говорит Гонсало Эрреро Деликадо.
Дуэт из Нью-Йорка Breakfast выставил кинетическую скульптуру Carbon Wake, которая активируется только «зеленой» энергией из возобновляемых источников (продана за $98 000 в криптовалюте). Итальянец Якопо ди Серра поднял вопрос коммерциализации экологической повестки: в инсталляции Retreat художник использовал 30 переработанных экранов, чтобы показать таяние ледников в Альпах.
Как сообщила пресс-служба ярмарки, новый проект Фонда LIAN купил работу корейского цифрового художника DeeKay по цене $250 000. Платформа TAEX предпринимательницы Инны Баженовой запустила новые «зеленые NFT» как ответ на «кризис доверия» криптоискусству. Теперь 10% от продаж NFT идут на климатические инициативы. По прогнозам, к 2030 году цифровое искусство займет 40% рынка, NFT трансформируются в «климатические сертификаты», и более 50% проектов Дубая будут использовать возобновляемые и переработанные материалы.
Вектор развития: закодировать будущее
Art Dubai 2025 отражает глобальный сдвиг: смещение геополитических полюсов на фоне экономического кризиса. Интерес к искусству глобального Юга растет, цифровые форматы становятся мейнстримом, а ОАЭ укрепляют статус культурной столицы MENA.
ОАЭ не просто адаптируются к мировым трендам, а формируют их. За счет поддержки региональных художественных практик, интеграции технологий и экологических инициатив Дубай создает модель, где искусство становится инструментом переустройства мира. Благодаря своей открытости, мультикультурному контексту и устойчивой государственной поддержке он формирует арт-хаб, этно-экосистему, которая объединяет юг и север, традицию и новую цифровую реальность.