Опальная молекула: почему высокий уровень холестерина считают угрозой для здоровья

Холестерин по своей химической природе не имеет никакого отношения к жирам. Это спирт и должен называться холестеролом. Однако название холестерин почему-то прочно закрепилось за этой молекулой в русскоязычной литературе, и она до сих пор ассоциируется именно с жирами, причем плохими и вредными, что совершенно не соответствует действительности. Холестерин имеет множество полезных, жизненно необходимых функций в организме, но в чем он точно не участвует, так это в развитии целлюлита и ожирения. Эта молекула присуща только животным и не содержится в растениях, поэтому наличие надписи «Не содержит холестерина» на растительных продуктах, к примеру на бутылках подсолнечного масла, вообще лишено какого-либо смысла. Однако если царство растений прекрасно обходится без этого вещества, то жизнь животной клетки без нее невозможна.
Биологическое значение опальной молекулы
Холестерин необходим для жизни человека, поэтому в организме ежесуточно синтезируется около 1 г этого вещества, в то время как с пищей его поступает менее 0,5 г. Наибольшее количество холестерина содержится в мозге — до 1/4 от его общего количества, тогда как количество холестерина в крови, по которому мы и оцениваем его метаболизм, составляет всего 8% от общего содержания в организме.
Холестерин входит в состав клеточных мембран, выполняя барьерную и защитную функцию. Он обеспечивает их микровязкость и работу клеточных насосов, принимая участие в поддержании электролитного баланса. За счет этой молекулы осуществляется работа находящихся на клеточной стенке рецепторов, позволяющих клетке реагировать на внешние сигналы.
В нервной ткани холестерин способствует передаче импульсов и коммуникации между нейронами, играя важную роль в процессах обработки информации и памяти. Он участвует в функционировании серотониновой системы (серотонин считается гормоном счастья. — Forbes Life), нарушение работы которой приводит к развитию депрессии и появлению суицидальных мыслей.
Половые гормоны, как мужские, так и женские, синтезируются именно из холестерина, поэтому постоянная диета с его пониженным содержанием у женщин может приводить к нарушениям менструального цикла и даже бесплодию. Кортизол — гормон, адаптирующий организм к изменяющимся условиям внешней среды, также синтезируется на основе холестерина, как, впрочем, и витамин Д. Именно из холестерина образуются желчные кислоты, за счет которых осуществляется переваривание и усвоение жиров.
Важную роль играет холестерин и в работе иммунной системы. И как ни парадоксально, именно так называемый «плохой» холестерин липопротеинов низкой плотности, с которым так настоятельно рекомендуют бороться, способен связывать и нейтрализовать более 90% бактериальных токсинов. А вот при низком уровне холестерина, менее 3,9 ммоль/л, отмечается снижение количества лимфоцитов — клеток иммунной системы, защищающих организм от чужеродных агентов. С другой стороны, высокие уровни холестерина способны повышать выживаемость при генерализованных инфекциях. Среди некоторых ученых сформировалось мнение, что для оптимальной работы иммунной системы уровень холестерина должен быть 6,0–6,5 ммоль/л, что значительно отличается от современных рекомендаций по его снижению до 5,0 ммоль/л.
Интересны результаты массового исследования уровня холестерина у 52 075 здоровых лиц. Оказалось, что наиболее часто встречающиеся значения общего холестерина у мужчин старше 35 лет и женщин старше 40 лет превышают 5 ммоль/л. А в группе старше 40 лет доля лиц с уровнем холестерина > 6,2 ммоль/л составила 40,1%, что в целом сопоставимо с аналогичными показателями полученными для некоторых европейских стран: в Германии — 61,6%, в Шотландии — 42,6%, в Англии — 35,2%. Исходя из этих данных, становится не совсем понятным, на основании чего рекомендуемым нормальным уровнем холестерина решили установить значение 5,0.
Фактор защиты организма и гарант его долголетия
Как раз падение концентрации холестерина ниже определенных пороговых значений угрожает здоровью организма. Ученые пришли к заключению, что снижение его уровня ниже 3,7 ммоль/л значительно увеличивает риск развития инфекционного процесса, причем это становится более чувствительным маркером, чем всем известное повышение количества лейкоцитов в крови. В исследовании 68 500 смертей от различных инфекций установили, что чем ниже был уровень «плохого» холестерина, тем выше была летальность. Такая же обратная зависимость зафиксирована в отношении холестерина и частотой госпитализаций при инфекционных процессах. И сегодня некоторые исследователи вообще рассматривают гипохолестеринемию как маркер иммунодефицита.
Связь холестерина с иммунной системой также подтверждается и в онкопротективном действии этой молекулы. В широкомасштабных наблюдениях было показано, что вероятность смерти от рака крови у мужчин с низким содержанием «плохого» холестерина в два раза превышает таковую в сравнении с теми, у кого этот уровень находится в пределах нормы. В исследовании М. Фейнлаба была установлена максимальная смертность от рака при минимальных значениях холестерина в крови. Она стабилизируется в диапазоне его значений между 5,9 и 7,0 ммоль/л и снижается после 7,25 ммоль/л. Ряд ученых сходится во мнении, что у мужчин старше 50 лет колебания холестерина следует считать косвенным признаком онкопатологии, тем более что падение его концентрации начинается задолго до клинической манифестации опухолевого процесса. В то время как гиперхолестеринемию можно расценивать как фактор онкопротекции.
Повышенное значение холестерина сегодня связывают и с увеличением продолжительности жизни, это, в частности, удалось подтвердить в систематическом анализе двух десятков научных работ, которые включали в себя в общей сложности более 68 000 человек. В исследовании трех групп пожилых людей голландского города Лейдена с разными уровнями холестерина ученые установили, что именно у лиц с его максимальными концентрациями в крови (от 6,5 до 10,0 ммоль/л) смертность от онкологических и инфекционных заболеваний была значительно меньше, и они имели наибольшие шансы достигнуть возраста 99 лет. Авторы исследования считают, что повышенный уровень холестерина активирует иммунную систему, а это, в свою очередь, приводит к повышению устойчивости к инфекциям и снижению риска развития канцерогенных процессов.
Сходные результаты были получены и в домах престарелых у французских пожилых женщин, в группе тех из них, кто имел наиболее высокий уровень холестерина (7 ммоль/л), смертность была минимальной. Исследователи предположили, что высокая концентрация холестерина у пожилых людей способствует стабилизации физико-химических свойств клеточных мембран, защищая клетки от внешних негативных воздействий.
Враг человечества №1
Атеросклерозом люди страдали с незапамятных времен. Еще в останках египетских и перуанских мумий, которые датируются несколькими тысячелетиями до новой эры, обнаруживаются признаки атеросклероза. Причем распространенность этой патологии составляла 37–38%. Впервые же связал холестерин с атеросклерозом в 1912 году русский ученый Николай Аничков (1885–1964). Он интенсивно кормил травоядных кроликов животной пищей, что, конечно, привело к отложению холестерина в артериях. Кролики — вегетарианцы, в растениях нет холестерина, и эти звери не имеют систем его метаболизма и выведения. Полученные результаты не удалось повторить на плотоядных животных, например собаках, что не помешало ученому миру принять холестериновую теорию атеросклероза и начать неистовую борьбу по снижению уровня холестерина с помощью различных диет и лекарственных препаратов.
В 1991 году из статьи в New England Journal of Medicine мир узнал о 88-летнем человеке, поедавшем 25 яиц в сутки в течение последних 15 лет и при этом обладавшим отменным здоровьем и нормальной концентрацией холестерина в крови. Оказалось, что из всего объема съедаемого им холестерина усваивалось лишь 18%, остальное же удалялось из организма вместе с остатками непереваренной пищи. Для изучения этого феномена удалось набрать еще 11 добровольцев, они, правда, решили все-таки не потреблять более пяти яиц в день. По завершении исследования у его участников также было установлено отсутствие повышения уровня холестерина при такой диете.
Широко известен «французский парадокс» — французы, традиционно употребляющие жирную и богатую холестерином пищу, при этом, как ни удивительно, значительно реже жителей других европейских стран страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. А ведь согласно теории Аничкова, повышение уровня холестерина в крови должно как раз увеличивать частоту развития этого заболевания. Однако то, что подобного не происходит, еще в далеком 1936 году доказали Ланде́ и Сперри — они наблюдали у людей с низким холестерином такой же атеросклероз, как и у лиц с его высоким уровнем. Уже в недавнем крупном исследовании, которое включало почти 140 000 пациентов с острым инфарктом миокарда, установили, что их «плохой» холестерин на момент госпитализации был ниже нормы. А в другом исследовании, где на фоне приема лекарств он был еще более снижен (до 2 ммоль/л), общая смертность оказалась вдвое выше. Также с точки зрения теории Аничкова трудно понять, почему 50% всех случаев инфаркта миокарда возникают у пациентов с «плохим» холестерином ниже целевого уровня.
Эти и многие другие факты привели к пересмотру роли холестерина, и в 2018 году международная группа ученых опубликовала меморандум о том, что в результате многочисленных наблюдений и экспериментов гипотеза, утверждающая связь высокого уровня общего холестерина и холестерина липопротеинов низкой плотности с сердечно-сосудистыми заболеваниями оказалась несостоятельной и ложной. По мнению экспертов, она многие десятилетия поддерживалась за счет использования вводящей в заблуждение статистики, исключения результатов неудачных испытаний и игнорирования многочисленных противоречивых наблюдений.
А ведь еще в конце XX века кардиолог академик Евгений Чазов подчеркивал: «Мы до сих пор не можем ответить на вопрос — что же такое атеросклероз? И мы были бы ближе к выяснению сути этого явления, если бы долгие годы не оставались под гипнозом авторитета школы Н.Н. Аничкова и не верили слепо в «инфильтративную» теорию его развития».
Статины — ложная панацея
Казалось бы, следовало продолжить изучение возможных причин и механизмов развития атеросклероза. В частности, рассмотреть хроническое воспаление как альтернативу холестериновой теории. Накоплены данные о том, что повышение белков острой фазы воспаления, и прежде всего С-реактивного белка, является одним из важнейших критериев кардиального риска. Также имеются доказательства того, что в условиях активного аутоиммунного воспаления и нарушения функции внутренней сосудистой стенки роль в развитии атеросклероза могут играть возникающие модифицированные формы липопротеинов. Несмотря на это, за последние годы в европейских и американских рекомендациях наблюдается последовательное снижение норм для холестерина крови — сегодня до 5,0 ммоль/л, а также липопротеинов низкой плотности в 1988 году — 2,6, в 2004-м — 1,8, а уже затем и 1,4 ммоль/л.
Ведущими препаратами для снижения этих показателей в настоящее время является группа статинов. В 2024 году объем мирового рынка гиполипидемических средств, в том числе статинов, оценивался в $20,76 млрд с ожиданием прогноза роста до $26,40 млрд к 2032 году. Тем не менее, несмотря на распространение гиполипидемических препаратов и снижение в популяции уровня липопротеинов низкой плотности, частота инфарктов и инсультов непреклонно увеличивается. А, к примеру, в шведском исследовании вообще не было обнаружено никакой взаимосвязи между приемом статинов и смертностью от инфарктов миокарда.
Настораживает и сам механизм борьбы статинов с холестерином. Основным фактором повышения его уровня служит снижение утилизации за счет окисления в желчные кислоты, и логично, и физиологически оправданно было бы использовать медикоментозные средства для выведения избытков холестерина из организма. Однако механизм действия статинов, напротив, направлен на угнетение его синтеза — подавление действия ключевого фермента, который находится в самом начале меволатного пути (цепочки биохимических реакций в организме, с помощью которой клетки производят холестерин и другие важные вещества. — Forbes Life). При его ингибировании происходит также блокада еще около 200 химических процессов, непосредственно никак не связанных с производством холестерина. Этим объясняется и значительное количество побочных эффектов, возникающих при приеме статинов. В частности, развиваются миопатия, различные когнитивные нарушения, депрессии, нарушения эректильной функции. По некоторым данным, распространенность суицидальных мыслей наблюдается в пять раз больше среди людей, принимающих эту группу лекарств. Причем нежелательные явления исчезают после прекращения лечения, но возникают вновь при возобновлении их приема.
В 2013–2016 гг. на страницах двух академических журналов, Lancet и The British Medical Journal (BMJ), разразилась «статиновая война» — полемика, в которой BMJ опубликовал ряд статей, где ставилась под сомнение необходимость приема статинов пациентами с невысоким риском инфаркта или инсульта, обосновывалось это недооцененными их побочными эффектами. Lancet же настаивал на том, что статины спасают жизни, а их побочные эффекты крайне редки и никакая «недооценка» в клинических испытаниях допущена не была. Все это привело к весьма негативным последствиям — часть пациентов без консультации с лечащим врачом прекратила прием статинов, необходимость которых в лечении определенных клинических случаев остается неоспоримой.
Несмотря на положительную роль гиполипидемических препаратов при конкретных показаниях у конкретных пациентов, независимые ученые сегодня считают это направление фармакологии уводящим в сторону от поиска истинных причин атеросклероза и методов борьбы с ним. В заключение можно привести цитату доктора медицины, биомедицинского эксперта NASA Дуэйна Грейвлайна: «Я пришел к осознанию того, что холестерин не является ужасным врагом человека, в чем нас пытались убедить, вместо этого я понял, что холестерин — одно из самых важных веществ в нашем организме, вещество, без которого жизнь, какой мы ее знаем, просто прекратила бы свое существование».
Тем не менее стоит помнить: постановкой диагнозов и назначением лечения должен заниматься врач. Попытки скорректировать уровень холестерина и других жизненно важных показателей организма самостоятельно, ориентируясь на справочники или советы из интернета, могут закончиться трагически — например, просто из-за ошибки в результатах поисковой выдачи.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора