Подвал с секретом: как живет один их главных театров Москвы — пространство «Внутри»

Пьесу «Я убил царя» драматург Олег Богаев написал на основе документов, связанных с расстрелом царской семьи в Екатеринбурге. Это спектакль о памяти и чувстве вины получил известность еще и благодаря актрисе Елене Кореневой, которая сыграла собачку цесаревича Алексея, пуделя Джоя, жертвы бойни в подвале Ипатьевского дома в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Так Москва узнала о создании нового театра.
Его основатель, архитектор Олег Карлсон, раньше проектировал и строил дома для Управления делами президента, руководства «Газпрома», «АФК-системы» Владимира Евтушенкова. Но еще он был театралом со стажем. Зная об этом, актер «Гоголь-центра» Илья Ромашко в 2018 году предложил Карлсону создать общее театральное пространство на улице Казакова. Оно включало бы «Гоголь-центр», «Гоголь school» и «Театр.doc». Но в 2020 году «Театр.doc» вынужден был оставить площадку, а «Гоголь-центр» закрылся летом 2020-го, — тем не менее Олег Карлсон открыл свой театр в неприметном дворе на «Курской», вплотную к железнодорожным путям.
Из 900 кв. м цокольного пространства сделали 1500 с двумя залами, большим (на 98 мест) и маленьким. На сцене — минимум декораций, свет и звук. Костюмы актеры приносили сами по принципу «в чем пришли, в том и играют». На «Авито» купили ковры, заказали абажуры, из собственного сада в Поселке художников на Соколе Карлсон осенью приносит яблоки. Для актеров, в зависимости от содержания спектакля, варит борщ, щи, плов или финский рыбный суп.
Пространство «Внутри» — умный театр для умных людей, где идут спектакли, максимально резонирующие с сегодняшними переживаниями зрителей. Он собирает всех, кто в трудное время остался без своего театра и без своих режиссеров. К соседу в подвал перекочевали актеры Кирилла Серебренникова Семен Штейнберг и Александр Горчилин, актер из Мастерской Брусникина Петр Скворцов, присоединились актрисы Мария Смольникова и Роза Хайруллина. Так в Москве возникло место встречи единомышленников с репертуаром, откликающимся на происходящее, где с удовольствием играют знаменитости. Каждая постановка обходится в 3–4 млн рублей, а за спектакли Карлсон платит актерам больше, чем в государственных театрах.
Так, Павел Табаков играет в «Зеркале» Саввы Савельева по рассказу Генриха Белля «Молчание доктора Мурке». В оригинальной версии «Мертвых душ» молодого режиссера Владимира Комарова Полина Цыганова, дочка Евгения Цыганова, появляется в образе Собакевича, Виктория Толстоганова и Виктория Исакова — Плюшкина (в разных составах; Светлана Иванова играет Коробочку, Саша Бортич — Манилова, а Лиза Янковская — «Черную дыру». Работает в театре и дочь Олега Карлсона, Мария. В ее режиссуре идет спектакль «Верь своей собаке». Пьесу написала ее мама, драматург Нонна Гудиева, папа ходит в мерче с логотипом спектакля дочери, а двухлетний корги по кличке Оффенбах гордо появляется в финале.
Из «Боярских палат» во «Внутри» перешли Женя Беркович (включена Росфинмониторингом в перечень причастных к экстремизму и терроризму) с театральной компанией «Дочери Сосо». В театре шли поэтический спектакль «Рисовая собака» по поэзии Федора Сваровского и «Считалка» по повести грузинской писательницы Тамты Мелашвили. В канун 2023 года в пространстве «Внутри» поставили «Наше сокровище» — авторский спектакль режиссера по ее собственному тексту о таинстве Рождества и чуде рождения. В настоящее время все спектакли Беркович по ее же просьбе сняты с репертуара.
История театра в подвале рассказана в одном из самых востребованных спектаклей «Внутри», трагикомедии «Три сестры» режиссера Андрея Маника, ученика Дмитрия Крымова. В роли Вершинина — Максим Виторган, которому молодой режиссер помог уйти от комедийных ролей. Чеховские три сестры и их окружение живут в подвале: настенные часы лежат на полу, абажур в дырках. Все хотят вернуть прежнюю, потерянную жизнь, но в крошечном окне, в которое иногда покуривает Ирина, пожар. Актуальная версия пьесы Чехова идет под грустным хэштегом «Через 200–300 лет таких, как мы, станет большинство».
В репертуаре стоит и первый продюсерский опыт Карлсона совместно с актрисой Еленой Шевченко — спектакль «Это не я» по пьесе Арсения Фарятьева. Рефлексия на обочине жизни бывшего восьмидесятника, застрявшего во времени с холодильником ЗИЛ, пишущей машинкой Erika и женщинами, которых он не сделал счастливыми. Пьесу про одиноких мужчин из пьес Вампилова и их полетах во сне и наяву поставил режиссер Антон Федоров с актером Сергеем Шайдаковым.
Федоров — чемпион по востребованности во «Внутри» Олега Карлсона, культовая фигура и хедлайнер театра. Режиссер исследует матрицу русской жизни из окон разбитых автобусов, тюрем и психиатрических лечебниц, предлагая зрителям оригинальные сочинения. Так, в «Шинели» он поставил Башмачкина (Сергей Шайдаков) на ходули, сделал главную фигуру литературы XIX века, маленького человека, великаном, предметом сострадания, закружил в питерской метели с нечистью и посвятил спектакль 215-летию со дня рождения Гоголя.
На спектакль Федорова «Где ты был так долго, чувак?» билеты уходят в первые минуты старта продаж. Это история про темные импульсы глубинного народа, страшный русский апокалипсис в отдельной семье. В центре урагана — живущий в коротких перебежках от зоны к зоне муж Петя (Дмитрий Куличков), его жена Нина (Наталья Рычкова), Иностранец (Сергей Шайдаков) как национальная зависимость и Чебурашка (Роза Хайруллина) как родимое пятно.
В языковом хаосе — обрывки фраз и устойчивые выражения из опыта народа говорить одно и то же из поколения в поколение («ты мне всю жизнь испортил», «не бери в голову»). Лютое по энергетике и невероятное по юмору путешествие вглубь сознания нации, где счастье короткое, а любовь только смертельная, то ли убьет, то ли поцелует. В создании этого лингвистического чуда принимали участие исполнительница роли Чебурашки Роза Хайруллина и драматург Алексей Френкель.
Самыми популярными в «Внутри» в целом стали спектакли, исследующие архетипы русской жизни, ее тупиковые версии. «Красная Шапочка» молодого режиссера Гоши Мнацаканова — новый миф о Даниле Багрове в поисках правды в форме русской сказки с коллекцией узнаваемых вещей из культового «Брата» Алексея Балабанова, таких как свитер Данилы, голос Константина Мурзенко, саундтрек «Наутилуса». Таисия Вилкова в роли Елены Прекрасной и Максим Виторган в роли мертвого отца.
Из новой версии самой нетрезвой книги русской литературы «Москва–Петушки» режиссера Саввы Савельева ушел ассортимент ликеро-водочных изделий, но Курский вокзал, откуда нельзя уехать, остался, а бутылка водки все так же объединяет все слои общества в зале ожидания — девочку-бродяжку, символ русских скитаний, офтальмолога в завязке, всегда временной, и веселую русскую бабу, у которой в авоське найдется банка огурцов. Алкоголика-интеллектуала в спектакле «Петушки» играет Александр Горчилин. «Завтра все равно будет вчера», — поет со сцены Вася Михайлов из группы «Бомба-Октябрь», а справиться с жизнью помогает, по русской традиции, случайный попутчик с открытым сердцем.
В спектакле «Он в Аргентине» по пьесе Людмилы Петрушевской Роза Хайруллина поет «Зеленоглазое такси», а актриса МХТ имени Чехова Юлия Чебакова играет драму русской женщины. В подвал на Казакова ходят и на Яну Кузину, актрису Воронежского камерного театра. Ее «Кабаре «Галич» режиссера Михаила Бычкова всегда собирает зал. Яна час поет песни — в начале про сержанта Леночку и веселых кассирш, потом тяжелые, про покалеченный, терпеливый, выносливый народ.
Репетиции спектаклей идут дома у Олега Карлсона в Поселке художников. Под абажуром на первом этаже театра могут чувствовать себя по-домашнему очень разные люди — Олег Меньшиков, Сергей Безруков, Данила Козловский и Ксения Рапопорт, Евгений Миронов и Иван Ургант, Константин Райкин и Сергей Светлаков. В зрительном зале можно увидеть и актрису Юлию Пересильд. и миллиардера Михаила Фридмана, а на веранде со стаканчиком кофе — актеров Александра Паля, Дмитрия Лысенкова и Александра Гудкова. Сейчас, спустя четыре года после первой премьеры, Карлсон ищет деньги, чтобы выкупить этаж над театром, где находится бильярдная. Тогда у пространства «Внутри» появится площадка побольше — на 150–200 мест.