Человек, вещь, цена: Пумпянский в театре, «носорог» нужен всем и €46 800 за эскиз

Человек: Дмитрий Пумпянский
Президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, попечитель Большого театра, создатель екатеринбургского культурно-выставочного комплекса «Синара Арт», миллиардер Дмитрий Пумпянский вошел в состав сформированного попечительского совета театра «Урал Опера Балет». Как сообщает дирекция театра, при поддержке совета планируется модернизировать техническое оснащение сцены и привлечь дополнительные средства на новые постановки. По данным источника Forbes в театре, взнос попечителя составляет 5 млн рублей. Тем временем московская часть коллекции современного искусства семьи Пумпянских (в 2020 году собрание уральского искусства пополнили 150 работ знаковых современных авторов, таких как группа AES+F, Илья Кабаков, дуэт Виноградов — Дубосарский, Олег Кулик; выставка обновленной коллекции Пумпянских проходила в ММОМА на Петровке в 2022–2023 годах) возвращается в художественную жизнь. Идут поиски управляющего коллекцией и здания в Москве, где собрание может быть размещено в режиме открытого хранения.
Вещь: «Носорог» Франсуа-Ксавье Лаланна
Декоративная конструкция из патинированной бронзы, внутри которой скрыты мини-бар, стол-секретер, сейф и несколько ламп, созданная в единственном экземпляре в начале 1964 года, сегодня переживает пик востребованности. Осенью 1964-го «Носорога» показали в парижской Galerie J на дебютной выставке четы Лаланн. Скульптор Франсуа-Ксавье Лаланн и его жена Клод, скульптор и ювелир, создавали причудливые объекты, балансирующие на грани сюрреалистической скульптуры и дизайнерских предметов интерьера. Главная особенность их творчества — ироничное переосмысление образов животных и растений. Во второй половине ХХ века из их мастерской выходили бронзовые кочаны капусты на курьих ногах, пуфики в виде овечек и др. На выставке в Galerie J «Носорог» был самым заметным экспонатом. Объект объединил в себе главные черты творчества Лаланна: амбициозность замысла, сочетание прагматики и причудливости. Владелица Galerie J Жанин Гольдшмидт называла этот объект «прямым наследником» «Носорога» Альбрехта Дюрера.
С точки зрения продаж парижская выставка 1964 года обернулась фиаско. Тогда на пике популярности был абстрактный экспрессионизм. На фоне загадочных полотен Марка Ротко и Джексона Поллока работы Лаланнов воспринимались как гротеск, а до их функциональности никому не было дела. И публика, и критики сходились во мнении, что скульптура не должна служить никакой цели, а лишь радовать глаз. Сам же Лаланн за 40 лет ни разу не отступил от принципа утилитарности. В конце 1990-х он объяснял: «У нас на Западе искусство чрезмерно сакрализовано, но если вы пользуетесь скульптурой в своей повседневной жизни, то это возвращает ее с небес на землю». «Носорога» после выставки приютила сама Жанин Гольдшмидт. Он был в коллекции ее семьи вплоть до торгов Christie’s 2023 года, когда ушел с рекордом €18,3 млн. Сегодня, на фоне рухнувших в 2024 году мировых аукционных продаж современного искусства (минус 27%), рынок работ Лаланнов выглядит островком стабильности. За прошлый год Франсуа-Ксавье Лаланн поднялся с 34-й на вторую строчку в рейтинге 100 художников, показывающих лучшие результаты на мировых торгах, с результатом $52,8 млн. Клод Лаланн замыкает топ-10 списка с продажами $9,7 млн.
К образу носорога Лаланн обращался еще не раз. И каждый экземпляр был непохож на предыдущий, так что все они считаются самостоятельными произведениями. Со временем менялся размер и внешний вид работы, а также ее внутреннее наполнение. Вторая версия 1966 года сегодня находится в коллекции парижского Музея декоративного искусства (MAD). Своего последнего «Носорога» из медных пластин Лаланн создал в 1991 году, этот экземпляр хранился в его студии вплоть до смерти художника в 2008 году, а в 2019-м его выставили на парижские торги Sotheby’s. Тогда за лот сражались израильский бизнесмен и коллекционер Хосе Муграби и Антуан Арно, сын владельца группы компаний LVMH Бернара Арно. В проигрыше остались оба: «Носорога» купил анонимный покупатель за €5,4 млн.
Цена: €46 800 за эскиз Константина Коровина «Испанская ночь»
На русских торгах аукциона Drouоt в Париже зарисовка испанской ночи Константина Коровина ушла за рекордную для такой небольшой работы сумму. Газета Drouоt объяснила цену едва ли не первым появлением в творчестве художника сцен из ночной жизни, «теме, к которой он многократно возвращался в Париже».
Путешествуя по Испании в 1884–1885 годах, Коровин был молод, беззаботен и смел. В Валенсии он искал сюжет для оформления оперы «Кармен», которую хотел ставить в своем театре Савва Мамонтов. «Улица поднималась в гору, — писал годы спустя художник. — За поворотом я увидел у большой стены деревянное здание, крашеное, похожее на сарай. <...> Крытый двор. С потолка свисали огромные длинные фонари восьмиугольной формы. Они были покрыты шелковой материей, оранжевой, красной, желтой. За полуоткрытой стеной синела ночь, светились окна домиков с балконами. Внизу на эстраде сидели гитаристы с большими гитарами и пианист. У стен тянулись стойки; за ними толпился всякий люд <...> Пестрота... Шум... Мы прошли в угол и сели за столик. Я открыл свой ящик с красками, чтобы набросать этот невиданный ресторан. В нем были жгучие краски. Испания... Вот какой кабак нужен в «Кармен».
Аукционный рекорд на работы Коровина — около $2 млн: в 2005-м на Sotheby’s «Гурзуф летом» ушел за $1,9 млн. А эскизы декораций к «Коньку-Горбунку», которые он делал в Большом и Мариинском театрах, в 2021-м уходили на Sotheby’s в пределах £26 000. Сегодня цены на Коровина в России стремятся к рекордам 2000-х. Галерист, купивший театральный эскиз Коровина на Drouоt, полагает, что цена продажи такой работы в России может составить и €150 000.