К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Финикийская схема» в Каннах: как Уэс Андерсон рассуждает о смерти и наследии

Кадр из фильма «Финикийская схема»
Кадр из фильма «Финикийская схема»
Режиссер Уэс Андерсон еще ни разу не выиграл ни одного приза Каннского кинофестиваля, зато стабильно показывает свои работы именно на этом престижном конкурсе. Кинокритик Тамара Ходова анализирует его новый фильм и рассуждает, почему еще не старого режиссера волнуют темы увядания и того, что мы оставляем после себя

В то время, как мир все больше погружается в турбулентность, кажется, нет ничего более постоянного, чем Уэс Андерсон в Каннах. В 2021 году режиссер приезжал на Лазурное побережье с фильмом «Французский вестник», а в 2023 году показывал в конкурсе «Город астероидов». Спустя два года американец возвращается на Круазетт.

Действие его новой картины «Финикийская схема», как и всегда у Андерсона, отказывающегося признавать современность, происходит когда-то в XX веке. В центре сюжета — эксцентричный миллионер, предприниматель Жа-Жа Корда (Бенисио Дель Торо). После очередной авиакатастрофы, где Корда снова неожиданно выживает, он берется за дело всей жизни — ту самую Финикийскую схему, сложно организованную транспортную сеть через половину континента.

Кадр из фильма «Финикийская схема»

Для осуществления проекта он должен заключить партнерство с самыми могущественными бизнесменами мира и покрыть финансовый «разрыв». Проект абсолютно безумный, с минимальной вероятностью на успех, зато он увековечит имя Корды в веках. Чтобы подстраховаться, магнат вызывает из монастыря дочь Лисл (Миа Треаплтон), которая должна через месяц принять обет. Однако у Корды другие планы — он делает ее единственной наследницей своей империи. При этом предприниматель за долгую карьеру успел насолить абсолютно всем, и враждующие друг с другом государства впервые объединяются, чтобы избавиться от Корды раз и навсегда.

 

«Финикийская схема» — один из самых масштабных фильмов Андерсона. Режиссер не стесняется использовать все имеющиеся ресурсы и устраивает гонку через полмира с крушениями самолетов, джунглями, дворцами и прочими детально выстроенными мизансценами. И, конечно, не стоит забывать, что Андерсон — один немногих режиссеров, которые могут задействовать в фильме любых актеров и позволить себе использовать даже самых известных из них всего в паре сцен.

Кадр из фильма «Финикийская схема»

Однако за яркими декорациями и масштабом скрывается все та же самая простая и вечная тема, которая занимает режиссера с начала его карьеры — семейные отношения. Не зря в пресс-материалах сюжет фильма описывается всего одним коротким предложением: «История семьи и семейного бизнеса». Да и несмотря на образ Корды, который, конечно же, «больше, чем жизнь», это типичный отстраненный отец из андерсоновских фильмов, не способный найти общий язык с родными (Билл Мюррей в «Водной жизни», Джин Хэкмен в «Семейке Тененбаум»). Большинство партнеров, с которыми предстоит иметь дело Корде и его дочери-монашке, — члены семьи, самый грозный из которых — родной брат Нубар (Бенедикт Камбербэтч). 

 

Так что вся Финикийская схема Корды — не столько про бизнес, сколько про налаживание отношений внутри семьи. И тот разрыв, который нужно покрыть для осуществления проекта, не финансовый, а гораздо более интимный, чем хотелось бы признать бизнесмену. Во время смертельно опасных приключений циничный отец и идеалистичная дочь становятся ближе друг к другу. Лисл все больше проникается богатством, получив от отца четки с бриллиантами и курительную трубку, выложенную драгоценными камнями. А Корда как будто становится все мягче и человечнее, проживая одну клиническую смерть за одной. 

Каждый новый фильм Андерсона становится все грустнее. В «Городе астероидов» герой Джейсона Шварцмана переживал смерть жены, а в «Финикийской схеме» режиссер неожиданно рано (Андерсону 56 лет) задумывается о смерти и наследии, которое он оставит после себя. После каждой новой попытки убийства Корда оказывается на небесах, где ангелы во главе с богом (Билл Мюррей) судят прижизненные деяния героя. В конце режиссер приходит все к тому же выводу, к которому приходил и раньше, — нет лучшего наследия, чем семья. 

Неожиданную мрачность режиссера подчеркивает и нехарактерное для него количество насилия на экране. Несмотря на всю андерсоновскую кукольность, оно смотрится устрашающе из-за той циничности, с какой его воспринимают хладнокровные герои. В первой же сцене фильма персонажа разрывает на две части, герои повсюду носят ручные гранаты и рассуждают об особенностях смертельных газов, с помощью которых потравили десятки тысяч солдат во время войны.

 
Кадр из фильма «Финикийская схема»

В отличие от предыдущих работ в «Финикийской схеме» Андерсон не доводит свой режиссерский стиль с симметрией и тщательно выверенной экспозицией до абсурда. Режиссер дает героям немного воздуха, поэтому действие не выглядит слишком деревянным и мультяшным. Но все же его недостаточно, поэтому даже если актеры и пытаются изобразить человеческие чувства, то получается это лишь отчасти.

И сам Андерсон, и его звездный каст становятся жертвами формализованного стиля режиссера. Кажется, он настолько эволюционировал, что, несмотря на реальную печаль и тяжелые думы, продолжает играть с людьми как с куклами — и что бы ни вышло из этих упражнений, запомним мы его не за это.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+