К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ценовой рекорд на работу художницы и сапфир за $12 млн: новости арт-рынка

NFT из проекта CryptoPunks (Sotheby’s)
NFT из проекта CryptoPunks (Sotheby’s)
Sotheby’s не удалось продать Джакометти за $70 млн, подведены итоги нижегородской ярмарки «Контур» и петербургской Port Art Fair, коллекционер Валерий Дудаков дарит Нижнему Новгороду свое собрание «Голубой розы», соосновательница и бывший директор фонда V-A-C Тереза Мавика вновь продвигает русское искусство. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости рынка: возврат на 10 лет назад, права на «криптопанков» за $20 млн

Накануне серии нью-йоркских аукционов портал Artprice оценил состояние арт-рынка по итогам первого квартала 2025 года. По отдельным показателям он оказался отброшен назад на 10–20 лет. Объем продаж впервые снижается после кризиса, вызванного пандемией, а некоторые результаты сопоставимы с периодами упадка последнего десятилетия. Аукционные продажи с января по конец апреля 2025-го составили $1,24 млрд, что на 25% ниже, чем за аналогичный период 2016 года. Пугающий тренд — явный дефицит шедевров, способных уходить за десятки миллионов. За первые три месяца этого года самой дорогой работой на рынке стала картина Жан-Мишеля Баския «Субботняя ночь», проданная на Christie’s за $14,5 млн. В начале 2020-х лучший квартальный показатель в среднем составлял $30–60 млн. Сравнимую сумму можно обнаружить разве что в 2005 году, когда Christie’s продал «Кондитера из Кань» Хаима Сутина за $9,4 млн. 

Студия Yuga Labs продает права на NFT-проект CryptoPunks некоммерческой организации Infinite Node Foundation (INF), занимающейся цифровым искусством. Основатели фонда INF — венчурный инвестор Мейер «Микки» Малка и Бекки Кляйнер. В консультационный совет организации входят в том числе соучредитель Yuga Labs Уайли Аронов, а также Мэтт Холл и Джон Уоткинсон, создатели проекта CryptoPunks (в 2022 году они продали его студии Yuga Labs). По данным портала NFT Now, сумма предстоящей сделки может составлять порядка $20 млн. Представители INF заявляют о том, что коллекция CryptoPunks имеет музейное значение как первый громкий NFT-проект на арт-рынке. Отдельные токены уже хранятся в коллекциях лос-анджелесского музея LACMA и парижского Центра Помпиду. 

Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

Предстоящие аукционы: ювелирные торги Christie’s и KAWS на Vladey 

Топ-лотами ювелирных торгов Christie’s, которые пройдут в Гонконге 27 мая, станут кольца с выдающимися драгоценными камнями. Один из них — «Царский Кашмир» весом 35 каратов. Как следует из названия, это кашмирский сапфир — один из самых ценных камней в своем роде из всех, которые появлялись на торгах за последние пять лет. Оценка лота составляет $8,3–12 млн. Другим топ-лотом стал «Королевский рубин» с эстимейтом в $6,4–10 млн. Этот бирманский камень весом 13,2 карата претендует на звание самого крупного рубина на международном арт-рынке за последнее десятилетие.

 
«Царский Кашмир» и «Королевский рубин» (Christie’s)

На 22 мая намечены петербургские торги аукционного дома «Литфонд», посвященные редким книгам и рукописям. Топ-лотом распродажи станет четвертый сборник стихов Александра Блока «Ночные часы» с дарственной надписью поэта (старт — 1,5 млн рублей). Издание было напечатано осенью 1911 года тиражом в 1000 экземпляров. Почти 100 из них были переданы Блоку. Книгу с дарственными надписями тогда же получили 35 знакомых поэта, но в настоящее время выявлена всего треть адресатов (в их число вошли Андрей Белый, Валерий Брюсов, Федор Сологуб). На продажу выставлен экземпляр с дарственной надписью писателю и критику Николаю Недоброво. На те же торги 22 мая будет выставлено издание драматической поэмы Есенина «Пугачев» (1922) с автографом поэта (старт — 950 000 рублей).

До 1 июня в новом пространстве Бахрушинского музея, которое пока что остается закрытым для широкой публики, по регистрации можно посетить предаукционную выставку Vladey «Искусство и дизайн». В экспозиции собрано до 60 лотов одноименных торгов, которые пройдут 3 июня. С молотка пустят редкие предметы коллекционного дизайна и произведения современного искусства. Топ-лот — комплект из шести виниловых скульптур «Компаньонов» KAWS. Переняв привычку Christie’s и Sotheby’s не раскрывать оценочную стоимость самых громких лотов, Vladey также сопровождает работы KAWS припиской «цена по запросу». На предаукционную выставку уже дважды заезжал Тимати, известный коллекционер работ KAWS.

 
KAWS, из серии «Компаньон» (Vladey)

Провенанс итальянских и французских дизайнерских объектов аукционисты также не раскрывают, намекая лишь, что они по преимуществу привезены из-за рубежа. Среди лотов есть предметы, засветившиеся в голливудских хитах вроде «Космической одиссеи» Кубрика, как пара кресел «Джинн» Оливье Мурга с эстимейтом в 1,2–1,6 млн рублей. В такую же сумму оценено кресло Ribbon Пьера Полена, который занимался оформлением личных апартаментов Жоржа Помпиду в Елисейском дворце. Рядом с дизайнерскими вещами органично смотрится полотно Владимира Дубосарского из серии «Свет под водой» (1,8–2,7 млн рублей), которое на выставке висит рядом с дорожным сундуком Louis Vuitton x Supreme (9–13,5 млн рублей). Благодаря театральному свету, которым оснащено выставочное пространство кластера Бахрушинского музея (двусветный зал расположен в реконструированной медсанчасти РЖД постройки 1930-х годов), объемные предметы высвечены во всей полноте деталей и поверхностей. По мнению заместителя директора Бахрушинского Татьяны Гафар, поскольку театр — искусство синтеза, предаукционная выставка Vladey, где представлены произведения живописи, скульптуры и дизайна, как нельзя лучше отражает концепцию и возможности нового выставочного пространства.

Прошедшие аукционы: непроданный Джакометти, рекорд Марлен Дюма 

Sotheby’s не смог найти покупателя на главный топ-лот нью-йоркских торгов, проходивших 13 мая. Примерно $70 млн аукционный дом планировал выручить за бронзу «Большая тонкая голова». Но при в старте в $59 млн ставок в зале так и не появилось. После того как было озвучено несколько заочных ставок, цена выросла до $64 млн, так и не достигнув резервной отметки. В результате самой дорогой работой вечера стала картина Пабло Пикассо «Сидящий мужчина» ($15,1 млн), а суммарная выручка торгов составила $186,4 млн. 

Альберто Джакометти, «Большая тонкая голова» (Sotheby’s)

Christie’s удалось установить новый рекорд на произведения ныне живущих женщин-художниц. Это произошло 14 мая 2025 года, когда на нью-йоркских торгах, посвященных искусству XXI века, было продано полотно Марлен Дюма «Мисс январь». Цена лота составила $13,6 млн. Картина происходила из собрания четы Рубелл, создателей частных музеев в Майами, которая купила ее более 20 лет назад в амстердамской галерее Paul Andriesse. Всю выручку Рубеллы планируют потратить на пополнение коллекции работами начинающих художников. До этого момента рекорд на произведения ныне живущих художниц принадлежал Дженни Сэвилл и составлял $9,5 млн.

 

Американский аукцион Heritage собрал $2,4 млн по итогам проходивших 13 мая торгов, посвященных изделиям фирмы Фаберже и произведениям русского декоративно-прикладного искусства. Топ-лотом, как и ожидалось, стал украшенный перегородчатой эмалью серебряный комплект для пунша фирмы Фаберже (мастерская Федора Рюкерта). Он ушел с молотка за $750 000. 

Итоги нижегородской ярмарки «Контур» и санкт-петербургской Port Art Fair

В Нижнем Новгороде прошла третья ярмарка графики «Контур» и первая ярмарка-сателлит «Контур.Фото». Уже на предпоказе, как заявили организаторы, были проданы более 130 работ за 7,3 млн рублей. Из 68 галерей семь представили стенды сразу на двух площадках, включая петербургскую Anna Nova Gallery, которой удалось продать три работы с ценами от 150 000 до 800 000 рублей, одна из них попала в музейную коллекцию. Со стенда ArtZip ушло более десяти работ, самая дорогая — лист Петра Беленка за 270 000 рублей. Порядка 15 сделок было совершено на двух стендах московской pop/off/art, которая считает эксперимент по масштабированию «Контура» успешным.

Осталась довольна участием московская галерея Shift. Их соло-стенд с графикой Владиславы Тарасовой был полностью распродан. В секции фото галерея показывала работы Ивана Михайлова (пять удалось продать). «Отличный результат для первой ярмарки фотографии в стране, к тому же не в Москве», — считает Владислав Духанин, сооснователь Shift. Впервые участвовавшая в ярмарке московская галерея 159F показывала сольный стенд нижегородского фотохудожника Дмитрия Закунова (одна из его работ ушла за 100 000 рублей). По мнению галеристки Анны Антоновой, акцент был сделан на качество снимков, а средняя цена для нижегородской публики, вероятно, оказалась высока. 

Несмотря на шаговую доступность площадок, посетителей на «Контур.Фото» было заметно меньше. Но большинство галеристов оценили опыт участия в ярмарке как положительный. «Я прекрасно понимала, что первая ярмарка будет больше про имидж, чем про продажи», — сказала арт-директор Ruarts Катрин Борисов. 

Участники «Контура» почти единогласно заявляли, что качество представленного искусства в этом году выросло, но продаж было меньше. Многим галеристам не удалось окупить затраты на участие. Впервые на «Контур» приехала калужская Pro Art’s Gallery, со стенда которой ушли всего три тиражные работы. «К сожалению, наши ожидания не совпали с реальностью, как и у многих коллег-галеристов», — сказала соосновательница галереи Мария Майорова. 

 
Валентин Коржов, «Без названия I» (a-s-t-r-a)

Болезнью роста и недостаточной рекламой на местном уровне объясняет слабые продажи основатель петербургской Nikolay Evdokimov Gallery. «На Cosmoscow пастели Дениса Ичитовкина по 150 000 за лист у нас смели в первые два часа, а из Нижнего нам приходится везти их обратно», — говорит Евдокимов. На «Контуре» ему удалось продать несколько работ за 350 000 рублей, сделка еще на 1 млн рублей ожидает подтверждения. Галерист отмечает, что в этом году участники активно покупали работы друг у друга. 

Две работы со стенда Postrigay (листы Дмитрия Краснопевцева и Михаила Шварцмана) приобрела создатель Музея AZ, коллекционер Наталия Опалева (она же купила масштабную фотоработу Валентина Коржова «Без названия I» у московской A-s-t-r-a). Со стенда Postrigay, которая показывала графику шестидесятников, ушло семь работ. Самая дорогая — лист Владимира Зубарева (255 000 рублей). Галерея MIRAS из Уфы, где с 1990-х проходит Триеннале печатной графики, продала на «Контуре» несколько работ Рината Миннебаева по 60 000 рублей за лист. Почти всю выручку самарской «Виктории», по словам участников, сделали приехавшие в Нижний друзья галереи (самая дорогая работа на стенде ушла за 70 000 рублей). На дефицит именно нижегородской публики сетовал основатель «ПиранезиLAB» Алексей Веселовский, отметивший привычный «десант» московских и петербургских коллекционеров и небольшое число арт-туристов. Цены проданных работ на стенде «ПиранезиLAB» варьировались от 50 000 до 500 000 рублей. «Ярмарка должна в первую очередь становиться событием для местных жителей», — говорит Веселовский. 

Яна Арбузова, «Рынок на 116 км» («Виктория»)

Петербургская Port Art Fair в третий раз прошла на «Севкабеле» и продемонстрировала свою городскую идентичность. Среди участников — независимых художников были авторы из Норильска, Оренбурга, Воркуты, Пензы, Уфы, Казани, Череповца, большинство из них — выпускники Академии им. Штиглица, Школы Родченко или Института современного искусства Иосифа Бакштейна, живущие и работающие в Санкт-Петербурге и Москве. Благодаря профессиональному образованию в их работах локальные темы рассказаны универсальным современным языком.  Всего отбор на ярмарку прошли 87 независимых художников и 34 галереи.

Темой ярмарки кураторы обозначили «Искусство и ремесла». На стендах галерей и столах независимых художников было множество предметов из текстиля, керамики, стекла и дерева. Много портретов, выполненных в самых разных техниках. Куратор ярмарки Анна Заведий отметила, что живопись и фотография на стендах занимали не больше 20%, их вытеснили объекты, инсталляция и скульптура. Чтобы ярмарка отражала именно современное молодое искусство Санкт-Петербурга, многие проекты получили скидку при покупке стенда или были выставлены бесплатно. Анна Заведий отдельно отметила таких участников, как стенд с работами студентов Академии им. Штиглица, выполненными в Никольских хрустальных мастерских в Пензенской области (продана 21 работа), и стенд группы Parazit. По подсчетам организаторов, в этом году ярмарка установила рекорд посещаемости — 12 000 человек за четыре дня работы. Продажи составили около 7 млн рублей (всего 452 работы по ценам от 250 рублей до 200 000 рублей за «Лифт со светло-голубой стеной» Дмитрия Хлебникова).  

 
Дмитрий Хлебников, «Лифт со светло-голубой стеной»

Фестивали в Москве и в Казани

С 22 по 25 мая в Москве пройдет фестиваль художественных практик Art Space Hopping (A-S-H). Его четырехдневная программа предусматривает более 18 туров на 126 городских локациях от арт-мастерских до галерей, кафе, баров книжных магазинов и боулинг-клубов, преображенных современными художниками. Гостям фестиваля предлагают приобрести единый билет с картой для самостоятельного посещения локаций или три типа маршрутов: кураторские, медиаторские и маршруты «по следам». Полная программа опубликована на сайте фестиваля. 

В Казани с 22 по 25 мая пройдет пятый Международный фестиваль медиаискусства «НУР». В программу войдут инсталляции художников со всего мира, образовательные события и ночь электронной музыки. В основную программу фестиваля войдут 50 художников из 20 стран, включая Италию, Китай и Тайвань.

Музейные новости: коллекционер Дудаков дарит символистов Нижнему Новгороду, филиалы Пушкинского закрываются

Коллекционер Валерий Дудаков пообещал передать часть своего собрания Нижегородскому художественному музею, подписав договор о намерениях. Речь идет примерно о 40 работах художников объединения «Голубая роза», включая Сергея Судейкина, Василия Милиоти, Николая Рябушинского и Михаила Врубеля. Согласно подписанному в Нижнем Новгороде соглашению между коллекционером и губернатором области, в составе Художественного музея должен будет появиться отдельный отдел «Голубая роза» — Музей русского символизма». О том, что собрание «Голубой розы» он готов передать в музей, Валерий Дудаков заявил около 10 лет назад. Сначала речь шла о Музее частных коллекций, который входит в состав ГМИИ им. Пушкина, затем коллекционер договорился с Саратовским художественным музеем им. Радищева (в этом городе родились пятеро художников из объединения «Голубая роза»). Музей определил место будущей площадки, но на этом дело закончилось. Устав ждать, Валерий Дудаков договорился с Нижегородским губернатором и Нижегородским художественным музеем.

Валерий Дудаков в Нижнем Новгороде на фоне работы Сергея Судейкина из своего собрания

Со следующего, 2026 года три филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (Уральский, Балтийский и Северо-Кавказский) прекратят работу в составе музея. Такое решение в Пушкинском объясняют пересмотром стратегии развития в связи с «созданием новой институции по работе с современным искусством». Из существующих сегодня пяти региональных филиалов работу продолжат только Волго-Вятский (Нижний Новгород) и Сибирский (Томск).

 

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 7 сентября показывают три только что отреставрированных шедевра нидерландской живописи из коллекции Эрмитажа. Все они были созданы в начале XVI века, накануне волны иконоборчества, когда религиозные произведения искусства нередко уничтожались. «Мадонна во Славе» Яна Провоста оказалась замурована в стену собора Святого Донациана в Брюгге. Обнаружили забытый шедевр лишь два века спустя, уже на развалинах собора. «Мадонну с Младенцем» того же автора пытались спасти, выпилив из алтаря. Реставрация еще одного шедевра, «Мадонны с Младенцем» Яна Госсарта, помогла перевести ее из статуса копии и признать оригинальной работой мастера. 

«Мадонна с Младенцем» Яна Провоста после реставрации (Эрмитаж)

Третьяковская галерея совместно с фондом Иветы и Тамаза Манашеровых U-Art проведет 10-й Международный фестиваль камерной музыки Vivarte с 26 мая по 1 июня. Программа, составленная художественным руководителем фестиваля, виолончелистом Борисом Андриановым, будет включать пять концертов в историческом здании в Лаврушинском переулке и завершающий «Музыкальный променад» между зданиями Третьяковской галереи. Все выступления тематически связаны с текущими выставками Третьяковки. Последний из концертов юбилейного фестиваля посвятят Михаилу Врубелю. В окружении его работ будут звучать фрагменты из оперы «Демон» Рубинштейна и прелюдия Черепнина «Принцесса греза», которая впервые будет исполняться в новой аранжировке. 

Новые выставки в Веретьеве, Нижнем Новгороде, Неаполе и Москве

В Подмосковье, под Дубной, в деревне Веретьево, арт-парк, созданный архитектором Александром Бродским, пополнился тропой Бродского и мостом «Другого Бродского», созданными в честь 85-летия поэта Иосифа Бродского. Во всех объектах Александра Бродского в парке появились книги поэта и аудиогид со стихами — проект санкт-петербургского частного мемориального музея Бродского «Полторы комнаты», созданного девелопером Максимом Левченко. Архитектор Александр Бродский — автор музея своего однофамильца, «Полутора комнат» Иосифа Бродского  в Санкт-Петербурге. Двое Бродских были знакомы. На первом курсе Архитектурного института Александру Бродскому попал в руки самиздатовский томик «Части речи». В конце 1980-х Александр Бродский подарил этот томик в Нью-Йорке Иосифу Бродскому. Так начался диалог двух Бродских, который продолжается и сейчас.

Ресторан парка «Веретьево» на время юбилея Иосифа Бродского был переименован в «Русский самовар», а в его пространстве открылась выставка работ Михаила Рогинского из коллекции создателя парка «Веретьево» Андрея Гнатюка. 

 
Александр Бродский, «Мост другого Бродского»

В Нижнем Новгороде до 15 июня можно увидеть групповую сайт-специфическую выставку «Маленький человек», объединившую работы 17 современных художников. Площадкой проекта стал бывший офисный центр «Пирс» близ Речного вокзала, который вскоре планируют переделать под отель. До начала ремонтных работ новые собственники предоставили художникам полный карт-бланш, разрешив рушить полы и рисовать на стенах. Вместо этого они создали крайне вдумчивый и одновременно трогательный проект, по сути состоящий из 17 мини-выставок: каждый автор получил в свое распоряжение по одному помещению на одном из трех этажей.

Костяк участников составили студенты и выпускники Школы Родченко (мастерская Елены Аносовой), а куратором выступила художница Поля Стриж. Работа над проектом велась полгода в формате самоорганизации: помимо творчества художники занимались всем от мытья полов до дизайна афиш. Результатом стали высказывания на тему «маленького человека», которые деликатно работают с исходным пространством. Например, Алиссия Свергун создала в одном из бывших офисов тотальную инсталляцию из принтеров и рулонов печатной бумаги, дополненную табличками «Вдох» и «Выдох» на разных языках. По замыслу художницы, проект помогает зрителю использовать медитативные практики, чтобы вырваться из нескончаемой рабочей рутины. Василий Иванов при помощи графики и объектов из гипса и стекла превратил пространство бывшего директорского кабинета «Пирса» в исследование «пацанского» фольклора. 

Алиссия Свергун, «Где бы ты ни был»

Бывший директор фонда V-A-C миллиардера и коллекционера Леонида Михельсона, Тереза Мавика продолжает работать с современным российским искусством в Италии.  Мавика прожила и проработала в России 30 лет. В 2021 году, вскоре после открытия московской «ГЭС-2», подготовкой которого V-A-C занимался с 2017 года, Мавика ушла с поста директора фонда, решив сосредоточиться на работе в Италии, и отвечала за пространство фонда на Дзаттере в Венеции. Оно закрылось в январе 2024 года. В марте 2025 года открылся ее первый за три года выставочный проект в частном неаполитанском фонде Made in Cloister. В качестве независимого куратора Мавика собрала экспозицию «Ближе к солнцу». Среди 10 участников представлены в том числе художницы Анастасия Рябова, Александра Сухарева и Ольга Цветкова. В недавнем интервью для Arnews Мавика говорит, что продолжает работу по сохранению культурного диалога между Россией и Европой. 

Евгений Музалевский, «Портрет» (Alina Pinsky Gallery)

В московской Alina Pinsky Gallery до 9 августа проходит выставка «Персона», посвященная современным образцам портретного искусства. В экспозиции объединены произведения 16 авторов, от фоторабот Тима Парщикова и сюрреалистических портретов Льва Повзнера из серии «Люди на черном» до ярких масштабных холстов Наталии Турновой и радикально искаженных образов Евгения Музалевского. Название выставки отсылает к знаменитому фильму Ингмара Бергмана «Персона» (1966), в котором драма личности раскрывается через взаимодействие внутреннего «я» и «маски». 

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+