Отключение света и победа иранского режиссера-диссидента: итоги Канн-2025

Закрытие Каннского фестиваля в этом году вышло особенно драматичным. Утром перед вручением призов в Каннах и округе отключилось электричество. Несколько часов около 160 000 домов оставались без света, магазины и кафе на знаменитой Круазетт позакрывались, а гости фестиваля растерянно пытались найти хоть одно место, где можно расплатиться картой. Фестиваль тоже пострадал — некоторые показы фильмов пришлось прервать, однако сам Дворец фестивалей оказался чуть ли не единственным местом в городе, которое продолжало работать в обычном режиме. А все дело в том, что два года назад во время протестов профсоюза энергетиков, которые грозились отключить электричество и сорвать фестиваль, смотр обзавелся не зависимыми от города генераторами.
До самого конца у фестиваля не было фаворитов, и мнения журналистов были максимально поляризованы. В итоге жюри во главе с французской актрисой Жюльет Бинош отдали «Золотую пальмовую ветвь» одному из самых известных иранских режиссеров, диссиденту Джафару Панахи и его новой работе «Простая случайность». Панахи не раз попадал в тюрьму по политическим причинам. В 2010 году режиссеру запретили снимать кино и выезжать из Ирана, поэтому в последние 15 лет он создавал свои фильмы тайно, а потом их также тайно привозили на европейские фестивали, где Панахи неизменно оставался всеобщим любимчиком. В последний раз работу Панахи «Три лица» показывали на Лазурном Берегу в 2018 году в основном конкурсе, тогда она получила приз за лучший сценарий. В 2022-м режиссер снова попал под арест, в 2023 году его выпустили.
В 2025 году Панахи приехал в Канны впервые за 22 года. В последний раз он лично представлял свой фильм «Багровое золото» на фестивале в 2003-м в программе «Особый взгляд», за который удостоился приза жюри. А впервые он оказался здесь аж в 1995 году с дебютом «Белый шар», за который взял «Золотую камеру».
Его новая картина «Простая случайность» рассказывает о нескольких бывших политических заключенных, у которых появляется шанс отомстить одному из главных мучителей. Перед ними встает непростой выбор — опуститься до его уровня или простить и отпустить. «Простая случайность» — один из самых прямолинейных фильмов Панахи. Если обычно режиссер любит тонко подводить зрителя к основной идее, строить сюжет на нюансах, то здесь он заявляет главную тему в лоб в первые десять минут и ходит вокруг да около все оставшееся время.
Панахи признался, что на фильм его вдохновил личный опыт, когда он сидел в одиночной камере и общался исключительно с тюремщиком — на каждом допросе режиссеру завязывали глаза, и он слышал только его голос. Уже тогда он понял, что этот голос станет одной из важнейших частей его нового фильма. Учитывая, что иранец только недавно вышел из тюрьмы и снял довольно неоднозначную работу про действующий режим, нельзя не отметить ее явную смелость. Однако смелость в мире кино далеко не всегда переходит в качество.
«Простая случайность» далеко не самый удачный фильм Панахи, но в данном случае это уже не имеет никакого значения. Несмотря на то, что в конкурсе были и более любопытные в художественном плане работы, жюри явно решило оценить фильм Панахи не за форму, а за содержание. Тем более Бинош была среди тех, кто выступил в поддержку Панахи во время его тюремного заключения в 2010 году.
«Искусство всегда побеждает. То, что человечно, всегда побеждает… Мы живем в мире, полном отмщения и жестокости, и этот фильм, созданный кем-то, кто пережил насилие, тот факт, что он говорит о переменах в своей работе, о перемене, которая не заключается в мести, а в том, что ты можешь прислушаться к другому человеку, а не убить или навредить ему... Фильм говорит о большой надежде, и нам очень повезло, что этот фильм включили в основной конкурс. Благодаря ему мы можем говорить об этих важных вопросах», — подчеркнула Бинош.
Победа в Каннах сделала Панахи четвертым режиссером в истории после Анри-Жоржа Клузо, Роберта Олтмена и Микеланджело Антониони, выигравшим призы всех крупных европейских фестивалей: Венеции, Берлинале и Канн. А еще это шестая победа подряд для американской независимой студии Neon, которая с 2019 года неизменно покупает права на прокат победителей Каннского фестиваля. В прошлом году, например, она триумфально победила с «Анорой» Шона Бейкера, которая в итоге выиграла пять «Оскаров». В этом компания успела купить права на фильм Панахи незадолго до конца смотра.
Второе место с Гран-при занял норвежский режиссер Йоаким Триер с фильмом «Сентиментальная ценность», который покажут и в России благодаря прокатной компании A-One. Триер, как и Панахи, тоже не новичок. Впервые он приехал в Канны в 2011 году с картиной «Осло, 31 августа», а в 2021-м показал в основном конкурсе комедийную драму «Худший человек на свете». И так же, как и Панахи, Триер выбрал гуманистический подход. Его фильм хотя и не касается политических тем, а говорит о непростых отношениях отцов и детей, тоже учит прощению и примирению. Многие критики прочили победу именно ему.
Из всех картин конкурса, который в этом году оказался довольно слабым, «Сентиментальная ценность» — первая картина, понравившаяся почти всем журналистам. Однако жюри решило, что «Золотую пальму» важнее вручить Панахи, буквально выстрадавшему эту награду, а Триеру как будто дали еще один шанс приехать в Канны и снова попробовать взять главную награду фестиваля.
При этом больше всего призов выиграла бразильская картина Клебера Мендонсы Филью «Секретный агент» о 1970-х годах в Бразилии, когда в стране исчезали люди, во многом благодаря работе спецслужб. Хотя фильм и называют шпионским триллером, режиссер скорее деконструирует жанр — в основном в нем перекладывают бумажки с места на место, а от абсурдистского юмора режиссера остается только скетч с оторванной ногой, которую находят в брюхе местной акулы. Фильм получил награду за режиссуру, а Вагнер Моура, исполнивший главную роль, стал лучшим актером. Видимо, неторопливый бразильский фильм о диссидентах сильно запал в душу жюри — Канны практически никогда не вручают сразу несколько призов одной и той же картине, но для «Секретного агента» сделали исключение.
Награду за лучшую женскую роль вручили дебютантке — француженке алжирского происхождения Наде Меллити из драмы «Маленькая сестра». Приз жюри тоже разделили молодые режиссеры — немка Маша Шилински за «Звук падения», для которой это дебютный фильм, и испанец Оливер Лаше с фильмом «Сират» о метафизическом путешествии из ада в рай. Шилински и Лаше сняли диаметрально противоположные, но невероятно яркие работы, которые продемонстрировали, что кинематограф еще способен удивлять и создавать что-то новое.
При этом жюри не забыло и про именитых ветеранов — братьям Дарденн и их социальной драме «Молодые матери» вручили приз за сценарий. Канны будто не могли отпустить двукратных обладателей «Золотой пальмовой ветви» без какого-нибудь утешительного приза. Также Бинош не удержалась и вручила дополнительный приз — спецприз жюри — китайскому режиссеру Би Ганю за фильм «Воскрешение», который исследует различные периоды в истории кинематографа.
В общем фестиваль 2025 года получился очень синефильским. Победил один из главных режиссеров иранской новой волны, а поддержали его новички-экспериментаторы (Шилински и Лаше), бразильская драма на два с половиной часа под видом шпионского триллера, тихая социальная драма гуманистов Дарденнов и экспериментальная антология Би Ганя. Сложно себе представить невероятные прокатные успехи этих довольно специфических проектов. Самым зрительским фильмом среди победителей стала «Сентиментальная ценность»: и тема довольно универсальная, и снято доступно, и звезды есть (Стеллан Скарсгард, Эль Фаннинг и Ренате Реинсве).
Хотя, конечно, без поддержки фильмы не останутся — все-таки часть из них прокатывает Neon, которая довела предыдущего каннского победителя «Анору» до «Оскара». А другую часть купила студия Mubi, явно конкурирующая с Neon и в прошлом году с успехом прокатавшая «Субстанцию» Корали Фаржа. Обе явно настроены решительно, поэтому не стоит забывать, что хотя Канны и закончились, главные события этого киногода только начинаются.