Коллекция старых мастеров за $65 млн и спорный Климт: новости арт-рынка

Новости рынка: увольнения в Phillips, новая ярмарка Art Basel Qatar
Первая крупная арт-ярмарка на территории Ближнего Востока появится в Дохе под брендом Art Basel в феврале 2026 года. По словам организаторов, они планируют собрать на Art Basel Qatar порядка 50 местных галерей, а также пригласить к участию дилеров из Северной Африки, Южной Азии и других регионов Глобального Юга. Судя по всему, Art Basel собирается закрепиться на Ближнем Востоке, а уже потом масштабировать проект. Для сравнения: среднее число участников остальных четырех ярмарок бренда варьируется от 200 до 300 галерей. Катар рассматривает новую ярмарку как часть своей глобальной культурной программы National Vision 2030. В эту инициативу входят планы по открытию постоянного национального павильона в рамках Венецианской биеннале и созданию трех новых музеев в стране до 2030 года.
Очередные кадровые перестановки произошли в руководстве аукционного дома Phillips. Еще в начале 2024 в отставку ушел генеральный директор Стивен Брукс. Его кресло временно занял председатель совета директоров Эд Долман, но в конце 2024-го он также покинул компанию. Пересменка сопровождалась массовыми сокращениями сотрудников. Теперь свои кресла оставили международный президент Phillips Шайенн Вестфаль и глава американского отделения Жан-Поль Энгелен. Вестфаль, которую еще совсем недавно называли одной из самых влиятельных женщин арт-рынка, за восемь лет работы в Phillips помогла нарастить продажи современного искусства во многом за счет череды знаковых продаж Герхарда Рихтера.
Работавший в Phillips с 2015 года Энгелен переходит на руководящую должность в нью-йоркскую Acquavella Galleries. Череду новых увольнений аналитики связывают с неудачной серией недавних нью-йоркских торгов Phillips, посвященных современному искусству. Они принесли пять новых ценовых рекордов на произведения женщин-художниц, но общая выручка в размере $52 млн упала на 40% по сравнению с результатами аналогичных торгов прошлого года. Топ-лотом аукционов стала принадлежавшая Дэвиду Боуи работа Жан-Мишеля Баския «Без названия», ушедшая с молотка за $6,6 млн.
Предстоящие аукционы: женское искусство на московских торгах ON
Четвертые торги открытого в прошлом году аукционного дома ON будут полностью посвящены работам женщин-художниц трех поколений. Намеченная на 7 июня распродажа под названием «Цветы не думают про деньги» будет включать 68 лотов. Среди них представлены как произведения уже признанных художниц, таких как Айдан Салахова, Ирина Нахова, Ольга Тобрелутс и Анна Желудь, так и молодых авторов. Эстимейты варьируются от €300 до €15 000. Дороже остальных (€10 000–15 000) оценена созданная в 1960-е годы композиция Ольги Потаповой под названием «Розы». Новшеством аукциона на этот раз стал тайный лот, который организаторы объявят накануне торгов. Выручка от его продажи будет направлена в Благотворительный фонд «Глобальный альянс содействия» (GIAF), занимающийся поддержкой научных разработок. Предаукционная выставка в пространстве ON на Садовой-Спасской открыта до 6 июня.
Прошедшие торги: скульптура Лаланна и старые мастера за $65 млн
По итогам прошедших 20 мая парижских торгов Sotheby’s барная стойка «Страусы» работы Франсуа-Ксавье Лаланна была продана за €11 млн. Цена лота превысила нижнюю планку оценочной стоимости почти в четыре раза. Функциональная скульптура, созданная в 1965 году, представляет собой две фигуры в виде страусов, соединенные металлической столешницей, в центре которой находится декоративное яйцо. Внутри страусиных фигур предусмотрены отсеки для хранения бутылок (дверцами служат крылья птиц), в то время как яйцо представляет собой контейнер для льда. В период с 1967 по 1973 год было создано всего шесть экземпляров этой барной стойки. Сегодня один из них входит в коллекцию Елисейского дворца. На торги Sotheby’s выставлялся экземпляр, который более 40 лет оставался в семейной коллекции четы Лаланн. «Война ставок» за лот на парижском аукционе продолжалась 11 минут.
Почти $65 млн составила выручка проходивших 21 мая торгов Sotheby’s, посвященных работам старых мастеров из коллекции скончавшегося в 2022 году инвестора с Уолл-стрит Томаса Сондерса и его жены Джордан. Пара преимущественно собирала голландские натюрморты, венецианские виды и портреты детей. Коллекция формировалась на протяжении 30 лет при посредничестве бывшего главы профильного департамента Sotheby’s Джорджа Вахтера. По его словам, Сондерсы пользовались любой удобной возможностью заполучить новый шедевр. В преддверии торгов Вахтер рассказывал, как чета пробиралась сквозь снежную бурю, чтобы увидеть знаменитую канадскую коллекцию, из которой в итоге купила шесть работ.
Результат в $65 млн за собрание Сондерсов оказался меньше самых скромных ожиданий аукционистов: суммарная оценочная стоимость собрания составляла $80–120 млн. В преддверии торгов эксперты писали, что эта распродажа должна стать своего рода барометром общего состояния мирового рынка искусства старых мастеров. Результаты оказались неочевидными: непроданными остались 16 из 40 лотов, но при этом был установлен ряд ценовых рекордов, в том числе на цветочный натюрморт Яна Давидса де Хема, ушедший с молотка за $8,8 млн. По воспоминаниям Вахтера, при покупке эту картину Сондерсам буквально пришлось доставать из мусорного пакета, в котором ее принес бывший владелец, боявшийся, что его жена узнает о предстоящей продаже.
За $5 млн на парижских торгах Giquello 22 мая ушла сабля Наполеона. Эстимейт лота составлял €700 000—€1 млн. Саблю с богато украшенными рукояткой и ножнами изготовили в 1802 году по личному распоряжению Наполеона. Он расстался с ней лишь в 1815 году, подарив своему военачальнику Эмманюэлю де Груши накануне битвы при Ватерлоо.
Официальные итоги «Контура», анонсы ярмарок Cosmoscow и blazar
Организаторы проходившей в середине мая нижегородской ярмарки «Контур» подсчитали выручку галерей-участников. За четыре дня она составила 57,8 млн рублей, то есть ровно на треть больше, чем год назад. Львиная доля проданных работ (530 из 640) пришлась на секцию графики (выручка — 45,9 млн рублей). Оставшиеся 110 произведений были реализованы на впервые проходившей в этом году ярмарке-сателлите «Контур. Фото» (выручка — 11,8 млн рублей). По открытым данным, в число самых дорогих проданных работ в секции графики вошли серия Хаима Сокола «Хроники Птицелюдья» (Anna Nova Gallery, 720 000 рублей) и работа Петра Беленка «Без названия» (ARTZIP, €3000). На «Контур. Фото» список топовых продаж возглавила серия Жени Миронова «Язык цветов» (галерея «Глаз», 1 млн рублей).
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow в этом году пройдет с 11 по 14 сентября. Как сообщили организаторы, Cosmoscow снова займет «Тимирязев Центр», но в этот раз уже не один, а целых два этажа. Заявки на участие от галерей принимаются до 20 июня. В некоммерческой программе Фонд Cosmoscow представит проекты победителей этого года: красноярского Музейного центра «Площадь Мира», арт-группы «Провмыза» и ЦТИ «Фабрика».
Одновременно с Cosmoscow с 11 по 14 сентября пройдет шестая ярмарка-сателлит молодого искусства blazar. В Музее Москвы по традиции соберутся не только галереи, но и начинающие художники, дизайнеры, архитектурные бюро, образовательные учреждения и инициативы в сфере современного искусства. Заявки на участие принимаются до 1 июня. По требованиям организаторов, стоимость работ на ярмарке в этом году не должна превышать 400 000 рублей в секции искусства и 1 млн рублей в секции дизайна.
Мастерские Sistema Gallery, обновления в Set Projects и галерее сцена/szena
Sistema Gallery открыла мастерские для художников на Земляном Валу. Новое цокольное пространство занимает общую площадь в 400 кв. м, поделенное на восемь мастерских. Все они будут предоставляться сотрудничающим с галереей художникам на срок до одного года. Первыми резидентами Sistema Gallery Studios стали Ростан Тавасиев, Даша Мальцева, Миша Most, Дарья Калугина, Саша Пучкова, Миша Бурый, Дарья Арбузова и Георгий Хомич. Продолжающий развивать свою технику «бегемотописи» Ростан Тавасиев уже готовит в новой мастерской проекты для предстоящей новогодней выставки в Московском музее современного искусства и разрабатывает идею работы для биеннале «Искусство будущего», а также лепит макет скульптуры для ленд-арт парка «Тужи». Дарья Арбузова также готовится к персональной выставке и создает серию работ для предстоящей ярмарки blazar.
Галерея Set Projects переехала из здания Гостиного Двора в Замоскворечье. Новое пространство в 1-м Хвостовом переулке будет располагаться по соседству с галереей Iragui. Обновленная галерея откроется выставкой Полины Уваровой «Долгое дыхание» 29 мая. Графические и латунные работы художницы Set Projects успешно продает на главных арт-ярмарках — от Cosmoscow до нижегородского «Контура» — уже не первый год. В рамках новой выставки зрители также увидят акварельные и керамические произведения Уваровой.
Первой выставкой после ремонта в галерее сцена/szena станет персональный проект Игоря Самолета «Канон» (с 29 мая). По словам галеристов, обновленное пространство позволяет создавать экспозиции музейного уровня благодаря профессиональному освещению и студийному звуку. Специально для новой выставки Игорь Самолет создал скульптуры, аудио и инсталляцию, связанные с разными регистрами понимания слова «канон». Отталкиваясь от этого слова, художник придумал несколько образов, на разнообразии которых выстроена драматургия экспозиции.
Судьба шедевров: спорный Климт, оцененный в €15 млн
В марте этого года одной из главных сенсаций ярмарки TEFAF в Маастрихте стала ранняя работа Густава Климта «Портрет принца Уильяма Нии Нортай Довуона». Полотно 1897 года продавалось на стенде галереи Wienerroither & Kohibacher за €15 млн. Теперь же в СМИ возникли споры о том, как именно полотно попало в руки венских галеристов. Обвинения в том, что в Австрию портрет был ввезен контрабандой, впервые опубликовало венгерское издание HVG. Представители Wienerroither & Kohibacher все отрицают. По их словам, оценить полотно неизвестного на тот момент автора их еще в 2023 году попросила австрийская пара.
Впоследствии авторство Климта было подтверждено рядом исследователей, в том числе составителем каталога-резоне работ художника. На TEFAF картина появилась в результате реституционного соглашения с наследниками Эрнестины Кляйн, бежавшей из Австрии в 1938 году на фоне нацистских преследований. Согласно Der Standard, картина находилась «в частной венгерской коллекции с 1950-х годов и по крайней мере до 2021 года». Как именно она попала в Венгрию, пока что установить не удалось. В ходе TEFAF галеристы начали вести переговоры о покупке картины в собрание неназванного крупного музея, которые пока что не увенчались успехом.
Музейные новости: Шарден отправился в Техас, переиздан атлас Ханзадяна
Знаковое полотно Жан-Батиста Симеона Шардена отправится в собрание Художественного музея Кимбелла в Форт-Уэрте (США, штат Техас) после аннулированной продажи на Christie’s. Летом прошлого года на торгах аукционного дома полотно «Первый кусок дыни» (1760) было продано за рекордные для художника €26,7 млн. Как выяснилось позже, покупателем стал итальянский инвестор Нанни Бассани Антивари, который отказался платить за работу. Аукционисты полгода пытались достичь мирного урегулирования, но в итоге решили обратиться в парижский суд. Как писал Bloomberg, у Антивари многомиллионные долги перед его бывшим деловым партнером. На днях выяснилось, что руководство Художественного музея Кимбелла в частном порядке договорилось о покупке картины напрямую у владельцев, наследников баронессы Шарлотты Ротшильд, которая купила ее в 1876 году.
Сразу несколько московских собраний, включая Государственный музей Востока, Армянский музей, Российский этнографический музей и Библиотеку им. Н. А. Некрасова, пополнил переизданный атлас «Историческая картография Армении». Впервые он увидел свет в 1960 году во Франции, став результатом многолетней работы географа и картографа Затика Ханзадяна. Новое факсимильное переиздание было выпущено при поддержке мецената Рубена Григоряна.
Новые выставки: картины-книжки, портреты животных и порванные провода
В залы Российской государственной библиотеки для молодежи интегрировали работы современных художников. В рамках открывшейся выставки «Между книг» посетители смогут увидеть 60 картин 20 художников. Полотна на подрамниках, размер которых повторяет усредненный книжный формат, спрятаны на полках среди книг. Их можно найти практически во всех залах библиотеки с помощью бумажного или электронного навигатора. Выставка будет открыта для свободного посещения в часы работы библиотеки до 19 декабря. Произведения создавались специально для проекта силами участников художественного объединения «Красный кружок», основанного Авдеем Тер-Оганьяном (он же выступил куратором проекта), и приглашенных авторов. В числе участников значатся Константин Звездочетов, Андрей Люблинский, Фарид Богдалов, Александр Савко и другие художники. По словам продюсера проекта и художницы Тары Тарабцевой, в общей сложности для выставки было создано 300 работ, поэтому осенью произойдет переэкспозиция. Кроме того, планируется, что впоследствии часть работ будет выставлена в других российских библиотеках.
В арт-пространстве Cube.Moscow до 6 июля PA Gallery показывает новую тотальную инсталляцию Анны Желудь. Проект «Абзац» под кураторством Дмитрия Белкина состоит из нескольких объектов, выполненных из традиционного для художницы материала — гнутого металлического прута. В этот раз Желудь отказалась от своего узнаваемого приема, с помощью которого она создавала графичные трехмерные силуэты бытовых предметов: стульев, кроватей или стиральных машин. Им на смену пришли разрозненные пучки оборванных проводов: проект посвящен теме разобщенности и утраченных связей. PA Gallery сотрудничает с художницей с 2019 года. По словам галеристок Надежды Аванесовой и Елены Паршиной, на тот момент Желудь уже была состоявшимся и востребованным автором, поэтому свою миссию они видели в том, чтобы продвигать ее искусство на международном уровне. Работы Анны Желудь были показаны на ярмарках в Нью-Йорке, Хемнице (Германия), Абу-Даби и Шанхае. В России PA Gallery показала пять персональных проектов художницы, а также способствовала тому, чтобы в 2021 году ее инсталляция «Рояль» пополнила коллекцию Музея Москвы и была установлена в парке Коломенское. «В результате цены на искусство Желудь за время нашего сотрудничества выросли почти в два раза, — признаются галеристки. — При этом они остаются довольно небольшими для работ художника такого уровня. Сегодня произведения Желудь на рынке найти не так-то просто, многие коллекционеры за ними «охотятся».
В новом пространстве Atelier Choutko в Большом Девятинском переулке 30 мая откроется персональная выставка Сергея Гавина «Феерия водных стихий» (до 11 июня). Центральным экспонатом станет уникальный гобелен (250х280 см), над которым художник работал два года. По словам галериста Евгения Шутко, подобные работы появляются на международном арт-рынке примерно раз в пять лет. Новый гобелен дополнит собой серию произведений художника, в которую уже входят гобелены «Фуга» и «Лабиринт». Тема новой работы — вода как символ очищения и обновления. Экспозицию обещаю дополнить эскизами гобеленов цикла, иллюстрирующими путь от замысла до реализации, и другими работами разных лет.
В московской Krokin Gallery до 22 июня проходит выставка новых работ Константина Батынкова. Название проекта Animals одновременно может читаться как в буквальном (в переводе с английского — «животные»), так и в переносном смысле, отсылающем к рок-культуре (альбом рок-группы Pink Floyd и группы The Animals). В экспозиции представлены малоформатные картины, выполненные в привычной для автора черно-белой палитре. Каждая из них, будь то изображения собак, обезьян, оленей, черепах или птиц, в первую очередь демонстрирует изобретательность живописных приемов, к которым прибегает художник.