Услышать пение удода: что такое бердвотчинг и как наблюдение за птицами стало модным

В новом популярном сериале Netflix «Резиденция» (The Residence) детектив Корделия Капп расследует убийство в Белом доме, делая паузы, чтобы понаблюдать за редким видом чайки или вспомнить, как ведет себя в стрессовой ситуации болотная сова. Ее страсть к орнитологии — не чудачество, а способ наблюдать за миром. Бердвотчинг в ее случае не просто увлечение, а умение видеть важное в незаметном, ключ к пониманию людей и их поведения. После выхода сериала это хобби, которое становится все более популярным в последние годы, заинтересовало даже тех, кто раньше видел только голубей в парке.
Что может быть особенного в том, чтобы просто смотреть на птиц? Однако это простое занятие становится формой экологичного досуга, интеллектуальной медитации и даже поводом для путешествий. Однако бердвотчинг — не столько про бинокль и альбом с зарисовками, сколько про умение замедлиться, настроиться на ритм природы и испытать подлинную близость к живому миру. Возможно, вы представили пожилого англичанина в твидовом пальто с биноклем — и не зря: в Великобритании бердвотчинг стал частью культурного кода, и им увлекается около четверти всех жителей. Сегодня это хобби распространилось по всему миру.
Что такое бердвотчинг
Слово «бердвотчинг» (от англ. bird — птица и watch — наблюдать) предполагает спокойное и уединенное наблюдение за птицами, лишенное спортивной составляющей, в отличие от «бердинга» — более соревновательной разновидности этого занятия с чек-листами, рейтингами и международными поездками. Бердвотчинг не требует ничего, кроме внимательности и пары часов свободного времени. Хотя, разумеется, к делу можно подойти основательно: высококлассная оптика, фотокамера с длиннофокусным объективом, определители видов и карты миграций — для энтузиастов это уже не просто прогулка, а настоящее путешествие в дикую эстетику.
Почему же наблюдение за птицами превращается в трендовое занятие? По словам Евгении Лешиной, эксперта благотворительного просветительского фонда «Заповедное посольство», гида-натуралиста, победителя кубка спортивной орнитологии в Москве и бердвотчера с 9-летним стажем, это объясняется несколькими причинами.
Во-первых, в нем присутствует некий азарт охоты: «Момент, когда вы видите птицу, которую выслеживали на протяжении долгого времени, — настоящая победа. Стоит понимать, что это своего рода квест, финал которого невозможно предсказать. Вы можете выйти из дома в надежде увидеть соловья, а в итоге можете встретить на своем пути и зимородка, и аиста», — отмечает эксперт.
Бердвотчинг дает ощущение правильно проведенного времени на природе, становясь для человека расслабляющим и успокаивающим занятием, подчеркивает Лешина: «Ранний подъем, порой длительный по времени маршрут, физическая активность на природе — все вместе это работает на внутреннюю удовлетворенность, тем самым наполняя досуг смыслом».
Как подготовиться: мобильные приложения, экипировка, сообщества
В отличие от млекопитающих, которые скрытны, и насекомых, которых сложно разглядеть, птиц видно и слышно повсюду. Даже во дворе легко встретить 5–10 видов, объясняет Евгения Лешина. В мире насчитывается около 11 000 видов птиц. В России — 789, то есть примерно 7% от общего числа. Так что поле для наблюдений вполне обозримое. Однако новичков часто отпугивает кажущееся однообразие серых птичек и сложные для восприятия песни. Но сейчас определить вид или голос помогает обычный смартфон: приложения справляются с этим все лучше.
Для определения птицы достаточно открыть eBird или iNaturalist. Эти же сервисы помогут узнать, кого вы увидели или услышали. Если же вы смогли сфотографировать птицу или записать ее пение, то загрузить запись можно в Merlin Bird ID – алгоритмы нейросетей быстро и достоверно дадут результат, рассказав о том, кого вам удалось встретить на своем пути.
Лучшее время для наблюдений в средней полосе России — с апреля по июнь и в сентябре — октябре. Достаточно выйти в ближайший парк: возьмите бинокль или смартфон с хорошим зумом, удобную одежду и средство от насекомых. Начать можно самостоятельно или присоединиться к орнитологической прогулке —в крупных городах есть гиды и сообщества гидов, рассказывает Лешина. Для тех, кто хочет заниматься бердвотчингом самостоятельно, существуют сообщества, которые всегда помогут определить сфотографированную птицу или записанный фрагмент песни». В Москве, например, это Birdwatching Moscow Community, общероссийский портал Ru-Birds news.
Если вы отправляетесь в экотур, важно заранее уточнить детали программы: уровень сложности, особенности маршрута, время начала экскурсий (чаще всего — раннее утро и вечер). Экипировка должна быть максимально функциональной: непромокаемая обувь, плащ, термос, солнцезащитный крем и даже складной стул могут оказаться незаменимыми. В некоторых турах пригодится подзорная труба или бинокль, рассказывает Марина Рубцова, координатор проекта «Заповедный туризм» экоцентра «Заповедники», автор нескольких десятков экологических туров по заповедникам и национальным паркам России.
Экотуризм для бердвотчеров: локации для наблюдения и их особенности
Царицыно, несмотря на свою столичную прописку, дает возможность увидеть множество видов прямо в черте города. Здесь обитают синицы-лазоревки, несколько видов сов, седой дятел, а иногда встречаются и более редкие гости — такие, как серая цапля или ястреб-тетеревятник. Подобные наблюдения особенно ценны для новичков, не готовых к дальним поездкам.
- Национальный парк «Лосиный остров» предлагает идеальное сочетание доступности и разнообразия. Прогуливаясь по его тропам, можно встретить иволгу, сойку, кукушку, несколько видов дроздов, нарядного щегла и многих других представителей пернатого мира. Учитывая близость к мегаполису, парк становится отличной отправной точкой для погружения в бердвотчинг.
- Посещение станций кольцевания птиц — еще одна форма экологического туризма, особенно ценная для тех, кто хочет увидеть работу ученых вживую. Ладожская орнитологическая станция (Нижне-Свирский заповедник, Ленобласть) или станция кольцевания Звенигородской биостанции МГУ в Подмосковье открыты для посетителей в строго определенные сезоны. «В мае доступ к некоторым участкам, например на берег Ладоги, закрывается, чтобы защитить места куликов. Но вам обязательно покажут, как идет процесс изучения и кольцевания птиц. А на Звенигородской биостанции вам точно позволят выпустить птицу на волю после того, как она будет окольцована и измерена, — рассказывает координатор проекта «Заповедный туризм» экоцентра «Заповедники» Марина Рубцова.
- Астраханский биосферный заповедник — идеальное место для знакомства с обитателями дельты Волги. Здесь орнитологи показывают места обитания пеликанов, усатых синиц, орланов-белохвостов и ремезов, квакв и караваек, — и при этом обеспечивают минимальное беспокойство этих интересных пернатых, не допуская вмешательства посетителей в их повседневную жизнь. По словам Марины Рубцовой, уникальность этой территории в том, что птицы почти не боятся человека, позволяя вести съемку даже на камеру смартфона, что само по себе говорит о грамотной организации экотуров.
- Памятники природы «Буданова гора» и «Буркин лес» (Саратовская область) могут удивить даже опытных бердвотчеров. Здесь встречаются такие характерные и яркие виды, как варакушка, удод, щегол, желна (черный дятел), средний пестрый дятел и вертишейка. Сочетание открытых пространств и лесных массивов делает регион особенно привлекательным для фотобердинга.
- Национальный парк «Смоленское Поозерье» — территория красивейших лесов и озер, где можно наблюдать как довольно обычных наших лесных птиц — корольков, хохлатых синиц, мухоловок, так и, при удаче, более редких представителей орнитофауны вроде черного аиста, беркута или змееяда. Это направление отлично подойдет тем, кто хочет совместить наблюдение за птицами с отдыхом в природной тишине. «В «Смоленском Поозерье» создана инфраструктура для удобства наблюдения за птицами ( а их тут 247 видов) — смотровые площадки, орнитологические вышки, экотропы с просветительскими стендами о птицах. На тропе «Поозерье без барьеров», которую мы создавали вместе с парком, удобный настил позволяет смотреть вокруг, а не под ноги, выходы к воде дают хороший обзор озера, где живет много водоплавающих птиц. К тому же тропа — инклюзивная, «без барьеров» для всех — в том числе для лиц с ограниченными физическими возможностями», — отметила Евгения Лешина, эксперт фонда «Заповедное посольство».
- Национальный парк «Плещеево озеро» в Ярославской области также активно развивает орнитологическое направление. Здесь создана специализированная тропа «В гостях у серой цапли», цель которой — не просто показать птиц, а научить видеть и слышать их. Посетители пошагово учатся распознавать виды по форме, цвету, голосу, а также узнают, какие биотопы предпочтительны для разных групп птиц. «Человека здесь буквально погружают в навык. Он уходит с тропы не просто впечатленным, а с работающим инструментом, который можно применять в любом другом регионе», — рассказывает Евгения Лешина.
- Заповедник «Черные земли» в Калмыкии предлагает возможность увидеть по-настоящему редких обитателей степей. Здесь гнездятся розовые и кудрявые пеликаны, степные орлы, колпицы и другие краснокнижные виды. Однако наблюдение возможно исключительно на расстоянии — через подзорную трубу или бинокль, чтобы не потревожить уязвимые виды на гнездовании. Это направление для тех, кто ценит не только встречу с редким видом, но и принцип ненарушенности природной среды.
Марина Рубцова, эксперт по развитию экотуризма, отмечает: «Рынок бердвотчинга растет, но не все бердвотчерские туры действительно можно назвать экологическими. Настоящий экотур предполагает не просто наблюдение, а вносит свой вклад в охрану природы, просвещение и поддержку местных сообществ. Именно поэтому мы сотрудничаем с научными сотрудниками заповедников — ведь они могут грамотно показать птиц и не навредить природе», — подчеркивает эксперт.
Чего нельзя делать при наблюдении за птицами
Азарт и неосведомленность неопытных бердвотчеров — главные враги птиц.
- Риск повредить кладку
По словам Евгении Лешиной, неопытный бердвотчер может спокойно пройти по гнездам птиц на земле и даже раздавить хорошо замаскированные яйца: «Часто это происходит в результате плохой осведомленности о повадках тех или иных птиц и их потребностях». Ксения Гаспарян, директор по развитию фонда «Заповедное посольство», отметила, что, посещая природные территории, человек должен помнить, что он находится в роли гостя. «Особенно бережно нужно относиться к посещению птичьих базаров и не беспокоить птиц в периоды выведения птенцов. Когда птицы, встревоженные человеком, поднимаются с гнезд, могут падать яйца, выпадать маленькие птенцы. Это ставит под угрозу популяции краснокнижных птиц», — подчеркнула Ксения Гаспарян. Эксперт «Заповедного посольства» советует ознакомиться с рекомендациями для туристов и турфирм по посещению птичьих базаров.
- Использование звуковых приманок
«Орнитологи-любители иногда готовы влезть объективом фотоаппарата прямо в гнездо с птенцами или часами подманивать самца на брачный крик соперника, истощая птичьи силы в песенном поединке», — рассказывает Евгения Лешина. «В это время птица не может питаться, не обращает внимания на защиту своего гнезда от реальной опасности. А если в это время уже идет выкармливание птенцов — не кормит их, так как на ее участке поет «чужак»: магнитофон или смартфон», — дополняет Марина Рубцова.
- Слишком долгий и назойливый контакт
Ни один, даже самый удачный кадр, не стоит испуганной птицы, которая может бросить гнездо и даже своих уже вылупившихся птенцов.
По словам Рубцовой, назойливое внимание со стороны людей может стать прекрасной наводкой для хищников, которые могут погубить кладку или даже съесть птенцов. К примеру, вороны — птицы необычайно умные и всегда внимательно наблюдают за людьми в лесу. Стоит бердвотчеру задержаться у гнезда любой птицы или часто его навещать ради наблюдений — вороны обязательно заинтересуются этим местом, а всеядность этих птиц поражает.
С развитием технологий и популярностью wildlife-контента в соцсетях в фотоохоту бросаются все, кому не лень. «Но подлинный фотограф дикой природы — это в первую очередь натуралист. Он изучает объект, проводит часы в засаде, не мнет краснокнижные растения ради ракурса, не тревожит животное ради лайков», — добавляет Рубцова. Она приводит в пример случай с воробьиным сычиком, замеченным в московском Ботаническом саду: «Как только его обнаружили, туда немедленно отправилась львиная доля столичных бердвотчеров. Птице буквально некогда было поесть, она круглосуточно под прицелом объективов. А ведь самый главный принцип бердвотчинга должен соответствовать главной заповеди медицины — «Не навреди».
Вклад в гражданскую науку
Для тех, кто уже не просто отличает черного дрозда от скворца, но и завел собственный «список жизни» (life list), существуют цифровые базы орнитологических наблюдений — международная платформа eBird и ее российский аналог ruBird. Эти ресурсы объединяют тысячи бердвотчеров по всему миру. Пользователи загружают в базу маршруты своих прогулок, отмечают увиденные виды и прикладывают фото. Такой цифровой «дневник наблюдений» помогает не только отслеживать личный прогресс, но и делиться данными с научным сообществом. К тому же по этим отметкам можно вычислить, где недавно замечали редкую птицу, — и отправиться на поиски очередного лайфера (от англ. lifer — первый раз увиденный вид, пополняющий личный список).
Эти платформы становятся важным элементом мониторинга состояния орнитофауны в разных регионах, а значит, позволяют хобби приносить пользу науке, рассказывает Евгения Лешина: «Город, область или природная территория делится на квадраты, каждый из которых обследуется добровольцем. Любитель птиц отмечает всех, кого заметил, и их примерное количество. Высокий охват и массовость наблюдений компенсируют возможные неточности в определении видов».
Заповедные территории также привлекают орнитологов-любителей для фонового мониторинга и просвещения. Так, в национальном парке «Смоленское Поозерье» из года в год проводится соревнование по спортивной орнитологии, в рамках которого участники за 3 часа должны обнаружить и сфотографировать как можно больше видов птиц. Соревнование проводится на разных локациях, позволяя оценить состав орнитофауны с большой долей достоверности — ведь все наблюдения подтверждены фотографиями.
Всероссийская перепись воробьев — ежегодная эколого-просветительская акция, вовлекающая всех желающих в учет птиц, необходимый для научного сообщества. «Мы обращаемся к нашим «Клубам друзей заповедных островов» (волонтерские сообщества, поддерживающие заповедные территории) и предлагаем им в качестве научного волонтерства участвовать в исследовательских проектах, — к примеру, в рамках данной акции — посчитать количество встреченных на той или иной территории воробьев, сфотографировать, определить и зафиксировать координаты места встречи. Это позволяет отслеживать системно изменения в популяции птиц на том или ином участке», — подчеркнула Елена Книжникова, председатель движения Друзей заповедных островов, работающего с более 80 особо охраняемыми территориями России.
Вдохновиться и узнать, за кем бердвотчеры охотятся наиболее азартно, можно в галерее Forbes Life — самые популярные птицы для наблюдения в России: