Путешествие в Линчлэнд и разговор с Лайзой Миннелли: лучшие фильмы Beat Film Festival

С 5 по 15 июня в Москве пройдет фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival (BFF). Среди площадок в этом году — киноцентр «Октябрь», кинотеатры «Художественный» и «Пионер», Мультимедиа Арт Музей, Третьяковская галерея, лекторий музея «Гараж», центр «Зотов».
Слоганом смотра стала фраза «Не унять». По словам организаторов, фестиваль обращается к тем, кто находится в постоянном движении и вдохновляет других. Так, герои фильмов-участников смотрят за грань возможного и не боятся быть собой — в кино, музыке, искусстве, моде, культуре и архитектуре. Среди них — немецкий художник Ансельм Кифер, режиссеры Дэвид Линч и Франсуа Трюффо, актрисы Лайза Минелли и Марли Мэтлин, дизайнер Джанни Версаче и многие другие. Помимо этого, на BFF можно будет увидеть самые популярные фильмы фестиваля последних лет в секции Best of Beat и полнометражные и короткометражные работы российских авторов в программе «Док индустрия».
Forbes Life рассказывает о десяти интересных фильмах международной программы Beat Film Festival — 2025. Посмотреть полное расписание фестиваля и купить билеты можно по ссылке.
«Цепные реакции»
В 1974 году на экраны вышел фильм «Техасская резня бензопилой» — культовый слэшер Тоуба Хупера. Спустя 50 лет после премьеры документалист Александр О. Филипп решил исследовать, как малобюджетному независимому фильму удалось навсегда изменить облик мирового кино и поп-культуры, а также определить хоррор-жанр на многие годы вперед. Для этого он обратился к пяти поклонникам «Техасской резни бензопилой» — актеру и комику Пэттону Освальту, режиссеру фильмов «Ичи-киллер» и «13 убийц» Такаши Миике, кинокритику Александре Хеллер-Николас, режиссеру ленты «Тело Дженнифер» Карин Кусама, а также «королю ужасов» Стивену Кингу, рассказавших о собственном зрительском опыте и влиянии картины на их творчество.
«Время брутализма»
В 1963 году в Скопье произошло землетрясение, которое разрушило столицу Северной Македонии. Чтобы восстановить город к проекту масштабного строительства, благодаря которому в нем появились десятки монументальных бетонных зданий в стиле брутализма, была привлечена международная команда экспертов под руководством японского архитектора Кэндзо Тангэ. «Время брутализма» — путешествие по архитектурной истории Скопья и ее значение в современной идентичности города.
«The Beatles: о чем говорил Нью-Йорк»
Оригинальное название этого документального фильма — Things We Said Today — отсылка к одной из песен легендарной группы The Beatles. Лента режиссера Андрей Ужика, как и песня, становится рассуждением о разных эпохах и духе времени — настоящем, которое спустя несколько мгновений становится прошлым.
Фильм начинается с прибытия коллектива в Нью-Йорк в августе 1965 года для того, чтобы дать концерт на стадионе Shea Stadium. Ради того, чтобы увидеть The Beatles, в город стекаются толпы поклонников, охваченных битломанией. Однако грандиозное выступление группы — лишь часть того, чем жил Нью-Йорк тем летом. Более десяти лет разрабатывая ленту, восстанавливающую и не дающую исчезнуть моменту в истории, которая происходила на фоне приезда The Beatles, Андрей Ужик обращался к архивным материалам, кадрам новостных передач и любительским съемкам.
«Франсуа Трюффо: Сценарий моей жизни»
В основу это фильма легли последние записи одного из основоположников французской Новой волны и автора фильмов «Четыреста ударов» и «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо. Незадолго до смерти в 1984 году кинематографист начал пересказывать историю своей юности другу детства Клоду де Живре. По его задумке, эти материалы должны были быть использованы для его автобиографии, которая получила бы название «Сценарий моей жизни». Хотя Трюффо так и не удалось закончить рассказ, его письма, записи и другие архивные материалы с разрешения его семьи и близких стали частью ленты Давида Тебуля о нем. Слова Трюффо в фильме озвучивает Луи Гаррель.
«Это документальный фильм от первого лица. Трюффо вспоминает свое детство и первые 30 лет своей жизни. Я использовал связь между его фильмами и письмами, чтобы создать ощущение интимности», — рассказывал ранее Давид Тебуль.
«Лайза Миннелли: Невероятная, но правдивая история»
Как отмечает The New York Times, документальная лента Брюса Дэвида Кляйна — фильм о том, как актриса и певица Лайза Миннелли «выжила в Голливуде». В фильме Миннелли рассказывает историю своей жизни своими словами. В том числе 79-летняя актриса честно говорит о трудном периоде после смерти матери Джуди Гарленд в 1970-х, поиске себя, друзей и наставников, неудачных отношениях и закулисье невероятной карьеры. Все это дополняют архивные кадры, а также интервью с близкими и коллегами Миннелли.
«Ансельм. Шум времени»
«Ансельм» — фильм режиссера Вима Вендерса, автора картин «Париж, Техас» и «Небо над Берлином», о современном немецком художнике и скульпторе Ансельме Кифере, исследующем темы памяти, времени и цикличности истории. Снимая в 3D-формате монументальные картины и инсталляции художника, Вендерс пытается стереть границы между кино и искусством. Работая над картиной, режиссер провел с Кифером почти три года.
«Добро пожаловать в Линчлэнд»
Это проект-исследование фильмографии режиссера Дэвида Линча, умершего в январе 2025 года, и попытка расшифровать его работы — от «Головы-ластика», «Человека-слона», «Синего бархата» и «Твин Пикса» до «Диких сердцем», «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв». Проводниками в этом кинопутешествии по мрачным мирам режиссера становятся актеры и давние друзья кинематографиста — Наоми Уоттс, Лора Дерн и Кайл Маклахлен, а также его близкие, бывшие партнеры, коллеги и биографы. В мае документальный фильм совместно с его режиссером Стефаном Гезом на Каннском кинофестивале представил старший сын Линча Райли.
«Добро пожаловать в Линчлэнд» — не единственный фильм о Линче, который можно будет увидеть на Beat Film Festival в этом году. В программу фестиваля также вошла лента «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве» 2016 года с монологом самого Линча, записанном в его художественной мастерской, сборник короткометражек режиссера «Линч: Начало», а также картина «Линч/Оз», ранее уже появлявшаяся в программе фестиваля.
«Марли Мэтлин: Больше не одна»
«Больше не одна» — документальный фильм о Марли Мэтлин — первой глухой актрисе, получившей премию «Оскар» в 1987 году. Она была удостоена награды за главную роль в драме «Дети тишины» — на тот момент Мэтлин был всего 21 год. В фильме, который сосредоточен на теме того, что значит быть первопроходцем и менять правила игры киноиндустрии для целого сообщества, Марли размышляет о своей жизни, общаясь со зрителями на американском языке жестов. Портрет актрисы дополняют рассказы ее близких и коллег. Автор фильма — глухая актриса Шошанна Стерн, для которой лента о Марли Мэтлин, женщине, когда-то вдохновившей ее на карьеру в кино, стала режиссерским дебютом.
«Империя грез Джанни Версаче»
«Империя грез Джанни Версаче» — фильм об основателе модного дома Versace Джанни Версаче. В ленте режиссер Миммо Калопрести исследует его детство и юность в Реджо-ди-Калабрия в Италии в 1960-х годах, его первые шаги в мире моды и последовавший за этим успех.
«Это не документальный фильм о моде. И это не агиография (то, что сегодня элегантно называют биографией) человека, который, возникнув из ничего, построил империю. Версаче — не тот успешный эмигрант, который злобно выгрызает себе место за столом среди VIP-персон. Нет, бренд, связанный с именем Версаче, стал поворотным моментом в смене образа мышления в прошлом веке, который смог пережить своего основателя и уникальным образом утвердиться даже в первые 20 лет нового тысячелетия», — говорил Миммо Калопрести перед премьерой ленты на Международном кинофестивале в Турине в 2023 году.
«Баломания: Секретная субкультура фавел»
В этом документальном боевике датская кинематографистка Сиссель Морель Даргис исследует бразильскую субкультуру балоейрос — строителей гигантских разукрашенных воздушных шаров, на которых они могут путешествовать на сотни километров. Балоейрос в Бразилии вне закона — полицейские преследуют их, считая частью бандитской культуры, а власти поощряют местных жителей сообщать о тех, кого они подозревают в создании и транспортировке воздушных шаров. Однако сами балоейрос, которые редко идут на контакт с кем-то вне своего сообщества, остаются преданы своему занятию, считая его формой публичного искусства.