К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Двууголка Наполеона за €800 000 и пастель Дега за £9,4 млн: новости арт-рынка

Двууголка Наполеона (Sotheby’s)
Двууголка Наполеона (Sotheby’s)
В Нижнем Новгороде открылся основной проект Биеннале экологического искусства, редчайшую золотую монету эпохи правления Николая II продают за 44,5 млн рублей, во флорентийской галерее соседом «Давида» Микеланджело стала статуя мультяшного героя. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости арт-рынка: Трамп меняет культуру США, Херст хочет жить вечно

В конце мая президент США Дональд Трамп объявил в соцсети Truth Social, что решил уволить директора Национальной портретной галереи Ким Сэджет. Решение он объяснил тем, что Сэджет выступает «ярой сторонницей» политики DEI (разнообразие, равенство, инклюзивность), против которой борется администрация Трампа. Согласно уставу галереи, все кадровые решения на высшем уровне принимаются только секретарем Смитсоновского института, в состав которого она входит. За несколько дней до поста Трамп подписал указ, сокращающий финансирование программ самого института. Объяснялось это тем, что они «продвигают нарративы, изображающие американские и западные ценности как вредные и репрессивные». По данным портала Artnet, это лишь некоторые из недавних решений Трампа, которые кардинальным образом меняют всю инфраструктуру американской культуры. Последствия уже ощутимы: Гаагский Маурицхейс недавно решил пересмотреть политику музейного обмена с США из-за финансовой нестабильности американских институций и растущего политического вмешательства. 

Дэмиен Херст со своей работой «Ради всего святого» (DACS/Artimage)

Художник Дэмиен Херст в интервью The Times объявил, что намерен радикально продлить срок своей творческой жизни. Анализируя это заявление, портал Artnet отмечает, что это характерное желание большинства стареющих состоятельных мужчин, и приводит в пример голливудского актера Тома Круза, который также недавно признался, что хотел бы сниматься как минимум до 100 лет. Херст уже запланировал серию «посмертных работ», которые будут выходить раз в год на протяжении 200 лет после его смерти. Для этого еще при жизни художник хочет создать специальный альбом с набросками и концепциями будущих произведений. Уже в ближайшем будущем коллекционеры смогут купить эти задумки, чтобы воплотить их в жизнь в запланированные сроки. В интервью The Times Херст признается, что даже его собственный менеджер считает такие арт-фьючерсы довольно нелепыми.  

Предстоящие аукционы: двууголка Наполеона и режиссерское кресло Линча

Аукционный дом Julien’s распродает подборку личных вещей режиссера Дэвида Линча, умершего этой зимой. Среди порядка 450 лотов самыми яркими оказались режиссерское кресло Линча ($5000–7000), а также узнаваемый красный занавес и ковер с зигзагообразным орнаментом из сериала «Твин Пикс» ($1000–2000). Текущие онлайн-ставки на оба лота уже многократно превышают эстимейты. Отдельная подборка отражает страсть Линча к кофе: его личная кофемашина La Marzocco оценена специалистами Julien’s в $1000–2000. В разделе искусства преобладают работы сюрреалистов, к ним относятся фотография Ман Рэя «Две руки» ($1000–2000) и гравюра Сальвадора Дали «Кто украл тарталетки?» из его серии, посвященной «Алисе в Стране чудес» ($300–600). Торги завершатся 18 июня. 

 
Занавес и ковер из сериала «Твин Пикс»

Sotheby’s пустит с молотка походную кровать Наполеона, его двууголку и еще порядка 100 личных вещей. Парижские торги запланированы на 25 июня. Эту подборку, происходящую из собрания именитого французского антиквара Пьер-Жана Шалансона, аукционисты уже окрестили самой внушительной коллекцией наполеоновской меморабилии из всех, что когда-либо появлялись на рынке. С молотка уйдут предметы мебели, картины старых мастеров, украшения, оружие и многое другое. Топ-лотом распродажи считается двууголка Наполеона, оцененная в €800 000. Изготовленный личным шляпником императора головной убор в свое время был подарен им генералу Мутону. С эстимейтом в €400 000 на продажу выставлен меч, использовавшийся во время коронации Наполеона, а его личная золотая печать оценена в €250 000. СМИ пишут, что Шалансон продает часть своего собрания, чтобы рассчитаться с многомиллионными долгами, но сам коллекционер эти подозрения настойчиво отвергает. 

Аукционный дом «Редкие монеты» выставил на продажу монету периода Николая II. Речь идет о золотой монете номиналом 10 рублей, которую отчеканили в 1906 году тиражом всего десять экземпляров. Они предназначались для подарков важным особам. Стартовая цена раритета на торгах 7 июня составит 44,5 млн рублей. 

 
Монета номиналом в 10 рублей 1906 года («Редкие монеты»)

Прошедшие аукционы в Гонконге: Christie’s vs Sotheby’s 

Cерия проходивших в конце мая гонконгских торгов Christie’s, посвященных предметам роскоши, собрала в сумме $92,8 млн. Топ-лотом стало бриллиантовое кольцо с уникальным сапфиром «Царский Кашмир» весом 35 каратов. Драгоценность ушла с молотка в пределах эстимейта, за $9,5 млн, установив новый аукционный рекорд на кашмирские сапфиры в пересчете на 1 карат ($273 000). Еще один топ-лот ювелирных торгов — бирманский «Королевский рубин» с эстимейтом в $6,4–10 млн — остался непроданным. Стопроцентным успехом окончились торги, посвященные редким и коллекционным сумкам: все лоты ушли с молотка. Самой дорогой оказалась редкая Hermès Quelle Idole из красной крокодиловой кожи. Ее цена в пять раз превысила эстимейт, составив более $320 000. 

Завершившиеся 30 мая гонконгские торги Sotheby’s «Модернизм и современное искусство» принесли в сумме $15 млн. По верхней планке эстимейта, за $100 000, с молотка ушел тиражный экземпляр знаменитого «Носорога» Франсуа-Ксавье Лаланна. Это выкрашенная в синий цвет уменьшенная версия одноименной конструкции, внутри которой скрыты мини-бар, стол-секретер, сейф и несколько ламп. В 2023 году один из больших «Носорогов» Лаланна был продан на Christie’s за рекордные €18,3 млн.

Сумка Hermès Quelle Idole (Christie’s)

Нижний Новгород и Красноярск: Биеннале экологического искусства и ярмарка Scan Fair 

В Нижнем Новгороде на двух площадках открылся главный проект Биеннале экологического искусства «Кожа Земли». Выставки будут идти все лето и закроются 1 октября. «Кожа Земли» объединит 250 работ 70 художников из 33 стран. Раскинувшейся на площади Мытного рынка (историческое здание в центре города, впервые работающее не по профилю) и в бывшей гостинице Ермолаевых (красно-кирпичном здании XIX века) «Коже Земли» предназначена роль примирителя человечества с будущей судьбой. В то время как другие проекты биеннале исполнены публицистического пафоса обличения, «Кожа Земли» отрывается от почвы в буквальном смысле слова и перемещает дискуссию то ли в биосферу Вернадского, то ли в постапокалипсис. В конце концов, как говорят медиаторы на выставках, пространство Мирового океана изучено на 5%, а почва — только на 1%, что дает шанс человечеству найти право на жизнь на собственной планете.

 

«Этот проект — о том, как нам разнообразить свои инструменты познания и взаимодействия с земным, начать размышлять о себе как части общего мира и разделить с ним одну судьбу», — говорит Юлия Аксенова, программный директор и главный куратор Международной биеннале экологического искусства. В противовес техногенным материалам других выставок биеннале «Кожа Земли» сильна традицией — много текстильных работ, ткани, войлока, глиняной, керамической скульптуры, объектов биоморфных форм и природных цветов. В интонации выставки нет порицания и назидания, больше силен призыв к наслаждению, но с подтекстом: текстильные инсталляции Кристины Флорес Пескоран напоминают гигантские гамаки и  балдахины (художница много лет борется с раком кожи и создает врачующие инсталляции-повязки на Землю), огромный шерстяной ковер, вытканный в технике XVII века студией художницы Александры Кехайоглу, своего рода топографическая карта долины реки Парана-де-лас-Пэльмас, фиксирует активное разрушение экосистемы. А монструозные скульптуры екатеринбургского дуэта Хо Гуй, слепленные как ласточкины гнезда из глины и соломы, носят вкрадчивое название «Окагами», древнего японского эпоса, который также называется «Великое зерцало».

Хо Гуй, «Окагами» (фото Екатерины Белозеровой)

Запущенная в прошлом году сибирская ярмарка современного искусства Scan Fair пройдет в этом году во второй раз. С 25 по 29 июня на площадке красноярского арт-кластера «Квадрат» соберут стенды 43 художников и пяти галерей. В этой части программы число участников практически полностью повторяет прошлогоднее. Из галерей в Красноярск снова приедут уфимская Miras Gallery и иркутский ЦСИ «Огонь», в то время как три остальных участника — новички. Состав художников обновился на две трети: повторы встречаются преимущественно среди красноярских авторов, включая Элину Гусарову, чьи работы в прошлом году активно продавались на предпоказе, а также Александра Мортаева, Пашу Пошукай и Анастасию Безвершук. Новшеством этого года станет участие семи брендов предметного дизайна. География ярмарки будет включать 14 городов Урала, Сибири и Дальнего Востока. В прошлом году средний ценовой сегмент на ярмарке составляли работы от 5000 до 500 000 рублей.

Судьба шедевров: разделенный шедевр Мане, спорный автопортрет Гогена

Две части полотна Эдуарда Мане впервые за 100 лет на время воссоединились на лондонской выставке. Панорамную сцену в парижском кафе художник начал писать в 1874 году. Впоследствии он разочаровался в изначальном замысле и решил разделить картину на две части, работу над которыми завершал уже по отдельности. В 1879 году они как два самостоятельных произведения экспонировались в двух разных залах на выставке в Антверпене. Там же их приобрел марсельский коллекционер Этьен Барруаль. Пару впервые разделили в 1887 году, после его смерти. Уже в ХХ веке одна из картин осела в коллекции лондонской Национальной галереи, а вторая стала частью швейцарского собрания Оскара Рейнхарта. До 15 декабря обе работы можно увидеть висящими рядом на выставке в Национальной галерее. 

Две части разъединенной картины Эдуарда Мане (NG & Oskar Reinhart Collection)

Последний автопортрет Поля Гогена, хранящийся в коллекции Художественного музея Базеля, могут признать подделкой. Сомнения в авторстве картины, датированной 1903 годом, возникли у французского исследователя Фабриса Фурмануара, который много лет прожил во Французской Полинезии. До настоящего момента полотно, находящееся в базельской коллекции с 1945 года, никаких вопросов у специалистов не вызывало. Оно числится как работа Гогена в каталоге-резоне авторства Сильви Крюссар и участвовало в большинстве крупных ретроспектив художника последних десятилетий. Фурмануар датирует работу 1916 годом (то есть на 13 лет позже смерти Гогена) и считает, что ее написал его вьетнамский друг, Нгуен Ван Кам, также известный под именем Ки Донг. По версии исследователя, именно Гоген научил Ки Донга рисовать, а портрет мастера тот написал по черно-белой фотографии. Свою версию Фурмануар основывает на словах сына Ки Донга, с которым он лично общался. Представители Художественного музея Базеля заявили, что со всей серьезностью относятся к высказанным предположениям и уже отправили полотно на экспертизу, результаты которой обещают обнародовать в июле. 

Музейные новости: пастель Дега и картина «британского Караваджо»

Лондонская Национальная галерея сообщила о новых пополнениях коллекции. Самым значимым приобретением стали «Танцовщицы» Эдгара Дега, за которых институция заплатила £9,4 млн. Пастель была куплена из собрания Энн Маркс при посредничестве аукционного дома Christie’s. Она пополнит уже имеющуюся в галерее подборку работ Дега. Кроме того,  в коллекцию были приобретены полотно немецкого художника Карла Густава Каруса и натюрморт голландского мастера Флориса ван Дейка.

 
Эдгар Дега, «Танцовщицы» (National Gallery)

Две лондонские институции — галерея Тейт и Национальная портретная галерея — объединились, чтобы приобрести автопортрет Уильяма Добсона, которого называют британским Караваджо. Итоговая сумма сделки составила £2,3 млн, что почти вдвое меньше первоначально заявленной стоимости работы. Уже осенью полотно будет выставлено в зале Тейт, где постоянно экспонируется портрет жены художника. 

До 20 июня посетители Галереи Академии изящных искусств во Флоренции, желающие взглянуть на «Давида» Микеланджело, могут натолкнуться на неожиданный экспонат. В рамках коллаборации с Disney галерея согласилась выставить в залах статую Стича, главного персонажа из мультфильма «Лило и Стич». Рядом со статуей размещено видео с легендой о том, как инопланетянин оказался во Флоренции (по версии авторов Disney, его космический корабль потерпел крушение неподалеку от галереи). 

В первых числах июня московский филиал екатеринбургского Ельцин-центра объявил о подписании финального пакета документов о передаче центру особняка Долгоруковых-Бобринских в безвозмездное пользование на 35 лет. Намечено открытие новых выставок, посвященных советской фотографии. Все лето будет работать лекторий филиала и музыкальная программа: концерты Бориса Андрианова и оркестра Cantilena.

Статуя Стича (Disney)

Новые выставки в Москве и Петербурге

С 7 июня в петербургском музее Фаберже будет работать выставка «Открытый мир. Современное искусство Пермского края». В экспозицию войдет более сотни картин, графических листов и скульптур конца XX — начала XXI века, а также подборка пермских исторических артефактов. Посетителей будут встречать работы авангардистов начала 1920-х годов — Петра Субботина-Пермяка и его современников.

 
Татьяна Нечеухина, «Страда»

В рамках вечера вернисажей на московском «Винзаводе» открылась серия новых выставок. В галерее pop/off/art проходит персональный проект Деспины Флессы, которая художественно осмысляет возможности сосуществования разных форм жизни. Трое участников нижегородской студии «Тихая» (Артем Филатов, Антон Мороков и Яков Хорев), которая в этом году отмечает 10-летие, показывают на площадке галереи XL новые работы. HSE Art Gallery знакомит посетителей с произведениями выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ в рамках выставки «Интерфейсы настоящего». Нижегородская галерея Futuro на московской площадке показывает новые работы сооснователя проекта Tzvetnik, который с недавнего времени работает под псевдонимом Vitaly. В галерее a-s-t-r-a до 4 июля проходит персональная выставка Дишон Юлдаш, которая творчески преображает ландшафты городов Юго-Восточной Азии, где художница живет и работает последние годы.

В московском пространстве A–House галерея Flor et Lavr до 15 июля показывает персональный проект Артема Ляпина Light My Fire. Центральным образом новых работ художника, как следует из названия, стал огонь. Экспозиция, составленная из скульптурных композиций и кружева из медной проволоки и металла, посвящена теме хрупкости. Специально для выставки была создана серия авторских свечей, которые представлены в экспозиции внутри скульптур-подсвечников.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+