Бродвейские страсти: почему голливудские звезды все чаще соглашаются играть в театре

Настолько грандиозный и впечатляющий дебют на Бродвее Джорджу Клуни, наверное, даже не снился. В рамках предстоящей церемонии вручения театральной премии «Тони» 9 июня спектакль «Доброй ночи и удачи», где актер одновременно выступил соавтором, продюсером и исполнителем главной роли, номинируется на пять наград (в том числе самому Клуни как «Лучшему актеру») и побил исторический рекорд по недельным сборам среди немузыкальных постановок. Предпоследнее выступление в субботу будут в прямом эфире транслировать CNN и HBO Max ― и это тоже впервые для бродвейского шоу.
За 12 недель показа из 13 сценическая версия борьбы журналиста Эдварда Р. Марроу и сенатора Джозефа Маккарти собрала на Бродвее больше ($44 млн), чем оригинал. Одноименный фильм 2005 года, одним из сценаристов и режиссеров которого и был Клуни, заработал в американском прокате всего $32 млн, хотя и удостоился шести номинаций на «Оскар», включая «Лучший фильм» и «Лучшего режиссера».
Но все же остается очевидным, что на Бродвей Джордж Клуни пришел не за деньгами. Forbes полагает, что за участие в спектакле в разных амплуа 64-летний актер заработает в совокупности $6 млн в виде гонораров и авторских отчислений. Это больше, чем получает любой другой театральный актер за аналогичный период, но лишь малая часть того, на что могут рассчитывать самые высокооплачиваемые голливудские артисты при съемках в кино. Например, согласно оценкам Forbes, за прошлогодний фильм «Одинокие волки» и Клуни, и его партнер по съемочной площадке Брэд Питт получили от Apple по $30 млн.
Неважно, это любовь к актерской игре или престиж выступлений на сцене, ― старожил Бродвея, актер Терренс Манн однажды подметил, что «в фильмах обретаешь славу, на телевидении богатеешь, а в театре становишься великим», ― но суперзвезды типа Клуни уже стали жизненно важным элементом для экосистемы Бродвея.
Дензел Вашингтон и Джейк Джилленхол играют в постановке «Отелло», Киран Калкин, Боб Оденкерк и Билл Берр выступают в пьесе «Гленгарри Глен Росс». В апреле звезда «Гладиатора 2» Пол Мескал отыграл последний спектакль «Трамвая «Желание». А в театральном сезоне 2024 года на сцене можно было увидеть Роберта Дауни-младшего, Рэйчел Макадамс, Стива Карелла, Эдди Редмейна и Джереми Стронга. Все они исполняли главные роли в немузыкальных спектаклях на протяжении 10–16 недель с четкой датой окончания, чтобы подстроиться под плотный график актеров.
Хотя голливудские звезды выступают на Бродвее уже десятки лет, в последние годы у продюсеров и инвесторов можно увидеть увеличившееся рвение к организации краткосрочных проектов с кинозвездами в качестве гвоздя программы. Такой подход значительно смягчает финансовые риски. По расчетам Forbes, на пьесу к моменту премьеры обычно тратится $6–9 млн, тогда как на новые мюзиклы требуется $20–25 млн. В случае со спектаклями еженедельные расходы составляют $400 000–600 000, а для мюзикла необходимо $800 000–900 000.
«Вероятность потерять все свои деньги [как инвестор] почти нулевая, если исходить из прогноза продаж, учитывая конкретного актера, ― утверждает Джейсон Тарчин, лауреат премии «Тони» и учредитель объединения Broadway Investors Club. ― На многократную прибыль вряд ли стоит рассчитывать, но сумма будет приличная».
«Доброй ночи и удачи», к примеру, отбила изначальные инвестиции в размере $9,5 млн всего через семь с половиной недель показа. Расходы на «Отелло» и «Гленгарри Глен Росс» ($9 млн и $7,5 млн соответственно) окупились за девять недель.
Хотя преимущества таких шоу ограничены коротким сроком их показа, инвесторы могут рассчитывать на доходность в 10-30% от своих вложений, говорит Тарчин. С учетом того, что вложения инвесторов полностью окупаются не более чем у 25% всех спектаклей, это надежная ставка, к которой в ближайшие годы, по его мнению, будут склоняться все больше продюсеров.
Одновременно звезды первого эшелона, зарабатывающие более $20 млн за фильм, получают авансом к процентам от общей выручки со спектакля, за вычетом расходов вроде комиссий по кредитным картам и взносов на обустройство театра, минимальную зарплату за неделю — около $100 000 для топовых артистов. Величина общих авторских отчислений у актеров очень разнится, но верхний порог может достигать 10%.
Другие ключевые участники постановки вроде сценаристов, продюсеров и режиссеров получают либо отчисления из небольшой доли совокупного дохода, либо более высокий процент от прибыли шоу, когда оно окупается. Нынешние спектакли для смягчения риска почти все перешли на модель с выплатой из фактически заработанной прибыли, однако для самых звездных представлений ― например, заново поставленного в 2022 году «Музыканта» с Хью Джекманом, шедшего в итоге почти год, — стандартом остается участие в распределении всего объема вырученных средств. Контракт Клуни по пьесе «Доброй ночи и удачи», скорее всего, предусматривает соответствующие пункты о выплатах за актерскую игру, создание сценария, работу продюсера и права на интеллектуальную собственность, которые складываются во внушительный итоговый гонорар.
До этого года процент доходов актера на Бродвее ненамного превышал недельный минимум. Большинство популярных спектаклей приносят создателям чуть больше $1 млн в неделю, а звезда шоу может рассчитывать на доход в диапазоне $1–3 млн. Но для актеров, которые заработали состояние, играя супергероев (Джекман), продав компанию — производителя текилы (Клуни) или будучи одним из самых кассовых артистов последних 30 лет (Вашингтон), деньги имеют меньшее значение.
В сезоне 2025 года важным изменением стало то, что продюсеры начали осознавать, насколько сильно можно увеличить стоимость билетов на проекты со звездным актером, особенно когда речь заходит о самых дорогих местах. Средняя цена на показы «Доброй ночи и удачи», «Отелло» и «Гленгарри Глен Росс» колеблется в районе $250–400, но за премиальные места обычно нужно выложить $700–900 ― это вдвое дороже лучших билетов на прошлогодние спектакли со звездным составом вроде «Злой» или долгоиграющие хиты, например «Гамильтона».
Из тех шоу, показы которых начались в марте, три постановки выбились в топ Бродвея по кассовым сборам. Так, «Доброй ночи и удачи» и «Отелло» еженедельно приносят создателям более $3 млн, причем шоу с Джорджем Клуни три раза смогло преодолеть ранее недосягаемую для немузыкальных представлений планку в $4 млн.
Для состоятельных театралов перспектива увидеть на сцене кинозвезду оказалась тем фактором, с которым приходится считаться другим видам представлений. Например, в таком случае мало что решают негативные отзывы. Судя по агрегатору бродвейских рецензий Did They Like It?, шоу «Доброй ночи и удачи» получило от критиков восемь положительных рецензий, девять смешанных и четыре отрицательные. Спектакль «Отелло» набрал два положительных отзыва, 15 смешанных и три отрицательных, а премия «Тони» его полностью проигнорировала. Зато билеты продаются на ура.
Прошлогодняя постановка «Макнил» с Робертом Дауни-младшим в главной роли ― к слову, его бродвейский дебют ― стала главным провалом сезона (одна положительная рецензия, пять смешанных и восемь отрицательных), но за 12 недель показа успела заработать $14 млн. Для сравнения, пьеса «Джон Проктор ― злодей» (вариация «Сурового испытания» Артура Миллера), в которой играет Сэди Синк из «Очень странных дел» и которая удостоилась 17 позитивных отзывов, трех смешанных, одного негативного, а также семи номинаций на «Тони», приносит создателям еженедельную выручку в размере $500 000. Нестыковка очевидна.
«Кажется, что театралам хочется увидеть голливудских знаменитостей в одном месте и в одно время. Таких впечатлений им очень не хватает, ― рассуждает один из крупных игроков на Бродвее. ― А что получают сами звезды? От стоячих оваций тысяч зрителей каждый вечер настроение еще ни у кого не портилось».