Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг

Человек еще никогда не видел вокруг себя столько еды: витрины, реклама, курсы, гиды, книжки, общепит, открытия-закрытия новых ресторанов, премии, подарочные корзины, ПП-марафоны, социальные медиа. Современный человек сталкивается с тысячами изображений еды ежедневно. Это не просто маркетинг — это стимул, который вмешивается в гормональную регуляцию и аппетит. Рассказываем, как работает «визуальный голод» и каким образом обернуть непривычную для мозга ситуацию себе на пользу.
Питаться глазами: как картинки в соцсетях заставляют нас есть больше
Мы привыкли измерять ценность изображения в деньгах, эмоциях или, на худой конец, лайках. «Эта картинка может стоить тысячу калорий», — заявили специалисты на съезде эндокринологов в Хьюстоне. «Стимуляция зоны вознаграждения мозга может способствовать перееданию и ожирению, — подтверждает Кэтлин Пейдж, доцент Университета Южной Калифорнии. — И это открытие поразило нас, поскольку современный мир заполнен рекламой, демонстрирующей высококалорийную еду».
Исследования, которые были опубликованы в журнале «Мозг и когниция», показали, что, если смотреть на то, как едят другие, несложно заполучить дополнительные килограммы на своем теле. Конечно, еда поступает в организм не через глаза, а через рот, но ученые установили, что виртуальное питание способно спровоцировать физиологический голод, а это уже может привести к увеличению веса. Опасность в том, что виртуальная еда стимулирует, но не насыщает.
В прошлом году исследование подтвердило выводы, которые озвучивали более ранние работы: «залипание» на еду ведет к неразумному пищевому поведению. Этот феномен развился благодаря взрывному росту социальных сетей, где пользователи-«фудис» и знаменитости выкладывают соблазнительные фотографии блюд. «Социальные сети изменили способ, которым наш мозг воспринимает информацию», — считает глава Bey Health Solutions врач Андреа Бей. Исследование показало, что видео и посты могут влиять на представление пользователей о своем теле, а также на пищевые привычки. Исследователи обнаружили, что 32% всех пользователей, признавших наличие у себя пищевых расстройств, были подписаны на материалы о «детоксе» в социальных сетях (пользователей без пищевых расстройств было только 13%). Китайская социальная сеть TikTok после критики со стороны Европейской комиссии запретила хештег #skinnytok из-за опасного контента, продвигающего нездоровые способы похудения и провоцирующего расстройства пищевого поведения (если его набрать, то пользователь окажется на страничках с психологической поддержкой).
«Многие следят за модными блогерами, начинают следовать их примеру: тост с лососем и авокадо на завтрак, на десерт — пудинг из семян чиа», — пишет спортивный тренер и автор книги «Философия питания» Анастасия Шардакова. Она говорит, что со временем человек перестает слышать себя: он хочет гречки с маслом, но ест хлебцы, потому что так делает «тот блогер». Актриса Джессика Бил постит много фото разной еды, но высказывается предположение, что так она продвигает собственный ресторан в Лос-Анджелесе. Джиджи Хадид, модель с более чем 80 млн подписчиков, часто подвергалась критике за продвижение контента, который связывали с брендами фастфуда. «В итоге растет тревога: «Что съесть, когда съесть? Правильно или нет? Так идея здорового образа жизни превращается во что-то нездоровое», — отмечает Шардакова.
«Чужая еда выглядит вкуснее», — говорили нам в детстве. Психолог и специалист в области питания Дарья Гладилина объясняет Forbes Life, что это не просто поговорка, а научно обоснованный феномен: собственный выбор воспринимается как предсказуемый и скучный, к тому же социальные сети усиливают FOMO через демонстрацию чужих «идеальных» блюд, а маркетологи этим манипулируют: нейромаркетинг создает иллюзию, что продукт даст «чужой» опыт, например Coca-Cola ассоциируется с дружбой и радостью. Отлично работает и эффект социального доказательства: «Я ела это — тебе тоже стоит попробовать!»
К тому же исследователи из Йельского университета говорят, что мы чувствуем себя счастливее, когда фиксируем на фото радостный, красивый момент, пусть даже это кусок жирного, липкого торта на дне рождения ребенка. Ученые поддерживают фотографирование еды до тех пор, пока отношения с едой «здоровые», а эмоции от фото — положительные.
Что происходит в мозге, когда мы видим еду
Биохимик, нейробиолог, доктор наук Университета Вашингтона и автор книги «Голодный мозг» Стефан Гийаней занимается исследованиями неврологии пищевого поведения. Он пишет, что еда выступает в роли мощного подкрепляющего средства и перетягивает на себя управление поведением человека. А некоторые продукты сильнее воздействуют на мозг, чем другие (представьте репу, а затем мороженое).
Мы в состоянии принимать разумные решения. Ученые доказали, что функция осуществления выбора зависит от древних структур — базальных ганглиев, а они находятся глубоко в мозге. Чтобы оценить всю мощь этой системы, автор предлагает посмотреть на количество энергии, которое она поглощает: мозг потребляет пятую часть затрачиваемой энергии, а занимает 2% веса тела. «Эволюция позволила нам влачить это энергоемкое бремя неспроста — все дело в его исключительной важности. Принятие разумных решений — это мощный эволюционный инструмент, которым человек владеет лучше всех», — сообщает Гийаней.
Он объясняет: мы едим не совсем спонтанно, ведь чтобы выполнить такую простую задачу, как пообедать, надо обнаружить мотивацию (а она зарождается в ответ на раздражители). Другой отдел мозга планирует маршрут. Потом идет команда мышцам — «пошли», «открыли рот» — и каждый шаг предполагает принятие решения, при этом работа разных отделов мозга скоординирована. Так, увидев у блогера картинку с едой, мы принимаем решение запустить процесс в будущем. А когда этот запрос удовлетворен, в мозге происходит дофаминовый всплеск, который подкрепляет «хорошее» поведение. «Дофамин не заботится о том, поддерживает ли эти идеи рациональная часть мозга, его лучше называть обучающей молекулой, а не молекулой удовольствия», — говорит исследователь. То есть мозгу не важно, правильно или нет вы себя повели, но важно, что добились поставленной цели.
Дарья Гладилина объясняет, что у нас есть «встроенный биологический GPS» — гипоталамус размером с грецкий орех. И именно он анализирует сигналы тела. Латеральный гипоталамус, или «центр голода», реагирует на падение глюкозы в крови и грелин (гормон голода в желудке. — Forbes Life). А вентромедиальный гипоталамус (он же «центр насыщения») ловит лептин (гормон сытости из жировых клеток). Также параллельно работает дофаминовая система вознаграждения: вид и запах еды активирует прилежащее ядро мозга, создавая желание есть еще до появления физического голода. Один только вид еды запускает физиологическую подготовку к пищеварению (цефалическая фаза): слюноотделение повышается в 3-5 раз, желудок выделяет сок, зеркальные нейроны в премоторной коре и инсуле «проигрывают» вкус, имитируя жевание.
Интересно, что мы можем искусственно менять пищевые предпочтения: крыса любит напиток из вишни так же, как и из винограда («если поставить в клетку два напитка, то крыса выпьет одинаковое количество из обеих поилок»). Но когда ученые вводили специальную добавку, животные начинали больше любить вишневый напиток. Стоило применить противоположную тактику — и вот крысы уже оставили вишневые поилки и пьют из виноградной. Этот феномен назвали «условное вкусовое предпочтение». Что-то похожее можем испытывать и мы, если будем «верить» в то, что нам надо скопировать диету любимого инфлюенсера. Неудивительно, что исследование показало: медиа более чем в 70% определяют продукты, которые едят американцы.
Психологи говорят, что бывают разные виды голода. «Зрительный голод» — так описывают состояние, когда люди готовы есть из-за того, что пища выглядит аппетитно или атмосфера способствует приему пищи, но в еде нет необходимости. Гладилина говорит, что из-за соцсетей внутренний компас легко сбивается: пищевая реклама, яркая упаковка и мультфильмы с едой гиперактивируют незрелую детскую и подростковую дофаминовую систему, так эти группы получают дополнительные 25% калорий к обычному потреблению. У взрослых соцсети/реклама создают «визуальный голод» (в этом случае зеркальные нейроны имитируют чужой опыт еды). «Прокрутка лент во время еды отключает внимание к сигналам тела, — объясняет эксперт. — 68% людей едят «на автопилоте», не замечая сытости».
Пищевая привычка — это не только склонность употреблять пищу в определенное время или есть какие-то продукты, это и работа гормональной системы, объясняет эндокринолог Павел Силуянов. К тому же не только семья учит нас питаться. «Все ходили в школу и могут вспомнить, как там все организовано в плане питания и влияния на пищевые привычки. Вы позавтракали, и вот перемена, на которой есть возможность сходить в буфет». Одноклассники бегут за перекусами. Похоже, когда мы смотрим картинки в соцсетях, у нас срабатывает этот хорошо закрепленный рефлекс: мы будто все вместе снова идем в буфет.
Исследования выявили негативное влияние визуальных материалов социальных сетей на пищевые привычки и ощущение собственного тела у молодого поколения и сделали вывод о том, что авторы кампаний в социальных сетях должны внимательнее относиться к изображениям. Другое исследование объяснило, что молодые люди сталкиваются с маркетингом еды в социальных сетях от 30 до 189 раз в неделю. Авторы говорят, что люди обращают внимание на блюда, который они видят онлайн, и стараются копировать их, поскольку материалы в социальных сетях одновременно влияют на визуальные и социальные центры восприятия.
Forbes Life поговорил со специалистом по пищевому поведению, психологом-преподавателем по теме РПП, врачом-педиатром Дарьей Леви. Она рассказывает, что вопрос не только в том, что картинка с пиццей заставит кого-то переесть, хотя часто люди не понимают, испытывают ли они голод, или поесть их побуждает визуальный триггер. Но и в том, что человек начинает испытывать чувство вины. «У меня есть случаи, когда люди говорят, что в сториз у всех красивые креветки, авокадо и идеальные омлеты, а у меня обычный бутерброд или суп. Когда у нас непрочный фундамент, такие картинки и видео могут провоцировать и раздражение, и досаду, и вести к срывам».
Полезный парадокс: могут ли фото еды помочь нам есть лучше?
Но люди науки подарили надежду: можно не отписываться от знакомых, которые поехали в отпуск по «вкусам Италии». Да, ожирение продолжает оставаться глобальной проблемой, констатируют ученые. Эти же исследователи используют образ — сейчас на страницах соцсетей происходит «бомбардировка аппетитными изображениями еды». Авторы называют наш фудскроллинг научно: цифровой пищевой опыт. Они рассматривают взаимодействие между цифровой пищевой фотографией и реальным поведением людей: «Мы не хотим сказать, что распространение изображений еды является основной причиной лишнего веса, нет. При правильном выборе соцсетей и отношении фотографии пищи могут даже способствовать здоровому весу тела». «Пищевую насмотренность» можно постараться использовать, подтверждает Гладилина: исследования показывают, что красиво оформленные овощи увеличивают их потребление на 40%, также можно создать свою «визуальную библиотеку» здоровой еды.
Есть еще один неочевидный плюс от созерцания чужих тарелок. Дейпнофобия — это страх принимать пищу в присутствии других людей, и она может серьезно ограничивать социальную жизнь. Специалисты советуют начинать с приема пищи в кругу близких, но если даже это пока вызывает трудности, вдохновение можно найти в картинках еды в социальных сетях. Визуальное наблюдение за тем, как и что едят другие, может стать самым первым шагом к пищевой ресоциализации.
Кстати, такой проблемы нет у азиатских блогеров: именно оттуда 10 лет назад пришла мода на «фудобнаженку» (от англ. foodporn) — визуальное наслаждение едой. Появился и отдельный термин для особого жанра контента — мукбанг. Это видео, в которых человек ест на камеру: жует, глотает, чавкает — максимально естественно и даже небрежно. Такие ролики собирают миллионы просмотров. Зрители по всему миру садятся вечером ужинать и «разделяют трапезу» с человеком по ту сторону экрана. В странах с высокой долей одиноких людей (например, Южная Корея, Япония, США) мукбанг стал своего рода цифровым ритуалом совместной еды.
С другой стороны, если есть визуальный голод, то есть и эффект визуального насыщения. В исследовании из журнала Appetite более 1000 человек смотрели на фото конфет и представляли, как едят их. Результат — чувство сытости. Автор работы объясняет: физиологический отклик может сработать даже на образ, если человек вовлечен мысленно. Опять же, тут важно работать с образами и пищевым поведением: «Я смотрю, я удовлетворяю свой запрос, я съел часть, я наелся», — такая тренировка может научить снижать тревожность и отслеживать триггеры, способствующие перееданию. Ученые выявили, что пользователи с существенным лишним весом больше следят за материалами о здоровом питании в социальных сетях и комментируют их по сравнению с аудиторией со средним весом, и надеются, что для этой группы людей «пищевая насмотренность» может быть полезной.
Как остаться здоровым в мире фудконтента
Тогда давайте смотреть на диетическую еду — и будем здоровы, если уж мы склонны адаптироваться под пищевые привычки людей, с которыми состоим в контакте? В таком случае, почему бы не использовать позитивную сторону этого эффекта: смотреть в соцсетях на то, чем ужинает ваш гастроэнтеролог? Все-таки в массе риски могут превышать потенциальную пользу: приобрести или усугубить РПП проще «за компанию», и соцсети — идеальное для этого место. Но соцсети и реклама — это не причина, а усилитель РПП, говорит Дарья Леви: «Онлайн-марафоны и картинки с едой попадают в рыхлую почву, а не создают проблему с нуля». Корень глубже: чаще всего в эмоциональных дефицитах, нереалистичных ожиданиях, культуре тела, ограничениях, различных расстройствах.
«Что делаете на выходных… чтобы сохранить фигуру?» — такие вопросы обсуждались в платном чате популярнейшего инфлюенсера из Нью-Йорка Лив Шмидт. Один из самых популярных сегментов TikTok – это видео о похудении и питании. #skinnytok (хоть теперь хештег и заблокирован, а главная звезда сегмента Лив Шмидт еще осенью была вынуждена удалить аккаунты) — непроходящий глобальный тренд. Его адепты ушли в подполье. Да, сначала пользователь увидит объявление: «Вы — больше, чем ваш вес!» и предложение перейти на сайт Национальной ассоциации по расстройствам пищевого поведения National Eating Disorder Association. Но если провести некоторые манипуляции, то можно снова очутиться в «пространстве худеющих».
TikTok предлагает и русскоязычные блоги с разными визуальными диет-стратегиями: кто-то ест маленькую по размеру еду, а кто-то «учит» худеть бюджетно. В других соцсетях у топовых российских ПП-блогеров миллионные аккаунты. У глобальных «непохудательных» фуд-блогеров и профессионалов рынка тоже большие аудитории: у шефа Гордона Рамзи 14 млн подписчиков, а у Джейми Оливера — 10 млн только в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Актер Хью Джекман, кстати, тоже известен как фудблогер, а готовит он по рецептам из книги Оливера. Когда Джекман готовится к съемкам, его питание становится более диетическим, но в блоге есть место разным лакомствам.
Статистика показывает, что для пользователей соцсетей правильное питание — это растительное и веганское, или то, что принято называть «чистое». «Проведем небольшой тест, — предлагает Шардакова. — На самом ли деле вам важна чистота и натуральность еды? Представьте: если бы можно было оставаться худой всегда, продолжили бы вы есть только полезное и натуральное?» Психиатр Павел Бутусов напоминает, что людям пришлось пройти через адаптацию: идея о том, что вокруг появилось много доступной вкусной еды, но нам не стоит ее есть бездумно и в огромных количествах, стала понятной не сразу. Теперь подобное должно произойти с девайсами. Человечество должно будет самоограничивать себя в выборе контента и проведенного онлайн времени. Выходит, что смотреть на фотогеничные блюда надо «в диетических дозах», ведь даже самые лучшие для вас варианты — это расход, но не калорий, а экранного времени (кстати, исследование обнаружило связь между пассивным использованием социальных сетей и тревожностью).
Создатели приложения Balance (отмеченного как Google Play’s App of the year) предлагают: «Обращайте внимание, на кого вы подписаны. Если некоторые авторы вызывают у вас стресс, зависть или чувство неполноценности, отмените подписку или заблокируйте их. Спросите себя: «Посты этого автора вызывают у меня восхищение — такое, как вызывают природа, искусство и человеческий гений?»
Дарья Гладилина советует использовать технику Stop-Look-Listen. «Перед едой надо остановиться (Stop), оценить голод по шкале 1-10 (Look), прислушаться к телу (Listen), спросить: «Я чувствую голод в желудке или это реакция на вид еды в ленте?» Для детей, по словам психолога, отлично работает игра «Разоблачи рекламу», надо научить ребенка анализировать: «А почему на упаковке милый котик? Чтобы ты захотел купить?» «Секрет заключается в том, чтобы в повседневной жизни контролировать раздражители, которые ассоциируются с едой. Если применять планирование, вы сможете добиться больших успехов», — советует нейробиолог Гийаней.