Подделки работ Коровина и розовый бриллиант Марии-Антуанетты: новости арт-рынка

Новости рынка: Phillips оценивает перспективы Азии, Christie’s предупреждает о трамповских пошлинах
Аукционный дом Phillips отмечает 10-летие присутствия в азиатском регионе. Прошедшая в конце мая 2025 серия торгов, посвященных современному искусству, собрала в сумме $10 млн. Топ-лотом стало написанное в 2021 году полотно Джорджа Кондо «Блюз», проданное за $1,7 млн. В интервью порталу Artnet глава представительства Phillips в Азии Джонатан Крокетт рассказал о стратегии развития дома в регионе. По его словам, за последние 10 лет с рынка ушел спекулятивный накал, а демография клиентов почти полностью изменилась. Christie’s и Sotheby’s работают в Азии уже не первое десятилетие, а вот узнаваемость бренда Phillips на первых порах была очень низкой.
Крокетт признается, что поначалу его команда нередко получала электронные письма с просьбами починить сломанный телевизор (аукционный дом путали с брендом бытовой электроники). За последние пару лет локальная клиентура дома резко помолодела, среди нее появились коллекционеры в возрасте 20–40 лет, готовые платить миллионы долларов за произведения искусства. «В ближайшие несколько лет искусственный интеллект полностью перевернет весь наш бизнес и арт-рынок в целом, а компании, которые не смогут адаптироваться, очень быстро окажутся убыточными», — предсказывает Крокетт.
Christie’s добавил специальное предупреждение на страницы всех торгов, проходящих за пределами США. Приписка связана с пошлинами, введенными администрацией Дональда Трампа. «С вас может взиматься пошлина, если вы планируете импортировать отдельные лоты этих торгов в США». В сообщении уточняется, что пошлины не применяются к «информационным материалам», к числу которых относятся созданные художниками уникальные произведения (картины, рисунки, пастели, гравюры, отпечатки, литографии, скульптуры, книги, рукописи, фотографии и фильмы). При этом аукционный дом уточняет, что по условиям проведения торгов вся ответственность за уплату любых таможенных пошлин, налогов и других государственных сборов, связанных с импортом, ложится на покупателя.
Предстоящие аукционы: старые мастера и бриллиант Марии-Антуанетты
Christie’s анонсировал распродажу коллекции наследников Даниэля Георга ван Бенингена, сына основателя голландской торговой компании Steenkolen Handels Vereeniging. После Первой мировой войны она превратилась в крупный конгломерат, способствовавший бурному экономическому росту Роттердама. Ван Бенинген был коллекционером и меценатом, его именем назван роттердамский Музей Бойманса — ван Бенингена. В ходе запланированных на начало июля лондонских торгов Christie’s с молотка пустят 11 работ старых мастеров с эстимейтами от £6000 до £1,5 млн. Дороже остальных оценена картина «Интерьер со старухой (Мать Рембрандта)» Герарда Доу (£1–1,5 млн). Картина Питера Брейгеля — младшего «Посещение крестьянского дома» продается с эстимейтом в £300 000–500 000.
Sotheby’s пустит с молотка раннее полотно Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера «Нарастающий шквал, горячие источники», написанное художников в 17 лет. В прошлом году на английских торгах Dreweatts эта картина была продана за £500 как работа последователя Ю. Ц. Иббетсона. Новый владелец решил ее отреставрировать, в результате чего специалисты выявили подпись Тернера. Теперь полотно оценивается аукционистами Sotheby’s в £200 000–300 000. Галерея Тейт уже заявила, что собирается включить его в число экспонатов совместной ретроспективы Тернера и Констебла, намеченной на осень.
Еще одним топ-лотом тех же торгов Sotheby’s, намеченных на 2 июля, станет картина Артемизии Джентилески «Давид с головой Голиафа». Работа также была приписана кисти художницы совсем недавно, в 2020 году. В последний раз она появлялась на торгах в 2018 году как произведение ученика Караваджо. Тогда она ушла с молотка за €104 000, теперь же эстимейт лота составляет £1–2 млн. Авторство Джентилески, как и в случае с Тернером, было подтверждено в ходе реставрации (подпись художницы удалось обнаружить на клинке Давида).
Christie’s выставил на продажу принадлежавший французской королеве Марии-Антуанетте розовый бриллиант, оправленный в кольцо с дизайном в виде геральдической лилии. Вес камня составляет более 10 каратов. На протяжении нескольких поколений он передавался наследникам королевы, пока в 1996 году не был продан на женевских торгах Sotheby’s. Перед продажей на Christie’s бриллиант был оправлен в кольцо знаменитым ювелиром Жоэлем Артуром Розенталем (JAR). В таком виде его выставят на торги 17 июня с эстимейтом в $3–5 млн. Уникальный камень назван в честь Мари-Терезы, дочери последней французской королевы.
В июле на парижские торги Sotheby’s выставят прототип знаменитой сумки Birkin от Hermès. Это один из нескольких экземпляров, созданных в середине 1980-х специально для Джейн Биркин под руководством тогдашнего директора Hermès Жана-Луи Дюма. В последний раз принадлежавший Биркин экземпляр этой модели появлялся на торгах в 2021 году. Тогда Bonhams удалось выручить за него £119 000. Эстимейт своего экземпляра Sotheby’s пока что раскрывает клиентам лишь в частном порядке. Лот будет пущен с молотка 10 июля.
Прошедшие аукционы: итоги торгов Vladey и ON
Проходившие 7 июня 2025 торги аукционного дома ON, полностью посвященные работам женщин-художниц трех поколений, собрали более €85 000. Из предложенных на продажу 68 лотов новых владельцев нашли 33 работы (48,5%). Топ-лотом распродажи стали «Розы» Ольги Потаповой. При оценке в €10 000–15 000 созданная в 1960-е годы композиция ушла с молотка за €11 000. В несколько раз по отношению к старту выросли в цене работы умершей 4 июня 2025 года художницы Анны Желудь: ее объекты из металлической проволоки были проданы за €4100 и €6000.
Выручка проходивших 3 июня торгов Vladey «Искусство и дизайн» составила €394 000 (с учетом комиссии аукционного дома). Топ-лотом в секции коллекционного дизайна стал коктейльный столик Массимо Папири для Mario Sabot (€20 000). Более дорогие лоты вроде зеркала Макса Ингранда (€40 000–50 000) или дорожного сундука Louis Vuitton x Supreme (€100 000–150 000) не нашли покупателей. В пределах оценочной стоимости с молотка ушли кресло Ribbon Пьера Полена и пара кресел «Джинн» Оливье Мурга (€15 000 каждый лот). В секции искусства лидером оказался полиптих из 15 частей Натальи Нестеровой под названием «Цирк», проданный за рекордные для художницы €47 500. Полотно Владимира Дубосарского из серии «Свет под водой» ушло за €35 000. Комплект из шести «Компаньонов» KAWS, который торговался со стартовой ценой в €600 000, остался непроданным.
Судебные истории: коллекционер vs страховщики, эксперты vs поддельный Коровин
В Нью-Йорке начались судебные слушания по делу между инвестором, коллекционером Роном Перельманом и группой страховщиков. Семь лет назад в доме Перельмана при пожаре пострадало пять картин Энди Уорхола, Эда Рушея и Сая Туомбли, застрахованные на $410 млн. Эту сумму коллекционер пытается выбить из страховщиков с 2020 года, а те, в свою очередь, настаивают на том, что произведения не получили никаких видимых повреждений.
Адвокаты Перельмана ссылаются на страховые полисы, в которых говорится, что владелец имеет право «требовать выплаты полной страховой стоимости, даже если работам был нанесен минимальный ущерб». Перельман утверждал, что пожар лишил принадлежащие ему работы их «ауры». В начале 2020-х Перельман активно распродавал часть коллекции после того, как стоимость акций недавно купленной им компании Revlon Inc. резко упала на фоне пандемии COVID-19. Картина Сая Туомбли «Без названия (Больсена)» тогда ушла на Christie’s за $38,6 млн.
Центр художественной экспертизы (ЦХЭ) имени И. Е. Репина выявил серию поддельных работ Константина Коровина. По словам специалистов, все они были созданы в одной мастерской и проданы на американских и европейских торгах. Выявленные подделки имитируют произведения, относящиеся к позднему, парижскому периоду творчества мастера, то есть написанные после 1922 года. Сотрудники центра рассказывают, что за подозрительной серией коровинских работ они следили на протяжении пяти лет. Два парижских пейзажа 1920-х годов, пройдя всестороннее искусствоведческое и технологическое исследование, были признаны специалистами ЦХЭ намеренными фальсификациями. По выводам экспертов, над их изготовлением могла трудиться целая артель, которая продолжает работать и по сей день. Анализ позволил выявить еще как минимум пять подделок того же происхождения.
Судьба шедевров: деревянная скульптура Хепуорт и картина Кирхнера
Английский музей призывает к сбору средств на покупку редкой скульптуры Барбары Хепуорт. Речь идет о деревянном объекте под названием «Овальная форма», который был куплен в прошлом году на лондонских торгах Christie’s за £3,8 млн. Когда стало известно, что новый владелец намерен вывезти работу из страны, музей «Хепуорт Уэйкфилд» в Западном Йоркшире, где родилась скульптор, объявил о начале сбора средств. Этот призыв уже поддержали Аниш Капур, Энтони Гормли и другие художники.
Считавшаяся утраченной картина Эрнста Людвига Кирхнера, неожиданно появившаяся на торгах в прошлом году, теперь экспонируется в Базеле. В середине прошлого века полотно 1911 года «Танец в варьете» было признано нацистами образцом «дегенеративного искусства» и более 80 лет тайно хранилось в частной немецкой коллекции. До недавнего времени исследователи творчества Кирхнера знали о существовании картины лишь по черно-белым фотографиям. Летом 2024 года работа была продана на Ketterer Kunst за $7,5 млн. Покупателем работы стал швейцарский фонд Im Obersteg, который обещал передать ее для экспонирования в Художественный музей Базеля. До этого специалисты музея несколько месяцев трудились над ее реставрацией. Ожидается, что «Танец в варьете» останется на выставке до июля 2027 года.
Музейные новости: музей в Тайбэе, филиал Центра Помпиду в Бразилии, «Гараж» пополняет коллекцию
На Тайване недавно открылся Новый городской художественный музей Тайбэя (NTCAM). Его строительство обошлось в $93 млн. 11-этажное здание было возведено по проекту тайваньского архитектора Криса Яо. Пространство музея включает восемь выставочных залов, зрительный зал на 500 мест, атриум на первом этаже и внутренний парк, где собираются экспонировать паблик-арт-объекты.
На осень 2027 года намечено открытие филиала парижского Центра Помпиду в Бразилии. Новое пространство появится в городе Фос-ду-Игуасу, неподалеку от водопадов Игуасу. Бюджет нового проекта, которым будет заниматься парагвайский архитектор Солано Бенитес, оценивается в $240 млн. Как и в случае с другими филиалами, в Бразилию для формирования собрания будет направлена часть экспонатов из парижских фондов. При этом отмечается, что новая экспозиция и временные выставки будут преимущественно посвящены искусству южноамериканских художников.
Московский музей «Гараж» объявил о начале партнерства с Рокетбанком. Банк намерен принять участие в приобретении новых произведений для музейной коллекции и оказывать поддержку резидентам мастерских «Гаража». Кроме того, летом партнеры представят совместную публичную программу, а на крыше музея откроется публичное пространство, где будут проходить мастер-классы по уходу за растениями и пленэры.
В открытом хранении и библиотеке «Гаража» — новые поступления. Это редкие оригиналы эскизов книг и журналов, над которыми Илья Кабаков и Виктор Пивоваров работали во второй половине прошлого века, и концептуальные проекты тех же лет. Обновления произошли и в разделе «Видеоэссе» открытого хранения. Летняя публичная программа «Гаража» будет включать в себя средовую шумо-импровизационную инсталляцию Германа Виноградова и реконструкцию инсталляции «Подруги» художественной группы «Фабрика Найденных Одежд»).
Выставки: Малевич в Бухаресте, Анна Желудь в Cube.Moscow
В Национальном музее современного искусства Бухареста (MNAC) до 31 августа проходит выставка «Казимир Малевич: после истории». В экспозиции объединены три работы Малевича и 14 абстракций румынских авторов из коллекции музея. Представленные в экспозиции картины Малевича были куплены в большевистской Одессе в 1930-е годы Бенционом Ливандо. Работы покинули город во время Второй мировой войны вместе с экспонатами Одесского художественного музея. После войны они были спасены дочерью коллекционера Евой Ливандо, эмигрировавшей в Израиль.
В пространстве петербургских Фонарных бань открывается сайт-специфический проект «Ритуал от лишних мыслей», подготовленный совместно Grabar Gallery и MYTH Gallery (до 23 июня). Выставочный проект объединит работы 18 современных художников, выполненные в разных техниках — от текстильных объектов и металлических скульптур до живописи и аудиоинсталляций. Среди участников: Recycle Group, Людмила Баронина, Петр Кирюша, Ирина Корина, Оля Кройтор, Вадим Михайлов, Александра Паперно, Вова Перкин, Ульяна Подкорытова и другие. Знакомство с экспозицией будет возможно по нескольким специально разработанным маршрутам.
В пространстве арт-платформы Cube.Moscow начали работу 10 новых проектов. Галерея PA показывает выставку Анны Желудь «Абзац», которая после внезапного ухода художницы из жизни стала посмертной. В большом зале стартовала подготовленная Triptych Gallery коллективная выставка «Кто здесь?» (куратор — Ан Кубанова). Syntax Gallery открыла персональную выставку Анны Сави «Мое место», представляющую собой передвижную инсталляцию, собираемую заново в каждом новом пространстве. Новая выставка в Artocratia Gallery «Возможность диалога?» представляет художников разных поколений — от мастеров 1960-х (Николай Вечтомов, Олег Васильев, Дмитрий Плавинский) до современных молодых авторов. В MSCA Gallery демонстрируют групповой проект «5/5», приуроченный к пятилетнему юбилею Московской школы современного искусства. В экспозиции участвуют пять выпускников — по одному от каждого года с 2020-го по 2024-й.