Покупки Николая II и разговор с грибами: пять летних выставок в Санкт-Петербурге

Искусство и американский дизайн
Галерея Bulthaup представляет работы художницы Анастасии Климовой в контексте коллекции объектов современного дизайна, в частности корреалистической мебели, созданной архитектором и дизайнером Фридрихом Кислером для музея-галереи «Искусство этого века», открытом Пегги Гуггенхайм в 1942 году в Нью-Йорке. Согласно теории Кислера, искусство, объекты дизайна и архитектура художественных выставок динамически взаимодействуют между собой. На практике это означало создание выставок-инсталляций, для которых архитектор Кислер проектировал универсальные объекты дизайна. Эти объекты, названные Correalistic Rocker, выглядят как биоморфные кресла-качалки. Они выполняют роль конструктора, с помощью которого создается архитектура выставок.
Кураторы проекта в Bulthaup стремятся воссоздать атмосферу первых в истории искусства интерактивных выставок-инсталляций. Направление творчества Анастасии Климовой, которое можно обозначить как «неоабстрактный экспрессионизм», напоминает о художниках, которых Пегги Гуггенхайм выставляла в «Искусстве этого века». Петербургскую выставку дополнили объекты коллекционного дизайна российских авторов, в рамках фестиваля «Кабинет редкостей» они экспонируются в галерее.
Где: Галерея дизайна Bulthaup
Когда: до 30 июня
Искусство «Паразитов»
В Павильоне на Новой Голландии выставкой «Между ПУХТО и Эрмитажем» отмечает 25-летие Parazit — одно из самых ярких и деятельных художественных объединений современного Санкт-Петербурга. Сформированная в 2000 году художниками Владимиром Козиным и Вадимом Флягиным, участниками «Товарищества Новые Тупые», группа Parazit известна тем, что объединяет художников разных поколений и разных школ и постоянно обновляет состав.
ПУХТО — это аббревиатура, образованная из названия «Пункт утилизации хозяйственных твердых отходов». Таким образом название экспозиции «Между ПУХТО и Эрмитажем» звучит как аллегория современного искусства. Зависнув где-то между, участники Parazit известны и успешны. Выставку курирует художник Семен Мотолянец, чьи работы продаются за суммы с шестью нулями.
Группа изначально позиционировала себя как «Новая коммерческая галерея актуального искусства Parazit», учрежденная, чтобы заполнить лакуны арт-рынка Петербурга. «Паразиты» были пионерами не только в своем стремлении продаваться. В числе первых они стали практиковать тематические выставки, а также устраивали местные «биеннале» и «документы» в коридоре галереи «Борей», еще в начале 2000-х исследуя грани темы импортозамещения в искусстве. Впрочем, участники группы выставлялись и в международных проектах. Например, художник Александр Шишкин-Хокусай в 2019 году в павильоне России на биеннале в Венеции.
Где: Новая Голландия, Павильон
Когда: до 6 июля
Нико Пиросмани и Зураб Церетели
Выставка «Традиции» объединила работы Нико Пиросмани и Зураба Церетели из коллекций восьми музеев, среди которых Эрмитаж и Третьяковская галерея. В творческой манере этих двух художников, которые работали в разные эпохи, есть явные созвучия, что не удивительно, — источником вдохновения обоим служила культура Грузии и традиционное грузинское искусство.
Самоучка Нико Пиросманашвили создавал самобытные картины, вполне созвучные идеям европейского модернизма. Открывшие его братья Илья и Кирилл Зданевичи сопоставляли манеру Пиросмани с жипописью французского примитивиста Анри Руссо. Во многом работы Пиросмани — это своеобразная метафора идеального мира, жизни как праздника, абсолютного счастья, как оно представлялось простым людям. Очень ярко это ощущение передает картина «Кутеж», впервые представленная в Петербурге. В начале XX века сцены пиршеств авторства Пиросмани украшали многие тифлисские духаны, его так и называли «духанным художником Николаем». Очевидцы вспоминали, что Пиросмани писал очень быстро, пока участники застолья чокались.
Зураб Церетели окончил Тбилисскую академию художеств в 1958, затем работал в Институте истории и этнографии АН Грузии. В 1964 году учился во Франции, где встречался с Пикассо и Шагалом. Церетели считал, что Пиросмани, наряду с Ван Гогом, Пикассо и Матиссом, значительно повлиял на его формирование. На выставке представлены работы Церетели, посвященные тифлисскому мастеру.
Где: Музей Академии художеств
Когда: до 14 сентября
Приобретения императора Николая II
В Российском этнографическом музее проходят две временные выставки, на которых показывают редкие артефакты, в свое время приобретенные для музея императором Николаем II, — «Путь навстречу» и «Вернуться к себе». Первая посвящена китайской коллекции музея. Здесь в первую очередь обращают на себя внимание ювелирные изделия. В частности, украшения для прически из перьев зимородка в стиле дянь-цуй, или тянь-цуй, что означает «усеянный зимородками».
Из-за ярко бирюзового оттенка перьев, который с годами не выцветал, спрос на перья зимородка в Китае был так велик, а мода на украшения из них, начавшаяся еще во времена империй Тан и Сун (618–1279) и достигнувшая наивысшего расцвета в период империй Мин и Цин (1368–1912), держалась так долго, что птиц практически истребили. В 1940-х годах производство украшений из перьев зимородка было запрещено, и они получили охранный статус.
Украшения из коллекции музея относятся к XIX столетию, времени правления династии Цин (с 1644 по 1912 год). Здесь же выставлен документ: письмо вдовствующей императрицы Цы Си к вдовствующей императрице Марии Федоровне, в котором она благодарит за присланные дары, в частности за орден Святой Екатерины со звездой, усыпанной бриллиантами.
Многие из китайских предметов, хранящихся в собрании Российского этнографического музея, ранее находились в коллекциях генерал-майора Александра Верещагина, коллекционера, писателя, младшего брата художника-баталиста Василия Верещагина. Собрания обоих братьев, включавшие 1400 предметов, после гибели художника были выкуплены императором Николаем II. Часть коллекции Верещагиных, в частности оружие стрельцов, входит в экспозицию «Вернуться к себе», посвященную крупнейшим собирателям памятников русской старины. На этой выставке показывают и кокошники из собрания художника Константина Маковского, которые он старательно воспроизводил на своих полотнах.
Где: Российский этнографический музей
Когда: «Путь навстречу» до 14 сентября; «Вернуться к себе» до 31 декабря
Научно-технологическое искусство
Центр Art & Science университета ИТМО представил два выставочных проекта научно-технологического искусства, созданные студентами и выпускниками магистратуры. На территории комплекса Императорской фермы музея-заповедника «Царское село» идет выставка «Crypto / Ферма», где представлены семь инсталляций, в которых авторы задаются вопросами о том, как происходит коммуникация человека с природой и историческим наследием в контексте науки и новых технологий. Ферма, по мысли кураторов экспозиции, — это метафора вычислительных возможностей природы. А природные процессы можно сравнить, например, с блокчейн-технологиями.
Императорская ферма была построена в XIX веке для экспериментов в области молочного животноводства — вполне логично, что несколько проектов посвящены именно этому аспекту. В проекте «Молочные реки» автор Тальяна Бриг демонстрирует сетевые связи между людьми, микроорганизмами и материальным миром, и одновременно отсылает к образам русского фольклора, где природа выступала равноправным участником событий, а молоко символизировало благополучие. Инсталляция «Источник» Ирины Калапышиной представляет собой скульптурную группу, включающую бюст коровы Холмогорской породы и видео. Проект соединяет образы прошлого и настоящего, используя аллегории блокчейн-технологии, а также отсылает и к космическим образам, в частности к созвездию Тельца и входящему в него скоплению Плеяды, которое у славян называлось именем Велеса, бога скота.
Второй проект, «Машины эмпатии», идет в Русском музее — в Западном павильоне Михайловского замка. Выставка исследует, как современные технологии могут расширить возможности эмпатии и как меняется понимание машины в XXI веке. Представлены цифровые и интерактивные инсталляции, а также художественные объекты, задействующие робототехнические устройства и биотехнологии. Например, ольфакторная скульптура с DIY-девайсом, имитирующим работу носа. На выставке можно не только рассматривать экспонаты, но и взаимодействовать с ними: играть в компьютерную игру, построенную по принципу клеточного автомата; влиять на аудиовизуальный ряд своей улыбкой. А проект «Грибофон» дает возможность позвонить из телефона-автомата грибнице и, выражаясь научным языком, вступить в диалог с грибами через их электрические импульсы.
Где: «Царское село», комплекс Императорская ферма, и Западный павильон Михайловского замка
Когда: «Машины эмпатии» до 26 июля; «Crypto / Ферма» до 2 ноября