«Эффект кислого винограда»: как неудачи и страх провала мешают нам исполнять мечты

Не сумев дотянуться до желанной грозди винограда, лиса развернулась и сказала: «Да он, наверное, кислый!» Этот короткий эпизод из басни Эзопа «Лиса и виноград» иллюстрирует один из психологических механизмов, с которым сталкивается каждый взрослый человек. Так называемый «эффект кислого винограда» — это защитная реакция психики, при которой мы начинаем обесценивать то, чего не смогли добиться. Мы говорим себе, что оно нам и не было нужно, что цель оказалась переоцененной или вообще бессмысленной. Это позволяет избежать чувства неудачи, но незаметно меняет отношение к жизни, целям и даже к себе.
Предпринимательница Сара Блейкли, основательница бренда нижнего белья Spanx, ставшая в 41 год самой молодой self-made женщиной-миллиардером в мире, делилась в интервью о том, как еще в детстве отец каждый вечер задавал ей один и тот же вопрос: «В чем ты сегодня потерпела неудачу?» Когда Сара делилась очередным «провалом» — он поздравлял ее, потому что это значило: она достаточно пробовала. И, наоборот, когда все шло гладко — расстраивался, ведь сегодня она не росла. Такой подход сформировал у Сары особое отношение к провалам — как к необходимому и ценному элементу пути. Однако в реальности подобное позитивное отношение к неудачам — скорее редкость, чем норма. Так, один из опросов показал, что 73% респондентов в той или иной мере сталкивались со страхом неудачи.
Почему мы боимся неудач
Нередко ошибки любого рода воспринимаются как нечто постыдное. Поэтому люди зачастую боятся не столько самой ошибки, сколько возможной критики и осуждения. Нейробиологи обнаружили, что переживание социальной отверженности активирует те же зоны мозга, что и физическая боль. Этим объясняется парадокс: даже абстрактная возможность критики («а что подумают люди?») вызывает сильнейший стресс. В результате человек предпочитает и вовсе отказаться от цели, чем рискнуть столкнуться с подобной негативной оценкой.
Страх неудачи может быть особенно сильным в профессиональной среде, где репутация и имидж имеют большое значение, а возможная ошибка способна повлечь за собой последствия для других. В таких случаях потенциальная неудача воспринимается как моральная и репутационная ответственность. Опросы показывают — мы не только боимся своих неудач, но и зачастую нетерпимы к чужим, а иногда и вовсе склонны искать виноватых.
Яркий пример — история Дэвида Бекхэма. В 1998 году, на третьей минуте второго тайма между Аргентиной и Англией, Бекхэм был в центре поля и получил сильный удар сзади. Диего Симеоне, игрок аргентинской сборной, пнул Бекхэма коленом в спину, и тот упал. Дэвид среагировал мгновенно, попытавшись задеть соперника в ответ. Его нога едва коснулась Симеоне, но аргентинец демонстративно упал на спину, схватившись за бедро. Бекхэм понял, что совершил ужасную ошибку. Судья показал красную карточку. Команда осталась в меньшинстве. Англия проиграла.
И хотя поражение было результатом множества факторов, именно Бекхэма обвиняли в коллективном провале, сделав из него «козла отпущения». Дэвида освистывали на матчах, кричали оскорбления с трибун. Некоторые фанаты шли дальше: плевали в спортсмена на улице, отправляли пули в конвертах с угрозами и сжигали чучело с лицом футболиста. Позже он вспоминал, что одна небольшая ошибка обернулась для него очень темным периодом в жизни.
Пожалуй, еще одна из основных причин страха кроется в прошлом негативном опыте — мы попросту боимся похожего исхода, поэтому предпочитаем стратегии избегания. При этом, что парадоксально — страх неудачи может быть и обратной стороной прошлого успеха. Когда у человека уже был значимый личный или профессиональный триумф, планка автоматически поднимается, возникает внутреннее давление: «А что если я больше не смогу это повторить?» Именно это переживала писательница Элизабет Гилберт после выхода мирового бестселлера «Ешь, молись, люби». Успех оказался настолько ошеломляющим, что он буквально «парализовал ее»: «Что бы я ни написала после этого — оно будет хуже. Меня будут сравнивать со мной же. Это невыносимо».
Почему неудачи заставляют нас преуменьшать значение будущего счастья
Иногда, чтобы не чувствовать проигрыш, мы предпочитаем убедить себя, что приз не стоит усилий. Такой защитный механизм в психологии еще называют «эффектом кислого винограда». Название пришло из басни Эзопа о лисе, которая безуспешно пыталась достать ягоды с высокой лозы. Устав от попыток, она ушла, бросив напоследок: «Он, наверное, все равно кислый».
Психология и поведенческая экономика десятилетия интересуются этим феноменом. Еще в 1980-х норвежский философ Юн Эльстер дал ему название «адаптивные предпочтения», с помощью которого описал, как наши желания меняются в зависимости от нашего опыта. По сути, мы начинаем хотеть того, чего, как мы думаем, можем достичь. А если получить не можем, то корректируем желания под обстоятельства.
В 2020 году группа экспертов под руководством норвежского психолога Халлгейра Шостада, основываясь на исследованиях Эльстера, решила выяснить: останется ли тот самый «кислый виноград» невкусным, если все-таки до него добраться. В экспериментах участники выполняли задания и получали случайную обратную связь. Респонденты, которым говорили, что они справились плохо, утверждали, что даже успех в будущем вряд ли принесет им радость. Те же, кого похвалили, ждали от будущего успеха большего счастья. Но когда задания повторяли и всем сообщали, что результат отличный, уровень удовлетворения в обеих группах оказывался одинаково высоким. И «виноград», который казался кислым, внезапно становился сладким.
Изменение настроения лисы с «сладкого» на «кислый виноград» — это идеальная стратегия для формирования адаптивных предпочтений. Также как и для разрешения когнитивного диссонанса. Человеку свойственно стремиться к внутренней согласованности и положительной самооценке. Когда случается личная неудача, одним из психологических механизмов защиты становится снижение субъективной ценности недостигнутой цели. Отрицая эмоциональную значимость неудач, мы стремимся сохранить позитивный образ себя и избежать внутреннего конфликта между ожиданиями и реальностью.
Профессор Колумбийской школы бизнеса Шина Айенгер в книге «Искусство выбора» пишет: «Когда мы сталкиваемся с конфликтом между нашими убеждениями и действиями, мы не можем по-настоящему повернуть время вспять и вернуть то, что уже сделали, поэтому мы корректируем убеждения так, чтобы они соответствовали нашим действиям. Не достигнув желаемого, мы убеждаем себя, что это и не было нужно. Проще сказать, что это было не важно».
Чем опасен эффект кислого винограда
Наш мозг устроен так, чтобы минимизировать боль. Поэтому механизм обесценивания может играть защитную роль, позволяя человеку сохранить самооценку и справиться с фрустрацией. Однако чрезмерное следование эффекту способно привести к неприятным последствиям. Так, на поведенческом уровне одним из последствий становится прокрастинация.
В метаанализе, опубликованном в Personality and Individual Differences, исследователи проанализировали данные 33 исследований с участием более 38 000 человек. Выводы подтвердили устойчивую связь между прокрастинацией и снижением академической успеваемости. Однако причиной отсрочки выполнения задач оказалось не стремление к развлечениям или социальной активности, а стратегия избегания. Студенты, неуверенные в своих силах, откладывали подготовку к экзаменам или написание эссе, чтобы избежать подтверждения собственной некомпетентности.
Те, кто сильно подвержен этому явлению, часто страдают и от эмоционального истощения. Они больше недовольны своей жизнью, испытывают тревогу. Поэтому нередко регулярное следование эффекту сопровождается компенсаторным поведением: импульсивными покупками, скроллингом или другими формами отвлечения, цель которых — на время заглушить внутреннее напряжение, возникающее из-за неиспользованного потенциала.
В ряде случаев стратегия избегания неудач принимает более выраженные формы самосаботажа. Один из примеров — эксперимент, проведенный в 1978 году психологами Стивеном Бергласом и Эдвардом Джонсом. Перед экзаменом студентам предлагали принять препарат, снижающий когнитивные способности. Казалось бы, никто не пойдет на это, однако многие согласились. Причина — если провал случится, будет виноват препарат. Этот механизм самопрепятствования буквально позволяет сохранить ощущение «я мог бы, если бы захотел».
Психолог Кэрол Дуэк в книге «Гибкое сознание» подчеркивает, что подобные защитные установки не способствуют росту, а наоборот — препятствуют ему. Вместо освоения новых навыков или преодоления трудностей человек формирует устойчивую установку: «это мне не нужно», которая со временем становится барьером для любых начинаний, снижает веру в собственные способности, подрывает мотивацию. Когда мы создаем привычку сдаваться на полпути, разум бессознательно повторяет этот сценарий. В результате человек отказывается от профессиональных возможностей, личных начинаний или значимых перемен, не потому что они не представляют ценности, а потому что он привыкает бросать начатое и внутренне считать себя неспособным к успеху.
Почему визуализация успеха не всегда работает
Современная культура высоко оценивает идею неудачи как этапа на пути к успеху. Например, исследование Северо-Западного университета прямо называет ее «необходимым условием прогресса», а работа Университета Аризоны указывает на важность неудачи как механизма обучения, особенно когда частота неудач составляет около 15% — так называемая «золотая середина» между вызовом и достижимостью.
В публичном дискурсе широко распространены вдохновляющие истории, иллюстрирующие, как череда неудач в конечном итоге ведет к успеху. Один из примеров — Джоан Роулинг. Столкнувшись с чередой личных кризисов — потерей матери, разводом, безработицей и депрессией, — она начала писать первую книгу о Гарри Поттере. Рукопись была отклонена двенадцатью издательствами. И только тринадцатое дало шанс. Впоследствии книга стала международным бестселлером, а сама Роулинг — одной из самых узнаваемых писательниц в мире.
Подобная история есть и у Джеймса Дайсона. Проблема с неустойчивым колесом садовой тележки вдохновила его на создание усовершенствованной модели, а разочарование в традиционных пылесосах — на изобретение безмешкового устройства с циклонной фильтрацией. На путь к рабочему прототипу ушло более 5000 попыток. Дайсон описывает этот процесс не как череду неудач, а как непрерывное обучение: «Если что-то сразу работает — это скучно. Когда что-то не работает, появляется желание понять, почему».
Эти истории поистине вдохновляющие. Однако представление о том, что череда неудач неизбежно приводит к успеху, не всегда находит у людей такой отклик, который приводит к смене жизненных стратегий. Далеко не все готовы следовать выдающимся примерам и совершать десятки, сотни или тысячи попыток. Так, исследования Шостада показывают, что эффект «кислого винограда» не оказывает одинакового воздействия на всех.
Люди с сильной ориентацией на достижения менее склонны придавать меньшее значение недостижимым целям. Они объективно оценивают свои неудачи и используют это как рычаг для улучшения своих будущих результатов. Однако для многих принятие неудач как элемента личностного роста остается сложной задачей. В таких случаях визуализация успеха, нередко преподносимая как еще один универсальный инструмент достижения целей, также может дать противоположный эффект.
К примеру, одно из исследований показало, что у людей с выраженным страхом неудачи позитивная визуализация может вызывать усиление негативных эмоций. Мысленные образы идеального результата усиливают внутреннее давление и страх несоответствия ожиданиям. В результате у таких людей мотивация снижается, а тревожность еще больше возрастает. Таким образом, универсальные мотивирующие рецепты вроде «представляй успех — и он придет», «вдохновляйся историями успеха других» или «неудачи — это лишь ступени на пути к цели» работают не для всех и не всегда.
Как «подружиться» с неудачами
В книге «Атомные привычки» Джеймс Клир утверждает, что маленькие ежедневные действия важнее грандиозных целей. Тем не менее эффект «кислого винограда» зачастую заставляет нас забыть об этом. Поэтому эффективнее не спасаться от боли разочарования, а учиться на своих неудачах. Помогут это сделать следующие шаги.
- Пересмотреть отношение к неудачам
Наиболее продуктивный способ воспринимать неудачи — подходить к ним как ученый. Каждый эксперимент, независимо от результата, — это источник данных. Удачный исход подтверждает гипотезу, а неудачный помогает ее уточнить. В обоих случаях исследователь продвигается вперед — и именно это делает процесс значимым.
Такой взгляд резко отличается от бытового подхода, где неудача воспринимается как личное поражение: провал бизнеса трактуется как свидетельство слабости, плохая оценка — как индикатор низких способностей, творческий кризис — как отсутствие таланта. Это искаженное восприятие искажает и самооценку. В то время как для ученого отрицательный результат — не повод сомневаться в себе, а новая координата в поиске истины. Такой взгляд можно применять и в жизни: ошибка не определяет вашу ценность, она лишь указывает на то, что требует коррекции.
- Принять отказы как неизбежную часть пути
Во многих случаях мы воспринимаем как неудачу именно отказ — от сделки, вакансии, дружбы, любви, признания. Отказ болезненен, что подтверждают десятки научных работ. Метаанализ 88 исследований показал, что он снижает настроение и самооценку, а также может восприниматься как потеря контроля. В попытке его вернуть мы порой реагируем агрессивно или избегаем новых попыток. Однако этот паттерн можно изменить.
Один из способов — «терапия отказами». Это не клинический метод, а психологическая игра, разработанная как способ десенсибилизации к страху отказа. Ее суть схожа с историей Сары Блейкли — намеренно искать отказы, чтобы изменить эмоциональную реакцию на них. Так, например, канадец Джейсон Комели начал практиковать технику после тяжелого развода. Он ежедневно просил незнакомцев о неудобных услугах, например, подвезти его через весь город. Получив отказ, он благодарил человека и продолжал игру. Через некоторое время страх отказа ослаб, а внутренняя устойчивость — укрепилась.
Предприниматель Цзя Цзян пошел дальше: он в течение ста дней обращался к незнакомцам с абсурдными просьбами — одолжить сто долларов, выдать бесплатный номер в отеле или налить кофе в кафе без оплаты. Цель была одна — научиться воспринимать отказы без боли и смущения. Он достиг этого, превратив процесс в исследование, а не оценку собственной значимости.
Такой подход снижает тревожность и формирует экспериментальное мышление. Еще один из практических способов — «чек-лист попыток». Например, можно не ставить целью «продать услугу с первой встречи», а стремиться к «десяти касаниям с клиентами». Продажа станет бонусом, а отказ — ожидаемым элементом процесса. Это также снизит страх провала и придаст уверенности в будущем.
- Уделить время анализу произошедшего и рациональной рефлексии
Энни Дьюк, профессиональный игрок в покер и автор книги «Мышление в ставках», в подкасте врача и исследователя Питера Аттиа делилась, что люди склонны связывать хорошие результаты с правильными решениями, которые они приняли. И наоборот. Получил плохой результат? Значит, принял неправильное решение. Вот почему так важно проанализировать, какие принятые решения не верны — только так получится скорректировать свои последующие действия. Однако такая логика закрепляет неэффективный способ мышления.
На самом деле исходы зависят от множества внешних факторов — усилий, контекста, даже случайности. Результат не всегда отражает качество принятого решения. Иногда неверные решения приводят к удаче, а обоснованные шаги — к провалу. Ключ — в вероятностном мышлении: решения важны, но они лишь один из компонентов производительности. Условия, контекст, усилия и даже оценка со стороны — все это влияет на результат.
Поэтому после неудачи следует задать себе вопросы, ответы на которые помогут извлечь уроки. Например:
— Что пошло не так?
— Что можно было сделать иначе?
— Что мне помешало?
— Что, несмотря ни на что, получилось хотя бы частично?
— Какой полезный вывод можно из этого извлечь?
Такой анализ помогает не только учиться на ошибках, но и распознавать слепые зоны успеха, видеть возможности в неудачах. К примеру, Тобиас Лютке, основатель Shopify, изначально хотел создать онлайн-магазин по продаже сноубордов. Для этого он написал собственную платформу, потому что существующие решения были слишком неудобными. Продажи не пошли. Но Тобиас не подумал: «я неудачник, а бизнес не мое». Он задал себе другой вопрос — а что получилось, пусть и не в рамках первоначального плана? Ответ: удобная платформа для онлайн-магазинов. Так он переключил фокус и запустил Shopify, которая спустя время стала компанией с капитализацией в миллиарды долларов.
- Развивать «мышление роста»
Кэрол Дуэк, профессор психологии Стэнфорда, сформулировала концепцию двух типов мышления: фиксированного и развивающегося. Люди с фиксированным мышлением убеждены, что способности даны от рождения и практически не поддаются изменению. Люди с установкой на рост, напротив, уверены, что развитие возможно всегда — через труд, усилия и опыт. Такой подход обеспечивает внутреннюю устойчивость: он помогает воспринимать ошибки как часть обучения, а не как приговор.
Тип мышления можно осознанно корректировать. Один из способов — изменение внутреннего диалога — обратная связь, которая признает и оценивает усилия. Вместо «у меня не получается» — «у меня пока не получается». Вместо «я ошибся» — «это был эксперимент». Еще один способ — записывать любые самые маленькие достижения и успехи. Исследования показывают, что мозгу важна частота достижения успеха, а не его величина. Поэтому когда мы регулярно фиксируем, что достигаем цели, то начинаем осознавать динамику роста, меняем негативное представление о себе и своих способностях на более адекватное. Мозг перестает бояться трудностей, продолжает искать выход и учиться, чтобы добиться успеха в любом случае.
- Концентрироваться на процессе
Смещение фокуса с результата на процесс позволяет сохранять мотивацию даже в сложных обстоятельствах. Так, Элизабет Гилберт, автор бестселлера «Ешь, молись, люби», столкнувшись со страхом провала после оглушительного успеха, чтобы продолжать писать осознанно, переключила фокус с негативных ожиданий на сам процесс творчества. Она решила больше не думать о конечном результате, не стремиться превзойти саму себя, а просто вернуться к любимому делу и сосредоточиться на процессе. Это позволило ей продолжить карьеру.
Неудачи — неотъемлемая часть любого развития. Любой проект, новая привычка, профессиональный рост — это в той или иной степени эксперимент. А значит, риск провала заложен в самой структуре движения вперед. Не стоит романтизировать провал. Каждая из приведенных практик — от экспериментов с отказами до вероятностного мышления — не делает неудачу легкой или приятной. Она может оставаться болезненной, особенно в значимых для нас сферах.
Однако, когда она случается, важно не отвергать ее, а извлекать уроки. Так формируется зрелость — и в конечном счете устойчивое основание для успеха.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора