К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Триумф зомби «28 лет спустя»: как Дэнни Бойл переосмыслил кино о ходячих мертвецах

Съемки фильма «28 лет спустя» (Фото Sony)
Съемки фильма «28 лет спустя» (Фото Sony)
23 года назад творческий дуэт сценариста Алекса Гарленда и режиссера Дэнни Бойла отправил зрителей в Зомбиленд. «28 дней спустя» был не первым фильмом про восставших мертвецов, но в начале 2000-х он перепридумал его жанр и законы. К выходу третьей части франшизы «28 лет спустя» кинокритик Елена Зархина рассказывает о феномене этой постапокалиптической серии и ее значении в массовой культуре

От года к году и от части к части зомби-франшиза Дэнни Бойла набирает скорость и увеличивает временную дистанцию: «28 дней спустя» продолжились «28 неделями спустя», а те превратились в «28 лет спустя». Скорость важна в рамках этой вселенной еще и потому, что проект Дэнни Бойла по оригинальному сценарию Алекса Гарленда предложил аудитории совершенно иной взгляд на истории про ходячих мертвецов. Впервые на экране они стали быстрыми. 

В классических зомби-хоррорах Джорджа А. Ромеро — «Ночь живых мертвецов» и «Рассвет мертвецов» — ожившая нечисть выглядела пугающе, но двигалась абсолютно неспешно. Кинематографисты обыгрывали ужас как могли, но, если посмотреть старые фильмы про зомби-апокалипсис, становится очевидно, что от такой угрозы можно было легко убежать — мертвецы никуда не спешили.

Режиссер Дэнни Бойл и сценарист Алекс Гарленд (Фото Getty Images)

«28 дней спустя» вышли в 2002 году — одновременно с «Обителью зла» Пола У.С. Андерсона, экранизацией одноименной видеоигры, где главную роль сыграла Мила Йовович. Не сговариваясь оба проекта представили новый взгляд на ходячих мертвецов — они стали гораздо быстрее. Динамика появилась даже в самом процессе превращения: от медленного омертвления плоти до воскрешения, возвращения хищных инстинктов и скорости охоты за жертвой. Позже такое представление об экранных зомби подхватят все: от шутливого «Добро пожаловать в Zомбилэнд» и социального «Тупика» до неиссякаемых «Ходячих мертвецов».

 

При этом изначально «28 дней спустя» Дэнни Бойла возникли как дань уважения традициям жанра. Гарленд вдохновлялся творчеством Ромеро и позже неоднократно экранизированным романом писателя-фантаста Джона Уиндема «День триффидов» (на русский язык книгу перевел Аркадий Стругацкий). Роман Уиндема был посвящен триффидам — возникшим в результате мутации хищным растениям, превратившихся в угрозу для человечества.

Тема краха привычного мира стала центральной и в «28 дней спустя». По сюжету, группа «зеленых» активистов проникает в центр исследования приматов и выпускает из секретной научной лаборатории обезьяну, зараженную вирусом неудержимой агрессии. Передающийся через кровь, он распространяется в считанные часы, и за 28 дней вся Великобритания оказывается охвачена неизвестной эпидемией, с которой не в силах справиться ни власти, ни ученые. Отдельные группы выживших прячутся в заброшенных домах, пытаясь дать отпор толпам зомби.

 

Зритель узнает о случившемся и проживает опыт постапокалипсиса через оптику одного героя — очнувшегося в реанимации лондонца Джима (Киллиан Мерфи, которому разрешили оставить родной ирландский акцент). Последний месяц он провел в бессознательном состоянии, а потому не узнает родной Лондон, погруженный в хаос. Герой бродит по опустевшим улицам мегаполиса, чудом выживая в нападении зомби и знакомясь с другими выжившими счастливчиками, не все из которых безобидны.

Первые фильмы про зомби родились из коллективного страха в разгар Холодной войны. Эти страшилки подспудно отражали угрозу ядерной атаки и уничтожения мира в политической схватке Востока и Запада. «28 дней спустя» возникли на почве угрозы нового тысячелетия — вирусной эпидемии, которых в нулевых было предостаточно: птичий грипп, свиной грипп, атипичная пневмония, лихорадка Марбурга. Еще раньше наводила страх сибирская язва, а спустя десятилетие — лихорадка Эбола.

Кадр из фильма «28 дней спустя»

В начале XXI века казалось, что ключевая угроза для человечества не ядерное оружие, а опасные эпидемии (мировая пандемия COVID-19, случившаяся в 2020 году, только подтвердила эти опасения). Фильм Бойла сумел воплотить это предчувствие в числе первых. Но у проекта был и социальный подтекст: идея так называемого «вируса ярости», которым заражались герои, по мнению режиссера, перекликалась с проблемой повсеместной агрессии внутри общества.

 

Несмотря на актуальность художественных мотивов фильма, выпустить его на экраны было непросто. Студия Universal, которой питчили проект, отказалась его поддержать, и продюсеры справлялись собственными силами. Бюджет фильма составил скромные $8 млн, которые обернулись мировыми сборами почти в $75 млн, не считая дохода от продажи DVD. Благосклонны к фильму были и критики, похвалившие проект за неожиданную, но удачную смесь хоррора про зомби с умной аллегорией на политическую обстановку в начале нового тысячелетия.

Роль Джима стала большим успехом и для Киллиана Мерфи — прежде нишевого артиста инди-кино. После выхода «28 дней спустя» голливудская индустрия распахнула перед ним двери: «Я стал нарасхват и тогда же познакомился с Кристофером Ноланом, позвавшим меня в «Бэтмен. Начало». Эффект от фильма был огромен вообще и для меня в частности», — рассказывал Мерфи.

 У первой части теперь уже трилогии изначально было несколько концовок: от более оптимистичной до совершенно безнадежной. В разных вариациях финала Джим то спасал других, жертвуя собой, то погибал в больнице, как бы совершая полный цикл — возвращаясь к той точке, с которой для него началась история, то заражался, превращаясь в зомби.

Спустя годы значимость картины только возросла. В 2004 году кабельный телеканал Brave включил ряд сцен фильма в топ «100 самых страшных эпизодов в кино». В 2007-м издание Stylus поместило «28 дней спустя» на вторую строчку рейтинга «Лучших зомби-хорроров всех времен» (вперед лента Бойла пропустила только «Рассвет мертвецов» Ромеро). В 2008 году журнал Empire поставил картину на 456 место в списке «500 величайших фильмов в истории». В 2017-м издание Time Out отметило фильм на 97 строчке рейтинга «100 лучших британских фильмов». А сайт-агрегатор Rotten Tomatoes упоминает «28 дней спустя» в топе лучших зомби-фильмов.

Кадр из фильма «28 дней спустя»

Лента Бойла предвосхитила будущий тренд на зомби-апокалипсисы в кино. В последующее десятилетие один за другим вышли серьезные «Я — легенда», «Война миров Z», ироничное «Операция «Мертвый снег» про зомби-нацистов, сатиричное «Зомби по имени Шон», романтичное «Тепло наших тел», пародийные «Гордость и предубеждение и зомби» и многое другое. Оказалось, что тема неиссякаема и с ней можно работать в разных жанрах. О популярности картины Бойла говорит и тот факт, что она стала объектом для пародий: от «Южного парка» до спешал-эпизода в «Симпсонах», посвященного Хэллоуину.

 

Новый виток популярности «28 дней спустя» пережили в 2020 году, срезонировав с пандемией коронавируса. Британские СМИ сопровождали публикации об опустевших улицах страны кадрами из фильма, олицетворяющих мир, столкнувшийся с угрозой мировой эпидемии. Эти же референсы прослеживались в общественных дискуссиях о том, насколько пророческим оказалось кино Дэнни Бойла.

К тому моменту у фильма уже вышло продолжение — «28 недель спустя», созданное другим составом авторов. Сценарий написали Роуэн Жоффе, Энрике Лопес Лавинье и Хуан Карлос Фреснадильо. Последний выступил и в качестве режиссера. Дэнни Бойл, занятый тогда на съемках «Пекла», остался в качестве исполнительного продюсера. Именно он рекомендовал в режиссерское кресло вместо себя Фреснадильо, будучи большим поклонником его мистической драмы «Интакто». Сменился и актерский состав: на место Киллиана Мерфи, Наоми Харрис и Брендана Глисона пришли Джереми Реннер, Роуз Бирн и Роберт Карлайл.

События продолжения развивались спустя шесть месяцев с момента распространения вируса. Силы НАТО стараются восстановить порядок и вновь заселить Лондон, поместив его в карантин. Но их планы рушатся, когда выясняется, что вирус до конца не ликвидирован и существуют бессимптомные зараженные, что рискует обернуться новой волной массовой эпидемии.

В поддержку фильма был выпущен графический роман «28 дней спустя: Последствия». Вторая часть получилась чуть менее успешной — при бюджете $15 млн картина заработала в мировом прокате $65 млн. Помимо дохода снизился и рейтинг одобрения критиков. Журналисты хвалили сиквел за удачные сюжетные решения, в целом признавая картину достойной, но ничего принципиально нового лента не предлагала.

 

Тогда же в 2007 году заговорили о возможном выходе третьего фильма серии: Дэнни Бойл заявлял о готовности вернуться в проект, но Алекс Гарленд отмечал, что из-за сложностей с авторскими правами возродить историю будет непросто. Его слова подтвердились в 2015 году, когда сценарист и постановщик признал, что «28 лет спустя» погрязли в производственной неразберихе: «Скажу вам честно, сценария нет, а правами владеет группа людей, которые просто больше не разговаривают друг с другом. И до тех пор пока они не наладят контакт, говорить о продолжении не имеет смысла».

Однако спустя четыре года Бойл и Гарленд заговорили о проекте в более оптимистичном ключе, подтвердив, что работа над ним возобновлена, и они вместе с Киллианом Мерфи готовы вернуться к истории — актер также числится исполнительным продюсером фильма.

Новая часть франшизы — «28 лет спустя» — стартовала в мировом прокате 20 июня. В конце мая проект уже выиграл несколько наград премии «Золотой трейлер» за видеопромо. Главные роли исполнили Аарон Тейлор-Джонсон, Джоди Комер, Рэйф Файнс, Джек О’Коннелл и Эрин Келлиман. Сюжет строится вокруг жителей Великобритании спустя 28 лет с момента начала эпидемии, сумевших адаптироваться к новым реалиям и жизни среди зараженных. Группа людей обитает на отдаленном острове, но когда некоторые из них вынуждены отправиться на разведку на большую землю, их ждет множестве пугающих открытий о вирусе нового типа и его последствиях.

Кадр из фильма «28 недель спустя»

«28 лет спустя» уже показали неплохой старт в мировом прокате: лента стоимостью $60 млн сумела отбить бюджет в первый же уикенд. Картина заняла вторую строчку рейтинга, пропустив вперед только фильм «Как приручить дракона». Похвалили проект не только зрители, но и критики — на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes у него 89% одобрения от профильных СМИ. Киножурналисты отмечают, что третьей части удалось вдохнуть новую жизнь во франшизу и сделать продолжение не просто динамичным, но актуальным и выполненным со вкусом.

 

«Гарленд и Бойл вновь возвращают нас в мрачный ад постапокалипсиса и выжимают из своей истории весь доступный максимум»; «стиль и художественные решения могут не всем прийтись по душе, но невозможно не аплодировать тому, с каким знанием дела Дэнни Бойл снял свое кино — в нем одновременно неуютно и захватывающе интересно», — такие оценки дают фильму профильные журналисты. 

Кажется, что, несмотря на все трудности с возвращением к истории и длительный перерыв между выходом фильмов серии, новая часть франшизы удалась. Дэнни Бойл и Алекс Гарленд вновь сделали не просто качественное жанровое кино, но объемную и значимую историю, которая рассказывает о социальных и политических проблемах — с зомби-апокалипсисом на фоне. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+