К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Дягилев» в Большом: какие исторические ошибки допустили создатели нового балета

Сцена из балета «Дягилев» (Фото DR)
Сцена из балета «Дягилев» (Фото DR)
Мировая премьера балета «Дягилев», первое произведение новой антрепризы фонда «Нам нужен Дягилев», прошла 24 июня на Новой сцене Большого театра. О том, сколько в этом балете исторической правды, сколько художественной интерпретации и исторических ошибок и неточностей, Forbes Life поговорил с исследователем творчества Сергея Дягилева и Льва Бакста Еленой Беспаловой

Частную антрепризу «Нам нужен Дягилев» возглавляет и.о. ректора Дипломатической академии Сергей Шитьков. Как и у Сергея Дягилева, у Сергея Шитькова танцуют звезды, лучшие балетные артисты своего времени: пять премьеров Большого театра, Денис Родькин, Денис Савин, Семен Чудин, Вячеслав Лопатин, Дмитрий Смилевски и прима-балерина, потомок Матильды Кшесинской, Элеонора Севенард. Либретто нового балета «Дягилев» реконструирует конкретный эпизод в истории «Русских сезонов» — постановку Михаилом Фокиным балета «Дафнис и Хлоя», музыку к которому пишет Морис Равель.

Зрители шептались: балет посвящен новатору, но новаторство в постановке отсутствует. Здесь и танец на пуантах, который отвергали и Михаил Фокин, и Вацлав Нижинский больше 100 лет назад, и декорации, переносящие действие за сцену, в закулисье, — избитый театральный прием. Блеклые и невзрачные «бакстовские» костюмы, в то время как художник покорил Париж именно яркими экзотическими сочетаниями цветов. И масса фактических ляпов в инсценировке истории балета «Дафнис и Хлоя» — едва ли не самого провального спектакля в истории «Русских балетов». 

Но вместе с тем первое произведение новой антрепризы фонда «Нам нужен Дягилев» — балет «Дягилев», представленный на новой сцене Большого театра, можно считать успешным, уверена историк искусства, исследователь творчества Льва Бакста и Сергея Дягилева, автор книги «Бакст в Париже» Елена Беспалова. Редактор культуры Forbes Яна Жиляева поговорила с историком искусства о том, что нужно знать об истории «Русских балетов» Сергея Дягилева и почему исторические ошибки не означают провал. 

 
Сцена из балета «Дягилев». В роли Сергея Дягилева — премьер Большого театра Денис Родькин (Фото DR)

— Создатели балета, автор либретто, драматург Екатерина Антонова, хореограф Алессандро Каггеджи и режиссер Сергей Глазков в прологе изображают встречу Дягилева (премьер Денис Родькин) с Цыганкой (первая солистка  Анастасия Меськова), которая пророчит ему смерть от воды. Цыганка с копной черных взъерошенных волос и седой прядью надо лбом, как у Дягилева, преследует героя на протяжении всей его дальнейшей жизни, приникает к нему, как отравленная Анастасия в балете «Иван Грозный». Был ли Сергей Дягилев суеверен?

— Пророчество действительно было. И оно сбылось: Сергей Дягилев умер в Венеции, городе на воде. На всех фотографиях, сделанных на пляжах Лазурного берега, в Биаррице, на Лидо в Венеции, Дягилев безупречно одет в костюм. Есть фотографии Лифаря, Мясина, Коко Шанель в пляжных костюмах, белых брюках, где они веселятся у моря. Дягилев на этих снимках всегда отстранен, максимально отдален от купаний и пляжного отдыха. Но возможно, это не столько страх воды, сколько нежелание обнажать перед камерой свое неидеальное, особенно на фоне своих балетных друзей, тело. 

 
Сергей Дягилев и Цыганка. Денис Родькин и Анастасия Меськова. Балет «Дягилев» (Фото DR)

— В «Дягилеве» Нижинский (премьер Дмитрий Смилевски) — скрюченный, похожий на сломанную куклу, — расправляет плечи, надев костюм и пальто Сергея Дягилева. Действительно ли своим преображением Нижинский обязан Дягилеву? 

— Дягилев был одним из трех демиургов, которые способствовали феноменальному успеху Нижинского, два других — это Фокин и Бакст. Фокин — автор хореографии балетов, в которых раскрылся дар Нижинского. Бакст создал его самые знаменитые образы в балетах Фокина, которые навсегда отпечатались в коллективном сознании. Нижинский — Фавн, Арлекин, Дух цветка. Дягилев позаботился о благоприятных условиях для реализации молодого таланта и раскрутил невиданный маховик рекламы.

Вацлав Нижинский (Дмитрий Смилевски) и Тамара Карсавина (Элеонора Севенард). Балет «Дягилев» (Фото DR)

Главная фактическая неточность в либретто нового балета — это образ Нижинского как жалкой куклы. В 1912 году первый танцовщик «Русского балета» дебютирует как хореограф, он ставит балет «Послеполуденный отдых фавна». В центре внимания Дягилева — работа хореографа-дебютанта. Реклама сезона концентрировалась на «Фавне», Нижинский — герой дня. Фокин представлял в том же сезоне своего «Дафниса» и чувствовал себя несправедливо обойденным. Он называл свой балет «пасынком антрепризы». Дягилев готов был отказаться от постановки балета Равеля, об этом неопровержимо свидетельствуют документы. 

 

— Как складывались отношения Дягилева с Нижинским?

— Сергей Павлович Нижинского приодел, возвысил, ввел в свой круг. Их союз продолжался с 1907 по 1913 год. В дневниках Нижинский пишет, что в процессе создания «Фавна», балета про нимф, раздразнивших фавна любовной игрой, в нем пробудилась мужественность. Нужно отметить, что в «Дягилеве» финальная сцена «Фавна» решена художественно деликатно. Когда автор «Фавна» Вацлав Нижинский влюбился в Ромолу и женился, Дягилев изгнал его из труппы. 

— В балете «Дягилев» все герои связаны только рабочими отношениями. По сути это производственный роман о театральном процессе, как «Заседание парткома» во МХАТе. Одни из самых ярких сцен спектакля — танцы мужского трио: художник Лев Бакст (Денис Савин), композитор Морис Равель (Вячеслав Лопатин), которому Дягилев заказал партитуру балета «Дафнис и Хлоя», и хореограф Михаил Фокин (Семен Чудин).

— Это трио совершенно оправданно. Авторы музыки, хореографии и сценографии работали в тесном контакте. Во время создания либретто балета «Дафнис и Хлоя» Лев Бакст выступал еще и переводчиком между Фокиным, который не знал иностранных языков, и композитором Морисом Равелем.

Лев Бакст, красавец в берете (он был большой пижон и модник, после успеха первых русских балетных сезонов переселился в Париж и был завален заказами и от модных домов, и от театральных компаниий всей Европы) обходительный, обаятельный, налаживал отношения и работал по сути «пиар-мотором» дягилевской антрепризы. 

 

В балете «Дягилев» есть сцена, когда выходящий из-под контроля всесильного импресарио, заносчивый Нижинский решительно отвергает протянутый ему Бакстом костюм. Но это чистый вымысел: у Нижинского с Бакстом были неизменно прекрасные, безоблачные отношения. Нижинский дарил художнику свои фотографии в его костюмах, в дарственных надписях называл себя «поклонником Бакста». Восхищение совершенным телом Нижинского привело Бакста к революции в сценическом костюме. В «Призраке розы» 1911 года и в «Фавне» 1912-го Бакст вывел Нижинского на сцену в обтягивающем трико. Костюмом стало само тело танцовщика. В современных балетах доминирует именно такая концепция костюма, но в начале XX века это было совершенно неслыханно и очень провокационно.

В балетах на античную тему в дягилевской антрепризе — в «Нарциссе» (1911) и «Дафнисе и Хлое» (1912) — главный герой был одет в короткую античную тунику. Художник по костюмам Игорь Чапурин в реконструкции балета «Дафнис» предлагает пастушку с острова Лесбос одежду, состоящую из белого трико с красной этнической псевдославянской вышивкой. Но это уже «Весна священная», художник которой — Николай Рерих. Мужчины, участники массовых сцен в балете «Дягилев», одеты также в трико. А танцовщицы — пляшущие эллинки — вместо хитонов и сандалий носят отрезные по талии платья с пышными юбками, как на танцплощадках в СССР в 1960-е. 

— Балет «Дафнис и Хлоя», музыку к которому долго и мучительно писал Морис Равель и ставил Михаил Фокин, в «Дягилеве» показан как танец на пуантах. Но это же фактическая ошибка?

— В балете «Дафнис и Хлоя», как и в других балетах на тему античности, не было танцев на пуантах. Но я бы не стала строго судить за это постановщиков: новаторство и Фокина, и Нижинского — сейчас предмет музейных изысканий, а классические балеты на пуантах по-прежнему живее всех живых. Более того, новаторские постановки, созданные в соавторстве с ведущими европейскими художниками и композиторами, гарантировали «Русским балетам» внимание публики и прессы, что справедливо отражено в «Дягилеве», но деньги антреприза зарабатывала прокатом классических балетов: танцевали и «Лебединое озеро», и «Спящую красавицу» в версиях разной степени сокращения. 

 

В случае «Дягилева» неведение создателей балета сослужило им добрую службу: ничто не ограничивало их творческую фантазию. В балете сделан оммаж творчеству Бакста: наброски к эскизам транслируются на занавес, затем в зале на несколько секунд включается свет, и зрители поднимают глаза наверх, на плафон, который Зураб Церетели расписал по мотивам балетных эскизов Бакста к «Русским сезонам». Там есть «Клеопатра», «Шехеразада», «Нарцисс» и «Фавн», но вот «Дафниса и Хлои» нет. Балет за несколько лет (в 1924 году он был возобновлен у Дягилева) прошел чуть больше десяти раз и успешным не был. Балетный критик Андрей Левинсон вынес беспощадный вердикт: «Модная фальсификация античности использована, исчерпана, выжата до конца». Бессменный летописец труппы режиссер Сергей Григорьев называл этот балет «злополучным».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+