Метод «двух ручек»: как управлять эмоциями и суждениями с помощью философии стоиков

Хризипп, который считается «вторым основателем» стоицизма, в своем сочинении «О страстях» описывает, как суждения диктуют эмоциональные реакции. Ошибочные суждения могут вызывать бурные неконтролируемые эмоциональные реакции, и одна из стратегий, предложенных Хризиппом, — предупреждение этих эмоций с помощью разума.
Полезно разобраться в том, как стоики понимали эмоции. Есть эмоции, которые вы испытываете (радость, грусть, гнев), а есть то, что вы чувствуете по отношению к чему‐либо («Я чувствую, что ничего не могу сделать правильно» или «Я чувствую, что все у меня получается недостаточно хорошо»). Когда античные стоики говорят, что вы можете контролировать свои чувства, они имеют в виду второе, то есть чувства, основанные на вашей интерпретации ситуации. Отношение к ситуации, или суждение, непосредственно влияет на чувства (эмоции), что, в свою очередь, отражается на поведении. Таким образом, отказ от суждений — путь к душевному спокойствию.
Когда Эпиктет говорил: «Людей в смятение приводят не сами вещи, но их собственные представления об этих вещах», он имел в виду, что наши оценочные суждения могут быть источником неоправданных страданий. Этот принцип можно распространить и на наши коммуникации с другими людьми, и даже на нас самих. Хотя Эпиктет неукоснительно придерживался принципов стоицизма, из этого не следует, что он был суровым и равнодушным человеком. Он признавал мудрость сострадания.
Об этом свидетельствует его «метод двух ручек»: «Всякое дело имеет две ручки — одну, за которую его можно нести, и другую, за которую нести нельзя. Если твой брат совершит несправедливость, не смотри на дело со стороны совершённой несправедливости, поскольку это та ручка, за которую нести нельзя. Смотри на дело с той стороны, что он твой брат, что он вскормлен вместе с тобой. Таким образом, ты возьмешься за ту ручку, за которую можно нести» (Энхиридион, 43).
В этой главе речь идет о том, чтобы отказаться от осуждения («за эту ручку нести нельзя») в пользу сострадания для повышения своей эффективности. Этот подход подразумевает выбор оптимальных действий.
Мудрый стоик применяет метод двух ручек и по отношению к себе. Самокритичность и строгость часто является ручкой, которая не выдерживает груза, но самосострадание может поднять и нести нас, когда мы стремимся изменить свое поведение и стать лучше.
Чему нас учат тексты античных стоиков? Тому, что стоицизм несовместим не только с эгоцентризмом, но и с самоуничижением. «Размышления» Марка Аврелия — в некотором роде его дневник, поэтому мы можем многое узнать о том, как он относился к себе. Хотя в его записях много самокритики, она всегда носит конструктивный характер. Марк Аврелий говорит себе, что он должен стать лучше, но сохраняет при этом благоразумие и беспристрастность. Он не принижает, но возвышает себя. Наш современник Райан Холидей в своей книге «Эго — это враг» (Ego is the enemy) пишет: «А между тем любовь совсем рядом. Без эго — открытая, положительная, уязвимая, мирная и продуктивная».
Разумно признать, что ошибки — это часть человеческого опыта. Как напоминает Эпиктет, «мы не отказываемся от заботы о чем бы то ни было из-за того, что не надеемся достичь вершины» (Беседы, I, 2). Хотя стоики и стремятся подражать мудрецам, мы признаём, что это недостижимо.
Вот что об этом писал Марк Аврелий: «Стремись к цели, если имеешь возможность, и не озирайся по сторонам, знает ли кто об этом. Не надейся на осуществление Платонова государства, но будь доволен, если дело подвигается вперед, хотя бы на один шаг, и не смотри на этот успех как на нечто не имеющее значения» (Размышления, IX, 29).
В психологии развития выделяют несколько стилей родительского воспитания. Люди часто (и ошибочно) различают только два стиля: попустительский (мягкий, но отстраненный) и авторитарный (строгий и жесткий). Но есть еще и авторитетный стиль, в котором теплота и забота сочетаются с твердостью, — и он является наиболее эффективным.
Мудрость стоиков подсказывает, что именно такой подход — поддерживающий, но дисциплинирующий — нужен нам по отношению к себе.
Сострадание
В конце XX века «движение» за повышение самооценки получило широкое распространение в детской и популярной психологии. Сторонники этой концепции утверждали, что можно избавиться от комплекса неполноценности, обратив внимание на свои положительные качества, и добиться значительных успехов, повысив самооценку. Такая концентрация на повышении самооценки вызвала ряд критических замечаний, которые психолог Альберт Эллис обобщил в следующем высказывании: «Как положительная, так и отрицательная самооценка нерациональна и часто серьезно мешает принятию решений. Если человек ассоциирует свое достоинство с тем, насколько он успешен, то становится эгоцентричным.
Сосредоточив все мысли на себе, а не на проблеме, невозможно быть эффективным» (Эллис, 2022). Эллис, известный своей прямотой, заявил: «Самооценка — величайшая болезнь, известная человечеству, потому что она условна». Действительно, научные исследования не подтвердили многие из предполагаемых положительных результатов, которые ожидалось получить вследствие психологической помощи, направленной на повышение самооценки.
В конце концов специалисты сместили фокус внимания с самооценки на самосострадание, поскольку оно дает более благоприятные результаты. Рассмотрим ключевые идеи самосострадания с точки зрения стоицизма. По мнению современного стоика и специалиста по когнитивно-поведенческой терапии Дональда Робертсона, добродетель справедливости можно разделить на две составляющие: беспристрастность и доброту. Таким образом, справедливость по отношению к себе также включает оба этих компонента. Иногда стоиков представляют жесткими и требовательными к себе, но это миф, который вызывает ассоциации со стоицизмом с маленькой буквы. Стоическая жизнь не подразумевает жестокое или неуважительное отношение к себе.
Некоторые считают, что самосострадание порождает самоуспокоенность и расслабленность, тогда как мы должны пинками заставлять себя шевелиться. В краткосрочной перспективе такая стратегия может быть полезной, но в конечном итоге ухудшает качество жизни, превращая человека в выгоревшего перфекциониста. Здравый смысл требует выбирать то, что лучше всего работает в долгосрочной перспективе, а это — сострадание по отношению к себе и другим. Сострадание помогает повысить нашу эффективность, поскольку дает разрешение быть человечными. Всю энергию, которая тратилась на самобичевание, теперь можно направить на то, что важно для нас, поскольку самосострадание помогает действовать в соответствии со своими ценностями.
Непредвзятость по отношению к себе и другим
Социальные психологи выделили когнитивные искажения, которые ведут к предвзятым суждениям, в том числе фундаментальную ошибку атрибуции и асимметрию «деятель — наблюдатель». (Фундаментальная ошибка атрибуции — переоценивание личностных качеств и недооценивание внешних факторов при интерпретации поведения другого человека; асимметрия «деятель — наблюдатель» — склонность по-разному объяснять поведение с позиции «деятеля» и «наблюдателя»: свое — влиянием внешних факторов, чужое — личностными качествами. — Прим. ред.).
Существуют различные варианты и объяснения таких искажений, но общая идея в том, что люди склонны к генерализации (чрезмерному обобщению) и навешиванию ярлыков на основе недостаточных данных. Хотя поведение сильно зависит от контекстуальных факторов, мы склонны думать, что поступки человека определяют его как личность. Такое экстремальное мышление ведет к экстремальным же эмоциональным и поведенческим реакциям. Если мы хотим жить, руководствуясь добродетелями справедливости и умеренности, то должны научиться более объективно и тонко оценивать себя и других.
Полезно задуматься и о различиях между психическими состояниями и свойствами личности. Человек может находиться в подавленном настроении (состояние), но это не означает, что он является депрессивной личностью (свойство). Навешивание ярлыков — распространенное когнитивное искажение, которое подразумевает чрезмерно обобщенное суждение о личности. Избежать этой ловушки помогают две стратегии КПТ. Первая — оценивать поведение человека, а не его личностные качества. Мы можем допустить ошибку, но это не делает нас плохими. Кто-то может вести себя бесцеремонно в каких-то обстоятельствах, но это не значит, что он грубиян. Оценка поведения в ходе коммуникации помогает сфокусироваться на улучшении ситуации.
Вторая стратегия идет на шаг дальше. Она заключается в том, чтобы попытаться занять универсальную позицию неосуждения. С этой точки зрения мы фокусируемся на фактах, а не на наших суждениях о человеке, основанных на субъективной интерпретации события.
Переосмысление суждений
- Какие суждения у меня есть о человеке из моего окружения? (Возьмите кого-то конкретного)
- Какой опыт лежит в основе этих суждений?
- Отражают ли эти суждения и опыт личность человека во всей полноте? Почему?
- Какая информация об этом человеке мне неизвестна?
- Обоснованны ли мои ожидания от этого человека? Почему?
- Что в настоящем или прошлом этого человека помогло бы объяснить особенности его личности?
- Возможно ли, что я чрезмерно обобщаю, когда на основании всего нескольких фактов выношу суждение о другом человеке? В чем это выражается?
- Какие внешние обстоятельства могли повлиять на поведение этого человека?
- Как мои суждения влияют на отношения с этим человеком?
- Как я хотел(а) бы относиться к этому человеку в соответствии со своими ценностями и что для этого нужно делать?
- Могу ли я поменять мое суждение на более нейтральное? Каким оно будет?
Подвергая сомнению свои суждения и проявляя сострадание к окружающим, вы сможете лучше понять себя и других и обрести гармонию как в межличностных отношениях, так и с собой. Этот процесс прокладывает путь к глубоким преобразованиям. Например, двое коллег могут ожесточенно спорить, отстаивая каждый свои убеждения, которые и стали предметом спора. Естественно, ни к чему хорошему это не приведет. Но если они проявят сострадание, постараются понять точку зрения друг друга, то смогут преобразовать свои разногласия в совместное решение, которое действительно может оказаться полезным.
Подвергнув сомнению самокритичные суждения, мы сможем культивировать самосострадание и укрепить чувство собственного достоинства, что приведет к более позитивным и здоровым отношениям с собой и долгосрочным изменениям как в себе, так и в обществе в целом. Иными словами, мы станем мотивированными на позитивные изменения. С таким настроем ежедневный подъем превратится из неприятной обязанности в начало многообещающего и долгожданного приключения.