Третьяковка в Калининграде и платье принцессы Дианы за $520 000: новости арт-рынка

Новости рынка: объединение арт-консультантов и рост продаж дизайна
На мировом арт-рынке появилась новая команда консультантов. В объединение New Perspectives Art Partners вошли экс-директор Phillips Эд Долман, бывший глава международного департамента послевоенного искусства Christie’s и партнер галереи Lévy Gorvy Бретт Горви, соучредительница Patti Wong & Associates Пэтти Вонг и ее партнер Филипп Хоффман. Все они будут консультировать топовых клиентов по вопросам покупки и продажи искусства на аукционах, через галереи или в частном порядке.
На фоне проседающих аукционных продаж изобразительного искусства прикладные вещи продолжают демонстрировать уверенный рост. Результаты недавних дизайнерских аукционов Christie’s, Sotheby’s и Phillips улучшились на 62,3% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. По словам экспертов, наконец-то произошла смена парадигмы коллекционирования. Теперь, приобретая необычные дизайнерские торшеры или кресла, состоятельные покупатели относятся к ним точно так же, как к картинам старых мастеров или импрессионистов. Работы Франсуа-Ксавье и Клод Лаланн продолжают устанавливать новые ценовые рекорды едва ли не каждый месяц, но самой громкой продажей этого сезона стало витражное окно Tiffany Studios 1910 года, недавно проданное на Christie’s за $4,2 млн.
Предстоящие аукционы: Эшер на Christie’s, Ленин, Сталин и Уорхол на Vladey
С 8 по 22 июля будут проходить онлайн-торги Christie’s, целиком посвященные подборке из более чем 60 графических работ Маурица Корнелиса Эшера. Их суммарный эстимейт составляет $1 млн. В $40 000–60 000 оценен топ-лот распродажи, созданная в 1946 году работа под названием «Три сферы II», на которой можно разглядеть автопортрет самого художника. Некоторые из выставленных на торги работ происходят из коллекции Роберта Оуэна Лемана-младшего, режиссера-документалиста и представителя знаменитой банкирской фамилии Леманов.
На 3 июля намечены торги аукционного дома «Литфонд», посвященные редким книгам, автографам и фотографиям. Самым дорогим из более чем 220 лотов стал созданный по наказу Александра III четырехтомник Николая Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» со стартовой ценой в 3 млн рублей. На рубеже XIX и ХХ веков это издание печаталось ограниченным тиражом в 500 экземпляров. На продажу все четыре тома выставляются с полным комплектом иллюстраций Репина, Серова, Сурикова, Бенуа и других художников, а также с драгоценной отделкой кожаного переплета. Со стартом в 1,7 млн рублей на продажу выставлены письма фаворитки Павла I Екатерины Нелидовой к князю Александру Куракину. В комплект входят 74 листа, в том числе с оригинальными сургучными печатями.
В недавно отреставрированном московском Доме с атлантами на Солянке до 11 июля показывают лоты торгов Vladey «Сливки». Самым дорогим из 24 лотов считается экземпляр знаменитой картины Александра Герасимова «Сталин и Ворошилов в Кремле» (эстимейт по запросу). Хрестоматийный вариант этой композиции, известной в народе под названием «Два вождя после дождя», был в 1941 году приобретен Третьяковской галереей. На торги Vladey выставлен авторский повтор, написанный Герасимовым для своей персональной выставки 1956 года. С эстимейтом в 27–36 млн рублей на Vladey продают бронзу Леонида Сокова «Встреча двух скульптур (Ленин и Джакометти)». Эстимейт полотна Дубосарского и Виноградова «Уорхол в Москве» составляет 18–22 млн рублей. Торги пройдут 12 июля.
Прошедшие торги: двууголка Наполеона и «заботливое платье» принцессы Дианы
Почти £62,5 млн собрали 24 июня лондонские торги Sotheby’s, посвященные шедеврам модернизма и современного искусства. Этот результат на 25% хуже аналогичной распродажи прошлого года. На этот раз топ-лотом вечера стала картина Тамары де Лемпицки «Прекрасная Рафаэла» (1927), которая появилась на рынке впервые за последние 40 лет. Несмотря на повышенный интерес к лоту накануне аукциона и даже ожидания нового рекорда, работа ушла с молотка по нижней планке эстимейта за £7,4 млн.
Еще одно эффектное женское ню, на этот раз кисти Дженни Сэвилл, также не вызвало сильного энтузиазма даже на фоне открывшейся накануне торгов ретроспективы художницы в Национальной портретной галерее. Лот был продан за £5,4 млн. Аналогичная ситуация произошла с парным портретом основателей группы Oasis работы Элизабет Пейтон. Ажиотаж вокруг лота по идее должен был подогреть намеченный на 4 июля концерт-воссоединение братьев Галлахер. Но лот был также продан в рамках эстимейта, за £1,2 млн.
Парижские торги Sotheby’s с подборкой памятных вещей Наполеона из коллекции французского антиквара Пьер-Жана Шалансона 25 июня принесли в сумме €8,6 млн. Из 100 лотов почти половина была продана с превышением оценочной стоимости. Впечатляющий 20-кратный прыжок в цене совершило полотно Жан-Батиста Мозеса «Переход Наполеона через Альпы», проданное за €863 600. Считавшаяся одним из топ-лотов распродажи двууголка императора ушла за €355 600.
Американский аукционный дом Julien’s провел 26 июня торги, полностью посвященные нарядам принцессы Дианы. На продажу было выставлено более 320 лотов, самым дорогим из которых оказалось так называемое «заботливое платье». Этот яркий наряд с цветочным принтом от Bellville Sassoon получил такое название благодаря тому, что именно в нем принцесса Диана неоднократно посещала больницы и встречалась с тяжелобольными детьми. Платье стало настолько популярным, что в 1992 году газета Daily Mail ограничилась такой подписью к фотографии Дианы в нем: «Присмотритесь. Да, это снова то самое платье». На торгах Julien’s «заботливое платье» ушло за $520 000.
В регионах: Биеннале частных коллекций, «Выкса-фестиваль» и выставка в сарае в Калининграде
На прошлой неделе стартовала первая Биеннале частных коллекций. Ее организацией занимается фонд «Новые коллекционеры» в лице бывшего директора Пушкинского музея Марины Лошак, бывшего директора «Сотбис Россия и СНГ», искусствоведа Михаила Каменского, коллекционера Антона Козлова и директора ERA Capital Екатерины Лапшиной. Программа биеннале в этом году охватит 12 российских городов от Суздаля до Казани и Уфы, 40 выставочных проектов и более 100 частных собраний.
По замыслу организаторов, ключевая задача биеннале, которая продлится до октября, заключается в создании новых связей. Такое целеполагание превращает ее в событие с большой «подводной частью». В программе преобладают события, которые либо уже открылись (выставки в сообществе Noodome, фонде In artibus, пространстве A-House и другие), либо были запланированы задолго до старта биеннале, которая скорее взяла их под свое крыло и наладила процесс нетворкинга.
К числу проектов, инициированных непосредственно фондом «Новые коллекционеры», относятся уикенд видеоарта из частных коллекций в Центре «Зотов», серия мини-выставок современной фотографии из частных коллекций в фонде Ruarts, показ усадебных портретов художников XIX — начала XX веков из коллекции кинорежиссера Сергея Соловьева во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике и несколько других. Кроме того, у биеннале будет собственная интеллектуальная программа про коллекционирование.
Тот факт, что акцент скорее сделан на выстраивание и налаживание связей внутри арт-сообщества, чем на публичные события, подтверждает и проект открытия биеннале. Им стал тизер инициативы «Обменник». Ровно один вечер в московском бутик-отеле «Рихтер» можно было видеть пары работ, которыми на время биеннале коллекционеры обмениваются с друг другом. Например, работа Ирины Затуловской из коллекции Марины Лошак будет до осени жить у галериста Дмитрия Ханкина, который, в свою очередь, передал Лошак иллюстрацию Ивана Билибина. Как обещают организаторы, за уже совершенными и планируемыми обменами в будущем можно будет следить на сайте биеннале.
Очередной «Выкса-фестиваль» пройдет в этом году в Нижегородской области с 4 по 6 июля. Помимо музыкальных событий, в программе значится серия квартирных выставок в домах выксунцев, презентация новых городских муралов, духовные песнопения в соборе, спектакли, перформансы, DJ-сеты и многое другое. Погружаться в атмосферу Выксы организаторы в этот раз предлагают глазами местных жителей и постоянных гостей. Программа юбилейного, 15-го фестиваля преимущественно выстраивается вокруг конкретных людей. Например, готовится сторителлинг-спектакль на основе исследования историй выксунских семей.
В рамках Выксунской квартирной биеннале посетителей ждет встреча с современным искусством в бывшем курятнике, а в подполе старинного дома — история и артефакты советских свадеб. Алексей Партола (PRTL) в качестве куратора готовит ретроспективу художника «уличной волны» 0331с, создателя знаменитого выксунского мурала «Скворечник» (2013). В день открытия фестиваля, 4 июля, на территории «Шухов-парка» лекцию об архитектуре Владимира Шухова прочитает бывший директор Пушкинского музея, искусствовед и историк Елизавета Лихачева.
В пространстве «Барн», в переоборудованном фабричном сарае в промзоне в районе калининградского порта до 3 августа идет выставка 11 современных российских художников «После сказки. Сопротивление очарованию». Это самоорганизовавшийся проект, придуманный галереей художника Славы Нестерова и журналиста Сергея Гуськова Masla Lisse, которые пригласили к сотрудничеству художников из Москвы, Калининграда и других городов. Площадку предоставило частное арт-пространство «Барн», созданное дизайнером Татьяной Матвеевой, и поддержал фонд «Сфера» Владимира Смирнова.
«После сказки. Сопротивление очарованию» — это коллективная попытка критически осмыслить проникновение сверхъестественного во все стороны жизни. Как отмечают кураторы, «если раньше мистика маргинализировалась как суеверие, теперь она встроена в цифровую эстетику и психологию потребления». Для стрит-арт-художников работа с массовыми стереотипами привычна: калининградские уличные художники yodzi, Pastor Train, Jon, voznich активно подхватили тему. Так, в архиве Jona был найден силуэт Буратино, популярное в советском Калининграде украшение детской комнаты, в который художник поместил изображение бегущего человека. По мнению кураторов, это символ ошибочного целеполагания, когда консьюмеристские желания принимаются за поиски сказочного счастья. Не все участники выставки оказались готовы деконструировать мифы. Так, москвичка Маша Обухова создала для выставки текстильную работу «Разоблачение», где показала изнанку, буквально внутренности, своей личной мифологической героини, воссоздав ее таким образом заново.
В Серпуховском историко-художественном музее до января следующего года проходит выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского». В залах недавно восстановленного и оборудованного под выставочное пространство каретного сарая конца XIX века собрали свыше 70 картин из девяти российских коллекций. Идея выставки вынашивалась порядка трех лет. В реализованном виде она позволяет проследить этапы развития жанра марина с XIX века до советского периода. Среди представленных авторов есть разные имена, от Исаака Левитана, Константина Коровина и Василия Поленова до классиков советского искусства. Творчество Василия Кандинского, например, представлено неожиданным ранним фигуративным полотном «Одесский порт» 1898 года. Проект также открывает для зрителя целый ряд малоизвестных имен, в том числе Руфина Судковского, мастерством которого в умении писать море восхищался Айвазовский.
Итоги второй Сибирской ярмарки Scan Fair
За пять дней (с 25 по 29 июня), по данным организаторов, вторую Сибирскую ярмарку современного искусства Scan Fair посетило более 5700 человек. Суммарная выручка участников — 43 художников, пяти галерей и семи брендов предметного дизайна — составила более 8,1 млн рублей. В общей сложности новых владельцев нашли 425 произведений искусства. По сравнению с прошлым годом все эти показатели выросли как минимум вдвое.
Цены на ярмарке варьировались от 700 до 500 000 рублей. В число самых дорогих проданных работ попали картина красноярской художницы Саши Савиной «Пробуждение фантомов», проданная за 300 000 рублей, и работа Азата Басырова из проекта «Невидимое поле», ушедшая со стенда уфимской галереи MIRAS за 300 000 рублей. По словам галеристки Ольги Рамазановой, уровень организации самой ярмарки и представленного искусства заметно вырос по сравнению с предыдущим годом. Пермской арт-группе «Фрукты» удалось найти покупателя на серию работ «Ремонт часов» (150 000 рублей). Самая дорогая работа ярмарки («Она» иркутской художницы Маши Н.), оцененная в полмиллиона рублей, осталась непроданной.
До конца лета работы 11 участников ярмарки можно будет увидеть по всему Красноярску в рамках спецпроекта Scan City. Многие из них экспонируются в формате pop-up экспозиций в ресторанах группы Berrywood Family, которая выступает организатором ярмарки. Например, в ресторане Tunguska свои произведения показывает Элина Гусарова, чьи работы в прошлом году активно продавались на предпоказе. А ее персональная выставка «Пристанище» до 31 августа проходит в красноярском Музейном центре «Площадь Мира» в рамках параллельной программы ярмарки. По словам художницы, ее продажи на стенде Scan Fair превысили прошлогодние, составив порядка 200 000 рублей. Эти средства помогут ей осуществить экспедицию в Магадан, где она продолжит исследования и съемки проекта о Колыме, в котором сталкивается ее семейная история и коллективное прошлое. Первые наработки проекта были показаны на Scan Fair.
Музейные новости: проект Музея русского символизма, реставрация Эрмитажа, Третьяковка в Калининграде
До 1 августа в московской галерее искусства и предметного дизайна «Мираль» можно увидеть 40 работ, подаренных коллекционером Валерием Дудаковым Нижегородскому художественному музею. Речь идет преимущественно о произведениях членов объединения «Голубая роза», включая Сергея Судейкина, Василия Милиоти, Николая Рябушинского и Михаила Врубеля. Соответствующие соглашения были подписаны коллекционером с руководством Нижегородской области в прошлом месяце. По словам Дудакова, он рассчитывает на то, что Музей русского символизма может открыться в составе НГХМ уже в декабре этого года, когда самому коллекционеру исполнится 80 лет. Под него планируют отвести здание трехэтажного особняка в центре города.
Помимо подборки произведений искусства, которая оценивается примерно в 3 млрд рублей, Дудаков передает Нижнему Новгороду часть своей библиотеки, насчитывающую порядка 1000 уникальных книг, автографов и других редких материалов. Все они разместятся в именном отделе нового музея на третьем этаже. По оценкам Дудакова, за счет дополнительных передач как из его коллекции, так и из других источников, включая фонды НГХМ, экспозиция Музея русского символизма может вырасти до 400 произведений. Московская выставка проходит под заголовком «Где цвела Голубая роза? Покидая Москву».
Строившийся с 2019 года филиал Третьяковской галереи в Калининграде символично открылся 12 июня выставкой «Пять веков русского искусства». Выставка уже бьет рекорды посещаемости: как сообщила Forbes Life пресс-служба музея, к 30 июня ее посмотрели 36 063 человека, то есть больше 2000 посетителей в день. Ажиотаж, напоминающий нарицательную выставку Валентина Серова в 2015 году на Крымском Валу (около 4000 посетителей в день, всего около 440 000 зрителей). Серова в Калининград тоже привезли, так же как и «Черный квадрат» 1929 года Казимира Малевича. Всего из фондов музея в Калининград доставили около 300 работ, от русской иконописи XV века до Тропинина, Боровиковского, Айвазовского, Репина, Поленова, Архипова, Коровина, Левитана, Гончаровой, Ларионова, Голубкиной, Самохвалова, Нисского, Жилинского, Булатова и Алексея Леонова, космонавта и художника, родившегося в Калининграде.
Российское современное искусство представлено почему-то только в Детском музее, где развернута обучающе-развлекательная экспозиция «Море возможностей». Там, среди видеоигр и стен, обтянутых текстилем разных фактур (в том числе ярко-розовым искусственным мехом, любимым материалом архитектора Юлии Наполовой, создававшей интерьер пространства детского центра), разместили работы Егора Плотникова, Алексея Трегубова, Дарьи Коноваловой-Инфанте, Екатерины Буравлевой, Миши Most, Платона Инфанте, группы «Синий суп», Ростана Тавасиева.
На фоне заполненных выставочных залов (4500 кв. м) контрастно выглядят пустующие общественные пространства (общая площадь здания — 17 600 кв. м). Пустует парадная лестница-амфитеатр шириной 19,5 м, ведущая с первого этажа наверх. Пустуют мастерские и коворкинги, ресторан, книжный магазин. Редкие посетители заходят в музейный магазин, библиотеку и кафе. Пока концепция, где город и музей составляют единое пространство, как задумал в Москве архитектор реконструкции «ГЭС-2» Ренцо Пьяно, на острове Октябрьский в версии архитектора Юрия Григоряна и его бюро «Меганом» не включилась.
Петербургский Эрмитаж готовится к комплексной реставрации принадлежащих ему зданий, которая может занять несколько лет. Работы затронут все 10 площадок музея и будут включать в себя восстановление фасадов, залов и изношенных паркетов. Точные сроки и бюджет проекта пока неизвестны.
Министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина с 1 июля возглавила Всероссийский музей декоративного искусства в Москве. На этом посту она сменит Елену Титову, проработавшую в музее в общей сложности 17 лет.