К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Профессиональные бездельники»: кто такие NEET-сотрудники и как заставить их работать

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В условиях острого кадрового дефицита на рынок труда все чаще выходят представители поведенческой модели NEET — молодые люди, которые не учатся, не работают и не стремятся к этому. Кто они, почему становятся «невидимыми» для экономики и как выстраивать процессы под работу с такими соискателями? HR-профайлер и основатель HR агентства Unicorn Search Дарья Баркова в колонке для Forbes Life рассказывает о том, чем NEET-поведение опасно для бизнеса, и предлагает практические советы по включению таких сотрудников в работу

Термин NEET (от англ. Not in education, employment or training) используется для обозначения молодых людей, которые не учатся, не работают и не проходят профессиональное обучение. Обычно к NEET относят представителей возрастной группы от 15 до 29 лет, хотя в некоторых исследованиях границы расширяются до 34 лет. Это молодежь, которая формально находится в трудоспособном возрасте, но по факту выпадает из активной социальной и экономической жизни. Чаще всего это городские жители, нередко с высшим образованием, принадлежащие к среднему классу, но с пассивной или фрустрированной жизненной позицией.

При этом важно подчеркнуть: NEET — это не поколение, а модель поведения, которая может встречаться в разных возрастных группах. Однако именно сейчас она особенно заметна среди зумеров или представителей поколения альфа, что создает иллюзию, будто речь идет о «поколенческой проблеме», хотя, по сути, это вопрос ценностей, среды и социальных стратегий.

Внутри линейки поколений к 2025 году сформировалась растущая воронка людей, создающих проблемы и на входе — для рекрутеров, и в процессе занятости, и на выходе — для бизнеса.  Это люди, которым предстоит управлять экономикой, политикой, социальной сферой в ближайшие десятилетия, но они демонстрируют поведенческую модель NEET. 

 

Подобная стратегия явно выбивается из общепринятых сценариев, будь то «вечный студент», «карьерист» или «человек непрерывного развития». Причем черты поведения NEET могут проявляться и частично: например, при наличии хорошего образования человек осознанно избегает выхода на работу, объясняя это завышенными требованиями к работодателю, которые нередко не соответствуют его реальным компетенциям.

Те, кого мы сегодня называем NEET, в обществе существовали всегда: такая модель поведения была описана и Фонвизиным в «Недоросле», и Байроном в «Паломничестве Чайльд-Гарольда», и Пушкиным в «Евгении Онегине», и Гончаровым в «Обломове». Системное изучение феномена NEET как массового социального явления началось сравнительно недавно. В Великобритании еще в 1980-х годах появилось описание «поколения ноль» (generation zero), а в конце 1990-х термин NEET (Not in Education, Employment or Training) был официально введен группой по вопросам социальной изоляции при правительстве Великобритании. Впоследствии аналогичные поведенческие модели были зафиксированы в Японии — в таких общественных феноменах как freeter (молодые люди, предпочитающие временные подработки) и хикикомори (люди, полностью изолирующиеся от общества.  — Forbes Life), и в странах Латинской Америки, в частности в Мексике и Бразилии. Сегодня NEET-модель поведения получила глобальное распространение.

 

По данным Международной организации труда (ILO), в 2022 году доля молодежи NEET составила 23,4% в мировом масштабе, что эквивалентно примерно 289 млн человек в возрасте от 15 до 24 лет. Особенно остро проблема стоит в странах с высоким уровнем социального неравенства и нестабильным рынком труда. В странах ЕС этот показатель варьируется — от около 5% в Нидерландах до более 19% в Италии и Греции (Eurostat). В России, по данным Института экономики и инноваций (2025), доля NEET среди молодежи колеблется в пределах 16–18%, с выраженными территориальными различиями.

Таким образом, изначально зафиксированное в отдельных странах явление сегодня трансформировалось в устойчивый глобальный тренд, оказывающий прямое влияние на рынки труда, систему образования и социальную стабильность.

Показатели распространения модели NEET среди молодежи действительно тревожные: например, в Турции ее доля составляет 27,9%, в Эстонии — 10%, в Казахстане — 7,1%, в Армении — 24,4%, в  Узбекистане —  42%. Для Евросоюза этот показатель в среднем составил 11,2%. В России поведенческая модель NEET пока не получила столь же широкого распространения, поскольку в российской культуре старшими поколениями традиционно пропагандируется трудолюбие, ответственность и самостоятельность. Кроме того, в России не прижилась практика gap year, когда после школы молодые люди берут год на то, чтобы «искать себя» и думать, кем они хотят стать, когда вырастут, прежде чем поступать в высшее учебное заведение: наши соотечественники проживают бесшовные переходы от школы к вузу или колледжу, от высшего образования к работе. Однако и российская статистика уже вызывает определенную тревогу: в 2022 году к NEET можно было отнести 12% молодых людей, в 2025 — 13,1%  и прогнозируется дальнейший рост — до 30%.  

 

Проблема NEET не только в том, что они не хотят работать, но и в том, что склонны нереалистично оценивать собственную ценность для компании и экономики в целом, предъявляют слишком высокие требования к работодателю и слишком низкие — к самим себе. Так что даже при остром дефиците кадров нанять NEET на адекватных для компании условиях — задачка со звездочкой даже для опытного HR.

Откуда берутся NEET и какие риски они несут

В последние годы поведенческая модель NEET получает наибольшее распространение именно среди молодежи.

Причин формирования NEET-модели поведения — великое множество: от семейного бэкграунда до социальной политики государства, от развития цифровых технологий до трендов в воспитании детей. Вот лишь несколько из них :

С одной стороны, выход во взрослую жизнь и сепарация объективно становятся молодежи не по карману. С другой — родители с детства оплачивают желания подрастающего поколения, компенсируя свое физическое отсутствие рядом, и дети считают, что все им должны. 

Правила игры на рынке труда и экономическая ситуация постоянно меняются, работники чувствуют себя недостаточно защищенными, не видят будущего в горизонте даже нескольких лет. Что вкупе с инфантилизацией создает ощущение бессмысленности карьерных усилий  («зачем вообще работать, если нет гарантий, что не потеряешь работу»).

 
  • Дефицит  реалистичных примеров успеха

Наблюдение за жизнью окружения создает у молодежи впечатление, что добиться упорным трудом ничего нельзя, нужна или волшебная схема, или волшебная таблетка. Ту же идею поддерживают блоггеры, рассказывая о быстром успешном успехе. В результате подростки или хотят «как в сказке — все быстро и легко», или думают, что дотянуться до уровня нынешних успешных бизнесменов невозможно, нечего и стараться, так как лучшие места уже заняты.

Распространению поведенческой модели NEET в ряде социально развитых стран действительно способствует высокий уровень социальной поддержки населения. Щедрая система пособий, субсидий и льгот позволяет некоторым молодым людям откладывать трудовую активность без угрозы базовому уровню жизни. Однако это объяснение — лишь часть более сложной картины.

Так, в Италии и Греции высокая доля NEET отражает экономические последствия долговых и структурных кризисов. В Италии ситуация усугубляется резким обнищанием части населения и ослаблением среднего класса, а в Греции — жесткими мерами внешнего финансового регулирования, приведшими к снижению доступных возможностей для молодежи. В Болгарии, напротив, NEET-поведение связано, скорее, с отсутствием эффективной социальной поддержки, слабым рынком труда и ограниченными перспективами социальной мобильности. В Испании на динамику влияет рост числа инокультурных беженцев, что усиливает чувство социальной нестабильности и снижает мотивацию к адаптации и занятости.

В России ситуация имеет смешанный характер. С одной стороны, система социальной поддержки молодежи относительно ограниченна: пособия по безработице и иные меры поддержки невелики и не способны обеспечить стабильное существование вне труда. С другой стороны, в последние годы усиливается тренд на социальную апатию и выгорание у части молодежи, особенно в условиях нестабильности рынка труда, инфляционного давления и снижения доступности качественного образования и карьерного роста.

 

Таким образом, высокий уровень NEET может быть обусловлен как избытком социальной поддержки, так и ее отсутствием. Но в обоих случаях ключевым уязвимым звеном становится средний класс: там, где он ослабевает, молодежь теряет ориентиры, мотивацию и доступ к возможностям — что и подпитывает рост NEET-модели поведения.

Поведенческая модель NEET создает угрозу потери преемственности  поколений в различной сфере профессиональной деятельности и необходимость для кадров, которые придут после поколения NEET, не просто начинать формирование бизнес-кейсов данного направления с нуля, а реставрировать ранее существовавшие и эффективно работавшие управленческие и инструментальные системы. Кроме того, есть риск маргинализации NEET-молодежи, их выхода далеко за пределы социальных и правовых норм. А попадание NEET на руководящие должности в любой сфере — от бизнеса до государственных институций, от здравоохранения до правоохранительных структур — чревато проседанием не только в профессионализме, но и в дисциплине: неспособные управлять самими собой, они обычно не способны управлять и другими. 

Проблема NEET имеет не только социальное, но и выраженное экономическое измерение. Государство несет потери, направляя средства на образование и адаптацию молодежи, которая в итоге не интегрируется в экономику. Компании тратят ресурсы на стажировки и адаптационные программы, не получая возврата. Более того, NEET-молодежь нередко уходит на социальное обеспечение, дополнительно нагружая бюджет. Отдельную тревогу вызывает рост случаев имитации ментальных расстройств, что подрывает эффективность системы медицинской помощи.

Как вписать NEET в рынок труда?

Ряд стран уже предпринимает попытки системной реинтеграции NEET в рынок труда. В Казахстане, например, действует практика выделения NEET в самостоятельную категорию с отдельными программами наставничества и трудоустройства. В Японии реализуются многоступенчатые подходы к возвращению молодых людей, страдающих социальной изоляцией, через работу в специализированных мастерских и поэтапную социализацию. Такие подходы подтверждают, что при системной поддержке даже у хронически не вовлеченных молодых людей есть шанс на возвращение к активной жизни.

 

Выбросить NEET-молодежь за борт рынка труда не получится: в России наблюдается острый дефицит кадров, самый низкий в истории показатель по безработице — 2,4%. Так что рекрутерам выбирать не из кого. Приходится придумывать, как задействовать NEET-соискателей, не принося вреда бизнесу. 

  • Профпрофилактика как стратегическое решение между школой и работодателем.

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. К профилактике NEET-поведения можно отнести раннюю профориентацию. Например, в Эстонии уже двадцать лет практикуется «День тени»: ученики 7-9 классов выбирают себе будущую профессию, пишут мотивационное письмо владельцу бизнеса, чтобы получить возможность один день «тенью» ходить за представителем желаемой профессии, задавая ему вопросы и уточняя важные детали. Второй вариант — целевые стажировки школьников 9-11 классов во время каникул или одну проектную неделю в году.

В России с 2023 года под эгидой Минпросвещения реализуется модель профориентационной деятельности для учащихся 6–11 классов. Помимо специально отведенных на знакомство с профессиями часов в рамках учебной программы, профориентационные проекты включают посещение предприятий и компаний, экскурсии в офисы и на производство. На фоне растущего дефицита кадров бизнес достаточно охотно откликается на запросы школ, стремясь уже в этом возрасте заручиться лояльностью будущих работников.  

Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

Профориентация школьников с реальным погружением в рабочий процесс помогает создать понятный и осуществимый карьерный маршрут для NEET, примерить на себя будущую работу еще до поступления в вуз и снять страх неопределенности и всего нового. А для работодателя выгода профориентации — в формировании более лояльного «кадрового резерва» и упрощении дальнейшей адаптации молодежи. 

 
  • Эффективное прочтение профиля соискателя (резюме и сопроводительного письма)

Для NEET-соискателей характерно умение писать красивые сопроводительные письма и составлять яркие резюме, но зачастую они не отражают реальных компетенций и образования данного сотрудника. А обилие дипломов и сертификатов об образовании может говорить о том, что NEET предпочитает учиться, а не работать, чтобы избежать дискомфорта и личной ответственности. Если резюме и сопроводительное письмо не связаны по смыслу или по содержанию —  такого соискателя можно не рассматривать. 

Готовьтесь к собеседованию с NEET как к сложным переговорам. HR  должен провести их так, чтобы соискатель понял свою важность и ценность для компании, но согласился на предлагаемые условия и не требовал дополнительных бонусов. Заранее обговорите с руководством максимальный объем бонусов не только в момент приема, но и в последующей деятельности NEET-соискателя. И письменно фиксируйте протокол собеседования и все договоренности с NEET. 

  • Повышение статуса HR-бренда

Для NEET-молодежи больше, чем для других соискателей, важен престиж работы, а значит, и работодателя. Они переносят статус работодателя на себя, в том числе и потому, что не имеют собственных достижений. Поэтому имеет смысл прокачивать HR-бренд именно с учетом специфики поколения NEET: 

  • описывать позиции сотрудников в самых престижных терминах, каждую вакансию подавать как «ключевую для компании»;
  • акцентировать внимание на hard skills, требуемых от сотрудника, а не на мягких навыках и социально-эмоциональных компетенциях;
  • в презентации компании уделять особое внимание визуальной составляющей, привлекательно демонстрирующей  реалии компании;
  • крайне осторожно анонсировать дополнительные бонусы и возможности роста, поскольку NEET прекрасно запоминают обещания других (и склонны их преувеличивать), но плохо помнят собственные (и склонны их преуменьшать);
  • отслеживать отзывы сотрудников о  компании и упоминания в соцсетях, потому что NEET — цифровое поколение и оценивают работодателя по тому, что о нем пишут.
  • Выстроенные HR-процессы

Для NEET не работает даже среднесрочная мотивационная стратегия — им нужны регулярные, прозрачные, основанные на интересах NEET мотивационные тактические спринты. Помимо финансовой и статусной мотивации, можно использовать личную похвалу и благодарность (даже за выполнение их прямых должностных обязанностей). А вот стратегия «кнута» с NEET точно не сработает.  

 

Зато могут отлично сработать самые нестандартные подходы (кстати, их часто генерируют сами NEET): у меня есть пример собственницы бизнеса, живущей по модели NEET, которая смогла делегировать ответственность старшему поколению, а сама успешно руководит совсем юными сотрудниками, выстраивая для них увлекательную геймифицированную систему мотивации и вдохновляя собственным примером.

На что еще обратить внимание 

Важно, чтобы в компании была прозрачная кадровая политика, четкие карьерные маршруты, связывающие конкретные действия сотрудника с повышением в должности и ростом зарплаты, четкое описание должностных обязанностей, четкая органиграмма, четкая стратегия развития. Впрочем, даже перспективы финансового и карьерного роста не всегда побуждают NEET работать больше и лучше: например, собственник заведения дал возможность бариста утроить свой доход, предлагая гостям авторские напитки. Но бариста отказался, просто чтобы не выходить из зоны комфорта. 

Прежде всего стоит развести понятия: временно безработные — не NEET. Это люди, активно ищущие работу после увольнения, декрета или переезда. К NEET относятся те, кто не учится, не работает и не предпринимает системных попыток это изменить. Выделяются четыре основных типа NEET:

  • Разочаровавшийся NEET: негативный опыт обратной связи в семье и в школе отбивает желание действовать. 
  • Пассивный NEET: не готов учиться или искать работу в реальном мире из-за нехватки уверенности в себе как основы мотивации.
  • Замкнутый NEET: не в состоянии взаимодействовать с обществом в реальности (не из-за особенностей здоровья), так как ожидает только негативной обратной связи и давления, уходит в виртуальный мир и онлайн-деятельность.
  • Антисоциальный NEET: чувствует себя комфортно, лишь когда не учится и не работает (не взаимодействует с обществом ни в какой форме, обвиняя общество в своем состоянии и считая его обязанным себе; может иногда стремиться максимально переустроить мир).

Для замкнутых NEET может подойти работа в сфере IT с минимальными живыми коммуникациями. Антисоциальный тип NEET может найти себя в каких-то прорывных сферах деятельности, «ломающих» старые устои. Пассивным и разочаровавшимся NEET нужно подбирать работу, которая будет удовлетворять их потребность в индивидуальном внимании, поощрении, ощущении их ценности. Универсальным же для всех NEET решением можно назвать профессии, подразумевающие большую степень свободы и низкую степень личной ответственности. 

 

Эксперты говорят, что NEET-модель не является пожизненным диагнозом и вполне обратима. Рано или поздно NEET вынуждены вступить в рабочую жизнь — например, когда родители уже не в состоянии их обеспечивать, а государство не предоставляет социального пакета. Но не стоит обольщаться: рынок труда получает людей без опыта, с низкой мотивацией, не готовых нести ответственность, которые фактически становятся не помощниками, а обузой для сотрудников более старшего поколения.

Чек-лист для выявления NEET-соискателя

  1. Отправленное соискателем резюме не соответствует тексту вакансии, нет никакого сопроводительного письма, коррелирующего с сутью вакансии, при этом кандидат нарочито предпочитает онлайн-коммуникации и удаленную работу. 
  2. В резюме кандидата очень красивая образовательная история (много самообразования, перечисляются статусные образовательные бренды), а опыт работы незначительный. В этом случае уточните, работал ли кандидат в последние годы обучения в институте (как большинство ориентированных на карьеру людей).
  3. Соискатель пытается назначить удобное ему время созвона даже за пределами традиционного рабочего времени. Либо просто не  соблюдает договоренности с HR-специалистом. Сюда же — попытки кандидата коммуницировать с  потенциальным руководителем «на равных». 
  4.  Кандидат не приемлет никакого контроля или оценки со стороны другого человека. Склонен «назначить виноватым» кого угодно, кроме себя. 
  5. Все инициативы кандидата направлены на облегчение собственных задач, а не на расширение своей сферы деятельности. Карьерный рост расценивается лишь как способ больше делегировать, а не брать на себя дополнительную ответственность.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+