К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Цифровой след: почему отсутствие соцсетей стало тревожным сигналом для работодателей

Фото Jeremy Moeller / Getty Images
Фото Jeremy Moeller / Getty Images
Еще несколько лет назад карьерные консультанты советовали тщательно «чистить» профили в соцсетях и скрывать старые фотографии перед поиском работы. Сегодня эта рекомендация теряет смысл — на фоне взрывного роста поддельных резюме и дипфейк-интервью отсутствие цифрового следа может показаться рекрутерам подозрительнее, чем посты о вечеринках. Forbes Life рассказывает, как работодатели считывают информацию о соискателе в Сети и как должна выглядеть страница в соцсетях, чтобы вас пригласили на работу

По прогнозам Gartner, каждый четвертый аккаунт соискателя к 2028 году будет фейковым. Речь идет не только о поддельных резюме и страницах в социальных сетях, но и об интервью, в которых используются дипфейк-технологии — виртуальные кандидаты, которых не отличить от реального человека.

В ответ на рост фальшивых аккаунтов компании начали усиливать проверку соискателей: возвращать офлайн-собеседования, вводить биометрические проверки и чаще обращаться к скринингу профилей в публичном пространстве. По словам Язили Насибуллиной, основателя школы Tech-recruiter, анализ соцсетей всегда был частью работы хедхантеров, особенно с C-level-должностями. Раньше такие проверки проводились вручную через Google, LinkedIn и Telegram, а сегодня — с помощью ИИ. Технология позволяет в разы быстрее находить слабые места в биографии специалистов и получать по ним подробный отчет. Среди наиболее популярных инструментов, которые применяют в России для ИИ-скрининга резюме, — Perplexity, DeepSeek, Qwen и решения от Яндекса. При этом ИИ позволяет не только проверять конкретные факты о человеке, но и распознавать красные флаги, которые могут косвенно указывать на фейковость аккаунта. Среди ключевых маркеров:

  • Подлинность личности и «жизненный цикл» аккаунтов — дата создания, противоречивость имен, местоположение, хронология фотографий;
  • Непрерывность карьеры — совпадение резюме, портфолио, профиля на LinkedIn и так далее;
  • Поведенческие сигналы — частота публикаций, реакции на посты, публичные комментарии;
  • Аномалии интервью — рассинхронизация мимики и звука, идеальные ответы, подглядывание в браузер во время онлайн-собеседований.

«Чаще всего подозрение вызывают  свежесозданные или чрезмерно активные аккаунты — именно они обычно оказываются подделками», — рассказывает Язиля Насибуллина.

 

Запрос на проверку кандидатов посредством ИИ стал настолько массовым и популярным, что появились специализированные платформы для проверки соцсетей с помощью нейросетей. Например, Ferretly, по состоянию на 2025 год, заключила контракты с более чем 1000 компаниями, среди которых числится даже администрация Великобритании, Австралии и Канады. По каждому соискателю платформа подготавливает отчет, который включает анализ поведенческих паттернов, стиля общения и вовлеченности в социально-профессиональную жизнь.

Вместе с тем Алексей Макаров, эксперт по AI, спикер конференций «Матемаркетинг»  и «Будущее с ИИ» от Skillbox считает, что ИИ далек от идеального решения для борьбы с фейковыми соискателями. Модели хорошо определяют поверхностные сигналы — содержание постов, регулярность активности, совпадение данных в разных источниках. Но им все еще трудно считывать нестандартную информацию. Допустим, ироничная публикация о компании может считываться им как негатив в отношении работодателя: «Алгоритмы настроены на поиск усредненных паттернов. Это приводит к тому, что «нестандартные» страницы кандидатов могут автоматически отклоняться», — подытоживает Макаров. Таким образом, эксперт верит, что на текущем уровне развития технология не может полностью заменить человека при оценке соцсетей.

 

Влияние соцсетей на карьеру — от отказа на работе до карьерного роста

Кажется, самый простой способ защититься от неудачного скрининга — удалить свой профиль в социальных медиа. По опросу JDP, около 50% респондентов так и поступают, а 43% использовали настройки приватности, чтобы скрыть информацию от работодателей.

Однако отсутствие цифрового следа может вызывать у менеджеров по найму больше вопросов, чем почищенная страница, — 47% представителей компаний заявили, что вряд ли пригласят человека на собеседование, если не смогут найти его в интернете. Так, в июле 2025 года HR-специалист публично призналась, что отклонила кандидата только из-за неактивного LinkedIn-аккаунта — несмотря на впечатляющие навыки и резюме. По мнению работодателей, отсутствие в Сети является потенциальным риском из-за недостатка данных о человеке: сложнее подтвердить опыт человека, рекомендации и софт-скилы. В такой ситуации компании проще нанять человека с понятной онлайн-историей, чем идти на риск столкнуться с фейком или тратить ресурсы на дополнительные поиски истории кандидата.

Если несколько лет назад работодатели могли негативно относиться к активному ведению соцсетей, то сегодня это буквально неотъемлемый атрибут любого соискателя: «Если у человека нет цифрового следа, значит, либо он скрывается, либо его стоит проверить особенно тщательно. Скорее всего, в ближайшие годы цифровое «портфолио» станет таким же обязательным этапом найма, как проверка рекомендаций», — подчеркивает Язиля Насибуллина.

 

Таким образом, специалисты, которые ведут социальные сети, сегодня выигрывают в карьерной гонке у тех, кто удаляет аккаунты или остается в пассивной позиции. Например, Эльви Каперонис после увольнения из крупной технологической компании начала делиться экспертным контентом в LinkedIn. Активное ведение страницы помогло ей построить успешную карьеру коуча с миллионными контрактами. И таких историй, когда социальные медиа помогли построить карьеру или получить выгодный проект, действительно немало. Это подтверждает и сухая статистика — по данным Kinsta, 122 млн людей были приглашены на интервью с помощью страницы на LinkedIn, а 35,5 млн были наняты людьми из своей сети контактов в профессиональной соцсети. 

Как сохранить цифровую репутацию и выглядеть убедительно в глазах работодателя

Эксперты советуют мыслить не категориями «чистить или скрывать», а создавать аутентичный цифровой след. Для этого они предлагают придерживаться следующих принципов:

  • Не удаляйте аккаунты. Отсутствие в социальных сетях сегодня может стать красным флагом. По мнению Майка Бруни, специалиста по подбору персонала и партнера консалтингового агентства Talent Acquisition Strategies, это вызывает у работодателей слишком много подозрений: «Если вы соискатель, активно ищущий работу или новую должность, крайне важно, чтобы ваш образ в социальных сетях отражал профессионализм и увлеченность выбранной вами карьерой», — утверждает он.
  • Если на странице присутствует спорный контент, лучше его заархивировать, но не удалять — алгоритмы считывают и это: «Информация об удаленном контенте может сохраниться в кеше, и его исчезновение скорее вызовет подозрение у алгоритмов, нежели пользу», — поясняет Гунджан Раваль, Social Media Strategist в Intel. 
  • Выкладывайте одинаковую достоверную информацию на всех источниках. ИИ способен анализировать информацию на разных источниках и собирать несоответствия, поэтому обязательно проверяйте, совпадают ли ваши имя, опыт, предыдущие и текущие должности и компании на всех ресурсах: «Ваш цифровой след рассказывает вашу историю, и если эта история не совпадает с вашим резюме, рекрутеры это сразу заметят», — говорит Джейсон Моррис, бизнес-эксперт американского агентства My Profit Engine. 
  • Публикуйте профессиональный контент — проекты, кейсы, презентации, профессиональные посты. Но лучше добавлять посты дозированно, чтобы алгоритмы не приняли вас за бота.
  • Добавляйте доказательства вашего профессионализма и связи с профсообществом. Это могут быть рекомендации на LinkedIn, фото с конференций, упоминания в проектах и прочее: «Важно, чтобы виртуальная активность совпадала с реальными результатами. Простая гонка за видимостью быстро обесценится, а вот социальное доказательство пользы останется ключевым», — говорит Алексей Макаров.
  • Избегайте токсичности. Исследования показывают, что жалобы на бывших работодателей, посты с радикальными взглядами, агрессивные комментарии могут привести к отклонению кандидатуры соискателя.
  • Проверяйте себя в поиске. Раз в несколько месяцев ищите свое имя в режиме инкогнито в любой из поисковых систем, чтобы проверить, какая информация о вас есть в Сети.

Если все же вам приходится создавать новый аккаунт, заполняйте его постами постепенно — новые страницы без истории могут даже попасть под блокировку. «Алгоритмам нужно время, чтобы пройтись по страницам и зафиксировать их в поиске. Поэтому важно вести страницы регулярно, но не каждый день», — советует Язиля Насибуллина.

Что дальше

Есть вероятность, что цифровой след станет частью профессионального портфолио — таким же обязательным, как диплом или рекомендации. Для соискателей это будет означать необходимость выстраивать осознанную онлайн-идентичность.

Тем временем Алексей Макаров подчеркивает очевидное противоречие в сложившейся ситуации: с одной стороны, для карьерного продвижения полезно вести соцсети, с другой стороны — в эпоху больших языковых моделей контент может быть полностью сгенерирован ИИ. Цифровой след может попросту не отображать реальные знания и опыт человека. В результате рекрутерам трудно понять, насколько активность в Сети подкреплена экспертизой. 

 

Поэтому эксперт считает, что если у вас нет острой необходимости, участвовать в гонке за видимостью в Сети не стоит. «Сегодня люди все больше устают от обилия контента, от чего в том числе страдает продуктивность в работе. Возможно, в скором времени отсутствие активности в соцсетях будет показателем того, что человек компетентен, а не поводом для подозрительности», — говорит Алексей Макаров.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+