К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Город Гиляровского и искусство шестидесятников: что смотреть на выставках этой осенью

Николай Ульянов, «Улица Москвы. 1910-е» (СОХМ)
Николай Ульянов, «Улица Москвы. 1910-е» (СОХМ)
Новый Музейный центр «Масловка. Городок художников», архитектурные и художественные опыты Якова Чернихова и азбука авангарда — Forbes Life рассказывает, какие выставки представляют московские музеи этой осенью
«Московские нонконформисты. Поиск идентичности» и другие выставки
Дмитрий Филимонов, «Волшебный зверь в пустыне» (галерея «Небеса»)

«Московские нонконформисты. Поиск идентичности» и другие выставки

Где: арт-пространство Cube.Moscow

Когда: до 26 октября

13 новых выставок современного искусства работают в Cube.Moscow до конца октября. Arts Square Gallery представляет групповой проект «Московские нонконформисты. Поиск идентичности» с работами Анатолия Зверева, Евгения Чубарова, Бориса Свешникова. В галерее «Небеса» проходит персональная выставка живущего в Париже молодого художника Дмитрия Филимонова «Существа, которых мы не видели» с яркими образами из его воображаемой вселенной.

MSCA Gallery совместно с Фондом поддержки современного искусства «Лещукфонд» собрала выставку «Труд» с работами выпускниц Московской школы современного искусства. Экспонаты самые разные — от напоминающего «аптечные шкафчики» Дэмиена Херста проекта Хекубы Шанро, который она видит как своего рода лабораторию по производству смысла, до инсталляции Анны Берч в виде замкнутого пространства из стеклоблоков, внутри которого на пол проецируется фрагмент из «Лебединого озера».

«Разум и чувства»
Владимир Вейсберг, «Пять кубов и шарик» (Фонд культуры «Екатерина»)

«Разум и чувства»

Где: Фонд культуры «Екатерина» 

Когда: до 16 ноября

Куратор Анна Романова исследует искусство шестидесятников нежно. Деликатно, как скорлупу с хорошо проваренного яйца, она отделяет душу от тела: выставку «Разум и чувства» открывают большие холсты позднего Дмитрия Плавинского с изображением черепах и гигантских яиц. В одном из сюжетов пластина то ли черепахового панциря, то ли ювелирного яйца Фаберже приоткрывается и оттуда светит неземной золотой луч.

Дальше — больше. В молочном тумане растворяется мир со множества полотен Вейсберга. Отбросив всякие представления о телесности и географии, фиксирует в белом пространстве траекторию полета птички-души Эдуард Штейнберг, ловит ее в пейзаже Олег Васильев, ищут в геометрических и концептуальных построениях  Виктор Пивоваров и Илья Кабаков. Натюрмортам Дмитрия Краснопевцева с его vanitas и memеnto mori (помни о смерти) приходит призыв memento vivere (помни о жизни). Как пишет Эрик Булатов (еще один участник выставки) о белом свете: «Что в основе — темнота или свет? Я все тверже убеждаюсь, что в основе свет. Свет — это моя вера. Я верю, что какая бы ни была темнота, в основе все-таки свет». А за ним — Франсиско Инфанте с его изображениями спирали на белом фоне, метафизическим символом бесконечности. Закольцованность образов развивает в своих видеоработах сын художников Франсиско Инфанте и Нины Горюновой художник Платон Инфанте. И так — 50 лет в искусстве, 200 произведений метафизики, от Краснопевцева и Плавинского до Никиты Алексеева и «Синего супа». 

«Фундаментальный лексикон» и другие новые выставки
Сергей Мироненко, Art From Russia Out Of Fashion (Фонд «Синара»)

«Фундаментальный лексикон» и другие новые выставки

Где: Мультимедиа Арт Музей, Москва

Когда: до 30 ноября 

В рамках нового выставочного сезона МАММ продолжает знакомить посетителей с выдающимися частными собраниями. На первых двух этажах музея расположилась подборка работ из собрания екатеринбургского Фонда «Синара». Проект «Фундаментальный лексикон» объединил произведения классиков отечественного современного искусства, таких как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев, Михаил Рогинский. Выставка «Вдох выдох» — ретроспектива умершей этим летом художницы Ани Желудь, в которую вошел целый ряд ее знаковых работ.

Кроме того, в МАММ проходит выставка классика российского современного искусства Андрея Гросицкого «Опознанный объект», приуроченная к его 90-летию; персональный проект Владимира Грига «Спасибо вам, что были с нами» с работами в сложной и трудоемкой технике мозаики из стекляруса на холсте; выставка фотографий Ивана Филатова «История села Ижевское».

«Ирина Затуловская. Жизнь»
Ирина Затуловская, «Только что родился» (ММОМА)

«Ирина Затуловская. Жизнь»

Где: ММОМА на Гоголевском бульваре

Когда: до 30 ноября

Создавая свои кажущиеся простыми образы, Ирина Затуловская часто отталкивается от особенностей исходного материала, будь то лист ржавого кровельного железа, фрагменты пришедших в негодность предметов мебели, куски дерева или картона. Из любого несовершенства этих поверхностей художница способна создать зерно будущего образа.

В залах ММОМА на Гоголевском бульваре собрано более 300 произведений Затуловской, включая живопись, графику, вышивки и многое другое. Проект под названием «Жизнь» охватывает весь творческий путь художницы: от ранних работ до зрелых экспериментов, от античных сюжетов до фольклорных мотивов.

«(Не)видимый Город М.»
Музейный центр «Масловка. Городок художников» (Алексей Народницкий)

«(Не)видимый Город М.»

Где: Музейный центр «Масловка. Городок художников» 

Когда: до 7 января 2026 года

«Маленький музей с большими амбициями» — такими словам описывает недавно открывшийся Музейный центр «Масловка. Городок художников» его научный руководитель искусствовед Кирилл Светляков. Новая институция заняла один из этажей бывшего детского сада городка художников, появившегося на Масловке в 1920–1930-е годы. Работы художников этой первой в своем роде арт-коммуны в экспозиции дополнены историческими артефактами и архивными материалами.

Кажется, что им «подыгрывает» само пространство: на полотне Эдуарда Багровского виднеется плитка, фрагмент которой сохранили на полу музея, а картины Юрия Пименова висят у окна, из которого виднеется его бывший подъезд. Главный шедевр собрания  — «Портрет Натальи Пименовой», жены художника, кисти Самуила Адливанкина. Это ее затылок Юрий Пименов написал в своей знаменитой «Новой Москве».

«Краснопевцев. Равновесие неравного»
Дмитрий Краснопевцев, «Ваза с раковинами, бусы и морская звезда на красном фоне (Фонд «Прометей»)

«Краснопевцев. Равновесие неравного»

Где: ЦСИ AZ/ART 

Когда: до 8 января 2026 года

Центр современного искусства AZ/ART ближайшие несколько месяцев — центр творческой вселенной Дмитрия Краснопевцева. Выставка «Равновесие неравного» приурочена к 100-летию со дня рождения одного из главных неофициальных советских художников-шестидесятников. В AZ/ART не просто показывают его узнаваемые «метафизические натюрморты», но и рассказывают, как Краснопевцев пришел к их созданию.

В экспозиции собраны ранние работы мастера, в которых еще был цвет и даже встречались люди. Отдельное место занимают карандашные эскизы с набросками, из которых вырастали будущие натюрморты. Их художник–постановщик выставки Катя Бочавар дополнила уникальными артефактами из его мастерской: раковинами, сосудами, подсвечниками и другими предметами. 

«Яков Чернихов. Образ будущего»
Яков Чернихов, «Надуманная сложная пространственная композиция №89» (Фонд имени Якова Чернихова)

«Яков Чернихов. Образ будущего»

Где: Еврейский музей и центр толерантности 

Когда: до 11 января 2026 года

Ученик великих в Императорской академии художеств, архитектор Яков Чернихов сам стал великим учителем, рисовальщиком и теоретиком. Поэтому его выставку нужно смотреть дважды. В начале ретроспективы зрителей заманивают виртуозной графикой, изобилующей причудливыми орнаментами и образами, напоминающими и супрематические фигуры Малевича, и рисунки Пиранези.

Экспозиция объединила более 500 работ разных лет, от которых буквально разбегаются глаза. От создания новых пантеонов, до переосмысления шрифтов, — недаром внук Якова Чернихова, тоже архитектор, Андрей Чернихов уверен, вот уж кто был «кремлевский мечтатель», так это точно его дед.  «Умение фантазировать есть первая основа новой архитектуры», — так Яков Чернихов определял свое творческое кредо. Ощутить провидческую силу Чернихова заставляет помещенный в последний зал видеоролик с кадрами из современных компьютерных игр и футуристических фильмов. После просмотра можно начинать смотреть выставку заново: более детально знакомиться с его  работами и отмечать визуальные рифмы с абстрактным экспрессионизмом или даже поп-артом. 

«Путь к авангарду»
Иван Чуйков, «Окно IV» (ГТГ)

«Путь к авангарду»

Где: Центр «Зотов» 

Когда: до 18 января 2026 года

Новая выставка в Центре «Зотов» рассказывает, как в 1980-е годы происходило сближение «первого» и «второго» русского авангарда. Важную роль в этом процессе сыграл выходивший в Париже на протяжении семи лет журнал «А-Я», изданием которого занимались художник Игорь Шелковский и Александр Сидоров. На его страницах впервые появились работы Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Олега Васильева и других неофициальных советских художников. В разделе «Наследие» публиковались материалы о русском авангарде начала ХХ века, показывать и изучать который долгое время было нельзя.

Кураторы Анна Замрий и Ирина Горлова собрали более 350 экспонатов, включая работы Казимира Малевича, Павла Филонова и Эль Лисицкого, тем самым продолжая начатый на страницах журнала диалог между творчеством представителей «первого» и «второго» авангарда. 

«Свой человек. Владимир Гиляровский»
Николай Ульянов, «Улица Москвы. 1910-е» (СОХМ)

«Свой человек. Владимир Гиляровский»

Где: Музей русского импрессионизма 

Когда: с 16 октября до 25 января 2026 года

Рассказ о «короле репортеров» Владимире Гиляровском невозможен в отрыве от истории города, который он увековечил в книге «Москва и москвичи». Произведения искусства на выставке дополнят предметами из фондов Политехнического музея, портретами бытовой Москвы времен Гиляровского: печатными машинками, телефоном Александра Белла, граммофонами и портативными фотоаппаратами Kodak, которыми активно пользовался сам Гиляровский.

Они позволят показать, как сильно Москва менялась на протяжении долгой и насыщенной жизни автора, родившегося в середине XIX века, а умершего в год запуска московского метрополитена. По случаю выставки в Москву из Астрахани впервые приедет и знаменитый портрет Гиляровского кисти Сергея Малютина. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+