К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Очень странные дела» вернулись: почему пятый сезон не разочарует зрителей

Кадр из пятого сезона сериала «Очень странные дела»
Кадр из пятого сезона сериала «Очень странные дела»
В ночь на 27 ноября на Netflix вышла первая часть последнего, пятого, сезона «Очень странных дел». Его развязка станет, вероятно, крупнейшим событием в мире сериалов не только в 2025 году, но и за несколько последних лет. Историк культуры Святослав Иванов без спойлеров рассказывает, как сериалу удается не сбавлять темп и почему тем, кто его не смотрел, сейчас самое время начать

Погожий ноябрь 1987 года; в захолустном американском городке Хокинсе длится чрезвычайное положение из-за случившегося полутора годами ранее прорыва монструозных сущностей из параллельного мира — часть территории оцеплена, повсюду ходят военные. В городке тайно оперирует организация из десятка школьников, выпускников и нескольких взрослых, которых легко принять за одержимых. Они организуют вылазки в параллельный мир с целью уничтожить живущего там злодея — могучего экстрасенса, виновного во множестве смертей и других страданиях.

Пятый сезон «Очень странных дел» стартует почти без экспозиции, что слегка рискованно для сериала, который выходит с такими большими перерывами (предыдущий сезон выпустили в 2022 году). С первых же сцен три группы персонажей обмениваются шифрованными сигналами, чтобы подготовить новую хитроумную атаку на потустороннего противника. В глазах любого зрителя, смотревшего сериал по мере выхода, картинка сперва выглядит хаотично, но по ходу первой серии связи между персонажами и нюансы предыстории вспоминаются, а дальше сюжет выходит на крейсерскую скорость и выдает вираж за виражом.

Кадр из пятого сезона сериала «Очень странные дела»

Невозможно удержаться от того, чтобы сравнить с героями сериала самих его создателей. Там тоже «младшие» — братья Мэтт и Росс Дафферы, для которых первый сезон «Очень странных дел» был почти дебютом, — сотрудничают со «старшими» — продюсером и режиссером некоторых серий Шоном Леви, а также множеством маститых соавторов (в этом сезоне пару серий снял Фрэнк Дарабонт, известный по «Побегу из Шоушенка»). Они тоже уже давно ввязались в историю о пропавшем мальчике в стилистике Стивена Кинга — а годы спустя концентрируются на сложносочиненном противостоянии силам зла: чертят таблицы, переставляют фигурки, переговариваются по рации — и, конечно, активно применяют познания в поп-культуре 1980-х.

 

В одной из сцен нового сезона персонажу нужно ввести в заблуждение другого, и он, почти не задумываясь, использует в качестве отговорки выражение «потоковый накопитель» — вымышленный механизм из «Назад в будущее», обеспечивающий работу машины времени. Герои используют фильмы, сериалы, песни и книги для решения своих утилитарных задач — один в один братья Дафферы, с огромным удовольствием заполняющие любую лакуну отсылками и аллюзиями. В другой сцене персонажи устраивают изощренную засаду на монстров в чьем-то коттедже — и зрителю доставляет удовольствие не только захватывающая сцена, но и то, до какой степени она напоминает финальную битву в фильме «Один дома».

Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

При этом непосредственная фантастическая механика остается туманной. Конечно, самые преданные фанаты сериала держат в уме взаимосвязи между параллельной реальностью, секретными экспериментами, сверхспособностями части персонажей и разновидностями склизких чудищ. Однако для вовлеченного просмотра шоу глубоко вникать в эту мифологию совершенно необязательно, а задумываться о ее банальности — так вообще вредно. К тому же душа «Странных дел» живет совсем не в жуткой Изнанке, а в простом человеческом.

 

Если задуматься, то «Очень странные дела» — своего рода спрессованная мыльная опера, где множество персонажей связаны всеми видами взаимоотношений: дружба юношеская и взрослая, влюбленность взаимная и невзаимная, любовь родительско-детская и братско-сестринская. Уважение, зависть, ревность и любопытство к другому человеку (часто неожиданному) постоянно становится двигателем сюжета. Иногда герои попадают в трудные обстоятельства в экспериментальном составе — и вдруг два персонажа, которые прежде едва контактировали, находят, в чем друг с другом сблизиться и о чем горячо поспорить.

На пользу калейдоскопу характеров пошло и его затянувшееся производство в сочетании с повышенным вниманием к актерскому составу (сопоставимый эффект в таком масштабе вызывали только фильмы о Гарри Поттере). Но в кадре на глазах у зрителей взрослеют не только актеры и актрисы, но трансформируются и сами персонажи, минуя детство, отрочество и юность.

Кадр из первого сезона сериала «Очень странные дела»

А в конечном счете — очередная метатекстуальность — у нас на глазах красиво повзрослел и трансформировался сам сериал. Из уютного ностальгического шоу, относительно неспешного и камерного, «Очень странные дела» выросли в блокбастер — да, по-прежнему заигрывающий с мотивами кино на VHS-кассетах и романов Кинга в мягкой обложке, но уже давно обретший свой вес, свои смыслы, свой, если угодно, вайб. 

 

Более того, по степени зрительского вовлечения и по филигранной проработке сценария и постановки «Очень странные дела» уверенно переигрывают абсолютное большинство произведений, которыми вдохновлялись братья Дафферы. Так, четвертый эпизод нового сезона получил оценку 9.8 из 10 на IMDb.

Первый сезон «Очень странных дел» был одним из продуктов, определивших лицо Netflix и в частности (конечно, после «Карточного домика»), культуру «бинджвотчинга» — запойного просмотра сериалов, подогреваемого самой площадкой. Первые три сезона по восемь-девять серий выходили одним днем, но к четвертому стриминг припомнил о преимуществах традиционного выпуска сериалов и разделил сезон на две неравных порции (семь и две серии). Финальный пятый сезон разделен на три части: четыре серии вышли 26 ноября, следующие три выйдут 25 декабря, а последняя — в последний день года.

Такая неочевидная схема сочетает лучшее из двух миров — каждая доза все равно огромная (первые выпущенные четыре серии в сумме длятся 4,5 часа), но перерывы между релизами обеспечивют ожидание и постепенный нагрев информационной среды. Не приходится сомневаться, что в ближайшие несколько недель ленты соцсетей будут переполнены обсуждениями, теориями, шутками и мемами, связанными с сериалом.

Из всех проектов последних десяти лет объем внимания и градус ожиданий от финального сезона «Очень странных дел» можно сравнить только с окончанием «Игры престолов», но детище Дафферов значительно превосходит фэнтези-сагу по бюджету: потраченные более $400 млн делают его, вероятно, самым дорогим сезоном в истории ТВ (сопоставимые суммы тратит только Amazon на «Кольца власти»).

При этом нет никаких сомнений, что, в отличие от «Игры престолов», концовка «Очень странных дел» будет принята если не с восторгом, то с глубоким удовлетворением. У сериала случались слабые места и провисающие сюжетные линии, но нельзя сказать, что их концентрация нарастала, а чтобы искать изъяны в первых сериях пятого сезона, нужно быть профессиональным мизантропом. Чтобы развязка саги всерьез разочаровала существенную часть зрителей, должно было произойти какое-то удивительное стечение неудачных обстоятельств; вероятность этого стремится к нулю.

 

Одно из важных достоинств «Очень странных дел» — их относительная лаконичность: первые четыре сезона состоят всего-то из 34 серий. Так что всем, кто их не смотрел, предоставляется уникальный шанс пройти этот курс экстерном — и сдать финальный экзамен вместе со всеми, в первые дни нового года.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+