Карьера «на минималках», собеседования с мамами и тихий срыв: карьерные тренды — 2025

Эксперты сходятся во мнении, что 2025 год стал годом активной перестройки рынка труда — это видно как по экономическим, так и по кадровым изменениям. Самые показательные перемены коснулись сотрудников в США, где работодатели объявили о более чем 1,17 млн увольнений, в том числе в крупнейших корпорациях вроде Amazon, Verizon и UPS. Аналитики отмечают, что это самое большое число со времен пандемии 2020 года. Наряду с этим планы по найму в США снизились до минимума с 2010-го года.
В России ситуация похожая — согласно отчету hh.ru, число вакансий в июне 2025 года было на 25% ниже, чем в июне 2024 года. В то же время количество активных резюме увеличилось на 25% за тот же период, а свежих резюме стало больше на 36%. В качестве причин роста конкуренции на рынке труда эксперты выделяют экономическую неопределенность, повышение расходов в организациях, снижение инвестиций и бюджетов.
Впрочем, центральное место в этом списке занимают автоматизация и внедрение ИИ в рабочие процессы — 41% работодателей планируют сократить персонал, внедрив технологию. Такие визионеры, как Билл Гейтс, Илон Маск и Дженсен Хуанг говорят, что ИИ уже вытесняет целый ряд рутинных функций, а специалистам придется пересматривать свои карьерные планы, чтобы выжить на рынке труда: «ИИ изменит множество рабочих мест, полностью уничтожит некоторые из них и создаст много новых», — делится мнением Сэм Альтман, CEO OpenAI.
Тем не менее, похоже, что работники не стремятся быстрее получать навыки — 28% компаний не могут найти подходящих специалистов из-за недостатка нужных компетенций, среди которых аналитика данных, работа с нейросетями и кибербезопасность. Но есть и позитивная сторона — более половины работодателей готовы обучать сотрудников ИИ-навыкам и запускают образовательные программы по этой теме.
Какие еще карьерные тренды проявились в 2025 году — рассказываем ниже.
«Тихое» и «громкое»: новые форматы увольнения сотрудников
Ситуация, когда руководство умышленно подталкивает сотрудника к заявлению на увольнение «по собственному», стара как мир. Но недавно у нее появилось официальное название — «тихое» сокращение. Термин появился после волны увольнений персонала в 2024–2025 годах. В попытке избежать широкой огласки, юридической ответственности и больших компенсаций, компании ставили сотрудников в неудобное положение, например, выводили в офис, хотя человек работал удаленно из другого города — так поступили в Amazon, в результате чего 73% людей захотели покинуть корпорацию.
На другой стороне — «громкое» увольнение, когда человек покидает компанию максимально публично и демонстративно, часто внезапно и в самый неподходящий момент. По данным платформы для поиска работы Monster, 47% опрошенных имели подобный опыт, и в основном это молодые люди от 18 до 34 лет. По словам психологов, такое поведение, действительно, больше свойственно поколению Z, поскольку они выросли в культуре, в которой принято жестко обозначать свои границы.
Работа есть, а вовлеченности и результатов нет
Работодатели стали чаще сталкиваться с тем, что работники формально присутствуют в офисе и выполняют задачи, но не показывают реальной эффективности. Например, около 58% сотрудников лишь делают вид, что работают, или, говоря иначе, занимаются гостворкингом (англ. «ghost working»). Психологи утверждают, что за таким поведением обычно кроется не безделье, а потеря мотивации и выгорание.
Но выполненные KPI — не всегда хороший индикатор состояния сотрудника. Если человек раньше проявлял мотивацию и энтузиазм, а затем резко перестал приносить идеи, стремиться к развитию, то это может быть сигналом «тихого срыва». Похожий феномен — «тихое выгорание», что означает постепенную потерю интереса, смысла и эффективности, которую ни сотрудник, ни менеджмент не замечают до критического момента.
Организации, со своей стороны, не оставляют растущую проблему без внимания — практически у всех крупных работодателей уже есть программы благополучия (обычно включают психологические консультации, тренинги по стресс-менеджменту и осознанности и другое), а 93% планируют их расширить.
Карьера на минималках: выбор зумеров
Молодое поколение все чаще выбирает карьерный минимализм — исполнение базового минимума обязанностей и получения зарплаты, которой будет хватать на самое необходимое. С одной стороны, такой выбор связан с глубокими сдвигами в ценностях, опыте и условиях формирования личности нового поколения. Вместо карьерного роста и культа переработок молодые люди хотят сохранять баланс между карьерой и качеством жизни и сосредоточиться на том, что для них действительно важно.
С другой — это дань трендам. По данным Resume Builder, 41% представителей поколения Z основывают свои карьерные решения именно на советах из TikTok. Именно из популярной соцсети появились такие подходы к работе, как Act Your Wage («работай не больше, чем тебе платят»), Bare Minimum Monday («минимум работы по понедельникам») и Lazy Girl Job («работа ленивой девушки»). Опросы показывают, что количество рабочих часов среди молодежи уже значительно снизилось.
Трудовой нигилизм
Некоторые выбирают вообще никогда не работать и не получать образование, а придерживаться принципам трудового нигилизма. Так, набирают популярность концепции NILF (Not in Labor Force — «не входит в состав рабочей силы») и NEET (Not in Employment, Education, or Training — «неработающий и неучащийся»). В первом случае человек может иметь за плечами образование и опыт работы, во втором — полностью отрицает традиционные модели занятости.
Приверженцы этих подходов ставят во главу здоровье и личные ценности, а также придерживаются философии YOLO (You Only Live Once — «живем один раз»). По словам экспертов, причин на это несколько: это воспитание и окружающая среда, высокая конкуренция, FOMO (Fear of Missing Out — «страх упущенной возможности»), пересмотр приоритетов после пандемии COVID-19. Таким образом, уровень безработицы у молодых людей от 16 до 24 лет в Великобритании достиг 15,3 % — максимума за последнее десятилетие.
Сверхзанятость и поливоркинг
Каждый третий сотрудник с высшим образованием, наоборот, предпочитает быть «сверхзанятым» — совмещать две работы или более на полной ставке. В России 17% специалистов работают на нескольких работодателей, а около 62% подрабатывают периодически или на постоянной основе. Такой режим позволяет поддерживать высокий доход и карьерный рост, но одновременно ведет к повышенному уровню стресса, усталости и выгоранию. Параллельно развивается поливоркинг — почти половина молодых соискателей ищут вакансии с гибким графиком или удаленкой, чтобы совмещать несколько проектов. По данным сервиса hh.ru, чаще всего такой запрос возникает у обслуживающего персонала (68%), работников сферы искусства, развлечений и медиа (63%), представителей образовательной сферы (60%), а также занятых в автобизнесе (42%) и страховании (43%). Однозначное отношение к тренду еще не устоялось: зумеры считают, что поливоркинг помогает больше зарабатывать и «постоянно пробовать себя в чем-то новом», а психологи — что это путь к выгоранию и развитию тревожности.
Пенсия не только для пенсионеров
Среди молодых специалистов набирает популярность стратегия FIRE (Financial Independence, Retire Early) — активное накопление и инвестирование денежных средств для выхода на пенсию до 35 лет. Для этого молодые люди снижают расходы и берут по несколько проектов разом. Несмотря на популярность стратегии, немногие действительно выходят на пенсию в раннем возрасте: всего 1% — в 40–44 года.
Те, кто не готов попрощаться с работой навсегда, теперь уходят на мини‑пенсию — зумеры откладывают часть дохода, чтобы взять длительный перерыв от обязанностей: на несколько месяцев и даже лет Это позволяет им не только совмещать карьеру и отдых, но и «сбежать» от выгорания, получить пространство для саморазвития и возможность разобраться в себе и своих приоритетах. Между тем работодатели нередко поддерживают сотрудников в такой инициативе и предоставляют саббатикал — длительный отпуск без увольнения.
Работа — дело семейное
Исследование ResumeTemplates показало, что 77% представителей поколения Z приходили на собеседования вместе с родителями. Родственники могут не только сопровождать кандидата, но и участвовать в интервью — задавать вопросы о графике, уровне стресса, переработках и стабильности.
На первый взгляд это может выглядеть как инфантилизм, но эксперты считают, что речь идет о симптоме более глубоких изменений в трудовой культуре. Зумеры выходят на рынок труда в условиях высокой неопределенности и тревожности, поэтому семья становится для них не только эмоциональной опорой, но и участником карьерных решений.
