К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Праздник жизни и искусства на $565 млн: как прошла ярмарка Art Basel Miami Beach 2025

Роботы-собаки Beeple (Фото  Arturo Holmes / Getty Images)
Роботы-собаки Beeple (Фото Arturo Holmes / Getty Images)
Art Basel Miami Beach — крупнейшее ежегодное событие для Майами — по традиции завершает год. В 2025 году, по оценкам The Boyd Company, ярмарка принесла городу $565 млн (по сравнению с $547 млн в 2024-м) — в условиях турбулентного арт-рынка «праздник жизни» в Майами устойчиво держится на плаву. Что продавали и покупали, выясняет историк искусства Вероника Кандаурова

Стратегическая перезагрузка ярмарки

В 23-й ярмарке Art Basel Miami Beach участвовали 283 галереи из 43 стран, из них 49 — дебютанты. Ярмарка привлекла более 80 000 посетителей, что немногим, но больше по сравнению с 2024 годом. Последние два года ей руководит директор Бриджет Финн. Галерист в прошлом, до прихода в команду Art Basel Финн работала в Anton Kern Gallery и Mitchell Innes & Nash, а в 2017 году вместе со своим деловым партнером Терезой Рейес основала в Детройте галерею Reyes Finn.

Два года ее руководства Art Basel Miami Beach показали, что в Майами коммерческий успех сочетается с кураторской амбициозностью и демократичным отношением к молодым галереям и художникам. В секции Meridians куратор Ясмиль Рэймонд, экс-заместитель куратора в Walker Art Center, куратор в Dia Art Foundation и MoMA, собрала масштабные институциональные проекты, объединенные темой The Shape of Time («Форма времени»).

Были представлены 19 работ художников разных поколений и стран, посвященные тому, как искусство может воплощать, искажать и приостанавливать время. Среди них — иммерсивная видеоинсталляция аргентинской художницы Сильвии Ривас  «Жужжание» (2009). С помощью многослойной проекции и звука Ривас визуализирует течение времени — напряжение между застоем и трансформацией — как неумолимое и одновременно абсурдное.  

 

Галерея из Нью-Йорка Freight+Volume представила работу «Последняя библиотека IV: Написано в воде» (2020–2025), где художник Уорд Шелли создал интерактивную инсталляцию из бумаги и дерева с вымышленными запрещенными книгами и псевдодокументами. Работа, которая напоминает библиотеку архива — символ накопленных знаний, превращается в хранилище фейков. Сочетая скульптуру, вымысел и социальную критику, Шелли исследует развитие мифов в эпоху дезинформации, задавая вопрос: может ли истина выжить в информационном хаосе?

«Последняя библиотека IV: Написано в воде» (Фото Freight+Volume)

Галерея Tang Contemporary Art представила работу «Двойное крыло» (2016) Хуанг Юнпина — ключевой фигуры китайского авангарда и основателя движения Xiamen Dada в 1986 году. Художник обращается к сюрреализму, чтобы вернуть освободительную силу мифа. Монументальная скульптура, напоминающая гигантские крылья летучей мыши, сочетает органические и механические элементы, — результат размышлений художника о циклах разрушения и обновления и о культурной идентичности. 

 

Секция Zero 10 была посвящена проектам цифрового искусства. Ее курировал Эли Шейнман — бывший участник Proof и Yuga Labs. Своим названием секция обязана «Последней футуристической выставке картин 0,10», проходившей в Петрограде в 1915 году, где выставлялись Казимир Малевич и художники его круга. Работы, отобранные Эли Шейнманом, — проекты Beeple Studios, Heft, Nguyen Wahed, AOTM Gallery, Art Blocks, Asprey Studio, Fellowship x ARTXCODE, Pace Gallery, SOLOS, Visualize Value, — были восприняты коллекционерами благосклонно и быстро нашли покупателей. Тиражные работы Regular Animals Beeple Studios уходили по $100 000 за экземпляр. Работа Coin Laundry XCOPY получила 2,3 млн заявок на NFT. 

Роботы-собаки Beeple с лицами Пабло Пикассо, Илона Маска, Джеффа Безоса, Энди Уорхола, Марка Цукерберга, Ким Чен Ына и самого художника Майка Винкельманна, перемещаясь в специально сконструированном загоне, выдавали сами себе сертификаты подлинности. QR-код на сертификатах позволял покупателям приобретать NFT.

Beeple рассказал, что каждый робот-собака постоянно фотографирует окружающую обстановку, которая отображается на сертификатах. Полученные изображения интерпретируются в соответствии с персонажем каждой собаки. «Роботы переосмысливают реальность в стиле Пикассо и других авторов. Некоторые роботы производят NFT, некоторые — отпечатки и сертификаты», — объяснил он.

 

Неподалеку художник Майк Козловски представил пять алгоритмических настенных работ и скульптур стоимостью $25 000 и $35 000. Все они были проданы за несколько часов. Музей Толедо приобрел работу Найка Дэвиса-Окундайе за $100 000. Эти результаты позволяют рассматривать Zero 10 как успешный проект 2025 года и важную платформу для расширения цифровой экосистемы в преддверии следующей выставки Art Basel Hong Kong.

Секция Kabinett побила рекорд по количеству презентаций — 32 проекта. Формат выделенных выставок внутри стендов позволяет галереям углубляться в наследие отдельных художников, выстраивая локальные исследования внутри глобального контекста ярмарки.

Рынок: быстрые сделки на фоне системного спада

Несмотря на общую турбулентность рынка (мировые продажи, согласно отчету Art Basel и UBS, упали на 12% в 2024 году, а в США закрылись десятки галерей), первые часы превью для коллекционеров продемонстрировали силу мировых топ-галерей и вновь подтвердили статус живописи как главного медиа арт-рынка.

Самым дорогим произведением искусства, проданным в первые часы ярмарки, стал созданный Энди Уорхолом портрет американского боксера Мухаммеда Али (1977), ушедший за $18 млн со стенда Lévy Gorvy Dayan. Более 60 лет назад, в феврале 1964 года, 22-летний спортсмен Кассиус Клей потряс спортивный мир. Бой проходил на ринге в конференц-центре Майами-Бич, где сейчас базируются стенды ярмарки. Клей нокаутировал Сонни Листона. Поединок оказался судьбоносным для победителя: боксер стал мировой знаменитостью, борцом за гражданские права. Портрет Али, созданный Уорхолом 13 лет спустя после боя, стал культовым изображением спортсмена. Как рассказал галерист Бретт Горви, работа была выставлена ​​на продажу всего за десять дней до ярмарки. Портрет купили в первый же день, его место на стенде заняла работа Баския. 

Энди Уорхол, «Мухаммед Али»

Галерея David Zwirner продала абстракцию Герхарда Рихтера (2016) за $5,5 млн, портрет кисти Элис Нил (1967) за $3,3 млн, две работы Йозефа Альберса из серии «Посвящение площади» за $2,2 и $2,5 млн, Рут Асаву (1968) и Дану Шутц — по $1,2 млн. 

 

Галерея Hauser & Wirth сообщила о шести продажах свыше $1 млн. Среди наиболее значимых: Луиза Буржуа «Мистер Фоллетт: Детский сад» (1944) стоимостью $2,5 млн и металлическая скульптура «Постоянный антагонизм» (1946–1948) за $3,2 млн. А также работа Джорджа Кондо «Без названия (картина такси)» (2011) за $4 млн.

Галерея Gladstone продала Роберта Раушенберга Copperhead за $1,5 млн и четыре рисунка Кондо. Барбара Глэдстоун также сообщила про несколько продаж ярких скульптур Уго Рондиноне из серии «Семь волшебных гор» в пустыне Невады.

Галерея Almine Rech продала картину Пабло Пикассо за $2,8–3 млн, а новая работа из серии «Стеклянные работы» Джеймса Таррелла нашла покупателя примерно за $1 млн. В галерее Thaddaeus Ropac две картины Алекса Каца — Orange Hat 2 (1973) и «Полевые цветы 1» (2010) — были проданы за $2,5 млн и $1,5 млн соответственно, а автопортрет Георга Базелица 1997 года ушел за чуть более $1,1 млн.

Галерея White Cube сделала ставку на британцев: продала акриловую живопись Трейси Эмин «Слишком сильная» (2025) за $1,6 млн, а шкафчик с таблетками Дэмиена Херста 2005 года из его аптечной серии — за $2,5 млн. Работа Андреаса Гурски Harry Styles (2025), представляющая собой вид на сцену с поп-музыкантом перед стадионом, была продана за $1,4 млн. Бронзовая скульптура Ричарда Ханта Half Circle Runner (1979) ушла за $1 млн. Из небританского списка, конечно, стоит отметить работу Виллема де Кунинга, проданную за $3 млн. 

 

Галерея Andrew Schoelkopf сообщила о продажах работ Томаса Харта Бентона, Марсдена Хартли, Эндрю Уайета и Эда Кларка в диапазоне $200 000–500 000.

Андреас Гурски, Harry Styles

Miami Art Week: роскошь на фоне тревоги

За пределами ярмарки город традиционно превращается в глобальную сцену: частные островные виллы открывают коллекции ценой с шестью нулями, лучшие диджеи мира играют на закрытых вечеринках, десятки гостиниц проводят собственные шоу, более 20 параллельных ярмарок формируют крупнейший праздник искусства в Западном полушарии.

В этом году в отеле The Betsy шла масштабная выставка работ Христо и Жанны-Клод, над Линкольн-роуд подвесили розовые надувные фигуры Филиппа Катерина. Американская художница Алекс Прагер превратила исторический кинотеатр в Майами-Бич в иммерсивную инсталляцию Mirage Factory.  Faena Hotel представил масштабную вращающуюся треугольную инсталляцию Эс Девлин: «Библиотека нас» приглашала посетителей Art Basel Miami Beach полистать книги из личной библиотеки художницы.

Miami Art Week (Фото Sean Zanni·Patrick McMullan via Getty Images)

Однако за внешним блеском заметно напряжение. Закрытие галерей по всей стране и падение мирового рынка искусства заставляют коллекционеров осторожничать. Miami Art Week на фоне этих тенденций выглядит как попытка подтвердить его жизнеспособность — и, судя по продажам, эта попытка удалась.

 

Art Basel Miami Beach 2025 вновь доказал, что Майами остается символом безудержного гламура, центром частных капиталов и платформой для стратегических дебютов. Сильные продажи в топ-сегменте контрастируют с проблемами среднего и нижнего сегментов рынка, что делает Майами одновременно зеркалом силы и слабости современной арт-индустрии.

Ярмарка по-прежнему сохраняет статус маяка — но в освещаемой им индустрии пока есть ощущение, что тени продолжают сгущаются. Роскошь Майами не скрывает тревог арт-индустрии — но дает ей шанс перезагрузиться. Во многом результатом этой перезагрузки станут две ближайшие ярмарки: в 2026 году с 5 по 7 февраля Art Basel дебютирует в Катаре, где сделает акцент на широкой художественной экосистеме региона Ближнего Востока и Северной Африки. 

Вслед за Ближним Востоком 27–29 марта пройдет Art Basel Hong Kong: созданная как центр азиатского искусства, эта ярмарка успешно собирает все больше галерей и коллекционеров из Индии и других частей Азии и Южной Азии, а также активно вовлекает местных жителей и гостей с помощью открытой публичной программы, показов фильмов и многофункциональной контент-платформы Exchange Circle для презентации экспериментального искусства. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+