К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Айвазовский, русский стиль и советская фотография: главные российские выставки — 2026

У картины «Волна» Ивана Айвазовского (Фото Артема Геодакяна / ТАСС)
У картины «Волна» Ивана Айвазовского (Фото Артема Геодакяна / ТАСС)
Главные выставки двух столиц в 2026 году перекликаются как друг с другом, так и с проектами прошлого, будь то энциклопедические проекты Эрмитажа или погружение в «русский мир» в исполнении Третьяковки и Русского музея. Forbes Life рассказывает, какие выставочные проекты Москвы и Санкт-Петербурга в наступающем году обещают быть самыми яркими
Третьяковская галерея
Василий Кузьмиченок·Агентство «Москва»

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея анонсировала в январе 2026 года в зале Шагала (№ 9) на Крымском Валу совместный проект с ГМИИ им. Пушкина. Покажут работы мастеров русского авангарда вместе с полотнами Анри Матисса и Пабло Пикассо. По словам директора Елены Проничевой, ГТГ предоставила Пушкинскому для выставки Шагала, которая открылась в декабре, семь уникальных декоративных панно — и это был первый шаг в рамках партнерства. Ответный проект с участием ГМИИ напоминает гастроли работ итальянских футуристов в России в 2021 году, когда их также показывали совместно с российскими кубофутуристами.

Ключевым событием Третьяковская галерея обозначила выставку «Поиск русского стиля», которая откроется во второй половине 2026 года на Кадашевской набережной. Она будет посвящена переосмыслению одноименного явления в искусстве XIX — начала XX века. Предварительно о проекте известно немного. Куратор — главный научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Галина Серова. Можно предположить, что Третьяковка действует в том же ключе, что и Русский музей, открывший в декабре 2025 года «Русскую традицию». Выставка Русского музея рассказывает своего рода сказку о некоем идеальном народно-национальном пространстве, где пьют чай из самовара, носят праздничные народные костюмы, любят родных и радуются гостям. Третьяковка обещает более научный подход и анализ фантазийного «русского стиля» рубежа позапрошлого и прошлого веков.

Также, следуя теме детства и семейственности, Третьяковка анонсировала совместную с «Союзмультфильмом» выставку-киностудию. В рамках проекта все желающие смогут познакомиться с этапами производства мультфильмов, начиная от поиска сюжета до организации премьерного показа. Продолжая общую для многих музеев натюрмортную линию, на выставке «На языке цветов» Третьяковская галерея обещает показать больше 150 цветочных композиций из музеев и частных собраний. В основном будут произведения второй половины XIX — начала XX века, работы Константина Коровина, Исаака Левитана, Михаила Врубеля, Игоря Грабаря, Петра Кончаловского.

Музеи Московского Кремля
Сергей Ведяшкин·Агентство «Москва»

Музеи Московского Кремля

Музеи Московского Кремля развернулись на Восток. Одна из крупных выставок 2026 года — «Потомки Чингисхана. Русь и мир». Она будет посвящена Чингизидам в русской знати, начиная с XV века. Тема богатая и свежая для широкой аудитории: про взаимопроникновение ордынской и русской культур говорят специалисты, а рядовые зрители чаще видят отношения Орды и Москвы исключительно как противостояние. Между тем, как напоминают в музее, в Кремле находилась резиденция послов Золотой Орды — Татарское подворье. Московские великие князья и цари не только воевали с потомками Чингисхана, но и заключали союзы. Они активно принимали на службу ордынских феодалов. Постепенно те стали частью правящей элиты страны. 

Также музеи Кремля анонсировали выставку «Граф Яков Брюс», посвященную сподвижнику Петра I, дипломату, военному и государственному деятелю. После похорон императора Брюс вышел в отставку и посвятил последние годы жизни науке. Сегодня предметы из его коллекции редкостей хранятся в том числе в Кунсткамере.

Событием станет и выставка одного экспоната, которая пройдет в октябре 2026 года в Парадном вестибюле Оружейной палаты. Зрители впервые смогут увидеть икону «Страшный суд» — самый ранний пример этого сюжета в искусстве Московского княжества рубежа XIV-XV веков. В 2016-2025 годах памятник прошел длительную реставрацию. 

Музей русского импрессионизма
Александр Авилов·Агентство «Москва»

Музей русского импрессионизма

Весной 2026 года музей обещает погружение в маскарады и карнавалы XIX и XX столетий. Выставка «Под маской» объединит работы Владимира Маковского, Сергея Судейкина, Сергея Виноградова, Абрама Архипова и других художников. По словам организаторов, любовь к сценичности, играм с переодеваниями — неотъемлемая часть русской культуры и в годы империи, и в СССР.

В конце календарного 2026 года в МРИ представят важный проект о художниках, подвергшихся репрессиям в XX веке. Выставка «Закрытые фонды» пройдет с октября 2026 года по январь 2027-го. Покажут работы Аристарха Лентулова, Юрия Анненкова, Роберта Фалька и других художников, чьи произведения не были доступны зрителям, хранясь в музейных фондах. 

Центр «Зотов»
Сергей Фадеичев· ТАСС

Центр «Зотов»

Центр «Зотов» анонсировал выставку-фильм «Дзига Вертов. Киноглаз». За архитектуру отвечает Planet9, кураторы — Полина Прибыткова и Полина Стрельцова. О XX веке расскажут с помощью документов, киноматериалов, произведений живописи и графики современников Вертова. По словам организаторов, это будет первая масштабная выставка, посвященная великому документалисту.

На осень 2026-го — зиму 2027-го в «Зотове» заявлен проект с рабочим названием «Хлеб», приуроченный к 95-летию Хлебозавода №5 им. Зотова, где сейчас и находится центр. По словам организаторов, всем знакомый продукт, хлеб, станет ключом к истории гастрономических и культурных традиций, охватывающей почти век. Истории людей неразрывно связаны с историей хлеба, а food studies, как напоминают в «Зотове», — актуальное направление гуманитарных наук.

Еврейский музей и Центр толерантности
Сергей Киселев·Агентство «Москва»

Еврейский музей и Центр толерантности

25 февраля музей открывает выставку «Человек играющий», где исследует феномен игры как универсального языка познания мира. Основные сюжеты жизненных коллизий иллюстрируют более 400 экспонатов из Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Третьяковской галереи, Исторического музея, Петергофа и Царицына.

Галерея «Люмьер»
Аркадий Шайхет, «Красноармейцы на лыжной вылазке»

Галерея «Люмьер»

Галерея «Люмьер» и Еврейский музей и Центр толерантности летом представят большую выставку советской фотографии. Зрители смогут проследить за развитием этого искусства в СССР через призму журнала «Советское фото», которому в 2026 году могло бы исполниться 100 лет. Основой проекта станет коллекция снимков, которую галерея формировала много лет, и большую ее часть публике представят впервые. Также в рамках проекта издадут книгу, куда войдут самые значимые авторские отпечатки из собрания «Люмьера».

Также в галерее запланированы выставка Винсента Питерса — одного из наиболее ярких современных модных фотографов, известного черно-белыми портретами и работой с мировыми звездами, а также выставка «Женский взгляд», объединяющая работы женщин-фотографов XX и XXI веков. В 2026 году пройдет и показ работ Стива Маккари, одного из самых известных фотографов современности, чье имя тесно связано с агентством Magnum Photos и журналом National Geographic.

Музей Востока
Андрей Волков, из серии «Огонь, иди со мной» №1

Музей Востока

Осенью 2026 года музей представит большой проект «Три века странствий. Наследие семьи Волковых», посвященный наследию династии Волковых-Рыбниковых, о творчестве художников нескольких поколений. Основатель династии Александр Николаевич Волков — один из основных представителей туркестанского авангарда, благодаря которому сформировалось современное изобразительное искусство Узбекистана. В своем творчестве он органично соединил европейский модернизм с яркими красками Средней Азии.

Его сыновья Валерий и Александр Волковы не только вернули имя отца в историю искусства, но и продолжили в своем творчестве традицию его особого цветового восприятия, став частью мирового художественного процесса. Младший представитель династии, Андрей Волков, — современный интерпретатор наследия семьи, работающий в технике «живописи цветового поля».

Неотъемлемой частью художественной династии стал Алексей Рыбников, чья судьба неразрывно связана с семьей Волковых. Выставка раскрывает духовные поиски художников через их путешествия, от экзотических восточных базаров до суровых просторов Русского Севера. Впервые будут показаны ранее не выставлявшиеся графические работы художников, эскизы и фотографии из семейного архива. 

Центр современного искусства AZ/ART

Центр современного искусства AZ/ART

В Центре на Маросейке 27 февраля откроется новая выставка Ольги Чернышевой «С листа», объединяющая работы, созданные в качестве эскизов и экспериментов, рисунки из рабочего стола, подготовительные акварели и книжные иллюстрации. Ольга Чернышева, как всегда, предлагает парадоксальный и неантропоцентричный взгляд на мир и всех его обитателей.

Летом откроется «Не тот горизонт» — выставка, посвященная творчеству Анны Желудь и двум важным для художницы сюжетам, дому и дороге, миру внутри и снаружи. Основу экспозиции составят произведения из собрания Музея AZ и  коллекции Сергея Александрова. 

Музей «Собрание»
Михаил Врубель, «Печорин». Иллюстрация к роману Лермонтова «Герой нашего времени»

Музей «Собрание»

Музей «Собрание» в конце февраля откроет временную выставку «По следам Печорина», где объединит уникальные книжные иллюстрации и кабинетные скульптуры из своей коллекции. Выставка исследует «романтический миф» о Кавказе в изобразительном искусстве второй половины XIX — начала XX столетия. Один из любимых художников основателя музея, Михай Зичи, в 1880-е годы отправился на Кавказ «с целью изучить природу и типы страны для иллюстраций сочинений Лермонтова», где был поражен «необыкновенною точностью описаний» ландшафтов и зданий. Более 20 графических листов Зичи, никогда ранее не демонстрировавшиеся публике, легли в основу выставки.

Мультимедиа Арт Музей
DR

Мультимедиа Арт Музей

В феврале 2026 года московский музей откроет II международную биеннале «Искусство будущего». На ней будут представлены художественные проекты, при создании которых использовались новейшие технологии индустрии 4.0 и индустрии 5.0 (нейросети, робототехника, 3D-анимацuя, 3D-печать), а также произведения, отражающие те изменения, которые происходят в обществе и в жизни каждого человека под воздействием новых технологий.  

Эрмитаж
Джованни Баттиста Пиранези, «Вид амфитеатра Флавиев, называемого Колизеем». Лист из серии «Виды Рима», 1776

Эрмитаж

Эрмитаж традиционно держит фокус на себе и думает об империи — Российской и Римской. Главным проектом лета станет выставка в Николаевском зале, посвященная Екатерине I, которая пройдет с мая по сентябрь 2026 года. Как рассказали Forbes в музее, выставка будет построена по хронологическому принципу и затронет главные вехи в жизни Екатерины: плен при взятии Мариенбурга в 1702 году, Прутский поход 1711 года, свадьбу с Петром I в 1712-м, коронацию в 1724 году, погребение Петра Великого и ее двухлетнее царствование. В проекте примут участие музеи Московского Кремля, Центральный военно-морской музей имени Петра Великого и Российская национальная библиотека. Куратор — заведующий сектором «Зимний дворец Петра I» отдела истории русской культуры Эрмитажа Сергей Нилов.

Еще один крупный проект музей посвятит Риму XVI–XVIII веков. Выставка «Urbi et orbi: Рим барочный и Рим античный» пройдет с ноября 2026 года по февраль 2027-го в Манеже Малого Эрмитажа. Обещают повествование об образе Рима, рассказ о его архитектуре, искусстве и повседневной жизни. В ту эпоху Рим был культурной и религиозной столицей Европы, интернациональным художественным центром, где случился Ренессанс, «революция Караваджо», триумф барокко и зарождение классицизма. Проект объединит порядка 400 экспонатов: античные скульптуры и ренессансные фрески, картины караваджистов и барочные полотна Пьетро да Кортона, терракотовые скульптуры Джованни Лоренцо Бернини и проекты его антагониста Франческо Борромини, гравюры и рисунки с видами города от руинных пейзажей Мартина Хемскерка и идиллий Клода Лоррена до листов Джованни Баттиста Пиранези. Кураторы — хранитель итальянской гравюры Эрмитажа Василий Успенский и научный сотрудник отделения гравюр отдела западноевропейского изобразительного искусства Александр Конев.

Также среди главных проектов музей называет выставку по случаю долгожданного окончания реставрации последнего шедевра Тициана — «Святого Себастьяна», приуроченную к 450-летию со дня смерти мастера. Картина традиционно находится в зале Тициана (№ 221) напротив «Кающейся Марии Магдалины» — это один из безусловных шедевров и яркий пример поздней манеры патриарха венецианской школы. 

Еще одним проектом станет «Новая» Голландия» — выставка более 100 картин, авторство и историю которых удалось установить в ходе научных изысканий.

Русский музей
Андрей Любимов·Агентство «Москва»

Русский музей

Русский музей заходит с козырей и главным проектом года называет выставку самого народного художника страны — Ивана Айвазовского. Предыдущий проект музея 2016–2017 годов памятен по очередям, и в этот раз их, видимо, тоже не избежать. Выставка в Корпусе Бенуа объединит более 200 полотен, будут все хиты из собрания Русского музея: «Девятый вал», «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Волна». Сопровождать их будут морские артефакты и документы.

Также музей анонсировал ретроспективу к 150-летию Петра Кончаловского и большой проект, посвященный Ивану Шишкину. Неизвестно, насколько он станет «ремейком» выставки 2021 года, которая получилась довольно удачной. Возможно, для зрителей это еще одна возможность увидеть шишкинскую графику.

Еще один проект, который в музее называют беспрецедентным, посвящен женским образам в русском искусстве. Рабочее название — «Женщина спасет мир», охват — от петровской эпохи до авангарда и соцреализма. Покажут порядка 500 произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, среди авторов музей называет Карла Брюллова, Илью Репина, Василия Сурикова, Зинаиду Серебрякову. Этот проект займет залы в Михайловском дворце.

Музей Фаберже
Константин Маковский , «Суд Париса»

Музей Фаберже

Летом 2026 года музей откроет большую выставку «Любовь земная и любовь небесная. Константин и Владимир Маковские». Проект объединит более 200 предметов из российских музеев и частных коллекций. Среди участников — Эрмитаж и Русский музей, Третьяковская галерея, Нижегородский государственный художественный музей.

В собрании Музея Фаберже находится «Суд Париса» Константина Маковского — масштабная работа, созданная для Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Она станет акцентом экспозиции. Маковские позволяют говорить одновременно и про русскую тему, и про отечественный ориентализм (у Константина Маковского, который в 1872 году побывал в Египте, много работ на тему Востока). Маковские — это богатые многофигурные композиции, узнаваемые женские образы, жанры, словом, все то, чем богата русская живопись второй половины XIX — начала XX века.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+