«Удачи, веселья, не сдохни»: абсурдная комедия про критику ИИ от Гора Вербински

Сэм Рокуэлл играет пришельца из будущего, который вечером приходит в закусочную в Лос-Анджелесе и объявляет ее посетителям, что они должны спасти мир от искусственного интеллекта (ИИ). Надо сказать, некоторые посетители действительно стали замечать, что в последнее время происходит что-то странное: школьники превратились в зомби из-за приложения в телефоне и все больше людей начали теряться в виртуальной реальности.
В итоге в команду набирается семь человек (в том числе Зази Битц, Хейли Лу Ричардсон, Майкл Пенья и Джуно Темпл), которые должны пробраться через улицы Лос-Анджелеса, отбиваясь от охотников за головами, зомби-школьников и других загадочных существ, до дома десятилетнего создателя ИИ.
Вербински впервые прочитал сценарий Мэттью Робинсона в 2022 году и с тех пор искал финансирование. От проекта отказались все голливудские студии, поэтому в итоге у режиссера получился независимый фильм со скромным бюджетом, и это считывается сразу. «Удачи, веселья, не сдохни» — классический образчик инди-кино с безумным сюжетом, плохими спецэффектами и группой актеров, которая присоединилась к проекту явно не из-за больших гонораров.
В фильме чувствуется фирменный стиль Вербински — визуальная изобретательность и избыточность, любовь к абсурду и сатире и анархистский дух. Здесь соединились гротеск «Пиратов Карибского моря» и «Звонка», сюрреалистичность и сатиричность «Ранго», антиутопический стиль «Лекарства для здоровья».
В лучшие свои моменты фильм похож на оскароносный «Все везде и сразу» Дэна Квана и Дэниела Шайнерта, у которого режиссер позаимствовал атмосферу самодела, запутанный экшен и специфический юмор (место дилдо и метафизического пончика здесь занимает гигантский кот-единорог). Действие постоянно прерывается длинными флешбэками, которые и визуально, и по содержанию напоминают «Черное зеркало», поэтому сложно избавиться от впечатления, что смотришь очередной сериал Netflix.
Большая часть работы лежит на Сэме Роккуэле в экстравагантном пластиковом костюме. Актер разбавляет визуальное попурри меткими диалогами, критикующими человечество, которое окончательно приклеилось к телефонам и отказалось от реальности. Он становится рупором автора, бесконечно твердящим о вреде технологий. По словам Вербински, ИИ в его фильме — «жалкий, ноющий ублюдок». Режиссер хотел уйти от образов Скайнета или HAL 9000. Его злодей-ИИ гораздо хуже, потому что он «хочет, чтобы вы его любили»: «Он постоянно ноет: «Почему я вам не нравлюсь?» Вот это и есть настоящий ужас».
Однако, по иронии, фильм гораздо больше похож на своего злодея, чем хотелось бы. Идея картины проста, навязчива и повторяется столько раз, что при всей ее правоте неизбежно начинает раздражать и превращается в душное ворчание. Авторам явно не нравится ИИ, и они как будто огораживают эту мысль множеством спецэффектов, стенами декораций, цепями предысторий и сюжетными поворотами, которые не добавляют к мысли абсолютно ничего нового и никак ее не облагораживают.
Вербински — максималист во всем, и в данном случае это не идет фильму на пользу. «Удачи, веселья, не сдохни» — это анекдот на одно предложение, зачем-то растянувшийся на два часа, из-за чего все сказанное в картине похоже на борьбу с ветряными мельницами. Режиссер забывает «снять белое пальто» и поговорить со зрителем, предпочитая постоянно тыкать его лицом в прегрешения. Под конец фильм и вовсе забывает про такие условности, как сюжет и реалистичность (хотя бы в рамках созданного им мира), и совсем съезжает с рельсов.
Но, несмотря на все недостатки фильма Вербински, радует то, что такие независимые проекты все еще находят поддержку и международный прокат не до конца превратился в бесконечную череду сиквелов и ремейков. Фильм уже вышел в США при поддержке небольшой независимой компании Briarcliff Entertainment, которая выпустила, например, «Ученика» Али Аббаси про Дональда Трампа. Также фильм куплен на более чем десяток территорий, но российского прокатчика у него пока нет.
Правда, пока «Удачи, веселья, не сдохни» не удалось стать экономическим чудом. Фильмам — независимым и не только — по-прежнему приходится тяжело в прокате. Картина собрала чуть более $4 млн при бюджете в $20 млн, и, как бы ни хотелось найти простое объяснение этой неудаче, свалить вину не на кого — ни на зумеров в телефонах, ни на вездесущий ИИ.
