1. Какой формат бизнеса предлагается франчайзи
Vaffel — это сеть кофеен, которая специализируется на норвежских вафлях. В ассортимент входят протеиновые, томатные, сладкие и другие вафли, которые закрывают почти весь КБЖУ. Также в меню есть супы, салаты, горячие блюда. Сеть работает в двух форматах: фудхолл (точка на фудкорте, для открытия необходимо помещение площадью от 20 кв. м) или кофейни с кухней (минимальная площадь для открытия — 70 кв. м). Средний чек — 1500 рублей (на сентябрь 2025 года), что выше, чем у кофеен аналогичного формата. По словам франчайзера, ниша практически не занята и у компании мало конкурентов. Food cost (отношение себестоимости блюда к цене его продажи) составляет 22%, а рентабельность точки доходит до 30%. В открытие второй и последующих точек инвестирует банк-партнер компании
2. Какова история создания франшизы
Первое кафе норвежских вафель Vaffel открылось в Санкт-Петербурге в 2016 году. С 2019-го года компания развивается по франшизе, сейчас в сеть входит более 60 ресторанов в России и Беларуси. Основатели сети — Николай Балашов и Алексей Зельвянский. Балашов был фанатом вдохновляющих историй молодых предпринимателей и хотел создать собственную крупную компанию. Зельвянский — большой поклонник Скандинавии, он привез концепцию Vaffel из путешествия по Норвегии. До Vaffel партнеры развивали сеть отелей в Санкт-Петербурге, а перед запуском совместного бизнеса Николай работал в должности коммерческого директора, а Алексей — на различных должностях в международных корпорациях
3. Кто является бенефициарным владельцем франшизы
ООО «Харт»
4. С каким юрлицом франчайзера будет заключен договор
ООО «Харт», ИНН 7842176304. Собственники: Артем Зельвянский (60%), Наталья Захарова (15%), Алексей Зельвянский (15%), Алевтина Жукова (10%)
5. Устойчиво ли финансовое положение франчайзера
Выручка компании в 2023 году составила 55,3 млн рублей, а чистая прибыль — 7,2 млн рублей, следует из данных СПАРК
6. Приходилось ли франчайзеру разрешать конфликты с франчайзи в судах
ООО «Харт» сейчас находится в судебном процессе с франчайзи, взыскивая с него задолженность по договору коммерческой концессии в размере около 180 000 рублей
7. Зарегистрирован ли товарный знак
Товарный знак зарегистрирован. Номер регистрации: 679205
8. Передаются ли франчайзи права на использование товарного знака
Франчайзи передаются права на использование товарного знака
9. Используется договор коммерческой концессии или выбран другой тип соглашения
С франчайзи заключается договор коммерческой концессии
10. Каковы этапы открытия бизнеса по франшизе
- Знакомство с командой Vaffel на онлайн-встрече, где франчайзи узнает о процессе открытия заведения. Разбор финансовой модели
- Франчайзи приезжает на обучение, где изучает бизнес-процессы компании
- Подготовка к открытию Vaffel. Франчайзи находит помещение с помощью франчайзера, делает ремонт, закупает оборудование и нанимает сотрудников
- Открытие кафе, его развитие с помощью персонального менеджера
- Стартовые инвестиции на открытие второй и последующих точек частично покрывает партнерский банк
11. Что входит во франчайзинговый пакет
- Финансовая модель, адаптированная под регион
- Помощь в подборе локации и помещения
- Технический проект помещения
- Дизайн-проект помещения
- Списки нужного оборудования, инвентаря и посуды
- Помощь в подборе оборудования и согласование необходимого технического оснащения точки
- Обучение персонала в городе франчайзи и онлайн
- Подключение к CRM-системе для ресторанов iiko
- Подключение к программе лояльности Vaffel
- Разработка сайта и социальных сетей, других маркетинговых материалов
- Помощь в формировании ценообразования
- Шаблон меню для печати
- Помощь в подборе региональных поставщиков сырья и оборудования
- Сопровождение открытия первой точки
- Инвестирование банком-партнером в открытие второй и последующих точек
12. Кто берет на себя расходы на маркетинг и занимается рекламой
Франчайзи, при этом все услуги по маркетингу может оказывать управляющая компания, а партнер может дополнительно заниматься локальным маркетингом
13. Предполагается ли доступ к централизованному программному обеспечению
Да
14. Кто выбирает локации
Франчайзи с помощью управляющей компании. Локация должна быть согласована с управляющей компанией
15. Предоставляются ли исключительные права на какую-то территорию
Предоставление исключительных прав на территорию обсуждается индивидуально
16. Как устроена система обучения
После подписания договора управляющая компания предоставляет франчайзи доступ к базе знаний онлайн. Также партнер может отправить повара на обучение в одну из точек сети. Команда открытия выезжает в кафе франчайзи к открытию и обучает персонал на месте
17. Как устроена система поддержки
У каждого партнера есть персональный менеджер, который прикрепляется к франчайзи сразу после подписания договора и работает с ним все время
18. Довольны ли сотрудничеством действующие франчайзи
Юлия Бояркина, Красногорск, Королев:
«Я выбрала франшизу норвежских вафель Vaffel, потому что мне очень понравилась концепция. Она очень оригинальная и неизбитая. Кроме того, мне понравился лидер компании Николай Балашов, у которого я проходила обучение. Познакомившись с компанией, я увидела перспективы.
Когда я начинала, я была третьим по счету франчайзи Vaffel, и тогда в сопровождении партнеров еще были шероховатости. Но сейчас процессы налажены, работать гораздо проще. Команда сопровождения адекватная, оперативно реагирует на запросы. Отдельно отмечу маркетинговую поддержку.
До открытия Vaffel у меня был опыт в бизнесе. У меня было три кофейни, которыми я управляла в течение трех лет, но их пришлось закрыть после пандемии коронавируса, это были точки с кофе навынос в торговых центрах».
Светлана Батялова, Нижний Новгород:
«В апреле будет три года, как работает мое кафе норвежских вафель Vaffel. Я решила открываться по франшизе Vaffel, так как мне понравилась концепция и уникальность продукта.
У меня не было опыта в предпринимательстве. Я работала в найме в ресторане 25 лет: начиная с должности официанта, я доросла до позиции директора ресторана. Это мне помогло, но с точки зрения ведения бизнес-процессов нужны были новые знания: как пользоваться маркетинговыми инструментами, как считать конверсию, аналитику по маркетингу. Команда франчайзера обучала меня всему этому, чтобы потом я могла работать самостоятельно, но и сейчас я могу обратиться в управляющую компанию с любыми вопросами.
Сейчас я ищу помещение под вторую точку Vaffel, рассматриваю варианты. Управляющая компания полностью сопровождает подбор помещения. Маркетологии ищут лучшие локации и делают аналитику по адресам, которые я отправляю на согласование. Они курируют затраты на ремонт, корректируют бюджет и могут помочь сэкономить, потому что разные ремонтные бригады могут по-разному посчитать смету».
19. Каким образом были оценены стартовые инвестиции и ежемесячные расходы
Текущая собственная оценка франчайзера на основе опыта. В компании подчеркнули, что до развития по франшизе компания более 5 лет развивала собственные точки
20. Каким образом были оценены ежемесячные выручка и прибыль
Текущая собственная оценка франчайзера на основе опыта. В компании подчеркнули, что до развития по франшизе компания более 5 лет развивала собственные точки
21. Из каких расходов складывается общая сумма инвестиций
Общая сумма инвестиций начинается от 6 млн рублей для обоих форматов. Франчайзи ждут следующие расходы:
- Паушальный взнос (800 000 рублей при открытии точки в торговом центре, 1 млн рублей при открытии кофейни с кухней)
- Аренда помещения (1 месяц)
- Ремонт
- Приобретение оборудования и предметов интерьера
- Расходы на рекламу при открытии
- Прочие расходы
22. Из каких затрат складывается сумма ежемесячных расходов
Ежемесячные расходы составляют от 800 000 рублей и зависят от города и формата кафе. Они включают следующие статьи расходов:
- Роялти (5% от выручки)
- Аренда помещения
- Себестоимость продуктов
- Фонд оплаты труда (сотрудники кафе, курьеры)
- Эквайринг
- Комиссии агрегаторов ресторанов
- Производственные расходы (закупка хозяйственных товаров, одноразовой посуды, канцтоваров и т. п.)
- Маркетинговый сбор (3% от выручки) и реклама
- Коммунальные услуги
- Услуги SMM
- Услуги бухгалтера
- Расходы на текущий ремонт оборудования
- Услуги сторонних организаций
- Прочие расходы
23. За что взимается паушальный взнос, каковы размер и сроки уплаты
Паушальный взнос составляет от 800 000 рублей за фудхолл до 1 млн рублей за кофейню с кухней. В него входит:
- Финансовая модель, адаптированная под регион франчайзи
- Пошаговый план открытия заведения
- Помощь в подборе локации и помещения, анализ трафика
- Консультации юриста по договорам с арендодателем и поставщиками
- Технический и дизайн-проект помещения
- Индивидуальные маркетинговые планы продвижения для открытия. Разработка сайта и социальных сетей. Контент для социальных сетей
- Общая база знаний и необходимых документов
- Списки нужного оборудования, инвентаря и посуды. Помощь в подборе оборудования и согласование технического оснащения точки
- Помощь в поиске и подборе сотрудников для старта
- Обучение повара на одной из точек сети, обучение персонала на месте
- Подключение к CRM-системе iiko
- Подключение к системе лояльности
- Выезд команды открытия в заведение франчайзи на 7 дней
- Помощь в формировании ценообразования
- Шаблон меню для печати
- Помощь в подборе региональных поставщиков сырья и оборудования
- Помощь в выборе системы налогообложения
24. За что взимается роялти, каковы размер и сроки уплаты
Роялти составляет 5% от выручки и уплачивается ежемесячно за использование исключительных прав и коммерческой информации управляющей компании
25. Несет ли франчайзи дополнительные денежные обязательства перед франчайзером
Франчайзи оплачивает доступ к системе лояльности. Есть также отчисления на маркетинг в размере 3% от выручки
26. Несет ли франчайзер денежные обязательства перед франчайзи
Нет
27. За что может быть оштрафован франчайзи
В договоре прописано несколько ситуаций, которые грозят франчайзи штрафами. Самый крупный штраф, в размере 1 млн рублей, накладывается в случае, если франчайзи будет конкурировать с франчайзером. В случае досрочного расторжения договора в одностороннем порядке франчайзи должен заплатить штраф в 500 000 рублей
28. Какие зафиксированы основания для досрочного расторжения договора
В договоре зафиксирована возможность расторгнуть его по соглашению сторон. Стороны должны предупредить друг друга об этом за три месяца
29. Есть ли ограничения на работу в отрасли после прекращения сотрудничества
Франчайзи не может конкурировать с управляющей компанией в течение пяти лет после расторжения договора
30. На какой размер рынка и его будущий рост ориентируется франчайзер
Франчайзер ориентируется на рост числа точек общепита в России. По данным «РБК Исследования рынков», число сетевых ресторанов, кафе и баров выросло на 4,9% в 2024 году, до 36 305 заведений