1. Какой формат бизнеса предлагается франчайзи
Demokrat — международная сеть стоматологий. Франчайзи открывает клинику с услугами терапии, хирургии, протезирования, пародонтологии и имплантологии. Средний чек — около 25 000–30 000 рублей, для открытия понадобится помещение от 120 кв. м. Опыт в сфере стоматологии или предпринимательства необязателен.
Demokrat предлагает два варианта франчайзингового пакета: Стандарт и Комфорт. В них одинаковое базовое наполнение, но премиум-опции, которые включены в тариф Комфорт, оплачиваются отдельно в Стандарте. К ним относятся выезд команды открытия, настройка финансового учета и внедрение отдела контроля качества. Паушальный взнос для Стандарта составляет 1,5 млн рублей, для Комфорта — 1,8 млн. Кроме открытия клиник по франшизе, франчайзер предоставляет действующим стоматологическим клиникам услуги консалтинга.
По словам компании, рентабельность бизнеса после года работы составляет 20–30%, маржинальность — порядка 50%. Франчайзер помогает получить медицинскую лицензию, затраты на ее оформление учитываются в сумме инвестиций для запуска
2. Какова история создания франшизы
Стоматология, которая позже будет названа Demokrat, открылась в 2016 году в Нижнем Новгороде. Партнеры Алексей Малинов и Александр Ройтблат выстраивали процессы, формировали команду, приобретали опыт и не спешили с масштабированием. Решение о запуске франшизы они приняли в феврале 2018 года и тогда же провели ребрендинг. Так появился Demokrat — компания, у которой уже были сложившиеся ценности, визуальный стиль, управленческая архитектура и четкая бизнес-модель. Позднее открылись локации в Казахстане, а команда Demokrat начала консультировать другие стоматологии по увеличению выручки.
Спустя семь лет в сеть бренда входят 29 франчайзинговых точек в России и Казахстане. 250 точкам в России, Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане Demokrat помог выстроить систему продаж, нанять и обучить сотрудников и внедрил контроль качества работы в рамках консалтинга
3. Кто является бенефициарным владельцем франшизы
Юрлицо франчайзера — ООО «Авангард», бенефициар — Якуб Довид Дмитриевич (100%-ное владение)
4. С каким юрлицом франчайзера будет заключен договор
ООО «Авангард», ОГРН 1175275018588, дата регистрации — 13.03.2017
5. Устойчиво ли финансовое положение франчайзера
По данным компании, в 2024 году общая выручка достигла 2 млрд рублей. Средняя выручка на одно кресло — 2,5 млн рублей в месяц
6. Приходилось ли франчайзеру разрешать конфликты с франчайзи в судах
Согласно картотеке арбитражных дел, за последние три года у франчайзера было четыре судебных разбирательства по лицензионным договорам и договорам коммерческой концессии. Три дела завершились мировым соглашением, одно — удовлетворением требований франчайзера
7. Зарегистрирован ли товарный знак
Товарный знак зарегистрирован (701736), дата регистрации — 05.03.2019, правообладатель — ООО «Авангард»
8. Передаются ли франчайзи права на использование товарного знака
Да, передаются
9. Используется договор коммерческой концессии или выбран другой тип соглашения
С франчайзи заключается лицензионный договор
10. Каковы этапы открытия бизнеса по франшизе
1) Исследование рынка и выбор города
Перед стартом франчайзер помогает оценить потенциал выбранного партнером региона и города: анализирует демографию, конкурентов, платежеспособность населения и спрос на стоматологические услуги
2) Помощь в поиске помещения и его подготовке
Управляющая компания консультирует по выбору помещения с учетом локации, доступности и требований лицензирования, помогает вести переговоры с арендодателями, а также проводить ремонт и техническое оснащение
3) Заключение договора и оформление документов
Франчайзер составляет договор франшизы, помогает с регистрацией, лицензированием и получением необходимых разрешений
4) Подбор и адаптация команды
HR-отдел управляющей компании помогает с подбором сотрудников, при необходимости проводит собеседования и вводное ознакомление
5) Организация пациентопотока
Франчайзер передает франчайзи четыре сайта (сайт новой клиники и три лендинга) и необходимые материалы для запуска рекламы, формирования пациентопотока и отслеживания результатов кампаний, а также рекомендует специалистов-подрядчиков
6) Обучение и подготовка к открытию
Перед стартом вся команда обучается управлению, сервису, продажам, маркетингу и т.д. в онлайн-академии Demokrat и на тренингах. Франчайзи получает готовую систему бизнес-процессов, инструкции и шаблоны. Персональный менеджер сопровождает партнера на этапе подготовки, помогает настроить маркетинг и внутренние процессы
7) Открытие клиники
Запуск проходит по заранее утвержденному плану в среднем через пять месяцев после подписания договора. В день запуска и первые недели работы партнера сопровождает команда экспертов, которая контролирует процессы и помогает решать возникающие вопросы
8) Первые шесть месяцев работы
В первые полгода основное внимание уделяется стабилизации работы клиники и настройке потока пациентов. Франчайзер обеспечивает постоянную поддержку по маркетингу, продажам и управлению, проводит дополнительные тренинги и регулярные аудиты, анализирует эффективность рекламы и работы сотрудников. Персональный менеджер помогает франчайзи с текущими задачами
9) Первый год работы
В течение года франчайзи получает расширенную поддержку: помощь в оптимизации процессов, масштабировании клиники, привлечении новых врачей и сотрудников. Франчайзер проводит финансовый контроль, помогает составить план увеличения прибыльности бизнеса, обновляет маркетинговые стратегии в соответствии с трендами рынка
10) Итоги первого года
Франчайзер и франчайзи анализируют результаты работы клиники, оценивают достижения и точки роста. На базе данных аудитов и отчетов вырабатываются планы по развитию, расширению и оптимизации
11) Второй год и дальнейшее развитие
После успешного старта и первого года работы управляющая компания обсуждает с партнером дальнейшее развитие точки, варианты масштабирования бизнеса и открытия второй стоматологии Demokrat
11. Что входит во франчайзинговый пакет
Запуск клиники «под ключ»:
- помощь в подборе помещения, получении лицензии, найме персонала,
- сопровождение открытия клиники по СанПиН,
- выезд команды открытия на пять дней,
- пакет юридических документов, соответствующих нормам России и Казахстана (в зависимости от локации открытия),
- франчбук с инструкциями по запуску и управлению,
- регулярное онлайн- и офлайн-обучение сотрудников,
- доступ к корпоративному университету со 150 видеоуроками и чек-листами
Продажи и финансовая модель:
- настройка систем amoCRM и IDENT с обучением,
- внедрение отдела продаж и технологии высоких чеков,
- скрипты, регламенты, чек-листы, контроль качества работы,
- помощь в формировании прайс-листа под регион франчайзи,
- финансовый учет (таблицы движения денежных средств, отчет о прибылях и убытках, баланс, маржинальность),
- поддержка финансового эксперта (33 000 рублей в месяц, при желании франчайзи может отказаться от этих услуг)
Поддержка и масштабирование:
- брендбук — логотип, фирменный стиль, готовые дизайны,
- поддержка шести отделов управляющей компании — маркетингового, финансового, HR, продаж, аналитического, образовательного,
- контакты проверенных подрядчиков и работа с ними на условиях, выгоднее рыночных,
- чат обмена опытом с другими партнерами,
- база знаний сети с документацией,
- участие в съездах партнеров в Москве (дорогу и проживание покрывают франчайзи)
12. Кто берет на себя расходы на маркетинг и занимается рекламой
Расходы на маркетинг берет на себя франчайзи, он же занимается рекламой клиники. Управляющая компания передает шаблоны для расчета бюджета, настройки и контроля рекламных кампаний, стратегии продвижения, которые уже сработали в других городах, и рекомендует подрядчиков
13. Предполагается ли доступ к централизованному программному обеспечению
Управляющая компания автоматизирует все ключевые процессы в стоматологии, от записи и учета до аналитики и маркетинга. Она предоставляет CRM-систему, подключает облачную телефонию и все необходимые интеграции и обучает команду работать в этой системе
14. Кто выбирает локации
Поиском занимается франчайзи. Франчайзер анализирует инфраструктуру, конкурентное окружение и техусловия и дает рекомендации по выбору помещения. Оно должно соответствовать санитарным нормам, находиться в локации с высокой проходимостью, удобной логистикой для пациентов и предполагать возможность масштабирования
15. Предоставляются ли исключительные права на какую-то территорию
Есть возможность выкупить эксклюзивное право на город, но на 150–200 000 человек должно приходиться не более одной стоматологии
16. Как устроена система обучения
Обучение проходит онлайн и офлайн, его организовывает и оплачивает управляющая компания. Для администраторов, кураторов, врачей и управленцев разработаны авторские курсы, доступные в онлайн-академии Demokrat: как выстраивать доверие с пациентами, управлять клиникой, налаживать сервис, контролировать эффективность. Франчайзер предоставляет материалы и поддержку для организации менеджмента стоматологии на основе отслеживания ключевых показателей и встреч с ключевыми сотрудниками стоматологии. Также партнеры получают доступ к базе знаний и участвуют в съездах для обмена опытом
17. Как устроена система поддержки
1. Экспертиза и модель работы
Франчайзер передает структуру бизнеса, которая включает регламенты, чек-листы и алгоритмы для всех этапов работы клиники
2. Команда специалистов
С клиникой работает команда из порядка 30 человек. В нее входят:
- специалисты по лицензированию, подбору помещений и цифровым решениям,
- эксперты по управлению клиникой и найму персонала,
- маркетологи, отвечающие за привлечение пациентов,
- специалисты по продажам в медицине,
- отдел контроля качества
3. Найм и обучение персонала
Франчайзи получает шаблоны для собеседований, системы мотивации, материалы по найму, доступ к обучающей базе по сервису, продажам и взаимодействию с пациентами
4. Маркетинг и привлечение пациентов
Франчайзер передает четыре веб-сайта и настраивает каналы продвижения: сайт, соцсети, таргетированную рекламу, помогает проанализировать эффективность каждого канала и запустить систему привлечения первичных пациентов, а также внедряет автоматизированные воронки для повторных обращений
5. Контроль и аналитика
К клинике прикрепляется персональный менеджер, который помогает с текущими вопросами. Управляющая компания регулярно проводит аудиты, созвоны по результатам работ и предоставляет отчеты по финансам и управлению
18. Довольны ли сотрудничеством действующие франчайзи
Связаться с действующими франчайзи не удалось. Комментарии партнеров принимаются на почту franchises@forbes.ru
19. Каким образом были оценены стартовые инвестиции и ежемесячные расходы
На основании стандартного открытия стоматологии на три кресла. Объем расходов зависит от количества кресел в стоматологии и пациентопотока
20. Каким образом были оценены ежемесячные выручка и прибыль
На основании данных по стандартному открытию стоматологии на три кресла. Ежемесячная общая выручка партнеров составляет в среднем 6 млн рублей, чистая прибыль — от 1 млн рублей
21. Из каких расходов складывается общая сумма инвестиций
Начальные инвестиции в клинику составляют порядка 12 млн рублей и включают:
- паушальный взнос — 1,5 млн рублей,
- регистрацию юрлица — 10 000 рублей,
- лицензию — 350 000 рублей,
- ремонт — около 2 млн рублей в зависимости от состояния помещения,
- стоматологическое оборудование — 4,1 млн рублей,
- мебель — 300 000 рублей,
- оргтехнику — 300 000 рублей,
- медицинский инвентарь — 200 000 рублей,
- закупку и настройку камер видеонаблюдения — 90 000 рублей,
- закупку материалов — 1,935 млн рублей,
- полиграфические материалы — 50 000 рублей,
- привлечение лидов (пациентов) в клинику — 80 000 рублей,
- наружную и внутреннюю рекламу — 100 000 рублей,
- внедрение amoCRM — 45 230 рублей и IDent — 29 000 рублей
За создание головного сайта стоматологии и настройку и обучение работе с amoCRM дополнительная плата не взимается
22. Из каких затрат складывается сумма ежемесячных расходов
Аренда, коммунальные платежи, ФОТ, обслуживание оборудования, закупка материалов, реклама
23. За что взимается паушальный взнос, каковы размер и сроки уплаты
Паушальный взнос составляет 1,5 млн или 1,8 млн рублей в зависимости от выбранного формата
24. За что взимается роялти, каковы размер и сроки уплаты
Роялти уплачивается с седьмого месяца после подписания договора и составляет 3,3% от выручки в месяц, но не меньше 60 000 рублей. В сумму входит работа под маркой бренда, еженедельная поддержка клиники шестью отделами управляющей компании, контроль качества и обучение персонала
25. Несет ли франчайзи дополнительные денежные обязательства перед франчайзером
Нет
26. Несет ли франчайзер денежные обязательства перед франчайзи
Нет
27. За что может быть оштрафован франчайзи
Штраф в размере паушального взноса предусмотрен за разглашение или передачу конфиденциальной информации и за предоставление права использования секрета производства (ноу-хау)
28. Какие зафиксированы основания для досрочного расторжения договора
Договор может быть расторгнут за неоднократную просрочку срока уплаты роялти и за передачу исключительных прав третьему лицу без письменного согласия правообладателя
29. Есть ли ограничения на работу в отрасли после прекращения сотрудничества
Нет
30. На какой размер рынка и его будущий рост ориентируется франчайзер
В 2023–2024 годах число приемов стоматологов в России выросло на 3%, с 240 млн до 248 млн, а общие обороты отрасли за этот же период увеличились на 26% за счет роста среднего чека и числа трансакций. По прогнозам экспертов, в 2025 году объем сегмента может вырасти приблизительно на 15%, до 820 млрд рублей