Рилс в помощь: как франчайзинговые компании набирают и обучают сотрудников-зумеров

Чем больше представителей поколения Z — молодых людей в возрасте 18-27 лет — выходит на рынок труда, тем сильнее меняются HR-практики в компаниях. В авангарде изменений оказались франчайзинговые сети, которым сложнее подбирать персонал из-за недоверия части кандидатов к этой бизнес-модели, рассказывает исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко. По данным опроса, проведенного hh.ru и сетью клиник Biorise, почти треть соискателей не готовы рассматривать вакансии в компаниях-франчайзи. Среди причин — стереотипы о том, что такой бизнес недостаточно прозрачен и в нем сложнее устроиться на работу по официальному трудовому договору.
В целом нехватка кадров в 2024 году стала главной проблемой, мешающей франчайзерам масштабировать бизнес, показало исследование ресурса Franshiza.ru.
Представители франчайзинговых сетей рассказали «Forbes Франшизам», что помогает им в этих условиях нанимать, обучать и удерживать молодых сотрудников.
Трюк с исчезновением и смена приоритетов
Одной из основных причин неудачного трудоустройства в 2024 году стал гостинг, который чаще проявляется у молодых соискателей, — внезапный отказ от собеседования или даже выхода на работу. Это сейчас вторая по распространенности причина неудачного трудоустройства после недостаточной квалификации кандидата, показало исследование компании Talantix (входит в экосистему hh.ru). Если первую причину назвала треть респондентов, то вторую — 13%.
Гостинг у зумеров — явление распространенное, соглашается франчайзи школы рисования Grafika в Перми Григорий Трубников. «Нашему поколению сложно это понять: зумер может уйти на обед и не вернуться, так как устал и ему надоело работать»,— говорит он. Все время приходится учитывать, что для молодых сотрудников работа имеет меньше значения, чем для коллег постарше, и это выражается в склонности к смене работы и отсутствии страха перед увольнением, говорят опрошенные Forbes франчайзи.
Как показало исследование Deloitte, если для миллениалов (людей в возрасте 28-45 лет) работа на втором месте среди жизненных приоритетов сразу после семьи и друзей, а все остальное имеет гораздо меньше значения, то у зумеров она примерно на одном уровне с саморазвитием и интеллектуальными развлечениями вроде прослушивания музыки или посещения культурных мероприятий.
Зумеры больше других поколений ориентированы на поддержание баланса между работой и личной жизнью, признает HR-директор сети школ скорочтения IQ007 Татьяна Бузуева. По ее мнению, это связано с тем, что их родители уделяли очень много внимания работе, и подростки часто слышали в семье жалобы на карьеру, зарплату, отсутствие перспектив. Теперь молодые люди стараются максимально отстроиться от таких установок и ищут для себя работу, которая позволит уделять больше времени личному развитию и в то же время обеспечит возможности для профессионального роста и будет оплачиваться как минимум по рыночным стандартам. «Работодателям жертвенности от зумеров точно ждать не стоит», — заключает Бузуева.
Но большим сетям без молодых сотрудников, вчерашних выпускников, не обойтись, ведь они — залог устойчивого будущего компании, признает руководитель отдела франчайзинга интерьерной компании Mr.Doors Максим Шкель.
Брендам, нацеленным на молодую аудиторию, сотрудники-зумеры помогают находить общий язык с клиентами близкого возраста. Поэтому, например, в сети студий балета и растяжки Levita больше половины сотрудников младше 25 лет, а в турагентствах «Слетать.ру» таких около четверти, рассказывают представители компаний. Сеть салонов для животных Groom тоже старается привлекать побольше «зетов», потому что около 15% владельцев домашних животных как раз из этой возрастной категории, рассказывает ее гендиректор Денис Четиков.
Обучающие олени и игры на собеседовании
Надо просто принять и учесть в HR-политике особенности молодых сотрудников, и это пойдет на пользу всей компании, советует HR-директор франчайзинговой сети доставки суши «Ёбидоёби» Юлия Казаковцева. Сама сеть для поиска кандидатов из поколения Z использует ролики в соцсетях, стараясь сделать их вирусными. А затем предлагает специальные программы обучения.
«Раньше, когда к нам приходили ребята из поколения Z, мы сталкивались с определенными барьерами в их подготовке. Стандартные инструкции и регламенты казались для них скучными и сложными, и времени на освоение материала у них уходило больше, чем хотелось бы», — рассказывает Казаковцева.
Чтобы изменить ситуацию, в компании создали систему обучения через короткие ролики в формате рилсов. Их героями становятся обычные сотрудники подходящего возраста — это делает контент более релевантным для молодой аудитории, потому что исчезает ощущение инструкции, которую спускают сверху, объясняет HR-директор сети. Например, один ролик был снят в популярном в TikTok формате переодевания: сначала курьер появляется на видео в растянутой майке-алкоголичке и шортах, а через мгновение — в фирменной толстовке и брюках. Это рилс о том, как важно выглядеть опрятно. В другом видео автомобилю доставки в прямом смысле слова мешают проехать олени — аниматор в костюме животного стоит посреди дороги. Герой ролика рассказывает, что в таких ситуациях нужно обязательно сообщить клиенту о задержке заказа.
В компании также перерисовали длинные инструкции и регламенты в инфографику и другие схемы. «Внедрение такого формата сработало даже лучше, чем мы планировали изначально! Время адаптации молодых сотрудников сократилось, а главное — они стали работать с большим энтузиазмом и уверенностью», — утверждает Казаковцева.
На кухнях точек «Ёбидоёби» установлены колонки с голосовым помощником, которые включают музыку и общаются с сотрудниками, в том числе когда надо передать им какие-то указания, рассказывает Казаковцева. «Мы также активно ведем социальные сети и вовлекаем туда наших ребят — это помогает создать комьюнити, которое препятствует текучке кадров», — продолжает она. Впрочем, оказалось, что визуальные, звуковые инструкции и связь в соцсетях хорошо воспринимаются сотрудниками всех возрастов.
Все опрошенные Forbes компании признаются, что теперь стараются использовать в обучении больше визуала и элементов геймификации. Например, школы Grafika проводят собеседования с молодыми сотрудниками в группах по 10 человек в игровой атмосфере, распределяя между кандидатами роли сотрудников и клиентов, а потом дают много видеокурсов и мастер-классов, рассказывает основатель компании Андрей Ломтев. Игровые элементы и дальше в работе будут кстати, уверен он. Например, менеджеры школы приводят новых учеников с помощью «карты захвата мира». Если сотрудник привлекает 22 клиента в месяц, он ставит такое же количество отметок на карте и получает подарок, рассказывает предприниматель. Компаниям важно придумывать свои активности и индивидуальные традиции, согласен франчайзи Grafika из Пензы Алексей Тарасов. Например, у него в школе есть «мем-стена». Ее создали сами сотрудники и теперь регулярно клеят на нее мемы.
Выслушать и оценить
Но просто повеселиться, снять ролики или перерисовать инструкции недостаточно. «Не получится сказать: необходимо пройти обязательное обучение. Нужно объяснить, зачем нужен конкретный курс, какую пользу он принесет и сотруднику, и компании», — рассказывает Ирина Кулиева, HR-директор франчайзинговой сети автосервисов Fit Service.
Потом новобранцев не получится «бросить в море, не научив плавать»: им важно дать право на ошибки с корректной обратной связью, показывать и объяснять их недочеты, прорабатывать неверные действия, показывать верные, перечисляет Кулиева.
Зумерам вообще очень важно всегда рассказывать, зачем они что-то делают и какие перспективы у них есть, добавляет HR-директор группы компаний «Слетать.ру» Юлия Вайнер. Иначе они теряют интерес к работе, согласен Ломтев.
Еще стоит почаще спрашивать мнение молодых сотрудников по разным поводам. Зумерам важно, чтобы их точка зрения учитывалась наравне с остальными, говорит Максим Шкель из Mr.Doors. Молодые люди сейчас меньше ориентируются на статус — как свой, так и руководителя, им хочется, чтобы их мнение принимали во внимание, каким бы скромным ни был их опыт, соглашается Вайнер. Для них это необходимый элемент правильной корпоративной культуры, проявление гибкости компании.
Так, Levita отказалась от идеи обучения «зетов» с помощью рилсов — по их советам. «Наши же молодые сотрудники убедили нас, что сложности и особенности при привлечении и адаптации зумеров — преувеличение, приводили примеры, рассказывали кейсы своих друзей», — объясняет сооснователь студии Артур Гуфранов.
Молодые люди склонны проявлять чувства даже на работе, поэтому работодателям имеет смысл выстраивать с ними эмоциональную связь, отмечает соосновательница Levita Ксения Гуфранова. Для них очень важна эмоциональная поддержка работодателя, добавляет Тарасов. «Многие приходят на работу в угнетенном состоянии, принимают антидепрессанты», — замечает он. И говорит, что поэтому старается придумывать для сотрудников небольшие, но регулярные премии и подарки.
Зато молодые люди как никто умеют быть благодарными и щедрыми на теплые эмоции, говорит Гуфранова: «Мы часто делаем всем сотрудникам небольшие презенты, заказываем сладости для отличившихся. И именно от зумеров получаем больше всего позитива в ответ».
Энтузиазм и новые технологии
У зумеров есть и очевидные плюсы для работодателей — они привносят в бизнес свежий взгляд, новые идеи, помогают компаниям быстро адаптироваться к новым трендам и использовать в работе современные технологии, говорит Ломтев из Grafika. Молодежь легко обучить работать с искусственным интеллектом, виртуальными ассистентами, нейросетями, но главное — они полны энтузиазма и готовы к экспериментам, добавляет Четиков из Groom.
«В начале года мы проводили стратегическую сессию в Дубае, где участвуют не только руководители, но и «звезды» — 20 линейных сотрудников, которые отличились в своей области, — делится опытом Гуфранов. — Больше всего неординарных идей и предложений мы получили именно от зумеров».
Конечно, работа с зумерами требует больше усилий, но компании, которые могут выстроить грамотную систему адаптации, мотивации и развития молодых сотрудников, получают серьезное конкурентное преимущество, подчеркивает Вайнер из «Слетать.ру». Ведь именно зумеры будут определять будущее рынка труда и потребления в ближайшие годы. Ну а кроме того, большинство практик, разработанных для молодых сотрудников, нравятся всем и делают компанию лучше.