В гости к партнеру: как отели строят франчайзинговые сети в России

За 2024 год портфолио проектов франшизы в сети Azimut Hotels увеличилось в два раза, рассказал Forbes гендиректор сети Максим Бродовский. Он объясняет это в первую очередь ростом спроса на покупку гостиничной франшизы от инвесторов в регионах. Сейчас под брендом Azimut Hotels по франчайзингу открыто восемь отелей. Например, «Azimut Сити Отель Тула» уже несколько лет входит в сеть, а в 2024 году к ней присоединился «Azimut Отель Йошкар-Ола» в столице Марий Эл, говорит Бродовский. Всего, по его словам, в сеть Azimut Hotels входит 70 объектов, из которых половина находится в собственности компании, а остальные работают под ее прямым управлением (29 отелей) или по франчайзингу.
Компания планирует развивать франшизу и далее, в том числе в регионах, где гостиничная сеть еще не представлена, отмечает Бродовский.
Время для роста
В 2024 году количество турпоездок по стране выросло в сравнении с 2023-м, по оценке вице-премьера Дмитрия Чернышенко, почти на 18%, до рекордного уровня в 92 млн. А в этом году россияне бронируют еще больше туров, чем в прошлом, сообщала Ассоциация туроператоров России.
Туристический бизнес — одна из наиболее перспективных точек роста для рынка франшиз: развитие внутреннего туризма создает потребность в качественных отелях по всей стране, а быстрее всего создать такой объект, как с нуля, так и на базе уже работающего бизнеса, получится именно по франшизе, опираясь на опыт и стандарты франчайзера, объясняет исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко. Поэтому и индивидуальные предприниматели, и крупные инвесторы, строящие туристические кластеры, проявляют сейчас большой интерес к приобретению гостиничных франшиз, утверждает он. «В каждом городе России можно открыть хотя бы по одному франчайзинговому отелю, а еще есть мотели, глэмпинги, кемпинги... По нашим приблизительным оценкам, это рынок на 20 000–30 000 объектов», — рассуждает Михайличенко о перспективах рынка.
Мировой туристический рынок на 90% состоит из франчайзинговых предприятий, а в России образовался вакуум после того, как иностранные сети отелей, включая Mariott, Hilton, Accor, ушли из страны или заморозили развитие, отмечает исполнительный директор РАФ.
Большинство международных операторов были представлены в России как раз по договору франшизы, хотя, по сути, часто это была та или иная форма прямого управления, отмечает партнер консалтинговой компании NF Group Ольга Широкова. Но в любом случае частичный уход американских и европейских гостиничных сетей из России в 2022 году дал стимул для развития отечественным игрокам, подчеркивает она. По ее оценкам, с 2022 по 2025 год номерной фонд российских операторов увеличился на 243% и сейчас под их управлением работает 90 000 номеров в сертифицированных гостиницах. Общий качественный фонд в российских гостиницах NF Group оценивает в 150 000 номеров.
Большинство отелей пока находятся в прямом управлении операторов, но теперь, в связи с активным развитием рынка, стоит ждать роста франчайзинга, отмечает Широкова. Сейчас появляется много новых объектов, которые нуждаются в профессиональном управлении, соглашается вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов. И если профессиональным инвесторам часто интереснее передать отель крупной сети в прямое управление или аренду, то предприниматели, вовлеченные в управление, зачастую предпочитают сохранить контроль над бизнесом, тем более что в их планах может быть создание пула из различных гостиничных брендов, полагает Михайличенко.
В составе франчайзингового пакета владелец отеля получает набор инструментов для самостоятельного развития бизнеса — от стандартов развития сервиса до CRM, закупок и финансового центра. Такая концепция позволяет быстрее запустить объект и перейти к реализации новых проектов, что особенно востребовано в период роста рынка, отмечает управляющий партнер УК Domina Management Владимир Маслов.
По данным международной консалтинговой компании HVS, по стандартной практике собственники отеля платят франчайзеру роялти в размере 3-6% от выручки отеля, а также другие отчисления — за маркетинговое продвижение, включение в сетевую систему бронирования, участие в программе лояльности и т. д., которые совокупно могут доходить до 3% от выручки.
Франшизы на российском гостиничном рынке, по данным управляющей компании IFK Hotel Management, есть уже во многих сегментах — пятизвездочных отелей, крупных городских отелей, хостелов, апартаментов и даже «отелей на час». И продолжают появляться новые.
Так, оператор курортных и загородных отелей Atelica Hotel Group с сетью из 18 объектов в феврале объявил о решении развивать три своих бренда — «Ателика», «Санвиль» и «Дивный мир» — по франчайзингу. Для компании это уже вторая попытка масштабировать бизнес подобным образом, рассказал основатель Atelica Hotel Group Алексей Высоканов «Вестнику АТОР». Первая была сделана в 2018 году, когда компания начала продажи франшизы трех- и четырехзвездочных отелей под брендом «Дивный мир». Однако, по словам отельера, проект оказался неудачным, в том числе из-за трудностей при взаимодействии с франчайзи: они были готовы использовать бренд, но не соблюдали стандарты сети, а некоторые «не хотели даже сменить вывески».
Теперь Atelica предложит франчайзи больше вариантов сотрудничества с более гибкими условиями, но будет жестче контролировать стандарты работы отелей под своими марками и следить за отзывами, пообещал Высоканов.
Domina Management с 2012 года работала в России как представитель итальянского гостиничного бренда Domina — ей принадлежат отели в Санкт-Петербурге и Новосибирске, а с 2022 года начала предлагать здесь франшизу, рассказал Forbes Маслов. По его словам, с 2023 года в сети под этой схеме работает комплекс из отеля и апартаментов «Domina Пулково» в Санкт-Петербурге, а в ближайшие несколько лет появится пятизвездочная гостиница в Анапе и еще несколько объектов на юге страны, Северо-Западе и в Сибири.
Франчайзинга два года ждут
До появления в России больших франчайзинговых сетей с десятками объектов пройдут еще годы, полагает Прасов. Чтобы создать качественный бренд в гостиничном бизнесе, необходимо потратить много времени на формирование качественного пакета документов, а потом требуется реализовать сложный, капиталоемкий проект, объясняет он.
Вложения в отель среднего масштаба, на 100-150 номеров, начинаются от полумиллиарда рублей в строительство здания и его оснащение по стандартам бренда, малый отель на 25 номеров обойдется в 100-200 млн рублей, рассказывает Forbes управляющий партнер IFK Hotel Management Марсель Измайлов. При этом франчайзер должен полностью сопровождать процесс строительства объекта или его реновации. «Собственник не должен допустить в процессе ни единой ошибки. Проблема в том, что непрофильные инвесторы обычно не знают, что такое звукоизоляция, акустический комфорт, где взять пожаростойкие двери и из чего состоит гостиничный матрас, — объясняет он. — В отельном деле тысячи таких нюансов. Мы помогаем инвесторам запуститься, предоставляем все необходимые знания, а дальше они уже способны управлять небольшими объектами самостоятельно». А если франчайзер увидит в будущем, что у отеля начали снижаться продажи либо пошли плохие отзывы в большом количестве, то будет вмешиваться и помогать исправить ситуацию, добавляет он.
Поэтому, хотя IFK Hotel Management запустила франшизу небольших отелей «Смородина» на 25-75 номеров еще два года назад, первый отель в сети, построенный с нуля, открылся в городе Уральск в Казахстане только в декабре 2024 года, продолжает Измайлов. На этот год, по его словам, запланировано открытие четырехзвездочного отеля «Черная Смородина Сколково» на 165 номеров, строительство которого находится на завершающей стадии. Инвестор проекта — правительство Москвы. В 2020 году, на этапе проектирования, предполагалось, что объект будет работать под брендом Novotel международной группы Accor, но позже она отказалась от этих планов. Третий отель по франчайзингу под брендом «Смородина» будет открыт в Москве в районе Садового кольца в этом или следующем году, и сейчас идут переговоры с другими компаниями, заинтересованными в покупке франшизы, говорит Измайлов.
«Мы больше 10 лет были сторонней управляющей компанией, — рассказывает он. — Нас авторизовали все крупные международные сети: от Accor до Marriott. Нашей задачей было стать «единым окном» для инвесторов: по запросу мы готовы были строить объекты разных брендов: Golden Tulip, Hilton и т. д. — и управлять ими». Однако, по словам предпринимателя, такая модель бизнеса не очень хорошо работала в России: крупные международные отельные сети забирали себе лучшие проекты и сами их реализовывали. «В результате мы открывали в России только проекты под брендами Golden Tulip или без бренда, — отмечает Измайлов. — Это в числе прочих факторов подтолкнуло нас создать свою франшизу и сделать ее отличной от других». Компания сделала свою франшизу как раз в том сегменте, где конкурентов не было, — на рынке небольших гостиниц с номерным фондом 25-75 «ключей», добавляет он.
Перспективы создания больших национальных франчайзинговых сетей в России Измайлов пока оценивает сдержанно: «В последнее время все больше разговоров о возможном возвращении на наш рынок международных сетей в ближайшие год-два. Многие игроки в таких условиях могут решить подождать их и пока развиваться под своим брендом и без франшизы».
