К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Иероглифы и сбоку бантик: как продвигать франшизу на этапе открытия

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Покупка франшизы на целый город — популярный у предпринимателей тренд. С одной стороны, это заманчиво — быть единственным представителем крупной сети. С другой, запуск на новой территории пусть и известного в стране, но незнакомого местным жителям бренда — задача «со звездочкой». И хотя франчайзер чаще всего оказывает партнеру маркетинговую поддержку, надеяться только на него и на силу бренда нельзя. Как новому сервису, заведению или магазину со старта громко заявить о себе, не допустив при этом распространенных ошибок, советует руководитель отдела франшиз «Яндекс Лавки» Мария Швиндт

Итак, вы готовы открыться. Ремонт закончен, персонал набран, процессы отлажены. Вы выполнили все рекомендации франчайзера, по полной используете его CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами), разместили информацию о себе на геосервисах, включили охватную рекламу — от рассылок до SEO. Что дальше? 

Telegram-канал Forbes Франшизы
Канал о франшизах и успехе в бизнесе
Подписаться

Готовим бюджет

Помним первое правило: хороший старт обходится дорого. Одна из главных ошибок — неверное распределение бюджета, когда вы вложили все в обустройство помещения, а на дальнейшее продвижение оставили минимум, понадеявшись на популярность бренда. Однако даже при высоком качестве товара и услуг заведение рискует остаться в тени раскрученных конкурентов. А если открытие произошло в новом регионе, где люди не знакомы с компанией, то шансы, что посетители хлынут к вам потоком, стремятся к нулю.

Так что, даже если у вас ограниченный бюджет, лучше сделать ремонт попроще и потратиться на продвижение во время запуска, а после того, как сформируется клиентская база, добавить красоты в интерьер. Согласно нашей практике, маркетинговый бюджет на первый год работы должен быть не меньше суммы, которую франчайзи вложил в ремонт помещений.

 

Адаптируемся к условиям

Другая распространенная ошибка — не адаптировать рекламу к конкретному региону. У каждого города есть свои уникальные особенности: климатические условия, уровень дохода, потребительские привычки, наконец, традиции. Ваш франчайзер много знает про маркетинг, но все-таки издалека хуже видит местные реалии. Поэтому постарайтесь сами выделить такие особенности и заложить их в основу рекламной кампании, сделав ее понятной для локального потребителя. 

Во-первых, поймите, что выделяет вас на фоне местных конкурентов. Например, если у них нет круглосуточной доставки, а у вас — есть, обязательно ярко подсветите ваше уникальное предложение в рекламе на старте.

 

Во-вторых, изучите местные приоритеты. Так, жители Дальнего Востока привыкли к культуре соседей и очень ценят ее. Поэтому иероглифы, изображения драконов и китайских палочек на баннерах помогут вам сойти за «своих».

Ретейлерам и предприятиям питания очень желательно включить в ассортимент продукцию местных поставщиков: потребители в регионах привыкли к локальным брендам — местным хлебокомбинатам, молокозаводам и т.д. — и ожидают увидеть их на полках. Но при этом надо понимать, что к вам они идут за чем-то новым. Поэтому выстраивайте ассортимент как микс чего-то привычного и интересных для местного потребителя новинок.

Устраивайте коллаборации с локальными брендами и мероприятиями, чтобы привлечь их целевую аудиторию. Так, кофейни Cofix перед прошлогодним полумарафоном «Забег.РФ» в шести городах запустили напиток «РанРаф», купив который, можно было получить скидку в 10% на участие в соревновании. Насколько я знаю, сеть смогла привлечь немало новых посетителей — спортсменов и просто любителей бега.

 

Идем офлайн

Пусть вы даже даркстор или служба доставки и контактируете с потребителем в основном онлайн — все равно сделайте ваш бренд видимым в офлайне. Тут работает простое правило — чем меньше населенный пункт, тем важнее офлайн-продвижение.

Эффективным каналом для этого станет наружная реклама: размещайте триггерные сообщения на скамейках, в лифтах или брендируйте остановки общественного транспорта — конечно, предварительно получив разрешение у структур, отвечающих за это хозяйство.

Формируйте образ бренда в той среде, где работаете. Недаром большие бренды обязательно одевают курьеров в фирменную одежду, выстраивая устойчивую ассоциацию между сетью ресторанов и доставкой еды. Хорошо работает также брендинг машин — запустите такой автомобиль на улицы, даже если у вас нет доставки на машинах. По нашему опыту, в регионах это заметно.

Взаимодействуйте с аудиторией напрямую через BTL-мероприятия — различные акции в торговых центрах или парках. Так вы повысите узнаваемость и сформируете лояльность у потребителей. Например, мы в «Яндекс Лавке» перед Новым годом разместили в ТЦ Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга и Тулы упаковочные станции, где промоутеры бесплатно заворачивали желающим любые подарки в красивую бумагу с бантиками в обмен на скачанное приложение сервиса.

Обещаем выгоду

Не жадничайте и обязательно сопровождайте открытие по-настоящему выгодными акциями. Вроде бы классика маркетинга, но иногда про нее забывают, предлагая акции вроде «скидка 3% на пятый товар в чеке». Мы же на старте даем первым покупателям скидку 50%, а та же «Пятерочка» — 30%. На привлечение нового клиента только в онлайне бизнес тратит от 700 до 5000 рублей, и раз этот дорогой посетитель до вас дошел — постарайтесь увеличить его средний чек, познакомить с сервисом и привязать к себе.

 

Не забывайте про специальные предложения для ваших сотрудников, их семей и окружения — это тоже ваши потенциальные покупатели, да еще и с высокой лояльностью. Например, у нас есть скидка в 20% для курьеров, таксистов, работников дарксторов на товары с самовывозом.  

Советуемся с франчайзером

Продуманная и многокомпонентная рекламная кампания — один из ключевых факторов успешного запуска. Но перед реализацией новых идей обязательно изучите, какие изменения можно вносить в маркетинговую стратегию по условиям договора франчайзинга. Не все инициативы примут радушно, поскольку у владельца сети могут быть свои стратегические цели и ограничения.

Если хотите убедить франчайзера сделать то, что он раньше не разрешал, подкрепите ваши предложения аргументами. Например, исследованиями потребителей, конкурентной среды и рыночных тенденций. Конечно, полных обзоров Data Insight или McKinsey нет в открытом доступе, но если вам нужны оттуда данные, вы можете запросить их у франчайзера — это в общих интересах. Обоснуйте, как нововведения повлияют не только на локальные результаты, но и на общую эффективность всей компании. Такая открытость и успешная совместная работа приведут вас к долгосрочному успеху.

Оцениваем силы

Ну и о чем надо обязательно помнить «на берегу»: нельзя налегать на маркетинг, пока у вас не настроены внутренние процессы. Переоценить себя — смертельно опасно для зарождающегося бизнеса. Например, у вас нет достаточного количества курьеров или не настроена цепочка поставок и вы в итоге доставляете заказ не обещанные 15 минут, а час, или привозите просроченные товары. Убедитесь, что точно выполните то, что обещаете в маркетинговом предложении, даже если на вас обрушится поток заказов или выстроится очередь к кассам. Иначе ваш старт будет ярким совсем не в том смысле, что надо: большое количество потребителей получит негативный опыт, и завоевать их заново будет стоить вдвое дороже. 

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+