Из-за повышения торгового сбора могут закрыться 30-50% вендинговых аппаратов в Москве

Вендинг — одним из самых простых и недорогих способов войти в бизнес по франчайзингу. Однако сегодня сетевые операторы на этом рынке столкнулись сразу с двумя ограничениями для роста: резким повышением ставок торгового сбора и необходимостью сокращать ассортимент из-за запрета с 1 марта на продажу энергетиков несовершеннолетним. Из-за этого от 30% до 50% из работающих в Москве 11 000 аппаратов могут стать убыточными и операторы будут вынуждены их убрать, рассказал Forbes президент Союза операторов торговых автоматов (СОТА) Леонид Нестеренко.
В московский закон о торговом сборе в 2023 году были внесены поправки, предусматривающие ежегодную индексацию ставок торгового сбора с применением коэффициента-дефлятора. В 2024 году ставка составляла 5184 рубля в квартал, в 2025-м ее пересмотрели, и при этом коэффициент-дефлятор был рассчитан с учетом инфляции, накопленной с 2015 года, рассказывает Нестеренко. В итоге ставка для вендинга увеличилась на 97,6% и составила 10 244 рубля. «Когда предприниматели стали получать уведомления из налоговой о необходимости уплаты торгового сбора в двойном размере, многие поначалу считали это ошибкой или даже шуткой», — признается Нестеренко.
СОТА направила письма в Минэкономразвития, мэрию Москвы и другие ведомства, указав, что двукратное увеличение ставки торгового сбора экономически не обосновано, противоречит логике применения коэффициента-дефлятора и будет иметь катастрофические последствия для индустрии вендинга в Москве.
По словам Нестеренко, повышение торгового сбора вызовет на рынке коллапс. Индустрия вендинга, по его оценкам, потеряет порядка 1 млрд рублей инвестиций, а городской бюджет — более 300 млн рублей налоговых и иных отчислений от отрасли.
«Бизнес-модель вендинга по своей природе особенно уязвима к необоротным налогам», — отмечает Леонид Нестеренко. По его словам, средняя выручка в вендинговом бизнесе не превышает 35 000 рублей в месяц, а чистая прибыль владельца — 6000-7000 рублей в месяц. Получается, что ее половина будет уходить на торговый сбор, который в ежемесячной разбивке составит 3400 рублей.
Это делает неэффективной бизнес-модель вендинговых операторов, учитывая то, что в среднем вендинговый аппарат стоит порядка 380 000-400 000 рублей, делится подсчетами Нестеренко. «Сроки окупаемости проектов будут сдвигаться к 10-20 годам, и никто в этот бизнес идти не захочет», — полагает он. А вендинговые точки с выручкой 15 000 рублей в месяц и чистой прибылью 1500-2000 рублей в месяц, которых в Москве до трети от общего количества, и вовсе окажутся в минусе и точно будут закрываться, продолжает он.
В результате на рынке точно останутся лишь 20% «золотых» точек, которые приносят выручку порядка 80 000-90 000 рублей в месяц, считает Нестеренко. Значительная часть остальных закроется, а кто-то постарается уйти «в тень».
В СОТА считают, что повышение торгового сбора ставит вендинговый бизнес в неравные условия конкуренции с розничными сетями. «Для розницы торговый сбор составляет 1000 рублей на кв. м, при этом вендинговый аппарат занимает такое же пространство, но он облагается сбором в 10 000 рублей, а рентабельность у розничной торговли и вендинга примерно одинаковая», — утверждает президент СОТА.
«Двукратное увеличение ставки торгового сбора экономически не обосновано, противоречит логике применения коэффициента-дефлятора и будет иметь катастрофические последствия для индустрии вендинга в Москве», — указано в обращениях, которые СОТА 19 февраля отправила в Минэкономразвития и мэрию Москвы (копии писем есть у Forbes).
Сейчас объем вендингового рынка в Москве, по оценкам союза, составляет 29 млрд рублей. При этом сокращается число автоматов, принадлежащих одному владельцу. Так что большинство участников этого рынка относятся к объектам микро- и макро бизнеса. «Вендинг является отличной точкой старта для начинающих предпринимателей», — отмечено в письме СОТА Минэкономразвития.
Однако у вендинга, помимо роста торгового сбора, есть и другая проблема. С 1 марта вступает в силу положение федерального закона о запрете на продажу несовершеннолетним безалкогольных энергетических напитков. А некоторые регионы уже запретили на своем уровне продажи энергетиков в вендинге.
В результате операторы вендинговых аппаратов будут, скорее всего, вынуждены удалить такую продукцию из ассортимента, а для них одна из самых высокомаржинальных, считают в СОТА. Президент Союзнапитков Алла Андреева тоже считает исчезновение энергетиков из вендинговых аппаратов «наиболее вероятным сценарием».
Сейчас на энергетики приходится, по оценкам Нестеренко, до 20% чистой прибыли точек. А Борис Белоцерковский, владелец крупного вендингового оператора Uvenco, говорил порталу Shopper's, что на этот продукт приходится около 5% в выручке классических аппаратов со снеками и напитками.
При продаже энергетиков можно использовать биометрию для верификации покупателей, однако сейчас для этого мало технических и экономических предпосылок, считают на вендинговом рынке. Как отмечал Белоцерковский, «готового решения для реализации энергетиков через вендинговые аппараты с соблюдением всех норм и правил на данный момент нет».
В итоге энергетики в ассортименте оставят только те точки, которые находятся в закрытых локациях, где почти не бывают несовершеннолетние, а аппараты вендинга в проходных местах, в торговых центрах и на улицах торговать такой продукцией, по всей вероятности, с 1 марта не будут, считает Нестеренко.
СОТА предлагает внести изменения в Федеральный закон от «О единой биометрической системе» и дать юрлицам и ИП возможность получать подтверждение возраста клиента через сторонние коммерческие биометрические системы, например банковские, рассказывает Нестеренко. По его мнению, подключение к ним вендингов технически организовать возможно, тогда как создание отдельных систем биометрии для вендинговых операторов точно экономически нецелесообразно.