Сеть дрогери «Улыбка радуги» вышла по франшизе на рынок Киргизии

Сеть магазинов «Улыбка радуги» впервые вышла за пределы России, открыв по франшизе новый магазин площадью 120 кв. м в центре Бишкека, столицы Киргизии, сообщили Forbes в пресс-службе компании. За первый год работы сеть рассчитывает с помощью франчайзи запустить на новом для себя рынке порядка 20 торговых точек.
Рынок стран Центральной Азии — перспективный, активно развивающийся и менее конкурентный, чем в России, поэтому для компании он был очень интересен, рассказали Forbes в пресс-службе сети. Чтобы предложить покупателю нужные товары, необходима экспертиза партнера на месте, знакомого с национальными особенностями и потребностями, поэтому был выбран формат франшизы и партнером компании стал местный бизнесмен. Франчайзинговая модель позволила ускорить выход на рынок, отмечают в пресс-службе.
«Улыбка радуги» — федеральная сеть магазинов средств по уходу за собой. По оценке агентства «INFOLine-Аналитика», с выручкой в 33 млрд рублей в 2023 году она занимала седьмое место среди всех крупнейших продавцов косметики, парфюмерии и товаров для ухода и второе — в сегменте дрогери после «IМагнит косметик». Под брендом «Улыбка радуги» работает более 1700 магазинов., в том числе 56 франчайзинговых. Основной вектор развития франшизы — выходить в новые регионы, где еще нет магазинов либо их очень мало, сообщили в пресс-службы компании.
В конце 2024 года сеть перешла под контроль ретейлера «Лента». До этого она принадлежала Наталье Копылковой, которая могла быть связана со структурами миллиардера Алексея Мордашова.
В Киргизии «Улыбка радуги» стала первым магазином формата дрогери, подчеркивают в компании. Торговая точка предлагает покупателям 9000 наименований товаров повседневного спроса, около 30% из них — собственные торговые марки сети, а остальное — продукция известных брендов в категориях «декоративная косметика», «средства по уходу за собой и домом».
Гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров считает выход российской сети дрогери на рынок Киргизии вполне логичным. «Кыргызстан отличается динамично растущей экономикой, растущими доходами населения и его большим естественным приростом. Поэтому интерес к этой стране у ретейлеров большой. К тому же страна входит в единое экономическое пространство с Россией и у нас таможенных барьеров нет», — объясняет он. Бишкек по уровню доходов вполне сопоставим со многими регионами России, в которых уже эффективно работает сеть, добавляет Бурмистров. С точки зрения бизнеса создание за короткий срок заметной сети магазинов — правильное, так как есть понятный синергетический эффект в связи с возможностью создания в стране логистического и закупочного хаба, считает эксперт.
В России же в ретейлеры в сегменте дрогери испытывают сложности из-за перехода спроса на косметику и другие подобные товары онлайн, говорит Бурмистров. «Спрос на эти товарные категории стремительно переходит в онлайн, в первую очередь на крупные платформы, — подчеркивает он. — Выручка маркетплейсов в этом сегменте в 2023 году выросла более существенно (68%), чем в омниканальных сетях (11,3%)».
Агентство INFOLine оценивало объем рынка косметики, парфюмерии и товаров для ухода за телом в 2023 году в 950 млрд рублей, данные за 2024-й еще не названы. Доля маркетплейсов на рынке за 2023 год увеличилась с 20,7% до 31% в общем объеме продаж и продолжила расти.
Лидерами среди парфюмерно-косметических сетей по выручке NFOLine называло «Магнит косметик» (200,7 млрд рублей выручки в 2023 году), Wildberries (GMV маркетплейса от продажи товаров, очищенный от НДС, достиг 177,6 млрд руб.) и «Лэтуаль» с «Подружкой» (104,2 млрд руб.).
«Сегмент всегда был сложным для ретейлеров из-за небольшой величины среднего чека и невысокой частоты покупок. Даже «Магнит косметик», имея высокую операционную эффективность и прибыльность, ограничил инвестиции в открытие новых точек и запустил масштабную программу обновления магазинов», — говорил Бурмистров.