Ретейлер «Жизньмарт» закрывает франчайзинговые магазины в Сибири

Уральская сеть супермаркетов «Жизньмарт» приостановила развитие в Новосибирске, куда вышла в начале 2023 года. Компания объявляла о намерении открыть в городе не менее 40 партнерских точек, однако сумела открыть только 17, а в 2025 году начала их закрывать. Сейчас там продолжают работу только два магазина сети, сообщили в компании. По мнению франчайзера, добиться успеха помешала высокая конкуренция и дорогая логистика.
Основанная в 2019 году в Екатеринбурге сеть продуктовых магазинов «Жизньмарт», по данным агентства INFOLine, в прошлом году заняла пятое место среди крупнейших франчайзинговых FMCG-ретейлеров по выручке, которая в первом полугодии составил 6,6 млрд рублей. Ретейлер работает в гибридном формате супермаркета «у дома», совмещая магазин, кафе и доставку продуктов и готовых блюд. И развивается преимущественно по франчайзингу: за последние три года было открыто 320 партнерских торговых точек в семи регионах России. В 2024-м компания вышла на международный рынок, открыв магазины в Дубае и Астане.
Больше всего магазинов под брендом «Жизньмарт» работает в Свердловской области — 213 точек (из них 95 крупного формата и 118 мини-формата на площадях до 20 кв. м). В Челябинской области у компании 43 магазина, в Тюменской — 40.
В 2023 году «Жизньмарт» открыла первый франчайзинговый магазин в Новосибирске и быстро довела число точек до 17 магазинов разных форматов. В проект заходили как новые франчайзи из Новосибирска, так и партнеры компании из Екатеринбурга, у которых был успешный опыт работы с франшизой «Жизньмарт», отмечают в компании. Тем не менее из 17 открытых в городе магазинов на точку безубыточности вышли только четыре. Сейчас же работают две: остальные были недавно закрыты, кроме того, из-за небольшого количества магазинов «Жизньмарт» закрыла распределительный центр в Новосибирске, рассказал представитель сети.
«Основной причиной закрытия части точек стало несовпадение ожиданий партнеров по срокам окупаемости с реальностью, обусловленной ситуацией на рынке Новосибирска», — говорит он. Франчайзи старались завоевать признание у покупателей, их магазины получали высокие оценки — 4,6 балла — на 2ГИС и «Яндекс Картах», однако ценовая конкуренция, сформировавшийся рынок поставщиков в регионе и высокие расходы на логистику не позволили добиться успеха, отмечает представитель компании.
«Жизньмарт» планирует вернуться на рынок Новосибирска в ближайшие два-три года, оптимизировав франчайзинговую программу, говорят в компании. В частности, перед выходом на рынок будет проводиться более тщательный его анализ, а франчайзи получат усиленную поддержку на старте и более гибкую систему финансовых расчетов. «Наш главный вывод — важно более детально учитывать специфику каждого региона и адаптировать бизнес-модель под местные условия, — утверждает представитель сети. — Мы видим потенциал в магазинах готовой еды и экспресс-доставке». В мини-форматах «Жизньмарт», площадью до 20 кв. м, около 80% ассортимента приходится на готовую еду.
В 2024 году формат магазинов у дома обеспечил более 35% общего оборота продуктового розничного рынка, подсчитало INFOLine. По данным агентства, за прошлый год этот сегмент вырос на 15%. Значительный вклад в динамику роста, по мнению аналитиков, внесли именно франчайзинговые сети.
Рынок доставки готовой еды в России также активно растет. По данным холдинга «Ромир», в 2024 году россияне заказывали готовую еду на 14% чаще, чем годом ранее. В среднем каждый совершил за год порядка 18 таких покупок. Средний чек в категории готовой еды вырос год к году на 17%, до 182 рублей. Агентство INFOLine сообщало, что в 2024 году рынок готовой еды превысит 1 трлн рублей, показав 40%-ный рост к 2023-му.
