Обувная сеть Rendez-Vous запустила франшизу для расширения региональной экспансии

Сеть обувных магазинов Rendez-Vous, основанная в 2000-х, впервые в своей истории решила развиваться по франшизе. Уже подписано два договора с партнерами и первый партнерский магазин открылся в Якутске, рассказали «Forbes Франшизам» в компании. Ретейлер планирует осваивать по модели франчайзинга отдаленные территории страны.
Rendez-Vous всегда развивалась самостоятельно, открыв к весне 2025 года 104 магазина. В 2024 году, по подсчетам ресурса Fashion Retail, выручка компании составила 24 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2023-м на 9%, а чистая прибыль, как у большинства других крупных fashion-ретейлеров, сократилась на 42%, до 0,7 млрд рублей.
До недавнего времени компания избегала открывать магазины по франчайзингу, предпочитая полностью контролировать розничные продажи, рассказывает ее директор по маркетингу Екатерина Серякова: «Мы всегда славились тем, что все делаем «инхаус», в том числе открываем сами магазины».
Принципиальный отказ от франчайзинга — распространенная позиция среди непродовольственных ретейлеров. Крупный одежный ретейлер Lime несколько лет назад начал выкупать магазины у своих партнеров. Многие большие ювелирные сети, например «585 Золотой» и Adamas, также закрыли свои франшизы, объяснив это желанием строже контролировать корпоративные стандарты.
Rendez-Vous начала развивать партнерскую программу на фоне быстрого роста онлайн-продаж и высокой востребованности быстрой доставки покупок по всей стране, объясняет Серякова. Сеть активно развивает свой интернет-магазин, а недавно начала предлагать товары еще и на маркетплейсах. При этом магазинов в отдаленных от центра страны регионах у нее не было из-за сложной и дорогой логистики, тогда как спрос там был достаточно заметным. В итоге первый партнерский магазин открылся в апреле в Якутске, откуда поступало много заказов, говорит Серякова.
Приоритеты для открытия новых партнерских магазинов — Дальний Восток, Сахалин, Владивосток, Махачкала и Владикавказ. «Мы принципиально не стали рассматривать для проектов наших франчайзи те регионы, где у нас уже есть свои магазины, — объясняет она. — Нам было важно, чтобы у партнеров была возможность выстроить процессы в условиях, когда их магазины не конкурируют с собственной розницей компании».
Развитие партнерской программы станет для Rendez-Vous основным способом масштабирования бизнеса: открывать новые собственные точки она не планирует. «Все ключевые подходящие объекты в зоне нашей логистики уже охвачены», — объясняет Серякова. Вместо этого сеть сосредоточится на реконструкции и реконцепции существующих магазинов и расширении ассортимента одежды, на которую в некоторых точках уже приходится до 20%. Зато по франчайзингу компания рассчитывает открыть 10 локаций в этом году и не менее — в следующем, говорит директор по маркетингу.
По словам Серяковой, партнерская программа разрабатывалась примерно пять месяцев. При ее формировании компания исходила из того, чтобы дать франчайзи максимальную свободу действий и сделать франшизу более мягкой. В итоге франчайзи не будут платить паушальный взнос, роялти и постоянные маркетинговые сборы. Им потребуется вложиться в закупку товара, аренду и покупку торгового оборудования. При этом некоторые договоры будут предусматривать право обратного выкупа товара у франчайзи при возникновении сложностей в бизнесе.
Головная компания активно развивает продажи одежды, но франчайзи может в этом не участвовать: Rendez-Vous все-таки более известна как обувной ретейлер, продолжает Серякова. Вдобавок к этому цены в партнерских магазинах могут отличаться от собственной розницы сети — в них разрешено включать затраты на логистику. Еще франчайзи смогут проводить собственные скидочные акции и вводить программы лояльности.
Размер инвестиций в открытие магазина зависит от площади, которая начинается от 120 кв. м. «Более скромные проекты мы пока не рассматриваем. Вложения у нас средние для обувного и одежного ретейла, но точно выше, чем требуется, например, для открытия салона красоты», — говорит Серякова, не называя точных цифр. Интерес к франшизе она оценивает как «достаточно высокий», однако предупреждает, что у компании довольно строгие критерии выбора партнеров и локаций: «Мы стараемся искать людей, которым искренне нравится покупать красивую одежду и обувь». Кроме того, иногда открыться партнеру будет непросто, потому что придется долго искать подходящее помещение.
Fashion-ретейл в целом и магазины обуви в особенности — сложный сегмент для франчайзи из-за высокой конкуренции, больших издержек и сложной ситуации на рынке, считают эксперты. По данным ресурса Businessmens.ru, по итогам 2024 года число заявок на франшизы оффлайновых обувных магазинов снизилось почти на 52%. Это один из основных антитрендов прошлого года, отмечает главный редактор ресурса Евгений Звягин. Ресурс «Чек Индекс», анализирующий данные о продажах с кассовых аппаратов по всей России, отметил в I квартале 2025 года снижение продаж одежды и обуви на 12% в физическом выражении — как из-за теплой погоды, не способствовавшей покупке дорогой зимней обуви и одежды, так и из-за общего охлаждения потребительского спроса. Руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская рассказывала «Forbes Франшизам», что в этом сегменте один из самых высоких процентов закрытий среди предприятий, поэтому такие магазины стоит открывать только с четко продуманной концепцией и уникальным торговым предложением для своего региона.