К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Доля франшиз на мебельном рынке резко снизилась в 2024 году

Фото Александра Щербака / ТАСС
Фото Александра Щербака / ТАСС
На фоне общего роста рынка франчайзинга снижается доля мебельных сетей, запускающих франшизы. Крупные игроки отрасли утверждают, что у них спада нет, а эксперты отмечают: рынок консолидируется и переформатируется

На фоне общего роста рынка франчайзинга снижается доля мебельных сетей, развивающих франшизы, сообщил проект «РБК Мебель» со ссылкой на данные «РБК Исследования рынков». Его аналитики подсчитали, что с 2017 года доля компаний сегмента, развивающихся по франшизе, снизилась в 4,6 раза. Если восемь лет назад партнерские точки были у 28% мебельных сетей, то в 2024 году — лишь у 6% из 470 ретейлеров, попавших в поле зрения исследователей. Причем только за прошлый год доля франшиз сократилась вдвое: еще в 2023-м по этой схеме работало 12% сетевых продавцов мебели. 

Telegram-канал Forbes Франшизы
Канал о франшизах и успехе в бизнесе
Подписаться

Похожая динамика прослеживается и по общему числу франшизных мебельных точек на рынке: их становится меньше год от года. В феврале 2025 года их доля сократилась на 3 п.п. по сравнению с тем же периодом 2024 года, отмечают аналитики.

Данные портала TopFranchise.ru, подтверждают, что количество мебельных франшиз снижается последние пять лет, говорит директор по маркетингу компании Игорь Никитов. По его мнению, это может быть связано с монополизацией рынка крупными производителями и ретейлерами, а
также с переходом многих мебельных ретейлеров на онлайн-площадки. «В
дальнейшем будет продолжаться тренд на консолидацию рынка», — полагает
Никитов.

 

Крупные игроки рассказывают, что в прошлом году был спад спроса на франшизы из-за высоких ставок кредитования и выгодных депозитов, но сейчас спрос на их франшизы спрос растет.

Франчайзинговая сеть одного из крупнейших производителей мебели в России, Mr.Doors в последние годы показывает стабильный рост как по объему выручки, так и по количеству точек продаж, и за последние пять лет число ее салонов увеличилось более чем на 25%, сообщили «Forbes Франшизам» в компании. «Крупные игроки сохраняют способность развиваться через франшизы, — говорит руководитель департамента франчайзинга Mr.Doors Максим Шкель. — В целом в последние несколько лет мы видим позитивную динамику интереса к мебельным франшизам».

 

Компания «Кухонный двор», развивающая франчайзинг с 2014 года и имеющая порядка 62 франчайзинговых точек, планирует в этом году открыть до 30 партнерских магазинов в Москве и Московском регионе, рассказывает директор по ассортименту и развитию новых каналов продаж компании Карина Гудова. Это позволит увеличить франчайзинговую сеть почти на 50%, отмечает Гудова. По ее словам, прошедший год был непростым для развития франшизы — многие предприниматели откладывали ее приобретение из-за высоких ставок в банках, но сейчас отмечается всплеск спроса.

«Крупные производители вытесняют с рынка мелкие ИП и «гаражников», — рассказывает Гудова. — При этом небольшие предприниматели нередко находят выход в том, чтобы присоединиться к крупным франчайзинговым сетям. Тем более что для торговых центров все более важно, чтобы представленный у них бренд мог достаточно вкладывать в маркетинг и рекламу, генерируя дополнительный трафик».

Конкуренцию с маркетплейсами Гудова пока не считает существенной проблемой для «Кухонного двора». У компании высокий средний чек — порядка 500 000 рублей с учетом бытовой техники, а в этом ценовом сегменте покупатели предпочитают персонализированный подход и возможность осмотреть мебель на месте вместе с менеджером, объясняет она. По ее словам, компания сейчас использует онлайн-каналы продаж скорее как дополнительную возможностью привести трафик в офлайн-точки: клиенты выбирают кухню в интернете, но покупают в салоне.

 

Так что ни в компании, ни на мебельном рынке не наблюдается спада интереса к франчайзингу, уверена Гудова: «Наоборот, предприниматели все чаще предпочитают работать по готовым бизнес-моделям». В то же время у мебельных компаний часто есть определенный жизненный цикл: например, точки продаж в новостройках обычно работают не более трех-четырех лет, а потом закрываются или переезжают на другое место. Это может влиять на общую динамику рынку и обусловливать спад показателей, объясняет она.

В целом, по данным «РБК Исследования рынков», при росте реальных
располагаемых доходов россиян мебельная розница не показывает
сопоставимых темпов развития. Оптимистичную динамику демонстрирует лишь
сегмент онлайн-продаж. Ассоциация предприятий мебельной и
деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) сообщала,
что спрос на мебель замедляется, и в 2025 году ее продажи в натуральном
выражении могут снизиться. По оценкам организации, в 2024 году
производство мебели в стране выросло в денежном выражении на 17% до 522
млрд рублей, тогда как в натуральном —только на 3-4%. На рынок негативно
влияет отмена льготной ипотеки, вызвавшая замедление темпов
строительства, считает президент АМДПР Александр Шестаков. По его
оценке, 10-15% продаж рынка приходится на меблировку новостроек.

Франшизы на мебельном рынке не стагнируют, а переформатируются, уверен Евгений Звягин, главный редактор портала businessmens.ru.  Раньше их развивали крупные бренды с большими рекламными бюджетами, начинавшие еще в 2000-х, такие как «Мария», «Мебель братьев Баженовых», Mr.Doors, «Кухонный двор», и в свое время они активно агитировали предпринимателей открывать франшизы в регионах, рассказывает он. Но постепенно эти игроки получили федеральную известность и им стали не нужны десятки представительств в каждом городе, часто достаточно и одного филиала, который будет обрабатывать весь спрос и обеспечивать фабрику заказами, объясняет эксперт.

Сейчас на рынок выходят узкоспециализированные, нишевые мебельные франшизы: премиальных кресел, детской мебели, торгового оборудования, продолжает Звягин. Зачастую это предложения небольших мебельных фабрик, а иногда даже и мастерских. Поэтому мебельный франчайзинг стал более камерным и менее заметным на рынке. «В ближайшие годы ситуация будет оставаться такой же, по крайней мере до появления компании, которая решит вложить максимум сил в развитие через франчайзинг и обратит на себя внимание массовой аудитории», — полагает Звягин.

«Главной целью для нас является увеличение продаж с помощью франшизной модели, при этом именно франчайзинг наиболее эффективен для повышения известности в регионах, даже в сравнении с рекламными кампаниями», — подчеркивает Гудова.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+