Доля России в мировом рынке франчайзинга к 2027 году превысит 2%

Российский рынок франчайзинга продолжает расти, несмотря на экономическую турбулентность, а к 2027 году доля страны на мировом рынке франчайзинга может увеличится с нынешних 1,97% до 2,15%, рассказала председатель совета директоров Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Агнесса Осипова на Московском франчайзинговом форуме, организованном правительством Москвы, РАФ и ресурсом TopFranchise.
По данным РАФ, мировой рынок франчайзинга в 2024 году составил $1,7 трлн, а к 2027 году ожидается его рост до $2,3 трлн. Объем российского рынка по итогам прошлого года отраслевая ассоциация оценивает в 3,029 млрд рублей, что на 13,4% выше уровня 2023 года. В этом году темпы роста рынка в денежном выражении замедлятся до 9,6%, и по итогам года его объем может составить около 3,32 трлн рублей, сообщила Осипова. Количество франшиз за год увеличилось на 15%, до более чем 3800, число франчайзинговых точек — на 16%, до 107 000 предприятий, и сейчас в этом сегменте занято более 1 млн человек, свидетельствует статистика, собранная РАФ. В 2024 году было подано почти на 19% больше заявок на приобретение франшизы — 24 600.
Быстрее всего в прошлом году развивались франшизы в продуктовом ретейле — оборот сектора прибавил 37% по сравнению с 2023 годом и достиг 582,7 млрд рублей, в общественном питании (рост на 20%, до 541,8 млрд руб.) и медицинских услугах (рост на 16%, до 309,8 млрд руб.)
Сейчас Россия занимает третье место в БРИКС по объему рынка франчайзинга после Китая, в котором оборот этого сегмента экономики оценивается в $6–7 млрд, и Индии — $4,23 млрд. Следующие по объему — рынки Бразилии ($0,9–1,1 млрд) и ЮАР ($0,2–0,3 млрд), отмечает Осипова.
При этом, подчеркивает она, Россия лидирует среди стран БРИКС по количеству франшиз в сфере «социального» франчайзинга, то есть в медицине и образовании, а среди стран ЕАЭС — по вкладу франчайзинга в экономику, составляющему 1,5% от ее ВВП.
Экспорт франшиз становится одной из главных точек роста для многих концепций, основными зарубежными рынками для российских брендов стали Белоруссия и Казахстан, а также другие страны бывшего СССР, отмечает Осипова.
Белорусская ассоциация «Белфранчайзинг» вместе с РАФ для лучшего взаимодействия между участниками рынка из двух стран создали единый каталог российских и белорусских франшиз, рассказала председатель организации Ольга Леонтьева. Во второй половине 2025 года он начнет продвигаться через структуры поддержки предпринимательства в обеих странах — в России это цифровая платформа мсп.рф, а в Белоруссии похожий ресурс появится к концу этого года, пообещала она.
Наибольшее число иностранных франшиз, выходящих на рынок Армении, — российские, заявил на форуме Артур Варданян, президент национальной Ассоциации развития франчайзинга. «Франчайзинг показал уже большой экономический эффект для Армении», — отметил он.
Но российские бренды все чаще рассматривают в качестве площадок для экспансии не только страны СНГ, но и БРИКС, указывает сооснователь TopFranchise.ru Василь Газизулин. Именно туда нужно идти отечественным концепциям, которые ищут высокую рентабельность, уверен он.
В 2024 году наибольшее число экспортируемых российских франшиз относилось к сфере общественного питания, сообщила Осипова, не назвав точных цифр. Но в этом, по прогнозу экспертов РАФ, лидером станут медицинские франшизы, в прошлом году занимавшие второе место по числу открытых за границей точек. В пятерку лидирующих направлений также входят франшизы в сфере фешен, мебельного и DIY-ретейла.
Брендами-лидерами по экспорту франшиз в прошлом году стали «Инвитро», «Додо Пицца», «Аскона», KARI, «Хеликс», «Гемотест», «ЧебурекМи», BrandIC, «Шатура» и Respect, подсчитал РАФ. Так, у «Инвитро» за рубежом работает 219 центров, в основном в Казахстане и Белоруссии.
«Российские фешен-бренды и дизайнеры становятся все более востребованными на зарубежных рынках. Есть примеры кооперации между ними и предприятиями в других странах: например, по закупке материалов, таких как индийский хлопок», — отметила Осипова. В составленную РАФ десятку самых активных экспортеров франшиз вошли модные бренды «Твое» и Zarina.
У индийского и российского рынков франчайзинга много общего, считает Гаурав Мария, председатель Ассоциации малого бизнеса и франчайзинга Индии. Так, в обеих странах появляется все больше молодых предпринимателей, открывающих свой первый бизнес именно по франчайзингу. Кроме того, по его мнению, в России и Индии примерно одинаковая стоимость операционной модели. Российские бренды в Индии могут получить полную правовую защиту товарных марок, добавил он, а кроме того, страна работает над снижением налогов на импорт — это облегчит дорогу на индийский рынок.
«Сотрудничество между Саудовской Аравией и Россией выходит за рамки традиционного политического и экономического взаимодействия, переходя к созданию стратегических партнерств в различных секторах, — отметила на форуме исполнительный директор Национальной франчайзинговой компании и международной выставки франчайзинга в Саудовской Аравии Абир Джулиа. — Одним из наиболее перспективных направлений является франчайзинг, который рассматривается как очень эффективный инструмент передачи опыта успешных бизнес-моделей между рынками». Королевство является идеальными воротами для российских брендов, стремящихся выйти на рынки Ближнего Востока, считает она.
Только в Саудовской Аравии и ОАЭ уже работает более 1000 российских брендов, и можно ожидать, что их развитие ускорится после реализации готовящихся сейчас межгосударственных соглашений о сотрудничестве внутри стран Ближнего Востока и БРИКС, заключает основатель FranExpo в ОАЭ Абду Дабу.
