
Доля просмотров предложений о покупке производственных франшиз в 2020-е поднялась выше 20% от общего числа просмотров, и к 2023-му достигла пика в 26%, но затем случился обвал — в первые месяцы 2025-го на такие франшизы пришлось не более 8%, подсчитали аналитики каталога Topfranchise.ru для Forbes Франшизы. Но падение вызвано не снижением интереса к предложениям, а их недостатком, считают эксперты ресурса. По оценке Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) и других крупных каталогов — Franshiza.ru и Businessmens.ru, из 3800 франшиз, представленных на российском рынке, производственных — не более 5%. При этом на зарубежных рынках этот сегмент — один и крупнейших.
«Производство — это единственная ниша во франчайзинге, где спрос превышает предложение. Производственный франчайзинг очень интересен, как правило, инвесторам-мужчинам в возрасте 35 плюс, но в этой сфере у них небольшой выбор», — объясняет руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская.
«Производственного франчайзинга в России нет», — категоричен Сергей Романов, директор компании «Биоват», производителя экологически чистых шумо- и теплоизоляционных материалов. По мнению Романова, основная особенность производственного франчайзинга — наличие во франчайзинговом пакете уникальной технологии, ноу-хау, которое передается партнерам. В то же время подавляющее большинство производственных франшиз в России, считает предприниматель, предлагают стандартные технологии, и главное в их пакете — маркетинговые услуги рекламная кампания и лидогенерация.
«Пока у франчайзи есть возможность платить [франчайзеру] за рекламу, бизнес работает нормально, но если денег на это не остается — он никому не интересен», — отмечает Романов.
По мнению Дмитрия Владыкина, основателя сети франшиз столярных мастерских «Дилект», на российском рынке до 90% производственных франшиз в принципе не передают никаких технологий, а только называются так: франчайзер сам производит продукт, а с помощью франчайзи всего лишь строит дилерскую сеть.
Сделай сам: в чем видят риски производители
Большинству производственных компаний вообще нет необходимости обращаться к франчайзинговой модели, они привыкли в развитии рассчитывать только на себя, считает основатель каталога франшиз Businessmens.ru Юрий Богомолов. К тому же, как правило, такие франшизы слишком сложны для начинающих предпринимателей, которых среди франчайзи большинство.
Владыкин считает, что производственный франчайзинг не сильно развит в России потому, что в мышлении многих производственников идеи масштабирования просто нет. «Я же сразу нацеливался не на то, чтобы выточить больше условных деревянных столешниц, а на создание стандартов бизнеса, потому что с самого начала планировал масштабирование», — говорит он.
Рождественская добавляет, что обладателям уникальных производственных технологий чаще всего выгоднее масштабировать бизнес самостоятельно, а не делиться знаниями с франчайзи: «Зачем плодить себе конкурентов, обучая производственной технологии? С большой долей вероятности люди могут выйти из сети, а все технологии ты назад не заберешь, если производственная линия налажена».
Сергей Романов из «Биоват» технологию по франчайзи передавал, однако все три проданные компанией франшизы принесли компании проблемы.
«Биоват» вышла на рынок франчайзинга в 2017 году, ее предложение включало поставку оборудования для экозаводов по переработке вторичного сырья в изоляцию, а также налаживание технологического цикла и поддержку в сбыте готовой продукции. Стоила она 16 млн рублей, по словам Романова, дешевле такое производство не запустить. Однако партнеры не оправдали ожиданий франчайзера. Инспекционная поездка на одно из предприятий выявила нарушения технологического процесса: на франчайзинговом заводе использовались более дешевые ингредиенты, позволявшие снизить себестоимость продукта. В результате «Биоват» получала много рекламаций от покупателей.
В дальнейшем партнеры просто вышли из сети, отказались платить роялти и попытались работать дальше по налаженной франчайзером технологии, однако в итоге закрылись, рассказывает Романов.
Он убежден, что российские предприниматели не готовы к работе в рамках классического франчайзинга: «Первые полгода еще держатся в обозначенных рамках, но как только освоились, начинают искать возможности для повышения своей прибыли за счет отхода от стандартов качества и техпроцессов». Похожая история приключилась и с остальными франчайзи компании, рассказывает Романов. Он не стал ни с кем судиться: просто каждый пошел своим путем. «Возможно, мы снова запустим франшизу, но будем намного тщательнее отбирать франчайзи», — говорит он.
Нахимичили и построили
Крупных федеральных брендов, как, например, в сегменте ПВЗ или фастфуде, среди производственных франшиз пока нет, говорит Богомолов из Businessmens.ru, но начали расти небольшие новые бренды с активной рекламой и невысокими стартовыми инвестициями — например, производства мягких окон или бытовой химии. По данным Topfranchise.ru, увеличивается количество предложений в сфере производства продуктов, строительства, деревообработки, бытовой и автомобильной химии, сборе и переработке сырья. Среди таких франшиз эксперты каталога называют «Буханку», «РЕМИТ. Вкусные колбасы», пункты приема вторсырья «Утилизатор», бизнес по созданию модульных экодомов Freedom Naturi, производство резиновых покрытий «Мастерфайбр», экозаводы «Умная Sreda» по производству уличной мебели.
По мнению исполнительного директора РАФ Юрия Михайличенко, высокий потенциал роста сейчас у франшиз в сфере производства покрытий и оборудования для детских игровых площадок, воркаута, автохимии. Также, уверен он, будет расти бизнес в сфере малоэтажного строительства и сопутствующих процессов: производство лестниц, гибкой черепицы, отделочных панелей, фасадов, заборов, кровель, что связано с замедлением продаж жилья в многоэтажных домах.
Ленар Биктимеров, основатель франчайзинговой компании «Каркас тайги» по строительству каркасных домов и бань, согласен с этим мнением: «Сейчас наш рынок растет очень быстро. Людям со средними доходами становится сложно купить квартиру, и многие обратили внимание на строительство своего дома. За последний год мы получили десятки новых партнеров. Думаю, рынок ждет и дальше большой рост — как потребителям, так и бизнесменам нужны промежуточные и надежные решения».
Биктимеров вместе с братом начал строительный бизнес в 2020 году. «Я вложил деньги, брат сделал проект, и мы в мае построили у мамы в огороде первую каркасную баню там, где картошку не успели посадить. Выбрали самый простой путь: поставили цену всего на 5000 рублей ниже, чем у конкурентов, и дело пошло очень быстро», — рассказывает предприниматель. «Каркас тайга» начала вслед за банями строить каркасные дома, в 2024 году запустила франшизу, и сейчас в сети 134 партнера в 60 городах.
Сеть Woodnext из Краснодара занимается модульным строительством домов и бань. В 2024 году компания, начавшая развивать франчайзинг три года назад, продала 20 франшиз. «В 2024 году был всплеск интереса к нашей франшизе на фоне снижения продаж ипотеки», — говорит соучредитель компании Надежда Чернявская. В этом году интерес к франшизе Woodnext не такой высокий: предпринимательница связывает это с высокими ставками по депозитам.
«Дилект» на рынке 12 лет, франчайзинг начала развивать в 2024 году и открыла пока шесть производств. «У нас партнер получает автономный бизнес, который может работать и без участия управляющей компании», — подчеркивает Владыкин. По его словам, франшиза компании в основном востребована у мужчин от 35 до 50 лет. Пока был только один случай неудачи: у партнера просто не хватило денег на реализацию проекта.
Сразу несколько франшиз появилось в сегменте производства бытовой химии после ухода с рынка западных брендов. Один из таких брендов, «Бизпро», выпускающий гели для стирки, средство для мытья посуды и жидкое мыло, подписывает с партнерами-франчайзи договор поставки оборудования, рассказывает основатель компании Александр Трофимов.
По его словам, партнер получает производственные установки, услуги технолога, а главное — менеджера по продвижению на маркетплейсах и в офлайн-торговле. «Бытовая химия — один из самых продаваемых товаров на маркетплейсах. А за счет того, что партнеры сами ее производят, они могут делать наценку 300-400%», — объясняет логику заработка Трофимов. За год «Бизпро» включила в сеть 20 новых партнеров, которым обещает прибыль от 200 000 до 1 млн рублей в месяц при инвестициях в 750 000 рублей.
На производственные франшизы с невысокими вложениями всегда будет стабильный спрос, считает основатель каталога франшиз Businessmens.ru Юрий Богомолов. К их преимуществам можно отнести саму специфику: вы запускаете производство и дальше продаете товар, получая его без посредников и их наценок, можете быть более гибким в ценообразовании, а значит, и более конкурентоспособным, уверен эксперт.
«Бизпро» хочет увеличить число партнеров до сотни до конца этого года, «Каркас тайги» запланировал развитие по горизонтали: компания будет строить не только отдельные каркасные дома, но и их поселки, чтобы оптимизировать процесс строительства — проекты рядом проще контролировать.
«Мы планируем быть представленными во всех регионах России и выйти на международные рынки, открыв от 20 до 30 производств, — говорит Владыкин из «Дилект». — Наше преимущество, как сети мастерских, в постоянстве качества: частные мастера чаще всего не способны его обеспечить. Во всех странах есть, конечно, свои особенности потребления, но там, где нет, например, подоконников, почти наверняка есть деревянные лестницы».